Магистерский диплом (ВКР) на тему Менеджмент взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной культуры младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ
МЕНЕДЖМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ЕЁ ФОРМИРОВАНИЮ… 9
1.1. Сущность и
проявление коммуникативной культуры младших школьников 9
1.2. Место и роль семьи и школы в
формировании коммуникативной культуры младших школьников. 20
1.3. Необходимость, сущность, содержание и
технологии менеджмента взаимодействия семьи и школы по формированию
коммуникативной культуры младших школьников. 25
Выводы по первой главе. 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ
МЕНЕДЖМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 32
2.1. Организация экспериментальной проверки технологии
менеджмента взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной
культуры младших школьников. 32
2.2. Реализации технологии менеджмента взаимодействия
семьи и школы коммуникативной культуры младших школьников. 43
2.3. Пути совершенствования менеджмента взаимодействия
семьи и школы по формированию коммуникативной культуры младших школьников. 51
Выводы по второй главе. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
Приложения. 63
Введение:
Актуальность исследования. Развитие
коммуникативной компетентности становится основой для развития личности
младшего школьника, которая отражена в законе «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральной целевой программе развития образования. Это
связано, прежде всего, с тем, что одним из основных влияющих на образование
факторов является взаимодействие обучающего и педагога. Особое место в
формировании основ коммуникативной культуры младших школьников принадлежит
обучающимся в период первого класса, то есть в первый год поступления в
образовательное учреждение. Формированию коммуникативной культуры младших
школьников может способствовать не только общеобразовательное учреждение, но и
семья, как основной институт социализации личности. Все это диктует
необходимость организации взаимодействия родителей и педагога с целью
формирования основ коммуникативной культуры младших школьников.
Степень разработанности проблемы
исследования. Важность
формирования коммуникативной культуры учащихся подтверждена многочисленными
исследованиями. Такие вопросы, как проблемы культуры общения (A.A. Бодалева,
A.A. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и др.), психологическим проблемам
коммуникации личности (Б. Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л. С. Выготского, B.C.
Грехнева и др.) говорят нам о том, что коммуникативные умения и
навыки являются важными факторами, которые обеспечивают процессы социальной
адаптации и самореализации личности.
В
то же время анализ литературы показал, что вопрос взаимодействия семьи и школы
до сих пор остается практически нерешенным, так как семья редко включается в
систему развития коммуникации полноценно. В связи с этим есть необходимость разработки технологии
менеджмента взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной
культуры младших школьников.
Все рассмотренное выше определило противоречие между обеспечением взаимодействия семьи и
школы при развитии коммуникативной культуры младших школьников
и недостаточным вниманием образовательного менеджмента к поставленной проблеме.
Выявленное
противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в
необходимости разработки менеджмента
взаимодействия семьи и школы в формирования коммуникативной культуры младших
школьников.
В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Менеджмент взаимодействия семьи и школы по
формированию коммуникативной культуры младших школьников».
Объект исследования: организация
учебно-воспитательного процесса в школе.
Предмет исследования:
содержание технологии менеджмента взаимодействия семьи и школы по формированию
коммуникативной культуры младших школьников.
Цель исследования:
разработать и экспериментально проверить технологию менеджмента взаимодействия
семьи и школы.
Гипотеза исследования.
1. Успешность
обучающихся первого класса во многом определяется умением взаимодействовать как
с педагогами, так и со сверстниками.
2. Эффективность
освоения навыков коммуникативной культуры происходит если:
1) Происходит
взаимодействие субъектов образовательного учреждения, родителей обучающихся и
непосредственно самих обучающихся;
2) Взаимодействие
носит системный характер и выстраивается с учетом индивидуальных особенностей
сформированности основ коммуникативной культуры и участием родителей;
3) Организация
работы в образовательной среде происходит поэтапно;
4) Субъектом
выступает педагог, который выстраивает взаимодействие с родителями обучающихся,
побуждая их деятельности, направленной на формирование основ коммуникативной
культуры младших школьников с целью достижения успешного обучения.
Задачи исследования:
1.
Раскрыть сущность коммуникативной культуры младших школьников,
2.
Дать характеристику места и роли семьи в формировании коммуникативной компетенции
младших школьников,
3.
Экспериментально проверить возможности менеджмента взаимодействия семьи и школы
по развитию коммуникативной компетенции у младших школьников,
4. Составить рекомендации для
совершенствования путей развития коммуникативной компетенции на основании
менеджмента взаимодействия семьи и школы. Теоретико-методологической
основой исследования выступили современные концепции гуманизации и
гуманитаризации образования (Е. И. Артамонова, Е.В.Бондаревская и др.);
методология деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн);
принципы личностно-развивающего взаимодействия (Б.А. Ананьев, С.Т. Тучалаев).
Решение
поставленных задач потребовало следующих методов:
1. Теоретические, такие как анализ, синтез,
классификация и систематизация материала
2. Эмпирические — наблюдение, батарея методик,
математическая обработка результатов.
База исследования:
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№33 (город Электроугли Московской области).
Новизна
исследования заключается в следующем:
1) Основы коммуникативной культуры обучающихся
1 класса заключается в умении выстраивать отношения с другими участниками
образовательного процесса с учетом принятых правил и норм в образовательном
учреждении.
2) Менеджмент взаимодействия педагога с
родителями по формированию основ коммуникативной культуры представляет собой
целенаправленную деятельность.
Практическая значимость исследования.
Состоит в том, что разработанная технология менеджмента взаимодействия
родителей и школы по формированию коммуникативной культуры младших школьников в
образовательной организации может быть использована на практике и в других
общеобразовательных организациях Московской области.
Положения, выносимые на защиту:
1.Коммуникативная
культура является частью внутренней культуры, которая отражает духовную связь
личности с коллективом. Формирование коммуникативной культуры в младшем
школьном возрасте предполагает приобщение к принятым традициям и ценностям
социальной группы, в которой проходит процесс проживания и реализации индивида.
2.
Менеджмент формирования коммуникативной культуры младших школьников заключается
во взаимодействии всех участников образовательного процесса (учителей и
родителей). Общение происходит через социально-значимую деятельность, развитие
активности в межличностном общении.
3.
Формирование коммуникативной культуры младших школьников носит системный
характер и содержит основную идею «взаимоотношение субъекта с другим субъектом,
связь «я» и «ты».
Исследование
проводилось в три этапа:
Первый
этап – поисково-теоретический – подбор литературы, определение проблемы
исследования, формулировка целей и задач для формирования коммуникативной
компетенции во взаимодействии семьи и школы.
Второй
этап – опытно-экспериментальный – проведение исследования коммуникативной
компетенции младших школьников, формирование путей решения проблемы на
основании менеджмента образования, корректировка менеджерских решений.
Третий
этап – обобщающий – обобщение и анализ полученных результатов по итогу
контрольного исследования, вывод о значимости проведенного исследования.
Структура
диссертации.
Магистерская диссертация состоит: из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Заключение:
Наиболее
эффективное обучение — это то, что позволяет решать в одном классе и в течение
определенного программой времени как можно больше различных потребностей,
сохраняя при этом руководящие принципы — с 2005 года общая база знаний и
навыки. Индивидуальная поддержка — это первый шаг к школе, адаптированной для
каждого ученика. Бороться с трудностями в каждом конкретном случае — это
гарантия справедливости и эффективности.
Фундаментальные
знания, предоставляемые науками об обучении и развитии, в сочетании с
десятилетиями исследований в области образования, обеспечивают основу для
поддержки благополучия детей в широком диапазоне контекстов, с которыми они
сталкиваются. Эта база знаний указывает на важность переосмысления институтов,
созданных столетие назад на основе концепций заводских моделей организаций,
которые отдавали предпочтение стандартизации и сводили к минимуму отношения.
Разработанный
проект показывает, как школы могут быть организованы на основе коммуникативных
отношений, поддерживающих развитие; последовательные и хорошо интегрированные
подходы к поддержке, включая связь дома и в школе; хорошо продуманная
инструкция, которая намеренно поддерживает развитие социальных, эмоциональных и
академических навыков, привычек и мировоззрения; и культурно компетентный,
персонализированные ответы на активы и потребности, которые представляет каждый
отдельный ребенок.
Внедрение
описанных здесь методов зависит от политики, которая позволяет школам решать
масштабы необходимой реорганизации. Проблемы с реализацией включают ограничения
учебной программы, доступной для решения ряда сформулированных здесь целей, и
широту знаний, которые учителям необходимо изучить, чтобы адаптировать такие
учебные программы таким образом, чтобы удовлетворить потребности учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ
МЕНЕДЖМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ЕЁ ФОРМИРОВАНИЮ 1.1. Сущность и проявление
коммуникативной культуры младших школьников Формирование
коммуникативной культуры личности является широкой событийностью –
инкультурации («вхождение человека в мир культур, приобщение к культурным
ценностям социума). В фокусе внимания педагогики находится проблема
формирования коммуникативной культуры со множеством смежных понятий (культура
общения, культура межличностных поведений, речевая культура и др.).
На
сегодняшний день труды многих авторов позволяют нам представить коммуникативную
культуру как предмет целостного педагогического исследования и осмыслить
педагогические проблемы, которые связаны с коммуникативной культурой [5, с.67]
О. Е.
Лебедев рассмотрел характеристику компетентности как результат общекультурного
образования:
1.Знакомство
с различными видами искусства, начиная от музыкального и заканчивая
изобразительным.
2.Предоставление
возможности ориентироваться в различных типах информации, возможности выбирать
значимые характеристики этой информации,
3. развитие
умение самостоятельно объяснить себе явления жизни и найти научное объяснение
им,
4.Развить
умение определять ведущие проблемы современного мира,
5.Формирование
умение определять нравственные особенности современного мира, определять их
самоценность и нравственные требования [1, с.111].
Образовательной
организацией любой из названых компонентов может ставиться как самостоятельная
цель общего образования. Высокий уровень коммуникативной культуры представляет
собой знания, умения, деятельность, опыт и саморазвитие.
Культура
(от латинского cultūra) — это термин, который имеет много взаимосвязанных
значений. Например, в 1952 году Альфред Кребер и Клайд Клюкхон составили список
из 164 определений культуры, на основании чего был проведен критический обзор
концепций и определений. В повседневном использовании слово культура
используется для двух разных понятий:
1. Превосходство
во вкусе к изобразительному искусству и гуманитарным наукам, также известному
как высокая культура.
2. Наборы
знаний, убеждений и руководящих принципов поведения социальной группы, включая
материальные средства, которые ее члены используют для общения друг с другом и
решения потребностей всех видов.
В
первом случае речь идет о созерцательном знании, казалось бы, без прямого
применения. Во втором случае мы имеем в виду прикладные науки или методы с
практической или утилитарной целью: очевидно, в последнем смысле также есть
своего рода перекрытие термина, потому что созерцание природы обязательно
связано с ее объяснением [30, с. 24; 38, с. 67].
Проанализировав
особенности представления о культуре в древности, Э.Ф. Макаревич и О.И. Карпухин отмечали, что
культура может быть рассмотрена в двух составляющих как «культура умения» и
«культура воспитания».
Культура
классифицируется по отношению к ее определениям следующим образом:
Актуальные
характеристики: культура состоит из списка тем или категорий, таких как
социальная организация, религия или экономика.
Исторические
характеристики: культура – это социальное наследие, путь, который проходят
люди, приспосабливаясь к окружающей среде или совместной жизни.
Психические
характеристики: культура — это комплекс идей или изученных привычек, которые
подавляют импульсы и отличают людей от других.
Структурные
характеристики: культура состоит из идей, символов или поведения,
смоделированных или стилизованных и взаимосвязанных.
Символические
характеристики: культура основана на произвольно назначенных значениях, которые
разделяются обществом.
Культура
также может быть описана с позиции ряда принципов:
Универсальность:
когда она взята, с точки зрения абстракции, от черт, которые распространены в
обществах мира. Например, особенности речевого этикета.
Объективность:
состоит из суммы всех черт, характерных для одного и того же общества.
Частность
проявления: набор руководящих принципов, разделяемых группой, которая
интегрируется в общую культуру и, в свою очередь, отличается от них. например:
разные культуры в одной стране. В этом случае мы можем говорить о субкультуре.
Специфика
любой культуры такова, что, чем выше требования людей друг к другу и чем выше
воздействие людей друг на друга, тем выше культура, которая реализуется в двух
ипостасях: «обработке природы людьми» и «обработке людей людьми» [13, с. 39], то
есть в образовании человека в обществе и пути его социализации.
Теория Л.
С. Выготского рассматривает становление и воспитание ребенка как
социокультурный процесс. Это говорит о том, что в ситуации социализации
развитие человека базируется на определенных ценностях социума, независимо от
того, что он реализует себя в социуме. Ученый говорил о том, что образование основным
требованием ставит формирование поведения, в то время как формально реализуется
как овладение основами развития личности. В то же время образование – это
результат воспитания, так как самообразование становится доступным только в
результате планомерного развития личности [4, с. 18].
Н. В. Муравьева
отмечает, что для развития коммуникативной компетенции в основе развития должен
лежать сам процесс коммуникации [1, с. 243]. Раскрыть природу коммуникативной культуры
нам позволяют следующие аспекты коммуникации: коммуникативный (объективный) и
коммуникационный (характеризует индивидуальность носителя культуры). Первый
аспект является отражением динамического начала всякого стремления
потенциальности. Он есть «что» любой коммуникации, в то время как
коммуникационное — ткань коммуникативного, материя его актуализации. Через
свойства, навыки, способности, личностные качества раскрывается потенциальность
коммуникативной культуры [19, с. 16].
К. Д. Ушинский говорил о
необходимости организовывать образование таким образом, чтобы учащиеся имели
возможность организовывать собственное суждение. Развитие человека,
культурное его врастание и социализация коренятся на взаимодействии учителя и
ученика. К. Д. Ушинский
говорил о том, что культура речи является не столько категорией личности,
сколько педагогической категорией, которая предполагает формирование
качественного отношения к миру [2, с. 98].
Л.Н.
Толстой отмечал необходимость обеспечить всестороннее развитие детей, которое будет
основываться на беседе и чтении как средствах формирования всесторонне развитой
личности. Рассказы писателя становятся основой для формирования знаний учащихся
[2, с. 237].
В. М.
Бехтерев, который стремился с медицинского подхода подойти к всестороннему
развитию ребенка, исходил из того, что развитие ребенка зависит от того, как
ребенок взаимодействует со взрослым, что лежит в основе этого взаимодействия,
какие сказки подбираются ребенком для его развития. Важно обучать также детей
запоминанию, пересказу и рассказу [2, с. 144].
А. С.
Макаренко говорил о том, что в развитии ребенка огромную роль играет авторитет
педагога и родителя. Педагог, как человек, который имеет необходимое
образование, начинает всесторонне воздействовать на ребенка, организовывая его
образование таким образом, что оно становится основой для всестороннего
развития ребенка
[1, с. 342].
Целью
коммуникации является координация, которая придает смысл и последовательность
речевым действиям участников. Управление общими значениями в речи предполагает
назначение единой интерпретации сообщения каждым участником. Правила играют
заметную роль, поскольку они помогают в разговорах и в интерпретации того, о
чем общаются другие. Скоординированное управление смыслом относится к тому, как
люди устанавливают и используют эти коммуникационные правила. Информационные
транзакции зависят от личного и межличностного значения. Этот процесс
осуществляется двумя типами правил: конститутивные правила, которые определяют
смысл, и нормативные правила, которые направляют поведение в коммуникации.
Ученые С.
Н. Бирюкова и В. В. Соколова говорят о том, что развитие коммуникации
осуществляется в трех обязательных для всех участников коммуникации
направлениях
1) применение
и модификация ранее полученных знаний в зависимости от особенностей
коммуникации и ее требований,
2) постановка
коммуникативных задач в каждом конкретном случае и нахождения путей их решения, 3) конструирование
новых способов в решении каждой принципиально поставленной задачи [25, с. 57;
1, с. 43].
Э. В.
Кулешова, характеризуя коммуникацию, выделяет следующие ее показатели:
1)
умение применять как вербальные, так и невербальные средства для коммуникации,
2) учет
в общении средств коммуникации и применение в коммуникации правил общения,
3) умение
ориентироваться в разных формах речевой деятельности и применять их в
коммуникации, 4) умение
слушать, понимать и ориентироваться в ситуации общения, 5) применение
таких психологических качеств, как самообладание, самоактуализация и
саморазвитие в общении, 6)
владение монологом, диалогом, полилогом [1, с. 40].
Риторический факт — это коммуникативное явление, частью
которого являются выступающий или выступающий, те, кто слышит речь и саму речь,
а также канал связи, код, референт речи и контекст общения. Объяснение
риторического факта может быть сделано с помощью адаптации к риторике языкового
факта, то есть его контекста.
Аристотель в своей «риторике» объясняет
сообщение, которое мы в настоящее время обозначаем как семиотику. Речь состоит
из того, кто ее произносит, того, о чем она говорит, и того, кто ее слышит,
представляет собой дискурсизацию всего риторического факта. Участие самого
дискурса в этих трех компонентах является доказательством динамизма, который,
по словам Аристотеля, присущ дискурсу и риторическому общению [33, с. 34].
Каналы, по которым передается сообщение,
просматриваются по-разному в зависимости от выражения отправителя, это могут
быть сообщения прямого или косвенного типа.
Культура является определяющим фактором в
создании межличностных отношений. Вот почему она воспринимается как источник
ментального программирования, который вмешивается в процесс адаптации и
развития в другой культурной среде. Есть три аспекта, которые следует учитывать
в составе речевого поведения человека: человеческая природа, культура и
личность. Человеческая природа унаследована и известна как инстинкт, она не
изучена. Культура изучается и свойственна определенной группе людей. Личность
частично унаследована и частично изучена, она присуща индивиду, и ее
характеристики зависят от социальной и семейной среды.