Магистерский диплом (ВКР) на тему Манипуляции в общении, как фактор возникновения конфликтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические подходы к
исследованию манипулятивного общения и конфликта в психологии. 5
Общее представление
о манипуляции. 5
1.1.1. Определение понятия манипуляция. 5
1.1.2. Причины возникновения манипуляции. 9
1.1.3. Классификация манипуляции. 12
1.1.4. Манипулятор. Типы манипулятивного
общения. 17
1.1.5. Специфика манипулятивного воздействия
и манипулятивные приемы ……………………………………………………………………………20
1.2. Эмоции. 23
1.2.1. Виды эмоциональных состояний. 23
1.2.2. Эмоциональность. 25
1.3. Исследование понятия
конфликт в отечественной и зарубежной психологии 30
1.3.1. Конфликт в отечественной психологии. 30
1.3.2. Понятие конфликт в зарубежной
психологии. 33
1.4. Взаимосвязь
манипуляции и конфликта. 36
Выводы по главе 1. 39
Глава 2. Эмпирическое исследование. 41
2.1. Организация и
методы исследования. 41
2.2. Анализ и
обсуждение результатов исследования. 44
2.3. Определение
характера взаимосвязи между уровнем конфликтности и манипуляцией в общении, а
также характер взаимосвязи между уровнем эмоциональности и манипуляцией в
общении. 55
Выводы по главе 2. 64
Заключение. 67
Список литературы.. 70
Приложения. 82
Введение:
Сегодняшнее общество, в
котором мы живем, делается из года в год сложнее: возрастает поток
информационных данных, увеличивается воздействие на психику, непосредственно
личность испытывает существенные изменения. Стремительное изменение социальной
среды вынуждает человека находить новые стратегии и формы поведения, которые
позволяют быстрее приспосабливаться к новой ситуации, при этом используя
имеющийся жизненный опыт, интеллект, созидательный потенциал и инициативность.
Сегодня нет необходимости
приводить доказательства, что проблема, связанная с исследованием конфликтов,
существует. Среди разнообразных теорий конфликта основная линия раздела
пролегает между теми исследователями, которые относятся к конфликту как к
патологическому состоянию и изучают его причины и способы устранения, и теми,
которые принимают конфликт как данность и изучают связанное с ним поведение.
Одним из факторов
развития конфликта является манипуляция в общении. В процессе общения люди,
сами того не осознавая, часто используют манипулятивные методы или технологии,
особенно, когда они хотят от другого человека чего – то добиться. В конфликте
люди чаще всего преследуют свои интересы и хотят подавить оппонента, чтобы он
принял его сторону. А чтобы проще этого достичь люди используют манипуляции.
Манипуляции зарождаются в
человеке еще, когда только учимся говорить. Манипулятивные приемы проводятся с
родителями, когда ребенок пытается достичь желаемого.
Цель данного исследования
– сопоставить уровень манипулятивного общения с конфликтностью.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1.Теоретический анализ
понятий конфликт, манипуляция, эмоциональность.
Заключение:
В исследовании литературы
по теме «манипулирование» нами обнаружено противоречие: многие авторы
определяют такой способ воздействия как нежелательный, деструктивный, наделяют
его негативным смыслом. Однако, предлагая альтернативу, говорят о тех же
манипуляциях, только теперь воздействие выражено в несколько иной более мягкой
форме и направлено на благо партнера. Другие же авторы изначально
придерживаются мнения о том, что манипуляция может быть вполне уместна и
этически обусловлена, это один из способов воздействовать на собеседника.
Манипуляция в общении является
одним из фактор возникновения конфликтов. На основании подходов отечественных и
зарубежных ученых можно заключить, что под конфликтом понимают столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов
оппонентов, или субъектов взаимодействия. Конфликт структурно включает в себя
субъекты, объект, предмет, условия. Участники конфликта подразделяются на
основных (прямых) и неосновных (косвенных). Конфликт может выполнять как
негативные, так и позитивные функции и, в целом, он сигнализирует о наличии
каких-либо проблем, требующих внимания и решения.
В результате
эмпирического исследования было выявлено, что среди респондентов по методике «Определение
уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик) преобладают следующие уровни:
уровень «ближе к среднему» конфликтности составил 18%, «выше среднего» – 30%,
испытуемые с высоким уровнем — 20%. Данные респонденты могут быть
охарактеризованы как конфликтные, так как напористо отстаивают свою позицию, не
обращая внимание на последствия и дальнейшее отношение окружающих к ним. Однако
такое качество другие люди оценивают часто как положительное.
По методике К. Томаса «Стиль
конфликтного поведения» было выявлено, что у 10% респондентов доминирует тип
поведения в конфликте «соперничество». У 25% респондентов преобладает такой тип
поведения в конфликте, как «избегание». Только 15% респондентов относятся к
типу «сотрудничество». Среди респондентов готовыми поступиться своими
интересами и частично учесть интересы других людей, стали 20% опрошенных.
По методике А. Басса – А.
Дарки «Опросник уровня агрессивности» у 18% преобладает низкий уровень развития
агрессивности. Средний уровень был выявлен у 25% респондентов. Повышенный
уровень агрессивности был выявлен у 30% испытуемых. Высокий уровень продемонстрировали
23% испытуемых и 10% респондентов показали очень высокий уровень агрессивности.
Фрагмент текста работы:
1.1.1.
Определение понятия манипуляция Манипуляция
– данный термин появился из латинского языка «manipulus», оно значит пригоршня.
Первое его значение – это ручное управление или ручное действие. В дальнейшем
данное определение получило иное значение и имело уже значение – акт влияния на
людей. В его фундаменте лежит скрытое управление другими людьми. Люди уже были
в качестве объектов. И действия выполнялись уже не руками, а с помощью других
средств.
Понятие
манипулятивного действия в несколько ином контексте раскрывается социологом Ч.
Р. Миллсом. Американский ученый рассматривает манипуляцию в рамках своей теории
господства (власти) наряду с двумя другими формами власти: насилием и
авторитетом. При этом манипулирование определяется как власть, о механизме
действия которой покоренные ничего не знают [3]. Учитывая реалии современного
мироустройства, анализ явления манипуляции, осуществленный Ч. Миллсом,
приобретает важное значение.
Большой
вклад в понимание проблемы манипуляции сознанием человека внесли в ХХ ст. такие
представители философской школы как Э. Фромм, Т.Г. Адорно, Ю. Хабермас. Они
считали, что осознание диспропорции между внешней социальной успеваемостью и
трудностями самореализации личности невозможно из-за особого состояния сознания
личности, детерминированного политическими, идеологическими, культурными
установками, а именно манипулятивным влиянием. Р. Мэй связывал манипулирование
с сильной волей, стремлением к власти.
Э.
Гофман анализирует явление манипуляции через призму собственной концепции «множественности
«я», согласно которой индивид, руководствуясь выгодой от социальных контактов,
в процессе своей деятельности приобретает и воспроизводит ряд ситуативных
образов и социальных характеров. Последние открывают возможности
целенаправленной манипуляции, хотя и в разной степени. Исходя из расчета
собственной выгоды, индивид в процессе социального взаимодействия может
подправить, корректировать впечатления (соответственно манипулировать ими).
Таким образом, и это отмечается, в межличностном взаимодействии, люди являются
манипуляторами социальных ситуаций и, являясь включенными в отношения доверия,
подчинены им [4].