Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Литература

Магистерский диплом (ВКР) на тему Кружок «Графическое моделирование художественного произведения» как средство развития читательской компетентности младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1.Читательская
компетентность младших школьников. 6

1.2 Моделирование на уроках
литературного чтения как способ формирования читательских умений. 8

1.3.
Сравнительный анализ УМК по литературному чтению.. 12

1.4.
Кружковая деятельность как средство развития читательской компетентности  21

II. РАЗРАБОТКА КРУЖКОВОЙ
РАБОТЫ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 31

2.1
Разработка программы кружковой деятельности графического моделирования  31

2.2.
Результаты экспериментального исследования. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   58

  

Введение:

 

Особенность современной начальной школы определяется
переходом на новый Федеральный государственный стандарт, основным требованием
которого выступает личностное развитие ребёнка и формирование универсальных
учебных действий. Универсальные учебные действия – это совокупность действий
учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений.

Роль уроков чтения в системе общего начального
образования достаточно высока. Без умения читать, понимать и трактовать текст,
особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о
требованиях к образованию, как и о формировании УУД младшего школьника.

Исследования современных ученых и
опыт педагогов – практиков показывает, что существует множество проблем, связанных
с формированием у школьников читательской компетентности.
Читательская компетентность учащихся начальной школы –
это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению
книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Тем не менее, уроков чтения зачастую недостаточно для самого
главного – развития любви к чтению. Мы утверждаем, что способствовать этому
будет кружковая деятельность, развитие графических навыков на основе
художественного произведения.

На создание графических навыков работают следующие направления работы:

– умение определять тему и идею произведения.

– умение
устанавливать причинно-следственные связи, видеть композиционные особенности произведения;

 – умение видеть авторскую позицию,
характеризовать героя;

 – умение извлекать информацию при чтении и
слушании;

 – умение работать над произведением
самостоятельно; – творческие умения.

Если читательские умения недостаточно
сформированы в начальной школе, это затрудняет усвоение материала в среднем
звене и препятствует формированию читательской компетентности. Традиционные
методы и приемы работы не позволяют в полной мере сформировать читательские
умения [2, с.39].

В последние годы педагоги всё более активно
на уроках литературного чтения применяют метод моделирования. В основе
моделирования лежит соответствие между исследуемым объектом и его моделью.
Литературное моделирование в свою очередь – это создание модели литературного произведения: модели, отражающей
композицию произведения, модели – характеристики главного героя, модели – сравнения, раскрывающей авторский замысел
через поведение главных героев. Литературное моделирование в своих работах изучали:
Супрунюк Е.Н., Короткова Н. В. и Одегова В.Ф., Ефросинина Л.А., старший научный
сотрудник Института общего среднего образования РАО.

Цель исследования – представить
программу развития «графического моделирования художественного произведения»
как средство развития читательской компетентности младших школьников.

Объект
исследования: процесс формирования читательской компетентности младших
школьников.

Предмет
исследования: формирование читательской компетентности на основе графического
моделирования

Гипотеза:
целенаправленное и систематическое использование моделирования на уроках
литературного чтения будет способствовать повышению уровня читательской
компетентности младших школьников при следующих условиях:

— обучения младших
школьников моделированию художественных произведений;

— применения графических
видов моделирования в кружковой деятельности.

 Задачи
исследования:

1. Выявить
теоретические основы проблемы формирования читательской компетентности младших
школьников.

2. Обосновать и
апробировать педагогические условия использования моделирования как способа
формирования читательской компетентности младших школьников в кружковой
деятельности.

3. Разработать модели
к художественным произведениям, направленные на формирование читательской
компетентности младших школьников

Методы
исследования:

– изучение и анализ
психолого-педагогической литературы;


эксперимент;


тестирование;


анкетирование;

– наблюдение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приоритетной целью обучения
литературному чтению в начальной школе является формирование
читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.

Наше исследование
посвящено проблеме использования моделирования при работе над формированием
читательской компетентности в начальной школе.

Проанализировав
научную литературу, в теоретической части мы рассмотрели понятия
«моделирование», «читательская компетентность». В связи с появлением нового стандарта
использование моделирования становится неотъемлемой частью обучения.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем,
что читательская компетентность
младших школьников — это интегративное качество личности, характеризующееся:

— ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому
посредством чтения литературы, доступной по содержанию и фор­ме (зачем
читать?);

— наличием читательского кругозора и
литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его
жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?);

— умением выполнять необходимые чи­тательские
действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития
потребности в чтении; наличием продуктив­ных способов чтения, качественного
навыка чтения, (как читать?).

В
процессе изучения литературного чтения у детей должны быть сформирована
читательская компетентность. Таким
образом, результаты исследования показывают, что метод моделирования как нельзя
лучше соответствует особенностям умственного развития младшего школьника, и прежде
всего, наглядно-образному характеру его мышления.

Литературное моделирование может использоваться для понимания сюжета
произведения, пересказывания, самоконтроля, сравнивания различных произведений,
создания характеристики героя, следовательно, оно способствует формированию
читательской компетентности. Модели делают процесс обучения управляемым:
учащиеся осознают учебную задачу, учатся оценивать работу, формируется
самоконтроль и самооценка.

Литературное моделирование не только формирует читательские умения, но и
активизирует деятельность детей на уроке литературного чтения, повышает степень
понимания прочитанного, улучшает устойчивость внимания, обеспечивает творческую
направленность работы, кроме того, моделирование в обучении может выполнять
различные функции: обучающие, планирующие, обобщающие, контролирующие. А,
следовательно, формирует читательскую компетентность.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Читательская компетентность младших
школьников Читательская
компетентность учащихся начальной
школы – это сформированное у ребенка
стремление читать и понимать прочитанное. Сегодня чтение – это не столько
умение читать, сколько развитое общекультурное понимание книги, обеспечение личностного
и познавательного развития, активное формирование умения учиться [5, с.12].

Формирование читательской компетенции происходит по
следующим направлениям:

1. Развитие умения чтения как вслух, так и про себя,
знакомство с основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое,
просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки,
игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания,
чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа
со скороговорками и т. д.

2. Начитанность. Данная компетенция раскрывается как
полноценное знание произведений, применение терминов, которые относятся к
классу литературоведческих, сравнение произведений, которые предлагаются
хрестоматийно для каждого отдельно взятого класса [5, 11, 14, 26]. Как правило,
для развития данной компетенции активно используется применение читательских
дневников, самостоятельное изготовление книжек-малышек, создание обложек для
произведений, которые бы отражали взгляд создателя на него, драматизации и
создание праздников по произведениям. 3. Осуществление умения работать с книгой, которая
реализуется как знание основных характеристик книги, ее структурных элементов.
Недостаточно при работе с книгой в данном случае знать ее специфику, но нужно
оценивать и составляющие ее элементы.

4. Умения, которые связаны с собственно читательской
деятельностью, которые сводятся к поиску информации, обнаружению наиболее
значимых элементов в обучении чтению и осуществление оценки художественного
произведения как искусства слова, которое осуществляется по законам искусства.
Данная компетенция осуществляется на основе всесторонней работы с текстом [6,
с.93].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы