Магистерский диплом (ВКР) на тему Культура общения в социальных сетях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
I. Теоретико-методологические основы изучения культуры общения в социальных
сетях. 7
1.1. Общение в социальных сетях как объект исследования. 7
1.2. Теоретический предмет исследования: культура общения в социальных сетях 18
1.3. Разработка исследовательского проекта: «Культура межличностного общения
молодежи в социальной сети Instagram.. 24
II. Социологический
анализ культуры межличностного общения молодежи в социальной сети Instagram.. 37
2.1. Оценка
уровня культуры общения в социальной сети Instagram.. 37
2.2. Культура
переписки молодежи с незнакомыми людьми в личной переписке 58
2.3. Визуальный анализ личных фотографий молодых
людей в социальной сети Instagram.. 63
Заключение. 70
Список
литературы и источников. 74
Приложение. Результаты
онлайн-опроса. 83
Введение:
Актуальность темы исследования. Социальные сети играют все более важную роль в общении
между друзьями, коллегами, деловыми партнерами и членами семьи. Они очень
сильно повлияли на специфику общения между незнакомыми людьми. Социальные сети
дают возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания
эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни, что
обуславливается анонимностью, слабой нормативностью, своеобразием процесса
восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций
объясняется, как можно предположить, стремление к эмоциональному наполнению
текста.
Сегодня сформировалась
новая форма языкового взаимодействия – письменная разговорная речь. Язык в
социальных сетях преимущественно письменный, однако же в условиях интерактивного
сетевого общения темп речи зачастую приближен к устной ее разновидности,
вследствие чего межличностное общение лишается вспомогательных средств: тембра
речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса,
его силы, дикции, жестов и мимики. Компенсация эмоционального дефицита
осуществляется введением «суррогатных» эмоциональных реакций в виде картинок и
анимации, при помощи использования ненормативной лексики, жаргонных выражений,
заимствований, сокращения слов и так далее. Все это обусловило появление новой
культуры общения.
Проблема исследования
заключается в том, что в настоящее время, несмотря на то, что в социальных
сетях сегодня осуществляется активное общение, нет стандартизированных способов
общения, культура общения носит своеобразный и весьма неуточненный характер.
Упоминая о культуре общения в социальных сетях на первый план выходит некоторая
неопределенность составляющих данного явления.
Instagram,
являясь социальной сетью для самой активной категории пользователей – молодежи,
ставит общение основой существования социальной сети вообще. Несмотря на то,
что это общение носит различные цели, чаще всего оно сводится на личности,
поскольку один пользователь общается с другим пользователем. Соответственно,
межличностное общение в социальной сети Instagram имеет свою особенную культуру, которая выстраивается в
соответствии со спецификой самой социальной сети.
Степень разработанности проблемы. Существуют научные исследования, в которых упоминаются особенности
культуры Интернет-общения. Можно выделить таких авторов,
как Е. Белинская, А. Жичкина, С.И Дудник, Н.П. Петрова, С.И. Симонович, К.
Петров, В.И. Мураховский, Ю. Горявский, Мэтт Гофф и другие. А.А. Баркович, Е.П. Белинская, А.Я. Большунов, Н.И. Киселева, Г.И.
Марченко, А.В. Новиков, А.Г. Тюриков, Л.И. Чернышова рассматривали особенности
общения в социальных сетях как аспект коммуникативного процесса, имеющий свои
дискурсивные особенности.
Ситуативность общения в социальных сетях отмечали следующие ученые: Ю.
Кристева, Е.С. Кубрякова, А.А. Баркович, Т.А. Дейк, Г.Н. Трофимова, Е.П.
Белинская, Т.В. Бойченко и другие. Авторы обращают внимание на то, что один и
тот же человек общается по-разному в зависимости от ситуации общения
(дружеское, деловое общение).
Исследователи анализируют специфику общение в социальных сетях. Тем не
менее, научного обоснования культуры общения в социальных сетях предметно еще
не представлено, что связано, вероятно, с отсутствием категорий, по которым
можно оценить уровень культуры общения.
Противоречие
темы исследования заключается в том, что сегодня, в
условиях активного Интернет-общения в социальных сетях как в культурном поле
современности, отсутствуют категории, по которым можно было бы оценить культуру
межличностного общения.
Объект исследования:
общение в социальных
сетях.
Предмет исследования: культура
общения молодежи в социальной сети Instagram.
Цель исследования: изучить
специфику культуры общения в социальных сетях на примере Instagram.
Данная цель предполагает
решение следующих задач:
1. Рассмотреть
общение в социальных сетях как объект исследования.
2. Провести
теоретическую интерпретацию предмета исследования (культура общения в
социальных сетях).
3. Разработать
проект на тему: «Культура межличностного общения молодежи в социальной сети
Instagram».
4. Определить
уровень сетевого этикета молодежи в сети посредством проведения онлайн вопроса.
5. Проанализировать
культуру переписки молодежи с незнакомыми людьми в личной переписке.
6. Осуществить
визуальный анализ личных фотографий молодых людей в
социальной сети Instagram.
Эмпирическая
база ВКР: социальная сеть Instagram, в частности:
— 300 пользователей
(опрос);
— 10 пользователей
(фокус-группа);
— 648 комментариев
(контент-анализ).
Методы исследования:
—
социологический онлайн-опрос, направленный на определение уровня и специфики
культуры общения;
—
фокус-группа, позволяющая выявить особенности общения в личной переписке;
—
контент-анализ (с предварительным визуальным анализом), способствующий
определению тенденции культуры общения.
Теоретическая
значимость исследования заключается в возможности включить
его в структуру методических пособий по культуре Интернет-общения и общения в
социальных сетях при обучении студентов гуманитарных специальностей
(социологов, психологов и так далее) с целью включения их в специфику культуры
общения в социальных сетях как в актуальную проблему будущей профессии.
Практическая значимость работы заключается в возможности выявления тенденций
культуры общения в социальных сетях в настоящее время, что, в свою очередь,
позволит понимать специфику этого общения.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка изученных источников.
Во введении обосновывается
актуальность исследуемой темы, определяются предмет и объект исследования, ставятся
цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена изучению теоретико-методологических
основ изучения культуры общения в социальных сетях.
Во второй главе описываются
проводится социологический опрос особенностей культуры общения в социальных сетях,
опрашивается фокус-группа, проводится контент-анализ общения в социальной сети.
В заключении подводятся итоги
исследования и делаются выводы.
Заключение:
На основе проведенного
теоретического анализа при решении первой задачи исследования было выяснено,
что общение в социальных сетях является своеобразным, поскольку в открытом
пространстве Интернета общение проходит более просто, чем реальной жизни, что
связано с отсутствием комплексом общения ввиду удаления собеседников друг от
друга на огромные расстояния.
При решении второй задачи
было выявлено, что культура общения в социальной сети обусловлена динамичностью
ситуации общения, свободой слова в открытом Интернет-пространстве, а также
переносит традиционное понимание культуры общения в виртуальное пространство,
поскольку исследователи отмечают перенос аналогичных этических норм, например:
здороваться при первом диалоге, не оскорблять и прочее. При этом отмечается,
что в социальных сетях принято писать в соответствии с принципом «как слышится,
так и пишется».
Теоретические
заключения обусловили необходимость составления исследовательского проекта, основной
проблемой которого стало то, что в Интернете стираются любые границы
межличностного взаимодействия, отчего привычная культура общения не является
органичной, а общение и условная равность каждого пользователя формируют
особенную культуру общения. В соответствии с этим решалась третья задача
исследования.
Эмпирическое исследование
проводилось в трех направлениях: социологический онлайн-опрос, фокус-группа и
контент-анализ (с предварительным визуальным анализом). Такое обширное
исследование позволило наиболее полно изучить особенности и специфику
современного общения в социальных сетях, в которое сегодня вовлечены все
молодые люди.
При решении четвертой
задачи по результатам онлайн-опроса, который был ориентирован на определение
уровня и специфики культуры общения, было выявлено, что это
взаимосвязанные показатели: уровень общения всегда обусловлен спецификой, как и
наоборот. О специфике культуры общения можно судить в зависимости от ситуации
общения и от общего уровня культуры общения у собеседников в социальной сети.
Было определено, что при высоком
уровне культуры общения исследуемые студенты преимущественно следят за чистотой
своей речи, уважительно относятся к собеседнику и часто преследуют традиционные
способы межличностного общения и переписки, в то время как при низком уровне
культуры общения чаще наблюдается пренебрежение нормами русского языка, его
чистотой, а также пренебрежение к собеседнику. Однако, было выявлено, что у исследуемых
констатирован низкий уровень культуры общения (в рамках традиционного подхода к
культуре общения), поскольку в опросе они отмечали, что не привыкли обращаться
на «Вы» к незнакомым, иногда проявляют агрессию, при написании сообщений не
проверяют их на ошибки перед отправкой, не корректируют слова, выделяемые
стандартными инструментами проверки правописания и так далее. Также при
межличностном общении как лично, так и публично они используют нецензурные
выражения, жаргон, сокращают слова.
В целом же, касаемо изучения оценки
уровня культуры общения в социальной сети Instagram, низкий уровень, который преобладает по результатам проведенного опроса,
обусловлен проявлениями неуважения и даже агрессии к собеседнику, что является
следствием «анонимности», присущей социальным сетям и Интернету в целом.
При решении пятой задачи в процессе
общения с фокус-группой было выявлено, что особенности культуры
переписки в социальной сети правомерно сравнивать с традиционным общением,
поскольку зачастую в реальной жизни происходит аналогичная тенденция: на
агрессию принято отвечать агрессией, а использование нецензурных слов и брани
может быть приемлемым в кругу друзей и знакомых, а не, например, в формальной
обстановке. Но, в письменной традиционной речи это не приемлемо, поэтому можно
говорить о том, что в переписке используется традиционная разговорная речь
между знакомыми людьми.
Было выяснено, что особенности
культуры общения основываются на традиционных способах общения. Поведение
собеседников при переписке является аналогичным тому, как они ведут себя при
личной встрече: если собеседник является официальным лицом и должна соблюдаться
субординация – в общении будет присутствовать проявление культуры и норм
русского языка. Если же общение является преимущественно неформальным, то
использование нецензурных выражений и жаргонизмов является допустимым.
Также важным заключением
можно считать то, что культура переписки основывается на том, с кем эта
переписка происходит: с друзьями будет использован один стиль общения, с
коллегами или преподавателями – совершенно другой. Однако, такая субординация осуществляется
только среди тех, кто в жизни также знаком. Общение же с виртуальными друзьями,
с которыми в жизни знакомства нет, не отличается формальностью, поскольку
первопричиной общения является именно
При решении шестой задачи
контент-анализ показал, что общение в публичном пространстве социальной сети Instagram не коррелирует с
традиционной культуры письменного общения. Отсюда можно говорить о следовании
тенденциям современной культуры Интернет-общения, в которой в совокупности и
разной степени проявлений присутствуют жаргонные слова, нецензурные выражения,
сокращение и изменение слов, иностранные заимствования, неправомерные
цитирования и прочее. Определенная в процессе исследования общая тенденция
культуры общения позволяет заключить о том, что в настоящее время в социальных
сетях складывается своеобразный тип культуры общения, который обусловлен
неформальной стороной общения, сокращением дистанции между людьми, даже
незнакомыми. В Интернете, в частности, в социальной сети, все становятся
равными относительно друг друга, социально-демографические характеристики не
учитываются, отсюда – отсутствие обращений на «Вы», приветствия и так далее. Однако,
также следует обратить внимание и на ситуативность общения. То есть, социальный
статус собеседника и, соответственно, тип общения, обуславливают то, как оно
будет складываться. Более комфортно опрошенным общаться с друзьями и знакомыми
на уровне неформального общения.
Но, также можно заметить
и то, что в социальной сети все становятся друзьями и знакомыми (если подписан
на блогера в Instagram),
отсюда можно свидетельствовать об открытом выражении своего мнения без заботы о
чистоте речи в традиционном понимании, на присутствии собеседников-агрессоров.
Таким образом, было
выяснено, что культура общения в социальной сети на примере Instagram совершенно отличается от
традиционного понимания культуры общения и представляет собой своеобразное
явление информационного общества. В частности, соблюдение субординации
практически отсутствует, но может быть отмечено тогда, когда собеседники
знакомы в реальной жизни и тип из отношений уже сложился. При отсутствии ранее
имеющихся реальных отношений общение происходит преимущественно в неформальном
ключе вследствие принципа равности в социальных сетях.
Фрагмент текста работы:
I. Теоретико-методологические основы изучения
культуры общения в социальных сетях 1.1. Общение в социальных сетях как объект
исследования XХI век
характеризуется веком высоких технологий. Благодаря технологическому прорыву,
современное общество выходит на новый виток своего развития. Обмен информацией,
поиск работы, просмотр телевизионных программ, прочтение различного рода
изданий – это то, что на сегодняшний день принимает новые формы.[1]
Многие
аспекты переходят из реального мира в мир виртуальный. В частности, речь идет о
том, что медиа все больше заменяются социальными сетями, прогрессивно
трансформируясь практически до неузнаваемости. Более того, процесс
трансформации является необратимым.[2]
Привычные ранее медиа, заключенные в пространство социальных сетей, не просто
видоизменены, но и совершенно отличны по структуре. Необходимо понять, в чем
заключается суть этих перемен и что они в себе несут: угрозу или перспективное
будущее.[3]
Общение
в социальных сетях связывается с различными моделями репрезентации общения в
сознании. К примеру, сторонник когнитивно-семантического подхода к интернет
общению, Е.С. Кубрякова интерпретирует его как «когнитивный процесс,
направленный на реальное речепроизводство, создание речевого произведения,
текст же рассматривается как конечный результат процесса коммуникативной
деятельности, принимающей в результате определенную законченную фиксированную
форму».[4]
Утверждая, что интернет общение адресантно, автор указывает на интеракцию,
взаимодействие партнеров по общению, в частности, разделяемые ими знания,
мнения, установки, оценки ситуации и прочее. [1] Тендит К.Н.
История журналистики. Ч. 1: учеб. пособие. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО
«КнАГТУ», 2012. – 155 с. [2] Ди Ч. Социальные
медиа в решении актуальных общественно-политических проблем. – СПб., 2015. –
172 с. [3] Все о социальных
сетях. Перспективы развития. Часть 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://seclgroup.ru/article-vse-o-socialnyh-setjah-perspectivy-razvitija.html
(дата обращения 3.02.2021). [4] Кубрякова Е.С. В
поисках сущности языка: когнитивные исследования. – М.: Знак, 2012. – 203 с.