Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Социальная педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Менеджмент формирования смысла жизни подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. СМЫСЛ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ И
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.. 8

1.1.
Подростки и их социально-педагогическая характеристика. 8

1.2. Смысл жизни подростка, его
место и роль в самореализации. 23

1.3. Общеобразовательная
организация как среда формирования смысла жизни подростков. 34

1.4. Необходимость и технология
менеджмента формирования смысла жизни у подростков в образовательной
организации. 48

Выводы по первой главе. 58

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 60

2.1. Организация и методика
экспериментальной проверки технологии менеджмента формирования смысла жизни у
подростков в образовательной организации. 60

2.2. Реализация технологии
менеджмента формирования смысла жизни у подростков в образовательной организации. 76

2.3. Пути
совершенствования менеджмента формирования смысла жизни у подростков в
образовательной организации. 86

Выводы по
второй главе. 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 103

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 109

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы. Радикальные изменения, происходящие в экономической,
политической и общественной жизни современного российского общества,
сопровождаются существенными сдвигами в сознании и мироощущении людей и
трансформацией системы ценностно-смысловой сферы. Вопрос о смысле жизни рано
или поздно встает перед каждым человеком. В психологии смысл жизни понимается
как важный ориентир, который определяет и направляет судьбу человека, как
осознание основного содержания всей деятельности, определяющее место и значение
в жизни общества. Содержание личностного самоопределения подростков реализуется
через смыслообразование — формирование общих представлений о смысле жизни, поиске
смысла собственного существования; мотивацию — побуждение к направленной
деятельности личности; самореализации и самовыражения – сознательного
утверждения личностью собственной позиции в определенных проблемных ситуациях.

Находясь в условиях социальной нестабильности,
современное общество характеризуется обесцениванием ценностей, что
детерминирует подростков на поиск собственного смысла жизни и обогащение
смысложизненных ориентаций путем адаптации к социокультурной среде. В контексте
глобальных мировоззренческих и методологических преобразований, особую
актуальность приобретают смысложизненные вопросы, стоящие перед учащимися
образовательных организаций, которые напрямую связаны с выбором определенного
отношения к окружающей действительности и способов взаимодействия с ней. Смысложизненные ориентации проявляются в целях, идеалах, убеждениях,
интересах и других аспектах сознания подростков и направляют их поведение и
развитие. Они помогают определять выбор жизненного пути, влияют на
самоопределение, выделяя его потенциал в настоящем и будущем, позволяют судить
об осмысленности и насыщенности жизни.

Демократические преобразования,
происходящие в современном российском обществе, кардинально трансформируют
вектор развития образовательной системы и детерминируют личностное становление
школьников, формирование мировоззрения и развитие смысловой сферы. В рамках
модернизации образования требования ФГОС ООО (Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования) определяют значимость
развития смысловой сферы, способствующей формированию у учащихся
конструктивного социального поведения и в данных условиях расширяется
функциональный арсенал педагогики, а сама образовательная система направляется
на активизацию воспитательного потенциала.

Смысложизненные
ориентации рассматриваются как целостная система сознательных и избирательных
связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей,
осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и
способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Четко
осознанный с подросткового возраста смысл жизни может вести человека всю жизнь,
придавать ему мужество и энергию, которые способны преодолеть любые
препятствия. Поэтому проблема поиска менеджмента
формирования смысла жизни подростков имеет огромное значение как с
теоретической, так и с практической точки зрения.

Степень разработанности проблемы. Проблема развития смысловой сферы нашла отражение в
многочисленных научных трудах зарубежных и отечественных ученых: в основных
концептах теории смысла В. Франкла и психологии личностных конструктов Дж.
Келли; введено в отечественную психологию 
понятие «личностный смысл» А.Н. Леонтьевым; исследованию смысловой сферы
посвящены работы (С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, В.В. Столина, Г. Крайга, Д. Бокума, Л.Д. Столяренко, Э.П. Утлик, Е.П. Белинской, И.Ю. Кулагиной и др.);
Структурные компоненты ценностно-смысловой сферы личности рассмотрены в трудах
(А.К. Болотовой, А.А. Утюганова, Е.В. Субботского, П.Ю. Наумова, Г.А. Вайзер,
Н.В. Кисельниковой и др.); Рассматрены предпосылки и критерии развития смысла
жизни подростков (А.А. Реан, Н.Ф. Талызиной, Б.Р. Мандель, В.Л. Чекулаенко, М.В. Фирсова, И.Д. Лельчицкого, Е.И. Тихомировой, Л.Д.
Столяренко, И.В. Самыгина и др.). Тем не
менее, анализ научных трудов показал, что многие вопросы проблемы формирования смысла жизни у подростков на примере
общеобразовательной организации, недостаточно разработаны и представлены в
литературе.

Выявлено противоречие, между необходимостью целенаправленной
деятельности по формированию смысла жизни у подростков в условиях
образовательной организации и недостаточной разработанностью её
методико-технологического обеспечения.

Выявленное
противоречие обусловило проблему
исследования, сущность которой
заключается в необходимости разработки технологии
менеджмента формирования смысла жизни у подростков в образовательной
организации.

Данная
проблема определила тему исследования: «Менеджмент формирования
смысла жизни у подростков (на примере общеобразовательной организации)»

Объект
исследования – воспитательно-образовательный процесс в
общеобразовательной организации.

Предмет
исследования – особенности менеджмента формирования
смысла жизни подростков в условиях общеобразовательной организации.

Цель исследования
– разработать и экспериментально проверить технологию менеджмента формирования смысла жизни у подростков в
образовательной организации.

Гипотеза
исследования: процесс
формирования смысла жизни у подростков в образовательной организации будет
эффективным, если:

— создана
соответствующая социокультурная воспитательная среда, способствующая
формированию смысла жизни у подростков:


преподавательский состав образовательной организации мотивирован на процесс
формирования смысла жизни у подростков;

— разработана
и поэтапно реализована технологии менеджмента
формирования смысла жизни у подростков в образовательной организации.

Задачи
исследования:

1. Представить
социально-педагогическую характеристику подростков.

2. Рассмотреть
смысл жизни подростка, его место и роль в самореализации.

3. Охарактеризовать
общеобразовательную организацию как среду формирования смысла жизни подростков.

4. Разработать
и обосновать необходимость технологии менеджмента формирования смысла жизни у
подростков в образовательной организации.

5. Провести
экспериментальную проверку технологии менеджмента формирования смысла жизни у
подростков в образовательной организации.

6. Выявить
пути совершенствования менеджмента формирования смысла жизни у подростков в
образовательной организации.

База исследования. Исследование
проводилось на базе МБОУ Школа № 25 г.о. Балашиха.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате изучения проблемы менеджмента
формирования смысла жизни подростков нами была получена возможность
сформулировать следующие выводы согласно решенных в процессе исследования задач:

1. Представлена
социально-педагогическая характеристика подростков и рассмотрен смысл жизни
подростков, их место и роль в самореализации:

— подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости.
В социальном аспекте подростковая фаза — это продолжение первичной
социализации. В подростковый период человек проходит большой путь в своем
развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через
собственные поражения и победы он формирует личность. В период развития ребенка
подросткового возраста крупнейшую трансформацию испытывает Я-концепция и происходит
построение нового образа «Я»;

—  смысловая сфера — это
функциональная система, которая формирует смыслы жизни человека и регулирует
способы их достижения. С одной стороны, смыслы жизни прививается человеку
социумом, но, с другой, сам человек активно формулирует и конкретизирует их,
признавая собственных, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые
социумом;

— развитие смысловой сферы подростков зависит от специфики
протекания процессов когнитивного развития, осложнения механизмов смысловой
регуляции поведения, особенностей отражения ценностей социального окружения в
индивидуальных смыслах подростков.

2. Охарактеризована
общеобразовательная организация как среда формирования смысла жизни подростков:

— образовательная среда средней школы представляет собой
совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе
непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее
развитие его личности и социализацию в целом;

— процессуальный алгоритм формирования смысложизненных ориентаций
подростков в образовательной организации состоит из: поэтапного решения
педагогическим коллективом педагогических задач; поэтапного движения ученика от
цели к результату.

3. Разработана и
обоснована необходимость технологии менеджмента формирования смысла жизни у
подростков в образовательной организации:

— под менеджментом формирования смысла жизни подростков нами
понимается создание педагогических условий, которые инициируют процессы
осмысления, переосмысления гуманистических ценностей и построение на их основе
нравственной картины деятельности и поведения учащихся под управлением
педагогических работников.

— процесс формирования смысла жизни подростков в условиях
образовательной организации может быть охарактеризован как триединый в
устойчивой совокупности компонентов: самостоятельная деятельность ученика
(самовоспитание, самообучение, саморазвитие), деятельность педагога,
деятельность педагогического коллектива совместно с родителями (воспитание, обучение,
развитие).

4. Проведена
экспериментальная проверка технологии менеджмента формирования смысла жизни у
подростков в образовательной организации и выявлено, что в подростковом
возрасте бурно протекают два взаимосвязанных процесса: процесс личностно-профессионального
самоопределения и процесс развития смысловой сферы личности. Самореализация
подростков выступает процессом наиболее полного выражения их личностных
возможностей в системе социального взаимодействия и определяется имеющимися
особенностями развития смысловой сферы.

Результаты проведенной диагностики смысла жизни подростков на
констатирующем этапе исследования свидетельствуют о том, что осмысленность
жизни и уровень мотивации к поиску жизни у них сформированы недостаточно
хорошо. Исследование показало, что низкий уровень развития мотивации к поиску
смысла жизни мешает полноценному осмыслению подростками собственной жизни,
определению ее смысла и характеризуется отсутствием четкой цели и перспектив.

Результаты анализ реализации технологии менеджмента формирования
смысла жизни у подростков в образовательной организации МБОУ Школа №25 г.о.
Балашиха свидетельствуют о том, что она не является доскональной. Несмотря на
то, что шаги, которые уже пройдены школой в управлении развитием
смыслообразования подростков позволяют педагогическому коллективу на практике
управлять процессом формирования жизненного смысла у старших школьников:
технология менеджмента формирования смысла жизни у подростков проводится в
рамках реализации общешкольной программы развития и не выделена в отдельную
подпрограмму, что на практике затрудняет формирование мотивации подростков к
поиску смысла жизни.

5. С целью совершенствования
менеджмента формирования смысла жизни подростков нами был разработан и
реализован на базе МБОУ
Школа №25 г.о. Балашиха проект «Мой смысл жизни». В качестве направлений
совершенствования менеджмента формирования смысла жизни у подростков в
образовательной организации (точки роста) были предложены:

— проведение диагностики уровня смыслообразования, мотивации к
поиску смысла жизни и психолого-педагогическое сопровождение подростков в
формировании смысла жизни.

— создание системно-смысловой модели формирования
смыслообразующего пространства в школе.

— переориентация на развитие у подростков мотивации к поиску
смысла жизни и навыков формирования смысла жизни — ключ к решению проблемы
самореализации школьников.

Задачи проекта заключались в совершенствовании системы управления
мотивацией к поиску смысла жизни подростков; в формировании смысла жизни
подростков посредством реализации комплекса мер, направленных на формирование
смысла жизни у подростков в образовательной организации.

В результате сравнения данных диагностики на констатирующем и
контрольном этапе можем сделать следующее заключение: в результате реализации
проекта менеджмента формирования смысла жизни подростков посредством
организации смысло-жизненно ориентационного пространства в школе,
педагогического сопровождения учащихся и тренинга формирования смысла жизни
общий уровень формирования смысла жизни и мотивации к поиску смысла жизни
подростков значимо повысился.

Количество подростков, имеющих высокий уровень осмысленности жизни
увеличилось на 12,28% и составило 29,82%. Количество подростков, имеющих низкий
уровень осмысленности жизни значимо снизилось (на 26,31%) и составило на
контрольном этапе – 3,51% в общем числе учащихся 10-11 классов.

Количество подростков, имеющих высокий уровень мотивации к поиску
смысла жизни увеличилось на 10,53% и составило 29,82%. Количество подростков,
имеющих низкий уровень мотивации к поиску смысла жизни значимо снизилось (на
19,3%) и составило на контрольном этапе – 17,54% в общем числе учащихся 10-11
классов. Таким образом, результаты проведенной диагностики на контрольном этапе
исследования показали различия в уровне формирования смысла жизни и доказали
эффективность разработанных мероприятий.

Внедрение и реализация в образовательной организации МБОУ Школа
№25 г.о. Балашиха проекта «Мой смысл жизни» позволило создать условия для
эффективного менеджмента формирования смысла жизни у подростков в
образовательной организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Подростки и их
социально-педагогическая характеристика В подростковый период
человек проходит большой путь в своем развитии: через внутренние конфликты с
самим собой и с другими, через собственные поражения и победы он формирует
личность. Поведение подростка часто парадоксально: откровенный негативизм может
сочетаться с явной конформностью, стремление к независимости — с просьбой о
помощи. Подобные резкие, контрастные перемены являются характерными чертами
переходного периода от детства до того момента, когда общество признает
человека взрослым.

В современной психолого-педагогической
литературе подростковый возраст определяется как переходный период между
детством и юношеством, что характеризует главное содержание и специфику данного
периода жизни.

Проблему становления
личности в подростковом возрасте подвергали рассмотрению многочисленные
исследователи в области психологии развития, психологии личности и возрастной
психологии: Л. Божович, Л. Выготский, Д. Эльконин, И. Кон, А. Кроник, Дж. Мид,
Г. Салливан, В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская, Э.П. Утлик и др.

По мнению Л.С.
Выготского, подростковый возраст является особым периодом в развитии личности,
который выражается в эмоциональной нестабильности, обусловленной
физиологическими процессами взросления и социальными факторами:
неудовлетворенность потребностей в эмоциональном благополучии, поиск
собственной Я-концепции, стремление к самореализации, может иметь такие
последствия, как конфликтность, агрессивность, асоциальное поведение,
девиантность [Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.:
Питер. 2010. — 148 с.]. Подростковый возраст – критический период биологической
и психологической перестройки организма человека и является особым периодом в
развитии школьника.

В современной
психолого-педагогической литературе подростковый возраст определяется как
«…переходный период между детством и юношеством», что определяет его специфику.

Необходимо отметить, что
хронологические рамки подросткового возраста в рамках научных исследований
точно не очерчены, в связи с чем существуют различные вариации характеристики
их параметров: от 9-10 до 15-16 лет; от 10-11 до 16-17 лет; от 11-12 до 14-15
лет; от 12-13 до 15-16 лет; от 10 до 19 лет. В следствие этого, выделяются
различные подходы к классификации стадий последовательного развития подростка.

В терминологии ООН в
области народонаселения (ЮНФПА), подростки определяются как лица в возрасте
10-19 лет (ранний подростковый возраст: 10-14 лет; поздний подростковый
возраст: 15-19 лет) [Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не
жестки/Е.Щербакова // Демоскоп Weekly. — 2012. — № 509-510 – Электронный ресурс
– код доступа -http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/barom01.php].

По определению, данному
ВОЗ, «…подростковый возраст является периодом роста и развития человека,
который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть
с 10 до 19 лет» [Развитие подростков. Критический переходный период –
Электронный ресурс – код доступа —
https://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/adolescence/dev/ru/].

Современными
исследователями в области возрастной психологии подростковый возраст
определяется в рамках от 12 до 17 лет.

По определению А.К.
Болотовой, в непрерывном процессе развития ребенка выделяют две стадии:
отрицательную (младший подростковый возраст, 11-13 лет), и положительную (старший
подростковый возраст 13-15 лет) [Болотова А.К. Психология развития и возрастная
психология / А.К. Болотова. — СПб.: Питер, 2018. — 478 c.].

По мнению О.В. Хухлаевой,
Е.В. Зыкова, Г.В. Бубновой, в процессе развития личности ребенка необходимо
выделять три последовательные стадии: первая — 10-11 лет; вторая — 12-13 лет;
третья — 14-15 лет [Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология /
О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 367 c.].

В работах Д.Б. Эльконина
и его последователей выделены два периода в развитии подростков: младший
подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст — (15-17 лет).

Таким образом, на
основании проведенного анализа научной литературы нами было обозначено то, что
подросток – это учащийся 5-11 классов средней школы, а подростковый возраст
характеризуется периодом жизни ребенка между 10-17 годами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы