Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему методика формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Методические основы формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач 7

1.1 Понятие творческой активности старшеклассников при обучении математике 7

1.2 Сущность векторного метода решения геометрических задач в школьных учебниках геометрии 17

1.3 Особенности процесса формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач 27

Выводы по первой главе 38

Глава 2. Реализация процесса формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач 40

2.1. Система задач, ориентированная на формирование творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач 40

2.2 Элективный курс «Геометрические задачи, решаемые векторным методом» 47

2.3 Описание педагогического эксперимента 52

Выводы по второй главе 78

Заключение 79

Список используемой литературы и используемых источников 82

Приложение

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире творчество выступает важнейшим компонентом и необходимым условием общественного прогресса и рассматривается с философских, педагогических, психологических позиций в тесной связи с процессом формирования и развития личности. Множество технических нововведений и большой объём информации актуализируют проблему развития творческого потенциала детей в воспитательной практике школ. В связи с этим важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся.

Основные творческие качества каждого ребенка могут успешно развиваться и в рамках школьного обучения. В качестве средств, направленных на развитие творчества учащихся, могут использоваться различные задания и упражнения нетрадиционного содержания, за счет чего происходит расширение учебного материала.

Основы изучения понятия творчество и творческой личности были заложены такими авторами, как Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская и многими другими авторами и учеными. В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев, Г.И. Щукина раскрывали в своих работах особенности развития творчества.

Некоторые особенности включения творческой деятельности в школьное обучение рассматривали в своих трудах В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и т.д.

Однако к настоящему времени в психолого-педагогической отрасли не так много работ по формирования творческой активности старшеклассников на уроках геометрии.

Важность и значимость творческих способностей для учащихся старших классов обусловлены не умением школьников применять собственные знания в новых для себя делах. Также в рамках школьного обучения не всегда выделяется время для решения задач нестандартными способами, а также для применения знаний в необычных заданиях.

Основу данного исследования составили положения личностно-жеятельностного подхода, который в исследованиях рассматривали В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, М.Д. Виноградова и др.

Творческая активность учащегося состоит из множества факторов, на нее оказывают влияние, как внешние обстоятельства, так и внутренние условия. Творческая активность, а также в частности познавательные интересы, несомненно, формируются под влиянием внешних факторов. Однако с течением времени, а также в соответствии со взрослением учащихся их действия становятся более осмысленными и осознанными, соответственно, внутренние факторы с большей степенью будут влиять на творческую активность. К числу внутренних факторов можно отнести: взгляды на мир, жизненный опыт, заинтересованность в чем-либо, определенные нужды. Перечисленные обстоятельства формируют направления деятельности учащихся, а также воздействуют на их психическое состояние.

Изучением взаимосвязи творческой активности и познавательных способностей учащихся их развитием занимались многие авторы, исследователи, педагоги и психологи: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский.

На основе сложившейся ситуации в школьном обучении, а также имеющихся исследованиях в области психологии и педагогики, можно сделать вывод, что в формировании творческой активности старшеклассников на уроках геометрии наблюдаются довольно значимые противоречия, состоящие между формированием данного качества и недостаточным использованием необходимых методических средств в школьном обучении.

Особое место занимает процесс развития творческой активности старших школьников при реализации векторного метода на уроках геометрии. Данный метод выступает в качестве одного из основных методов решения геометрических задач. При этом изучение векторов имеет особое значение для самих школьников и позволяет успешно сформировать их математическую грамотность. Применение такого способа при решении геометрических задач значительно облегчает данный процесс.

Векторный способ решения задач по геометрии рассматривался различными авторами и учеными по разным предметам, не только по математике, но и по физике. К числу таких авторов можно отнести А.Н. Колмогорова, В.А. Гусева, З.А. Скопец, Ю.М. Колягина и т.д.

Есть несколько подходов к определению понятия вектор и определены действия над ним. Распределены задачи, решаемые векторным способом, выявлены умения и навыки для применения векторного способа решения задач. Все современные методики обучения базируются на соображении о том, что первостепенное назначение векторов связано с использованием алгебраического аппарата при решении геометрической задачи.

Несмотря на все это, многие специалисты отмечают, что некоторые школьники затрудняются использовать векторный метод для решения задач по геометрии.

Объект исследования: обучение векторному методу решения геометрических задач.

Предмет исследования: методика формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по формированию творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие творческой активности старшеклассников при обучении математике.

2. Рассмотреть сущность векторного метода решения геометрических задач в школьных учебниках геометрии.

3. Выявить особенности процесса формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач.

4. Представить систему задач, ориентированную на формирование творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач.

5. Разработать элективный курс «Геометрические задачи, решаемые векторным методом».

6. Представить описание педагогического эксперимента.

Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме данного исследования, синтез, систематизация, обобщение изученного педагогического опыта, классификация, качественный и количественный анализ диагностических данных.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В данном исследовании нами были рассмотрены различные точки зрения авторов, педагогов и психологов на понятие творчества. Творчество является определенной частью мышления человека, благодаря которой могут быть созданы различные духовные ценности и материальные блага, имеющие реальную фактическую значимость для общества и определенную новизну. При этом важно отметить, что в настоящее время понятие творчества является всеобъемлющим и может быть включено в различные виды человеческой деятельности. Творчество может быть художественным, техническим, научным, а также и музыкальным и т.д. Понятие «творческая активность» учащегося обозначает определенную человеческую способность, которая характеризуется познавательным интересом, потребностью в решении познавательных задач, определением новых способов учебной деятельности и умением применить свои знания при решении новых учебных задач.

2. Были проанализированы и рассмотрены учебники геометрии дл старших классов Л.С. Атанасяна, А.В. Погорелова и И.Ф. Шарыгина. Исходя из проведенного сравнения, можно выделить учебник Л.С. Атанасяна как наиболее подходящий для изучения темы векторов в пространстве и решения задач векторным методом в курсе 11 класса. В учебнике также представлены все основные формулы, а также представлено довольно много примеров решенных заданий и наглядности к ним. Наименее подходящим учебником является учебник И.Ф. Шарыгина, так как в учебнике практически нет решенных примеров задач, объем задачного материала небольшой, наглядность присутствует.

3. Основными педагогическими подходами при обучении геометрии являются: дифференциация, технология разноуровневого обучения; компетентностный; метапредметный; проблемно-ориентированный подход; личностно-ориентированный; практико-ориентированный; ИКТ технологии; игровые технологии и проектные методы. Каждый из перечисленных подходов можно применять при изучении темы векторов и векторного метода решения задач в старшей школе. Изучение педагогического опыта позволило сделать вывод о том, что для разработки элективного курса важно повторить с учащимися уже пройденный материал по теме, а также предоставить более углубленную линию изучения и расширить знания учащихся, в частности по знакомству с векторным методом решения задач по геометрии.

4. Представлена система задач, ориентированная на формирование творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач. Данные задачи можно успешно использовать в ходе апробации элективного курса по геометрии для старшеклассников с целью активизации их творческой активности.

5. Разработан элективный курс «Геометрические задачи, решаемые векторным методом». Был разработан элективный курс «Геометрические задачи, решаемые векторным методом» для учащихся старшей школы на 34 часа учебного времени по 1 учебному часу в неделю. Каждое из занятий рассчитано на 45 минут. Представлено тематическое планирование данного курса.

6. Представлено описание педагогического эксперимента. Для проверки разработанной методики изучения и решения геометрических задач в старшей школе был проведен педагогический эксперимент. Апробация методики преподавания данной темы проводилась с учащимися 11 класса. В эксперименте приняли участие 20 учеников 11 «А» класса. В соответствии с анализом сравнительных результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента и контрольного этапа, можно заметить положительную динамику в оценках учащихся. На контрольном этапе учащиеся стали лучше разбираться в теме и тем самым смогли лучше решить контрольную работу. Поэтому можно говорить об эффективности разработанной методики обучения решению логических задач в старшей школе. Представленная и апробированная методика может быть использована педагогами в формировании знаний и умений учащихся по рассматриваемой теме. Представленные задания в рамках элективного курса могут быть использованы учащимися в самостоятельной работе дома.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Методические основы формирования творческой активности старшеклассников при обучении векторному методу решения геометрических задач

1.1 Понятие творческой активности старшеклассников при обучении математике

Основные концепции творчества к настоящему моменту рассмотрены в различных науках. Понимание термина «творчество» и его сегодняшняя интерпретация стала актуальной совсем недавно. До начала двадцатого века понятие творчества использовалось не так часто. В прошлых культурах новые концепции и идеи воспринимались в качестве определенной репродукции других идей или как новое открытие.

В большинстве древних культур концепции или достижения, которые сегодня приписывают творчеству человека, в то время считались «открытиями». Также и произведения искусства в древнее время рассматривались в качестве имитации природы, а не как форма творчества. В средневековое время творческие концепции позиционировались как божественное вдохновение [1].

С наступлением эпохи Просвещения общество стало все больше обращать внимание на индивидуальность в искусстве, но даже тогда основное внимание уделялось воображению и интеллекту, которые определенно являются частью современного определения творчества.

Современные взгляды на творчество и творческую деятельность начали появляться с начала 20 века. В это же время стали утверждаться различные психологические течения, которые были сосредоточены на человеке и на его уникальных возможностях и способностях, включая творческие способности. Начиная с этого периода, концепция творчества начала активно развиваться и продвигаться не только в психологии, но и в других различных науках [4].

Понятие творчества актуально не только для искусства и культурологии, но также и для психологии и педагогики. В настоящее время

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы