Магистерский диплом (ВКР) на тему Легитимные выборы в РФ: становление системы электронного голосования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1. Электронное голосование как
способ реализации легитимных выборов: основные теоретические аспекты.. 12
1.1. Понятие и особенности
электронного голосования на выборах в органы государственной власти в информационном
обществе. 12
1.2. Особенности становления и
развития системы дистанционного электронного голосования в России. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование
отношение экспертов и избирателей к дистанционному электронному голосованию.. 46
2.1. Социологический анализ интервью
с избирателями. 46
2.2. Результаты исследования
экспертного опроса. 54
Заключение. 72
Список использованных источников. 77
Приложение……………. 85
Приложение А Программа эмпирического
исследования………………………85
Приложение Б Гайд интервью с
избирателями……………………………………………..87
Приложение В Гайд экспертный опрос с
экспертами…………………………….89
Введение:
Актуальность
исследования:
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы имеет большой интерес в контексте
понимания значения легитимных выборов и феномена становления дистанционного
электронного голосования в России как формы выражения общественного доверия
избираемой публичной власти, способу обеспечения устойчивого развития страны и стабильности общественно-политических отношений. Подготовка и проведение легитимных
выборов в существенной
степени зависит от качества избирательного законодательства и способов
реализации в рамках избирательного процесса. В настоящее время современное общество нуждается в модернизации институтов
политического управления. Избирательный процесс имеет важное значение для
проявления политической воли граждан, являющихся непосредственным источником
власти в Российской Федерации. Вопрос политической активности в России актуален
и востребован. Многие граждане, обладающие избирательными правами, не реализуют
в полной степени свой потенциал, а также весьма пассивны в проявлении политической
активности в отношении государственного управления. В этой связи сказывается
низкий уровень политической и правовой культуры.
В настоящее время
происходит стремительное развитие электронных, коммуникативных и информационных
технологий. Они становятся частью общественной жизни и затрагивают жизнь
каждого человека. В Российской Федерации не стала исключением и политическая
сфера, в которую еще с начала 2000-х годов активно стали проникать новые
технологии. Первоначально, данные новшества использовались политиками и
государством только с целью агитации в предвыборных кампаниях, но впоследствии
современные технологии начали активно внедряться и в избирательный процесс.
Информационные технологии стали применяться как при подсчете голосов и
наблюдении за выборами, так и для быстрого распространения информации об итогах
голосования.
Совершенствование и демократизация
национальной избирательной системы, обеспечение ее прозрачности являются
насущными требованиями настоящего времени. Это заставляет включить в
политическую повестку дня вопрос о внедрении на практике различных
инновационных и цифровых технологий. Одним из современных нововведений является
возможность электронного голосования.
Такая опция в России появилась 23 мая
2020 года, после того как Президент РФ подписал закон о внесении изменений в
избирательное законодательство страны. Подписанный Президентом закон вводит
понятие «дистанционное электронное голосование», под которым понимается
голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с
использованием специального программного обеспечения.
Электронные формы голосования в последнее время приобретают всё большую
популярность в современном обществе. Теперь для выражения своей политической
воли граждане могут не прилагать особых усилий и затрат в виде потраченного
времени, денежных средств для проезда к нужному месту голосования. Для граждан
постепенно создаются условия для проявления своей политической воли «на
расстоянии». Дистанционное электронное
голосование имеет свои достоинства и недостатки. В частности, о дистанционном
электронном голосовании можно сказать, что в случаях непредвиденных
обстоятельств, например, в условиях введения режима ограниченного передвижения
граждан, и, соответственно, ограничения посещений избирательных участков, такой
способ участия в голосовании мог бы быть использован на постоянной основе. К
тому же дистанционное электронное голосование представляет собой достаточно
эффективный способ голосования с точки зрения финансовых затрат на их
проведение: при его применении не используются бумажные бюллетени; также с
точки зрения распределения времени и усилий на подсчет голосов, который при
использовании электронных технических средств осуществляется автоматически,
собственно, как и сам процесс голосования, такой способ голосования может
способствовать значительной экономии бюджетных средств.
Дистанционное (удаленное) голосование с использованием электронных
средств связи является принципиально новым проявлением электронной демократии и
определяется как метод участия в выборах на основе использования инструментов
информационно-коммуникационных технологий. Данный метод исключает физическое
присутствие на избирательном участке. Однако, как и любой процесс, находящийся
в стадии своего развития и постепенного внедрения во все сферы жизни, особенно
правовую, электронное голосование имеет ряд проблем и сложностей, ключевые из
которых находятся в технической плоскости. Любой сбой в электронной системе,
воздействие на систему хакерами, может стать причиной манипуляций голосами
избирателей, что приведет к неправомерному использованию персональных данных
граждан, которые подвергнуться риску их несанкционированного распространения.
Степень
научной разработанности темы.
При всей актуальности
проблемы становления дистанционного электронного голосования на выборах в
России и правового регулирования легитимных выборов степень её разработанности
невысока. В обширной научной социологической, юридической и политологической
литературе, посвящённой избирательному праву и выборному процессу в Российской
Федерации, тема легитимных выборов в России: системы становления электронного
голосования пока не стала предметом специального изучения, которое ведётся
фрагментарно. Вместе с тем, социологи, политологи и правоведы активно
осуществляют анализ применения дистанционного электронного голосования и принципов
избирательного права, которые являются основой при проведении легитимных
выборов [1-7].
Определённые
теоретические аспекты легитимных выборов содержатся в юридической литературе,
посвящённой исследованию проблем легитимности и легальности выборных органов
публичной власти посредством избирательного законодательства [8-10]. Значительный
интерес в раскрытии смысла легитимных выборов представляют работы, посвящённые
исследованию легитимности права [11-13].
Некоторые вопросы
легитимных выборов содержатся в юридических трудах, рассматривающих
общественное доверие граждан к государственной системе власти [14-15]. Правоведы
справедливо обращают внимание на то, что значительное влияние на формирование
доверия российских граждан к институту выборов, их широкое вовлечение в
выборный процесс, оказывает качество избирательного законодательства,
связанного с простотой языка и стиля, балансом публичных и частных интересов в
избирательных правоотношениях [16-19].
Опосредованно легитимные
выборы исследуются в трудах, посвящённых изучению категории «признание» —
одного из составных элементов легитимности [20-22], института юридической
ответственности [23-25], судебному обеспечению проведения свободных выборов
[26-27], защите избирательных прав граждан [28-29].
В условиях роста цифровых
технологий в выборном процессе, которые особенно привлекают молодых избирателей,
значительную роль играет правовое обеспечение электронных выборов. Эта тема
активно исследуется правоведами [30-35]. Важно подчеркнуть, что электронное
голосование способствует процессу легитимации выборов.
Вместе с тем, несмотря на
рассмотрение в юридической литературе определённых вопросов применения
дистанционного электронного голосования на выборах в России и правового
регулирования легитимных выборов в Российской Федерации, их предметное изучение
ещё не получило должного развития.
Объект
исследования: система общественных отношений, формирующаяся
в процессе проведения легитимных выборов в России, посредством применения
электронного голосования. Предмет
исследования: особенности
системы электронного голосования как способа легитимации выборов.
Цель
данной работы: анализ
становления и проблем развития системы электронного голосования как способа
легитимации выборов в Российской Федерации.
Задачи:
1. изучить понятие «легитимные выборы»
и феномен становления дистанционного электронного голосования;
2. раскрыть
понятие и особенности развития дистанционного электронного голосования в
информационном обществе и в России.
3. провести социологический анализ свободного
интервью с избирателями.
4. проанализировать результаты изучения
экспертного опроса об электронной форме
голосования. Эмпирическое
исследование проведено в рамках качественной методологии.
Метод
эмпирического исследования – контент-анализ, экспертный опрос и свободное
интервью.
Научная
новизна исследования.
Подготовка и проведение
легитимных выборов в значительной степени зависит от качества избирательного
законодательства и способов реализации выборного процесса. В этой связи научная
новизна работы состоит в том, что в ней предпринята одна из первых попыток в
юридической, политологической и социологической науке анализа избирательного
законодательства на предмет его обеспечения проведения легитимных выборов в
Российской Федерации в условиях проведения электронного голосования.
Теоретическая
и практическая значимость магистерского исследования
заключается в том, что проведенный анализ и обобщение научных идей, взглядов и
выводов позволили создать определённую теоретическую основу организации и
проведения легитимных выборов, посредством дистанционного электронного
голосования в Российской Федерации. Структура магистерской работы
обусловлена целью и исследовательскими задачами. Данная выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой по
два параграфа, заключения, списка использованных источников, нормативно-правовых
источников, научной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, понятие «легитимные
выборы» и феномен «дистанционное
электронное голосование». Первый параграф посвящен особенностям
электронной формы голосования на выборах в информационном обществе. Во втором
параграфе данной главы рассмотрено становление системы дистанционного
электронного голосования в России. Во второй главе представлено эмпирическое исследование по теме «Отношение
избирателей и экспертов к дистанционному электронному голосованию». В первом параграфе
проведёно свободное интервью с избирателями, а во втором параграфе проведен и
проанализирован экспертный опрос с экспертами. Выпускная квалификационная работа содержит заключение, в котором
описываются основные выводы и обобщения результатов проведенного
социологического исследования. В приложении представлена программа эмпирического исследования
(Приложение А), гайд интервью (Приложение Б), гайт интервью (Приложение В). С целью апробации результатов проведенных исследований, автором были
опубликованы следующие статьи:
Апробация
и внедрение результатов исследования.
Результаты магистерского
исследования нашли отражение в трех опубликованных статьях автора в научных
журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской
Федерации.
1.Котикова
Д.В. Дистанционное электронное голосование на выборах депутатов Московской
городской Думы: проблемы, их решение и перспективы совершенствования [Статья]
/Д.В. Котикова// Государственная власть и местное самоуправление. — 2020- № 5 – (0,5) – С. 22 —
28.
2.
Котикова
Д.В. К проблеме правового регулирования
дистанционного электронного голосования
[Статья] /Д.В. Котикова// Гражданин.
Выборы. Власть. — 2020 — № 2 – (0,8)- С.174
— 184.
3. Котикова Д.В. Правовое
регулирование электронного голосования — действенного инструмента легитимации
выборов [Статья] /Д.В. Котикова// Юридический мир. — 2020 — № 2 – (0,5) – С. 18
— 23.
Определённые положения и выводы
магистерского исследования апробированы в процессе прохождения автором практики
в Московской городской избирательной комиссии в феврале — мае 2020 года и в НИИ социальных технологий Самарского университета в сентябре — декабре 2020 года.
Заключение:
Итак, по результатам проведенного исследования была достигнута
поставленная цели и решены поставленные задачи:
—
изучены понятие «легитимные выборы» и феномен становления дистанционного
электронного голосования;
—
раскрыты понятие и особенности развития дистанционного электронного голосования
в информационном обществе и в России;
—
проведен социологический анализ свободного интервью с избирателями;
— проанализированы результаты изучения экспертного
опроса об электронной форме голосования.
В заключение можно обозначить следующие выводы:
Электронное голосование – это значительно новая, развивающаяся часть
избирательной системы. С одной стороны, оно подразумевает не только ранее
появившиеся формы учета предпочтения избирателей, но и, с другой стороны, этот
вид голосования является эффективным в организации и проведении процесса.
Способы использования электронного голосования только разрабатываются в
некоторых странах, но уже, по некоторым данным, есть их законченные реализации.
Очень много стран мира уже приняли систему электронного голосования.
Такая практика нововведения распространилась в Эстонии, Великобритании,
Финляндии. Тенденция применения онлайн-выборов существенно поменяла
традиционные устои в избирательном процессе и оставила позади уже давно
использованную структуру подачи результатов.
Проведение электронного
голосование с учетом современных информационно коммуникационных технологий
существенно сократит расходы на проведение выборов, а также повысит
оперативность подсчета и подведение их итогов.
При проведении выборов
должны соблюдаться основные принципы избирательного права: всеобщность,
равенство, гласность, тайное голосование. Однако при проведении электронного
голосования возникают некоторые трудности с соблюдением этих принципов.
Исходя из принципа
всеобщности следует учитывать, чтобы у всех голосовавших имелся выход в
интернет, интерфейс программы для голосования был понятным и удобным или была
возможность альтернативного способа голосования. Принцип равенства заключается
в том, что каждый избиратель может отдать свой голос лишь единожды и только за
одного кандидата, а потому здесь необходимо разработать эффективный механизм,
позволяющий избирателю иметь один голос. Таким механизмом может быть единая
база данных об избирателях, обновляемая в режиме реального времени. Основным
аргументом противников электронного голосования является то, что нарушается
принцип тайного голосования. Система должна гарантировать, что голоса
избирателей останутся анонимными, и установить связь между избирателем и
отданным голосом было невозможно. Если при обычном голосовании это соблюдается
путем оснащения избирательных участков кабинками для голосования и бюллетенями,
на которых нет информации о голосующем, то при дистанционном голосовании это
остается на совести разработчиков программы. Решением этой проблемы может стать
проведение экспериментального тестирования системы до начала выборов с тем,
чтобы любой желающий смог взломать систему. Таким образом разработчики смогут
учесть уязвимости и доработать ее безопасность до начала голосования.
Еще одной проблемой
остается невозможность оспаривания результатов выборов при подозрении их
фальсификации. При голосовании на избирательных участках бюллетени с выбором
избирателя опускается в опечатанную урну, за которой следят независимые
наблюдатели. После закрытия избирательных участков урна вскрывается и
происходит подсчет голосов, которые затем вносятся в систему ГАС Выборы. Если
же возникают сомнения о результатах выборов, кандидаты могут потребовать от
избирательной комиссии пересчет голосов. При дистанционно голосовании
наблюдатели не смогут следить за подсчетом голосов, а значит, о результатах
выборов придется верить на слово организаторам. Рассмотренные выше риски
электронного голосования свидетельствуют не о проблеме самого голосования как
такого, а лишь об определённых технических сложностях. Данные обстоятельства
предопределяют сертификацию данного оборудования независимыми экспертами, а
также о проведение предварительного аудита такого оборудования.
Не смотря на определенные
сложности при проведении дистанционного голосования необходимо дальнейшее
совершенствование таких систем и технологий, они являются ключевыми аспектами
цифровой трансформации общества.
Резюмируя изложенное,
представляется необходимым сформулировать некоторые выводы.
Во-первых, отечественная
избирательная система демонстрирует восприимчивость к интегрированию в
практику проводимых выборов новых электоральных технологий, связанных с корреспондирующей
духу российского конституционализма дальнейшей демократизацией избирательного процесса
и модернизацией стадии голосования на основе современных технических решений и
достижений информационного общества.
Во-вторых, основательная
правовая регламентация проводимого на протяжении нескольких лет тестирования
отечественных средств и систем дистанционного электронного голосования, способствовала
более прочному правовому закреплению новой технологии голосования на уровне
федерального законодательства.
В-третьих, факторы
правового закрепления новой технологии ДЭГ и предложения по ее реализации на
выборах не должны способствовать ограничению права граждан на альтернативное
использование ими наиболее приемлемых для них способов подачи своих голосов.
В-четвертых, учитывая то
обстоятельство, что наиболее проблемным вопросом новой технологии ДЭГ, в том
числе с опорой на технические возможности блокчейн-платформы, являются вопросы
деанонимизации избирателей и их уверенности в правильности учета поданных на
выборах голосов, наибольшее внимание должно быть уделено усилению правовой
регламентации процедурных аспектов идентификации личности избирателя, обеспечения
информационной безопасности и сохранения тайны голосования. Представляется что
отмеченное будет способствовать укреплению доверия граждан к национальной
избирательной системе, повышению их электоральной активности и, как следствие,
укреплению легитимности формируемых на выборных началах публичных органов
власти.
В-пятых, в условиях новых глобальных
вызовов и угроз, включая современное явление пандемии COVID-19, а также в
режиме возможных чрезвычайной ситуации или повышенной готовности возникает
необходимость к устойчивой и гарантированной реализации политических прав
граждан, сопряженной с обеспечением их непосредственного доступа к предлагаемым
средствам голосования. Активное задействование в практике отечественного
избирательного процесса новой технологии ДЭГ позволит более эффективно
реагировать на возникающие проблемы в ходе проводимых выборов.
В целях совершенствования правового
регулирования электронного голосования, его широкого развития в Российской
Федерации предлагаем разработать и принять Федеральный закон «Об основах
электронного голосования в Российской Федерации». Цель закона — правовое
регулирование электронного голосования на избирательных участках и
дистанционного (через Интернет и посредством мобильной связи) голосования. В
законе следует уточнить основные понятия в области электронного голосования и
правовые требования к его содержанию. Надлежит установить нормы использования
механизма электронного голосования на избирательных участках с помощью
комплекса для обработки бюллетеней (КОИБ) и комплекса для электронного
голосования (КЭГ). Необходимо определить порядок дистанционного электронного
голосования через Интернет и с помощью мобильной связи.
Целесообразно ввести нормы
общественного контроля над процессом электронного голосования, подсчетом
голосов и подведением итогов посредством механизма прозрачности. Как показывает
опыт судебных разбирательств, необходимы законодательные гарантии защиты
избирательных прав граждан при технических сбоях во время электронного
голосования.
Наконец, следует утвердить
ответственность за нарушения законодательства об электронном голосовании.
В целях совершенствования
правоприменительной практики электронного голосования, ее широкого развития в
нашей стране представляется актуальной разработка качественных методических
материалов по организации электронного голосования российских граждан, в том
числе, проживающих за пределами территории Российской Федерации, находящихся на
судах дальнего плавания, в труднодоступных и отдаленных местностях, имеющих
доступ к Интернет. Кроме того, правоприменительная практика, с одной стороны,
говорит о необходимости совершенствования системы обучения, подготовки и
переподготовки организаторов выборов по электронному голосованию, с другой, —
демонстрирует, что избирательным комиссиям следует целенаправленно уделить
внимание повышению компьютерной грамотности граждан, желающих голосовать
посредством Интернета и мобильной связи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Электронное голосование
как способ реализации легитимных выборов: основные теоретические аспекты
1.1. Понятие и особенности
электронного голосования на выборах в органы государственной власти в
информационном обществе Не подлежит сомнению тот факт, что
выборы занимают особое место в общественной и политической жизни российского
государства. Их итоги во многом определяют направления развития нашей страны,
являются важнейшим способом смены и легитимации власти, появления компетентной
общественно-политической элиты. Однако для успешного проведения электоральных
процедур большое значение имеет постоянное развитие избирательного
законодательства и технологий с опорой, как на демократические традиции
тысячелетней давности, так и на цифровые технологии XXI века.
В настоящее время написан ряд
юридических и политологических научных работ, посвященных проведению
эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного
голосования на выборах депутатов Московской городской Думы. Большее внимание
этой теме уделили правоведы: Ю.В. Абрамова подробно рассматривает суть
эксперимента и споры при его утверждении в Государственной Думе; И.Б. Борисов
дает ему краткую правовую характеристику, отмечает основные технические угрозы
при его проведении; электронному голосованию на выборах депутатов столицы и
трансформации права в современную цифровую эпоху посвящена статья А.А.
Головиной; обращают на себя внимание работы Д.А. Реута, раскрывающие процесс
подготовки законопроекта о проведении эксперимента в трех избирательных округах
Москвы. Среди политологов обстоятельным анализом эксперимента выделяется текст
Р.В. Пугачева; апробации технологии блокчейн на выборах в Московскую городскую
Думу в 2019 году и перспективам ее применения на федеральных выборах посвящена
работа Р.А. Алексеева; некоторые политико-правовые аспекты дистанционного
электронного голосования рассматриваются в труде Р.А. Алексеева и А.В. Абрамова.