Магистерский диплом (ВКР) на тему Методические особенности развития скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет средствами легкой атлетики на уроках физической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕНГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8
1.1.
Современное состояние физического воспитания учащихся среднего школьного
возраста. 8
1.2.
Возрастные особенности развития учащихся среднего школьного возраста 13
1.3.
Средства и методы развития скоростно-силовых качеств у учащихся среднего
школьного возраста. 17
1.4.
Теоретико-методические основы оптимизации процесса физического воспитание
скоростно-силовых способностей школьников на основе использования
информационных технологий. 22
1.5.
Методические основы применения физических упражнений для развития
скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста. 24
ВЫВОДЫ ПО
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 36
ГЛАВА. 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 38
2.1.
Методы исследования. 38
2.2.
Организация исследования. 41
ГЛАВА 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО
— СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
3.1.
Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста 42
3.2.
Особенности построения уроков физической культуры для развития
скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста. 47
3.3.
Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей у учащихся
среднего школьного возраста. 49
3.4. Оценка эффективности методики развития
скоростно-силовых качеств у учащихся среднего школьного возраста. 52
3.5.
Оценка динамики развития скоростно-силовых качеств у учащихся среднего
школьного возраста на уроках физической культуры. 63
ВЫВОДЫ.. 77
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 79
Введение:
Актуальность исследования. Современная система подготовки школьников требует высокого уровня развития специальных
физических качеств. Скоростно-силовые упражнения или любые другие, повышают зрелищность выполнения движений [15].
Развитие физических качеств,
наряду с овладением рациональной техникой движения,
является основой роста результатов на уроках физической культуры.
Проблемы скоростно-силовой подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике
на уроках физической культуры. Достижение высоких спортивных результатов невозможно
без оптимального развития
скоростно-силовых способностей.
Воспитание скоростно-силовых способностей занимает важное место в процессе физического воспитания
подрастающего поколения. Место и роль
скоростно-силовых способностей в процессе воспитания здорового и успешного школьника определяется тем, что
от развития данных качеств, как успешность будущей трудовой деятельности, так и достижение высоких спортивных результатов. Под термином «скоростно-силовые способности» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности
в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [24].
«Скоростно-силовые способности» – характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой частой и максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не
достигающих, как правило, предельных величин
[38].
Анализ литературных данных показывает, что весьма
актуальным вопросом является
изучение и рассмотрение эффективных средств в воспитании скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Представляет интерес решение вопросов воспитания быстроты в связи с
теорией критических периодов и концепцией преимущественного развития тех или
иных сторон физического состояния в те периоды, когда происходит их заметный
естественный рост.
Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным
возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов,
регулирующих деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных
нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому
организму.
Возможность использования скоростных и скоростно-силовых упражнений в
среднем школьном возрасте определяется показателями морфофункционального
развития детей, так как уже в школьном возрасте демонстрируются достаточно
высокие возможности организма, тесная взаимосвязь между становлением
функциональных систем и физической подготовленностью.
Более углубленное изучение
скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста на уроках физической культуры
и послужило причиной выбора темы нашего исследования.
Противоречие заключается в имеющихся исследованиях методических
особенностей развития скоростно-силовых способностей у учащихся
13-14 лет средствами легкой атлетики на уроках физической культуры и
разработкой новых. Проблеме развития скоростно-силовых качеств посвящено
довольно большое количество работ. И это не случайно, так как одним из главных
условий усвоения современного уровня соревновательных программ по лёгкой
атлетике является развитие у занимающихся скоростно-силовых способностей.
Нас также заинтересовала эта проблема. Перед нами
возникла проблема выяснить,
каковы наиболее эффективные средства и методы развития
скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры в старших классах.
Объект исследования: процесс
развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста
Предмет
исследования: методические особенности развития
скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет средствами легкой атлетики
на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается,
что процесс развития и формирования скоростно-силовых способностей у учащихся
13-14 лет будет эффективен, при соблюдении следующих условий:
— урок будет включать в себя изучение
и совершенствование особенностей развития скоростно-силовых способностей, а так
же использование специальных и современных средств развития скоростно-силовых
способностей;
— будет применен совокупный
подход к процессу развития скоростно-силовых качеств у школьников на уроках
физической культуры;
— будет производиться реализация
педагогических условий, которые обеспечат результативность методов развития
скоростно-силовых способностей.
Цель исследования: определить
методические особенности развития скоростно-силовых способностей у учащихся
13-14 лет средствами легкой атлетики на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ проблемы физических нагрузок на уроках физической
культуры в школе.
2. Выявить особенности и определить уровни физического развития учащихся
3. Разработать методику развития скоростно-силовых
способностей у учащихся на уроках физической культуры с учетом уровней биологического
развития.
4. Экспериментально проверить эффективность, разработанной методики
развития скоростно-силовых способностей у учащихся основной школы на уроках
физической культуры с учетом уровней биологического развития.
Теоретическую и методологическую основу
исследования составляют
принципы систематичности или целостного подхода изучения растущего организма
[П.К. Анохин, Н.А. Ананьев], также современные научные представления о
доминирующей роли деятельности в становлении человека как личность [Д.Б.
Эльконин; В.В. Давыдов, Л.В. Занков], теоретико-методологическую основу ВФСК
ГТО [В.А. Уваров],
программно-нормативные основы физического воспитания школьников [В.И. Лях, А.П. Матвеев и др].
Методы
исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение
педагогического опыта; наблюдение, беседа, тестирование; опытно — экспериментальная работа; анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная
новизна исследования заключается в следующем:
— обоснованы методические особенности содержания
уроков физической культуры образовательно-познавательной направленности, образовательно-предметной
направленности, образовательно-тренировочной направленности с учащимися на развитие
скоростно-силовых способностей.
— определено, что ключевым условием в содержании
уроков физической культуры, направленных на развитие скоростно-силовых
способностей и разделов школьной программы, являются научно-методические особенности к
нормированию и распределению физических нагрузок.
— полученные экспериментальные данные
свидетельствуют об эффективности содержания уроков физической культуры,
направленных на развитие скоростно-силовых способностей.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты
дополняют раздел теории и методики физической культуры в школе новыми
сведениями, которые позволяют обосновать подготовку детей среднего школьного
возраста на развитие скоростно-силовых способностей и разделов школьной программы.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке методики развития скоростно-силовых
способностей учащихся основной школы на уроках
физической культуры с учетом уровней биологического развития. Полученные
результаты целесообразно использовать специалистам в сфере преподавания
физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Положения, выносимые
на защиту:
— методика развития скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста и
разделов школьной программы;
— комплексы упражнений скоростно-силового характера
для совершенствования двигательной, функциональной подготовленности учащихся среднего школьного возраста;
— вариант содержания уроков физической культуры, направленных на развитие
скоростно-силовых способностей
Апробация
работы и личный вклад соискателя в разработку темы заключается
в исследовании методических особенностей развития
скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет средствами легкой атлетики
на уроках физической культуры. Сообщалась на международной научно-практической конференции: "Наука
в современном мире" (г. Краков, Польша, 2021).
Структура и
объём диссертационной работы состоит из введения, трёх глав,
выводов, списка литературы, приложения. Текст работы изложен на 88 страницах,
иллюстрирован 41 рисунками, 8 таблицами, 2 приложениями. Список литературы содержит 84 источника.
Заключение:
Цель экспериментальной работы заключалась
в повышении уровня развития скоростно-силовых качеств. Для этого была
разработана методика, основу которой составил принцип круговой тренировки.
Данный вид тренировки помогает достичь максимального анаэробного эффекта за
счет повторения работы с высокой степенью интенсивности и ограниченным временем
для восстановления.
Ключевые принципы разработанной методики
включали в себя:
— интенсивность
работы;
— постепенный
рост нагрузки;
— постепенное
снижение времени на отдых;
— усложнение
выполняемых упражнений;
— увеличение
количества кругов.
Круговая тренировка на занятиях состояла
из семи упражнений. Данные упражнения были несложными, что позволило
использовать их повторение многократно. Группа учащихся делилась на четыре
подгруппы, в каждой из которых было по два человека.
В ходе выполнения разработанного комплекса
упражнений для занимающихся могут быть даны следующие рекомендации:
— начало
каждого упражнения сопровождается свистком;
— одно
упражнение длится 1 минуту;
— после
завершения одного упражнения, учащиеся начинают выполнять следующее;
— в
начале упражнения выполняются с интервалом на отдых по 1 минуте, в дальнейшем
время сокращается до 30 секунд;
— отдых
между упражнениями – активный;
— по
мере освоения программы тренировки усложнялись и упражнения – прохождение двух
кругов в течение занятия, использование утяжелителей;
— в
ходе выполнения упражнений необходимо выполнять ключевые требования по технике
упражнения.
У учащихся показатели физического развития еще более увеличились, в
частности выше стал уровень скоростных, координационных, скоростно-силовых способностей, а также физической выносливости. Это объясняется тем, что
школьники постоянно занимаются спортом,
что дает им возможность поддерживать себя в хорошей
физической форме. У школьников экспериментальной группы, показатели физического развития после прохождения программы спортивных занятий имеют некоторую тенденцию
к повышению, но школьникам не хватает систематических занятий физической культурой.
Анализ результатов в контрольной группе
показал, что у школьников при повторной диагностике уровня физической подготовленности показатели являются еще более выраженными, в частности, возросли
скоростные, координационные, скоростно-силовые способности, а также физическая выносливость. Данный эффект достигается систематическими занятиями спортивной деятельностью, участием в соревнованиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕНГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.
Современное состояние физического воспитания учащихся среднего школьного
возраста
Физическая подготовка в широком
смысле трактуется как процесс совершенствования физических качеств и
формирования двигательных умений и навыков, необходимых в профессиональной, в
том числе физкультурно-спортивной деятельности [9]. Также, физическая
подготовка направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование
телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма,
развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных,
выносливости и гибкости [7].
Основное
различие в реальных процессах физического воспитания и физической подготовки
обусловлено главным образом их содержательной направленностью. Если физическое
воспитание ориентировано на общее физическое образование и совершенствование
человека, то физическая подготовка направлена преимущественно на развитие
специальной работоспособности (трудовой, военной, спортивной).
При этом,
когда физическая подготовка по таким параметрам, как двигательные умения и
физические качества приобретает ярко выраженный специфический характер,
применяют термин «специальная физическая подготовка». Если физическая
подготовка не является узкоспециализированной, а носит более широкую,
комплексную направленность, то уместен термин «общая физическая подготовка».
Еще одно отличие этих понятий состоит
в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а
физическая подготовка» может осуществляться также и вне
педагогически-организованного процесса в различных индивидуальных,
самостоятельных формах занятий.
Понятие «физическая подготовка» в
широком понимании получило значительное распространение в таких формах, как
производственная и массово-оздоровительная физическая культура. Здесь он
употребляется для подчеркивания прикладной направленности физкультурных занятий
по отношению к различным видам деятельности [9].
Термин «физическая подготовка» в
узком смысле применяется, прежде всего, в теории и практике спорта. В них для
различения отдельных сторон подготовки спортсмена (технической, тактической и
др.) понятие «физическая подготовка»
трактуется преимущественно как процесс совершенствования двигательных
способностей (силы, выносливости и др.).
Наряду с понятием «физическая
подготовка» в науке и практике пользуются термином «физическая
подготовленность». Их также следует различать. Если физическая подготовка
отражает главным образом процессуальную сторону деятельности, то физическая
подготовленность являет собой результат данного процесса (физической
подготовки), который может оцениваться в конкретной количественной форме
(килограммы, метры, секунды, баллы и т.п.)
Различают общую физическую подготовку
(ОФП) и специальную физическую подготовку (СПФ)
ОФП представляет собой процесс
всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного
вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.
Задачи ОФП:
1. Повышение и поддержание общего
уровня функциональных возможностей организма.
2. Развитие всех основных физических
качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
3. Устранение недостатков в
физическом развитии.
Средствами ОФП являются упражнения из своего и других
видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие
ловкости