Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Дефектология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Коррекционно-педагогическая работа по развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Анализ литературных источников по проблеме исследования. 9

1.1. Понятие
общения и особенности формирования общения в онтогенезе. 9

1.2.
Особенности развития общения детей с ТНР. 21

1.3. Игра
как средство развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи. 34

Глава II.
Организация и методика констатирующего эксперимента. 45

2.1. Цель и
задачи констатирующего эксперимента. 45

2.3.
Методика констатирующего эксперимента. 48

2.4. Анализ
результатов констатирующего эксперимента. 58

Глава III.
Организация и методика формирующего эксперимента. 72

3.1. Цель и
задачи формирующего эксперимента. 72

3.2. Оценка
эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию
общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи. 78

Заключение. 84

Список
литературы.. 85

Приложение 1. 94

  

Введение:

 

Общение является сложным,
многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми, который
порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания
партнера по общению.

Развитие навыков общения
у детей – актуальная проблема дошкольной педагогики. В ФГОС ДО выделена
образовательная область — социально-коммуникативное развитие, где определены
задачи, связанные с развитием общения дошкольника со сверстниками и взрослыми
на основе эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной
деятельности. Навыки общения выступают одними из важнейших качественных
характеристик личности, которые позволяют реализовать её потребности в
уважении, социальном признании, способствует успешному процессу социализации.
Неразвитость навыков общения у детей провоцирует личностные и поведенческие
нарушения, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.

Навыки общения помогают
дошкольникам ориентироваться в разных складывающихся социальных ситуациях и
регулировать свои поведенческие реакции, глубже понимать намерения и
эмоциональное состояние партнера и адекватно взаимодействовать с ним,
корректировать свои действия.

Для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее ТНР) данная проблема наиболее актуальна, поскольку в
последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития.
Дети с ТНР испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого
поведения, которые отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Взаимообусловленность нарушений речевых и коммуникативных умений у данной
категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как
бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связного
высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих
трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и
монологической речи.

Л.Г. Соловьева отмечает,
что незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации
общения, негативизм являются особенностями их поведения. С.А. Игнатьева, Е.О.
Канунникова, Е.С. Парахина
при оценке навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи отмечают, что дети меньше стремятся к общению и
сотрудничеству со своими сверстниками, реже для этого используют вербальные
средства общения. Н.В. Дубова при изучении особенностей навыков общения
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи выявила, что у таких детей крайне
низкий уровень коммуникативных умений и навыков, стойкое неумение регулировать
поведение партнеров по общению, трудности вступления в контакты.

Для активизации общения
большое значение имеет новизна и занимательность дидактического материала, форм
работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций по типу
обобщенной модели игровых и речевых действий, использование разнообразных
методов и приемов работы.

Изменение форм
организации обучения является одним из приемов, направленных на активизацию
общения. Помимо занятий в традиционном их понимании, целесообразно создавать
условия, способствующие желанию детей общаться, – моделировать и поддерживать
ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка:
досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке.

Работа по развитию
общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи может включать несколько направлений: развитие речевых и
неречевых средств общения; умение применять средства общения в разнообразных
коммуникативных ситуациях.

Для их реализации в
процессе указанных форм работы возможно широкое использование различных игр.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников и
именно в ней дети познают социальные связи, осваивают новые роли, учатся
ролевому и межличностному взаимодействию, то необходимым является рассмотрение
ее в качестве основного коррекционно-развивающего средства. Преимущество игры в
развитии дошкольников среди других методов обосновано такими учеными, как Л.Н.
Галигузова, И.С. Гринченко, С.А. Игнатьева, А. Либерман и др.

Как показал анализ
практики использования игр в образовательном процессе дошкольных учреждений,
игра в основном используется с обучающей целью. Применение педагогического
потенциала игр с целью развития общения со сверстниками детей старшего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на достаточно
низком уровне. Кроме того, практически отсутствует четко организованное
взаимодействие педагогов, родителей и детей по проблемам развития общения со
сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Несмотря на существующие условия дошкольных учреждений по возможностям
организации данного процесса, его характер носит стихийный, слабо контролируемый
и косвенный характер.

Следовательно, учитывая
актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность в отечественной
педагогике, избрана тема исследования «Коррекционно-педагогическая
работа по развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи».

Проблема исследования
– выявить возможности игры в коррекционно-педагогической работе по развитию
общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.

Объект исследования
– игра как средство развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования
– содержание коррекционно-педагогической работы по развитию общения со
сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель исследования
состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании эффективности коррекционно-педагогической работы с включением игр, направленных на развитие общения со сверстниками детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Анализ
психолого-педагогической и методической литературы по вопросам развития общения
со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями
речи.

2. Выявление особенности
общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.

3. Проектирование
коррекционно-педагогической работы на основе использования игр по развитию
общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.

4. Оценка качества
проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию навыков общения со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотеза исследования: эффективности
развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации будут
способствовать:

– разработка комплекса игр
по развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи на основе использования игр;

– взаимодействие
субъектов развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи на основе использования игр в дошкольной
образовательной организации.

Теоретической основой
исследования явились:

– положения об общении
как средстве и ситуации развития личности (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, B.И.
Слободчиков, A.В. Петровский);

– положения исследований
психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (Р.Е. Левина, Т.В.
Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

– положения исследований
общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи (К.Е. Панасенко, Л.Г. Соловьева, Л.В. Шинкарева).

Методы исследования:

– теоретические (изучение
и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме
исследования);

– эмпирические (анализ
документов, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);

– математические (методы
логического анализа, количественной и качественной обработки экспериментальных
данных).

Научная новизна
исследования состоит в том, что:

‒ разработан комплекс игр
для развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и
экспериментально проверена его эффективность;

‒ разработан план работы
с родителями по развитию общения у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях
дошкольной образовательной организации.

Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что обоснованы
особенности организации и содержание коррекционно-педагогической работы по
развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи посредством игровой деятельности.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что разработанный комплекс
игр общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
средствами игровой деятельности, включающий содержание и формы работы с детьми,
методическую работу с педагогами и родителями по организации данной
деятельности, а также методические рекомендации востребованы и могут быть
использованы в профессиональной деятельности воспитателями,
педагогами-психологами, учителями-логопедами.

Экспериментальная база исследования: Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва школа № 2073. В эксперименте приняли участие 10 детей 5-6
лет с тяжелыми нарушениями речи и 10 детей с нормальным развитием речи.

Структура работы:
работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общение предполагает
способность ребенка понимать особенности ситуации общения (с ровесником, с
взрослым, в игре, во время занятий, на прогулке) на основе ее осмысленного
восприятия. При этом имеет значение владение ребенком элементарными
аналитическими приемами (способность проводить аналогии с прошлым опытом,
выделять признаки коммуникативной ситуации, понимать требования взрослых и
ориентироваться на них, сравнивать свои реальные действия с нужными, с нормой).
Ребенок может пользоваться своим прошлым опытом, представлениями о должном
поведении, опираясь на установление связи между общим правилом поведения и
коммуникативными ситуациями, в которых оно применяется. Правило поведения
определяет, какие коммуникативные действия нужно выполнить в соответствующей
ситуации общения.

В специальной литературе
под понятием «тяжелые нарушения речи» (ТНР) понимают ряд расстройств речи
(алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание), которые сопровождаются общим
его недоразвитием тяжелой степени. Общим фактором этих нарушений является резко
выраженная ограниченность средств речевого общения в условиях нормального слуха
и сохраненного интеллекта. Специфика ТНР зависит от времени их проявления (в
процессе речевой деятельности или после его завершения), уровня психического и
интеллектуального развития; воздействий окружающей среды и т.д.

Учитывая
все изложенное в данной работе, мы можем сделать вывод, что у детей с ТНР
недоразвитие речи оказывает негативное влияние и на процесс формирования
личности, и на развитие общения со сверстниками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме
исследования

1.1. Понятие общения и особенности формирования общения в
онтогенезе

При рассмотрении понятия
общения как формы взаимодействия людей в процессе их деятельности определим
роль общения и его функций в организации совместной деятельности в учебном
процессе, так как в педагогической деятельности оно приобретают особую
значимость – носит обучающий характер.

Понятие «общение» можно
кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с
другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности.
Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы [2].

Л.С. Выготский
рассматривал общение как значимый фактор психического развития человека,
условие его саморегуляции [7].

А.А. Леонтьев считает
общение как взаимодействием двух (или более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения
общего результата [31].

А.С. Золотнякова понимала
общение «как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором
реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы»
[23]. Общение она видела, как процесс
передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общение» как
процесс, через который общество влияет на индивида.

Р.С. Немов трактует
общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является
взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в
целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной
деятельности». Автор считает общение необходимым условием организации успешной
деятельности и социализации человека [39].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы