Магистерский диплом (ВКР) на тему Международно-правовое регулирование трудовой миграции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические вопросы международно-правового регулирования трудовой миграции. 5
1.1.
Понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета
международно-правового регулирования. 5
1.2.
Социально-политические предпосылки международно-правового регулирования
трудовой миграции. 17
Глава
2. Международно-правовой механизм, регулирующий трудовую миграцию 28
2.1.
Механизм международно-правового регулирования: понятие и структура. 28
2.2.
Состояние международно-правового регулирования трудовой миграции в Содружестве
Независимых Государств. 48
Глава
3. Правовой статус трудящихся-мигрантов и его закрепление в нормах
международного права. 57
3.1.
Содержание прав и обязанностей трудящихся-мигрантов. 57
3.2. Международно-правовая
ответственность за незаконную трудовую миграцию 74
Заключение. 87
список
использованных источников. 92
Введение:
Актуальность настоящего исследования в современных условиях
ни для кого не вызывает сомнений. Сегодня практически все страны мира являются
одновременно странами назначения, происхождения и транзита для международных
мигрантов. Однако особенно остро проблемы миграции сегодня ощущают страны
Европейского Союза. Российская Федерация также столкнулась с проблемами
миграции.
В настоящее время является востребованным для нашей страны
привлечение иностранцев к выполнению трудовых функций. При этом актуальность
данного тезиса является справедливой как для высококвалифицированных
специалистов, так и работников, осуществляющих низкоквалифицированный труд, так
как на определенные вакансии востребованными являются как те, так и иные
специалисты. Но при этом, большинство работодателей стараются избежать
заключения трудовых договоров с иностранцами. Дело в том, что правовое
регулирование данных отношений относится не только к сфере трудовых отношений,
но и отношений, регулируемых миграционным законодательством.
Тяжелая экономическая ситуация и отсутствие вакансий в отдельных
странах СНГ вызывает приток трудовых мигрантов в Россию, поскольку в случае
подбора кадров для неквалифицированного и тяжелого труда набор таких рабочих
является приоритетным с учетом его дешевизны. В последнее время преобладают
мнения о том, что российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов.
Следствием этих процессов является социальная напряженность, межэтнические
конфликты и ухудшение криминогенной обстановки.
Современная международная трудовая миграция населения – это
сложно явление, которое влияет на все стороны развития общества, и на
экономику, и на политику, на демографию и национальные отношения, идеологию и
религию.
Проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество в вопросах
трудовой миграции указывает, что трудовая миграция должна быть объектом
международно-правового регулирования, поскольку одно государство сегодня не в состоянии
урегулировать проблемы международной трудовой миграции.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере
международной трудовой миграции.
Предмет работы – универсальные и региональные международно-правовые
нормы, нормы национального законодательства, регулирующие отношения в сфере
трудовой миграции, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в
настоящем исследовании.
Цель работы – изучить особенности международно-правового
регулирования трудовой миграции.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание
предмета международно-правового регулирования.
2. Рассмотреть социально-политические предпосылки
международно-правового регулирования трудовой миграции.
3. Изучить механизм международно-правового регулирования.
4. Выявить состояние международно-правового регулирования
трудовой миграции в СНГ.
5. Исследовать содержание прав и обязанностей трудящихся-мигрантов.
6. Проанализировать вопросы международно-правовой
ответственности за незаконную трудовую миграцию.
Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический,
сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
трудовых ресурсов между странами. Она представляет собой
перемещение граждан одной страны в другую для длительного проживания и
осуществления трудовой деятельности. Как правило, речь идет о периоде свыше
одного календарного года.
Миграция может оказывать как положительное, так и
отрицательное влияние на состояние экономики государства. Сами миграционные
процессы существуют в мире более пятисот лет. За это время были выработаны
методы воздействия на передвижение рабочей силы. Регулирующие инструменты,
позволяющие управлять миграционным потоком, существуют на международном уровне.
Они включают в себя:
1. Законодательные акты, уточняющие юридический,
профессиональный и политический статус мигрантов.
2. Государственные органы, отслеживающие миграционный поток
и правомерность проживания на территории страны.
3. Различные соглашения и договоры между государствами.
4. Международные конвенции.
В международном трудовом праве особенно важным регулятором выступают
императивные нормы, призванные защищать интересы работника, несмотря на нормы
избранного сторонами правопорядка. К их кругу включают, в частности, те,
которые направлены на защиту наемных работников от увольнения, защиту прав
беременных женщин и матерей, определяют продолжительность сроков расторжения
трудового договора и т.п., являются более благоприятными для работника по
сравнению с нормами правопорядка, избранного сторонами трудовых отношений
(принцип сопоставления правовых режимов с точки зрения их содействие наемным
работникам).
В сфере международного труда действует значительное
количество международно-правовых актов многостороннего и двустороннего
характера, направленных на определение общего статуса работника.
Международная организация труда ведет активную работу со
всеми национальными статистическими службами по гармонизации существующих
инструментов и методологии оценки трудовой миграции. МОТ разработала и приняла
ряд основополагающих документов, которые помогают национальным службам
организовать разработку или усовершенствовать обследование рабочей силы и
других средств сбора надежной статистики о трудовой миграции на основе
международных стандартов и общих методологии. Во многих международных
документах делается акцент на важность получение актуальной и надежной
информации о трудовой миграции.
Мигранты — это не статичная функция экономики только одной
страны, а динамичная. Рабочие прибывают из рабочей силы одной страны,
присоединяются к рабочей силе другой страны, могут покинуть и выйти на рынок
труда третьей страны и вернуться домой в течение нескольких лет, внося свой
вклад в экономику нескольких стран. Учитывая необходимость обмена опытом и
фундаментальные связи развития с трудовой миграцией, мир труда должен быть
адекватно отражен и включен в глобальные дискуссии по вопросам международного
развития.
Продвижение вперед в развитии означает более глубокое
понимание и удовлетворение потребностей всех трудящихся, включая
трудящихся-мигрантов. Устойчивое развитие, которое обеспечивает изобилие рабочих
мест, соответствующих квалификации работников на всех уровнях, которое
обеспечивает достойную заработную плату и социальные льготы, которое сокращает
разрыв между богатыми и бедными (а не расширяет его) и которое обеспечивает
экологически безопасные, здоровые и справедливые условия труда, будет служить
более прочным двигателем роста и инноваций.
Правовой статус трудовых мигрантов и членов их семей можно
определить как совокупность прав и обязанностей мигрирующих лиц, которые
регламентируются национальным законодательством государств-доноров и
государств-реципиентов, а также международно-правовыми нормами.
Права субъектов трудовой миграции можно определить как
юридически признанные возможности мигрирующих лиц, которые отражают специфику
подхода каждого государства к этой проблеме и получили закрепление в
международных универсальных и региональных многосторонних договорах, двусторонних
соглашениях, а также национальных нормах права, что обусловлено необходимостью
обеспечения политической, экономической, социальной и иной защиты трудовых
мигрантов и создание для них условий, благоприятных для жизни и деятельности.
Что касается определения понятия обязанностей субъектов трудовой миграции, то
оно, по сути, идентично понятию обязанностей субъектов международной миграции.
Актуальность соблюдения основных прав и свобод мигрантов
бесспорна, поскольку именно мигранты, как правило, являются наиболее уязвимыми
в правовом отношении. Стоит признать, что, несмотря на наличие
международно-правовых документов и механизмов как универсального, так и
регионального уровня, призванных обеспечивать соблюдение основных прав и свобод
человека, в каждом государстве остается свой индивидуальный подход к защите
этих прав. Особенности защиты прав человека, характерные для того или иного
общества, является важной составляющей его самобытности и политической
культуры.
Подводя итог анализу основных международно-правовых актов о
труде мигрантов, отметим некоторые закономерности. Процесс развития
международно-правового регулирования труда мигрантов, длящийся порядка ста лет,
не сформировал единого подхода к определению понятия трудящегося-мигранта.
Международные организации (ООН, МОТ), признавая суверенитет государств в
правовом регулировании трудовой миграции и связанность политики
соответствующими экономическими и демографическими условиями, оставляют поле
для усмотрения при решении вопроса о том, наделять ли правовым статусом
трудящегося-мигранта лиц, находящихся на территории без законных оснований.
Кардинально иным является по общему правилу подход,
демонстрируемый на уровне региональных международно-правовых актов. Включение в
них положений о труде мигрантов продиктовано необходимостью определить
обязательства государств в отношении реально сложившихся миграционных путей
трудящихся между определенными государствами. Оговорки об ограничении действия
региональных актов по кругу лиц (только в отношении мигрантов, находящихся на
территории на законных основаниях), сдерживая потоки нелегальных мигрантов,
одновременно призваны способствовать выполнению государствами своих контрольных
обязательств.
Во всех рассмотренных международно-правовых актах
подчеркивается потребность защиты трудящихся-мигрантов от дискриминации и
принудительного труда и применения к ним определенного стандарта наделения
правами и свободами.
Сегодня иностранцы государств — членов ЕАЭС находятся в
более выгодном положении в сравнении с остальными. В частности, для
долгосрочного пребывания в России им достаточно наличия трудового или
гражданско-правового договора и патент им не требуется, а соответственно, они
не должны вносить ежемесячные авансовые платежи, проходить процедуру оформления
патента, тратить на нее средства, сдавать экзамен по русскому языку, истории
России и основам законодательства, а также проходить медицинское
освидетельствование и приобретать полис добровольного медицинского страхования.
Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане стран — членов ЕАЭС
имеют право в любом субъекте РФ и делать это без учета мер по ограничению
национального рынка труда. Единственным же плюсом для иностранцев,
осуществляющих рабочую деятельность по патенту, в сравнении с гражданами
государств — членов ЕАЭС является возможность законного пребывания в России при
отсутствии трудового или гражданско-правового договора (при учете
предоставления уведомления о заключении такого договора в двухмесячный срок со
дня получения патента). Данный текст является первой частью описания
результатов исследовательского проекта, посвященного правовому положению
иностранных граждан из государств ЕАЭС и прочих стран СНГ. Во второй,
заключительной, части будут представлены результаты анализа правил пребывания
членов семей, социального страхования, а также касающиеся депортации,
административного выдворения и последующих въездов в Российскую Федерацию
применительно к этим двум группам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические вопросы международно-правового
регулирования трудовой миграции 1.1. Понятие трудовой миграции, ее сущность и
содержание предмета международно-правового регулирования Современная мировая экономическая система характеризуется
процессами интеграции национальных экономик. Это приводит к расширению
взаимодействия между странами. Сейчас происходит не только торговый обмен
готовыми благами, так же происходит перераспределение факторов производства.
Одним из ведущих типов ресурсов стал человеческий капитал. Благодаря ему
осуществляются структурные преобразования в экономической и социальной жизни
общества.
Миграция рабочей силы представляет собой процесс
перераспределение трудовых ресурсов между странами. Она представляет собой
перемещение граждан одной страны в другую для длительного проживания и
осуществления трудовой деятельности. Как правило, речь идет о периоде свыше
одного календарного года.
Миграция может быть внутренней и внешней. Внутренняя
миграция характеризует перемещение людей в пределах государственных границ
одной страны. Например, может происходить движение масс из провинции в столицу,
из деревень в город. Так же может происходить территориальное перераспределение
трудовых ресурсов. Внешняя миграция описывает международное движение
человеческого капитала. Оно происходит по личной инициативе, либо в рамках работы
транснациональных корпораций. Основным фактором смены места жительства является
повышение уровня жизни[1].
Можно сказать, что миграция представляет собой экспорт и
импорт рабочей силы. Основным товаром или объектом отношений становится
человеческий потенциал и знания. Страна-экспортер получает доход в виде
трансфертных платежей от своих граждан, трудящихся заграницей. Страна-импортер
решает проблемы дисбаланса внутреннего рынка труда. Негативные последствия
миграции связанны с оттоком трудоспособного населения, неблагоприятным
соотношением между эмиграцией и иммиграцией. В странах, являющихся покупателями
рабочей силы, назревают социальные, религиозные и политические конфликты.
Международная миграция рабочей силы связана и с
неравномерностью распределения населения, находящегося в трудоспособном возрасте.
Большая часть молодежи сконцентрирована в странах Азии и Африки.
Миграция может оказывать как положительное, так и
отрицательное влияние на состояние экономики государства. Сами миграционные
процессы существуют в мире более пятисот лет. За это время были выработаны
методы воздействия на передвижение рабочей силы. Регулирующие инструменты,
позволяющие управлять миграционным потоком, существуют на международном уровне[2]. Они включают в себя:
1. Законодательные акты, уточняющие юридический,
профессиональный и политический статус мигрантов.
2. Государственные органы, отслеживающие миграционный поток
и правомерность проживания на территории страны.
3. Различные соглашения и договоры между государствами.
4. Международные конвенции.
В мире существуют специальные организации, отслеживающие
тенденции в перемещении трудовых ресурсов между странами. Так в рамках Организации
экономического развития и сотрудничества существует структура, которая
координирует работу национальных органов в сфере миграции. Задачами этой
структуры можно назвать разработку долгосрочных программ по управлению
перемещениями населения, оказание консультационной помощи, сдерживание процесса
«утечки умов», контроль над реэмиграцией.
Организация объединенных наций и Международная организация
труда так же занимаются вопросами трудовой миграции. ООН занимается проблемами
переселения беженцев и людей, преследуемых по религиозным и этническим
критериям.
Важной особенностью регулирования является приоритет
национального интереса. Однако, странам необходимо придерживаться определенных
норм и правил управления миграционными потоками. Еще одна особенность заключается
в двустороннем воздействии на перемещение рабочей силы. В нем участвуют
страна-импортер и страна-экспортер. Первая регулирует количество въезжающих,
уровень их квалификации и профессиональной подготовки. Вторая сдерживает отток
населения и выступает гарантом прав своих граждан, проживающих заграницей[3].
В течение последних двух десятилетий, когда международная
миграция рабочей силы увеличилось, большинство международных и национальных
организаций, которые озабочены сбором объективных статистических данных,
инициировали исследования и разработку методологии, чтобы охватить измерениями
это явление. Происходит всестороннее обсуждение вопросов трудовой миграции в
условиях глобализации. Одна из международных организаций, поддерживающая
исследования в области труда миграции – это Международная организация труда
(МОТ).
Таким образом, развитие современного мира сопровождается
всепоглощающими процессами глобализации, которые являются существенными
факторами, влияющими на изменение условий существования государств. Одним из
последствий такого «стирания» границ является возникновение большого количества
трудящихся-мигрантов. Однако труд этой категории лиц обычно характеризуется
тяжелыми условиями, что свидетельствует если не о недостаточности их правовой
защиты, то, во многих случаях, об отсутствии реальной возможности реализовать
предоставленные им права. Согласно оценкам МОТ, к началу XXI в. в мире
насчитывалось от 36 до 42 млн. трудящихся-мигрантов[4].
В связи с интеграционными процессами в экономике, все более
распространенной становится трудовая миграция и порожденные ею трудовые
отношения, связанные больше, чем с одним правопорядком. Из-за чрезвычайно
масштабных трансграничных перемещений товаров, услуг, интернационализацию
производства, научно-технического прогресса, привлечения иностранного капитала,
создания транснациональных корпораций, совместных предприятий и т.д.,
межгосударственная трудовая миграция характеризуется вовлечением в нее
значительного числа лиц. На увеличение объемов трудовой миграции влияют, в том
числе и политические факторы: распад одних государств и создания других,
изменения в характере политического строя, международные и межэтнические
конфликты, войны и тому подобное. Результатом этого на сегодня является
существование в большинстве развитых стран мира определенной прослойки лиц,
которые на законных (или не совсем) основаниях, постоянно, временно, с целью
трудоустройства находятся на их территории.
Вследствие распространения трудовой миграции возникают и
существуют трудовые отношения, связанные более чем с одной правовой системой.
Например: работа граждан данной страны на иностранных нанимателей в стране и за
рубежом (трудовая эмиграция граждан, заключение трудовых контрактов с
иностранными фирмами о выполнении работы внутри страны, работа в зарубежных
совместных предприятиях); командировки граждан для работы за рубежом; работа на
предприятиях, которые являются юридическими лицами в соответствии с национальным
правом, но принадлежащих иностранному капиталу и входят в орбиту транснациональных
корпораций; труд иностранцев по различным основаниям (трудовая иммиграция,
работа на предприятиях с иностранными инвестициями, осуществление различных
форм экономического сотрудничества и т.д.)[5]. Чаще всего международное
частное право регулирует так называемые «индивидуальные» трудовые отношения, то
есть отношения, выходящие за пределы национального правопорядка между нанимателем
и работником, трудовые отношения с рассмотрения споров между указанными
сторонами и тому подобное. Однако не исключены и такие ситуации, когда
международное частное право должно регулировать и «коллективные» трудовые отношения,
связанные с организацией и управлением коллективным трудом (отношения между
трудовыми коллективами, профсоюзами, хозяйственными органами по организации
труда и управления предприятием)[6].
Для определенных профессий (связанных, например, с обслуживанием
международных перевозок, выполнением представительских функций на территориях
разных стран и т.п.) выход за пределы одного правопорядка является их неотъемлемой
составляющей. Сфера международного трудового права значительно расширилась, в
том числе из-за деятельности транснациональных корпораций, пытающихся
действовать в различных странах (в частности, развивающихся) с целью снижения
затрат на заработную плату. С другой стороны, сами работники пытаются решить
свои социальные проблемы, связанные с низкой заработной платой, безработицей и
т.д. в стране гражданства через трудоустройство в странах с более высоким
уровнем условий труда или большим кругом возможностей для трудоустройства.
Проблемы, которые могут возникнуть и возникают в связи с этим, связанные на
глобальном межгосударственном уровне с «гастарбайтерами», «зонами дешевых
зарплат», «убегающей промышленностью» (Runaway Industries), «дешевым флагом»[7] и на уровне отдельных лиц
с социальным и пенсионным обеспечением, справедливым решением трудовых споров с
иностранными нанимателями, зачислением стажа работы за рубежом, обеспечением
государственной защиты собственных граждан в случае их трудоустройства за пределами
страны, распространением на иностранцев национального режима.
Для правового регулирования трудовых отношений национальное
право различных стран содержит соответствующие правовые нормы в конституциях,
кодексах, законах, трудовых договорах и тому подобное. Так, трудовое право
стран континентальной Европы характеризуется значительным удельным весом
законодательных актов и коллективных договоров, являющихся главными источниками
трудового права. Судебная практика и судебные решения здесь не признаются источниками
права. В странах англосаксонского права значительное место занимают
коллективные договоры и решения судов, имеющих силу источников права. На
законодательном уровне регулируются лишь отдельные вопросы, касающиеся, в
частности, профсоюзов, забастовок и тому подобное.
Признается, что объективно сложилась дифференциация
трудового права между национальными системами, типичными видами трудового
права, унитарными и федеративными государствами и тому подобное. Дифференциацию
трудового права различных стран связывают со спецификой экономического и
политического устройства, правовыми, социальными, производственными особенностями,
историческим развитием, культурными, бытовыми традициями, активностью
профсоюзного движения и т.д.[8]. [1]
См.Тимошенко М.В. Содержание понятий «миграция трудовых ресурсов» и «трудовая
миграция» в научных исследованиях и практике регулирования // В сборнике:
Молодежь в науке и предпринимательстве. под науч. ред. А.П. Бобовича. – г.
Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской
кооперации, 2018. — С. 31-35. [2]
См. Невмержицкая М.Н. Понятие трудовой миграции, виды, причины, принципы
правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации // Вопросы
гуманитарных наук. — 2020. — № 2 (107). — С. 67-68. [3]
См. Тойчиева Б.Т. Современная внешняя трудовая миграция и развитие предпринимательства
// Вопросы экономических наук. — 2020. — № 3 (103). — С. 20-22. [4]
См. Котляр А. Миграция — не проблема, а факт // Зеркало недели. — 2017. — 28
апр. — С. 26. [5]
См. Довгерт А.С. Правовое регулирование международных трудовых отношений: учеб.
пособие. — М.: НМК ВО, 2012. — С. 54-74. [6]
См. Международное частное право. Современные проблемы. – М.: Наука, 2014. — Кн.
1. — С. 127-128. [7]
Кох Х. Международное частное право и сравнительное правоведение / Х. Кох, У.
Магнус, П. Винклер фон Маренфельдс; [пер. с нем.]. – М.: Междунар. отношения,
2011. — С. 237. [8]
См. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: [учебник для
вузов]. – М.: Дело, 2015. — С. 75-76.