Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Финансы и кредит

Магистерский диплом (ВКР) на тему Корпоративное управление как инструмент управления финансами организации на примере Альфа банка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты корпоративного управления 8

1.1 Экономическая сущность корпорации: принципы и методы организации 8

1.2 Модели корпоративного управления 18

1.3 Методы оценки эффективности корпоративного управления 28

2. Анализ и оценка влияния корпоративного управления на финансовое состояние организации 39

2.1. Организационно-экономическая характеристика корпорации 39

2.2. Анализ и оценка финансового состояния 45

2.3. Анализ и оценка эффективности применения механизмов корпоративного управления 53

3. Пути и методы повышения эффективности корпоративного управления 55

3.1. Методы оптимизации принятия в управлении корпорацией 65

3.2. Расчет эффективности принятых решений 70

Заключение 79

Список использованной литературы 84

Приложения 88

  

Введение:

 

История корпоративного управления насчитывает более 200 лет, хотя корпоративная форма ведения бизнеса для России – относительно новое явление.

В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы формирования рациональной системы корпоративного управления, принципов и факторов ее построения, экономической целесообразности внедрения стандартов корпоративного управления.

В России процесс формирования собственной национальной модели корпоративного управления только начинается, поэтому проблема ориентации российской экономики на существующую модель, проблемы внедрения корпоративного управления и перспективы его развития будут рассмотрены в данной работе. Корпоративное управление в большинстве российских компаний обычно считается слабым по сравнению с развитыми странами.

Тем не менее, за последние 7-10 лет в этой области был достигнут впечатляющий прогресс. В настоящее время ряд российских компаний вышли на международный уровень корпоративного управления. С каждым годом возрастает роль корпоративного управления в повышении эффективности крупных и средних предприятий, улучшении делового и инвестиционного климата в России.

В последнее время требования регулирующих органов и институциональных инвесторов к российским компаниям значительно возросли, а конкуренция со стороны транснациональных корпораций обострилась.

Именно поэтому эффективная система корпоративного управления сегодня становится для российских компаний таким же конкурентным преимуществом, как материальные или финансовые ресурсы.

Согласно исследованию Центра экономических и финансовых исследований и разработок, проведенному по заказу и при участии Ассоциации независимых директоров Международной финансовой корпорации, сегодня необходимость внедрения лучших практик корпоративного управления признают 85 % из 440 опрошенных российских компаний.

В узком понимании корпоративное управление – это обеспечение деятельности менеджеров в отношении управления бизнесом в интересах владельцев – акционеров.

В широком смысле корпоративное управление – это защита и учет интересов финансовых и нефинансовых инвесторов, которые вносят вклад в деятельность компании (понятие «соучредители»). К нефинансовым инвесторам чаще всего относятся сотрудники, имеющие определенный опыт работы в этой компании, конкретные поставщики оборудования, местные органы власти.

Выделяя корпоративное управление как определенный вид, характеристики которого предопределены спецификой компании как объекта управления, данное понятие определяют, как «управление, основанное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии компании, иными словами – управление, учитывающее интересы акционеров».

Так же данное понятие включает в себя реализацию прав собственности, предусматривает взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), в основе его лежит стратегия развития общества в целом (интересы компании подчинены общим интересам), в общем – это управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть совокупность традиций, установок, принципов корпоративного управления».

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что система корпоративного управления – это организационная модель, с помощью которой акционерное общество должно представлять и защищать интересы своих акционеров.

Следует отметить наличие широких возможностей участия в акционерном владении, расширение акционерного капитала, что дает сложные варианты объединения капитала и, как следствие, нерегулярный круг заинтересованных сторон даже на короткие периоды времени.

Разработка системы управления финансами и ресурсами предприятия гарантирует эффективное распределение и использование всех ресурсов – материальных, финансовых, людских, земельных и технологических – и, на этой основе, стабильное положение на рынке в конкурентной среде.

В этой связи крайне важно перейти от оперативного управления –принятия управленческих решений в ответ на текущие проблемы – к управлению, основанному на анализе и прогнозировании.

Разработка эффективной системы управления финансами и ресурсами компании должна осуществляться на основе прогнозов рынка, оценки потенциальных рисков, анализа финансово-экономического положения и эффективности управления, а также анализа сильных и слабых сторон организации.

В современной российской экономической литературе, посвященной проблемам управления, теоретические вопросы управления финансовыми и другими ресурсами стали предметом исследовательского интереса сравнительно недавно.

Это во многом явилось следствием сложившихся на российском рынке правил игры, которые длительное время позволяли получать высокую, по западным стандартам, прибыль за счет факторов, не имеющих прямого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов.

Однако времена получения организациями «легкой» прибыли прошли, рынок стал высококонкурентным, поэтому на первый план вышли вопросы эффективного управления ресурсами предприятия.

Таким образом, тема работы «Корпоративное управление как инструмент управления финансами организации «на примере Альфа банка)» представляется актуальной.

Объект работы – АО «Альфа-Банк».

Предмет исследования в работе – корпоративное управление АО «Альфа-Банк».

Цель работы – определить корпоративное управление как инструмент управления финансами организации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

 раскрыть теоретические аспекты корпоративного управления;

 провести анализ и оценку влияния корпоративного управления на финансовое состояние организации;

 определить пути и методы повышения эффективности корпоративного управления.

Методы исследования в работе: анализ, классификация, синтез, анализ полученных результатов путем статистической обработки, обобщение.

Ожидаемыми результатами выполнения работы являются:

 умение осуществлять подбор информации на заданную тему, анализировать, обобщать и систематизировать её, выявлять преимущества и недостатки в функционировании анализируемых систем, предлагать мероприятия по их совершенствованию;

 расширение навыков самостоятельной студенческой научно-исследовательской работы в области корпоративного управления;

 закрепление навыков оформления работ в соответствии с установленными требованиями нормативных документов.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных специалистов в области изучения проблем корпоративного управления.

При работе использовались публикации научных работ и исследований, а также данные АО «Альфа-Банк».

Практическая значимость заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению условий корпоративного управления финансами организации на примере Альфа банка.

Научная новизна результатов исследования заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию системы управления финансами коммерческого банка, позволяющих более рационально, нежели существующие подходы, организовать процессы управления, а также оценить характер и масштабы влияния финансов на деятельность банковской организации.

Содержание и наименование глав работы:

1. Теоретические аспекты корпоративного управления.

В данной главе рассмотрена экономическая сущность корпорации, модели и методы корпоративного управления.

2. Анализ и оценка влияния корпоративного управления на финансовое состояние организации.

В данной главе необходимо представить характеристику организации, провести анализ и оценку финансового состояния организации и эффективности применения механизмов корпоративного управления.

3. Пути и методы повышения эффективности корпоративного управления.

В данной главе необходимо отразить методы оптимизации принятия решений в управлении корпорацией, а также провести расчет эффективности принятых решений.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Необходимость корпоративного управления определяется не только процессами, происходящими внутри организации. Иногда это требование закона. В этом случае положения закона регулируют разграничение полномочий между различными органами управления, их состав, степень раскрытия информации и т. д.

Основной целью эффективного корпоративного управления является защита интересов владельцев, возможность мониторинга и контроля деятельности наемных менеджеров.

В рамках корпоративного управления информация о финансовых результатах компании и принципах управления со стороны руководства становится более доступной. Это значительно снижает риск потери средств. Инвесторы более охотно вкладывают средства в такое предприятие (соглашаясь на меньшую доходность капитала), чем в более рискованное и менее контролируемое предприятие.

Таким образом, корпоративное управление повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность компании.

В сегодняшней быстро меняющейся бизнес-среде очень важен вопрос качественной, объективной и своевременной оценки корпоративного управления.

Следствием недостаточного уровня качества корпоративного управления могут быть: несовершенная кадровая политика, неэффективная работа руководителей среднего и высшего звена, неразвитая корпоративная культура, низкий уровень систем внутреннего контроля и управления рисками, неспособность управлять бизнес-процессами, пренебрежение инновационной деятельностью, все это свидетельствует об актуальности и важности изучения существующих подходов (методов) к оценке корпоративного управления.

Альфа-Банк – один из крупнейших частных банков России, занимающий четвертое место в рейтинге национальных банков по размеру активов. Имеет около 800 офисов и представительств в более чем 100 городах России, головной офис находится в Москве. Принадлежит акционерному обществу «АБ Холдинг», 75 % которого, в свою очередь, принадлежит инвестиционной компании «Альфа-Групп».

Развитие до 2000 года «Альфа-Банк» был зарегистрирован 20 декабря 1990 года как товарищество с ограниченной ответственностью. После получения банковской лицензии в 1991 году начали открываться первые филиалы и обслуживаться первые корпоративные клиенты. У руля профессионалам удалось увеличить уставный капитал на 4,5 миллиарда рублей до 233 миллиардов долларов за 10 лет.

Альфа-Банк является активным меценатом, который регулярно направляет прибыль своего бизнеса на благотворительные цели. В частности, он поддерживает тяжелобольных детей фонда Life Line. Банк был одним из первых, кто собрал частные пожертвования в пользу этого фонда. На его базе работает волонтерская организация «Подари добро», которая собирает гуманитарную помощь для социальных приютов, детских домов, интернатов.

Вклады населения в АО «Альфа-Банк» к февралю 2022 г. выросли по сравнению со значением февраля 2021 г. Сбережения формируются не всеми группами населения равномерно, а более обеспеченной его частью, поэтому в сочетании роста вкладов и потребительских кредитов нет противоречия. Существенная часть депозитов – это крупные вклады.

С 6 апреля 2022 года Альфа-Банк находится под блокирующими санкциями США – в SDN-листе. Это произошло одновременно с включением в SDN-лист Сбербанка, а ещё раньше туда попали ВТБ, банк «Открытие», ПСБ и Совкомбанк.

выручка от реализации за весь анализируемый период отмечается тенденцией к снижению, так, в 2020 г. она составляла 110 407 тыс. руб., что меньше 2019 г. на 12 457 тыс. руб. В 2021 г. она снизилась еще на 22 508 тыс. руб. в сравнении с 2020 г., что указывает на значительное снижение объемов деятельности.

Аналогично менялась себестоимость реализованной продукции: в 2020 г. снижение составило 12,1 % по сравнению с 2019 г., и на 21 % в 2021 г. по сравнению с 2020 г.

Прибыль от реализации на предприятии в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизилась на 1 373 тыс. руб. или 14,7 %, а в 2021 году по сравнению с 2020 годом так же снизилась на 1 696 тыс. руб. или 21,2 %.

В целом работа предприятия имеет негативную тенденцию, так как по основным показателям деятельности отмечены отрицательные значения, а именно: отмечено снижение показателя выручки от реализации продукции, производительности труда вследствие снижения среднесписочной численности работников, падение показателя фондоотдачи, а также прибыли от реализации.

Наибольшее отрицательное влияние оказывают на АО «Альфа-Банк» и вследствие этого на его финансовый результат следующие факторы:

 возможность появления новых конкурентов;

 повышение цен;

 изменение покупательских предпочтений.

В современных условиях функционирования экономики без осуществления грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия, а также выявления факторов, оказывающих влияние на величину этих показателей, невозможно стабилизировать и тем более повысить уровень прибыли, получаемой предприятием.

Корпоративное управление в АО «Альфа-Банк» – это способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны Совета директоров и менеджмента, влияющий на постановку корпоративных целей организации, управление текущей деятельностью с учетом интересов заинтересованных сторон, соответствие деятельности организации требованиям корпоративного управления, поведение в соответствии с действующим законодательством, а также защита интересов вкладчиков.

Надлежащее корпоративное управление АО «Альфа-Банк» должно соответствовать этическим ценностям, целям, стратегии и системе контроля банка. Отсутствие связи между системой материального стимулирования и бизнес-стратегией может побудить менеджеров стремиться увеличить объем операций и / или краткосрочную прибыль, не сосредотачиваясь на непосредственных или будущих последствиях связанных рисков. Это особенно актуально для дилеров или кредитных организаций, но может негативно сказаться на работе вспомогательного персонала.

Внутренний контроль АО «Альфа-Банк» осуществляется в форме непрерывной деятельности, проводимой всеми сотрудниками банка. Доступ к внутренней информации является необходимым условием эффективности внутреннего контроля.

Грамотно выстроенная система риск-менеджмента предусматривает участие в этой деятельности совета директоров (наблюдательного совета) АО «Альфа-Банк», а также отдельных и коллегиальных исполнительных органов кредитной организации. Он должен основываться на хорошо отлаженной системе сбора, обработки и передачи органам управления соответствующей информации обо всех банковских рисках, существенных для кредитной организации, и опираться на структурные подразделения, ответственные за координацию управления всеми рисками кредитной организации.

Как было отмечено в ходе анализа второй главы в АО «Альфа-Банк» отмечено снижение показателя выручки от реализации продукции, производительности труда вследствие снижения среднесписочной численности работников, падение показателя фондоотдачи, а также прибыли от реализации.

Поэтому предлагается для уменьшения потерь, сокращения трудозатрат и ускорения движения продукции, услуг от производителя к потребителю необходимо минимизировать ручной ввод данных и внедрить информационные технологии для управления информационными потоками.

Работа с информационными потоками – это такая же важная часть процесса управления, как разработка продукта, его изготовление, дистрибуция и транспортировка. Применение электронных технологий в целом снижает объем затрат, материальные затраты, тем самым повышает эффективность деятельности АО «Альфа-Банк».

Использование программного обеспечения позволит АО «Альфа-Банк» сократить временные издержки на проведение инвентаризации, так же минимизировать трудовые затраты.

В целях эффективности и своевременности осуществления мер по самооздоровлению необходимо описать подготовительные меры, необходимые для того, чтобы все задействованные механизмы продолжали безотказно функционировать. Для этого нужно наладить систему, позволяющую своевременно получать информацию, назначить ответственных лиц в процессе принятий решений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что банком в тесном контакте с коммерческими банками, проводится большая работа по укреплению и оздоровлению банковской системы России, повышению надежности и стабильности коммерческих банков.

Одним из направлений развития бизнеса с корпоративными клиентами может стать создание департамента развития взаимоотношений с указанным сегментом, который будет сочетать в себе множество функций, оптимизировав при этом административные расходы на содержание персонала, работающего в данном направлении.

Поэтому стоит повысить квалификацию части сотрудников, которые могут войти в состав данного отдела.

В результате повышения квалификации производительность труда работников увеличилась в 1,5 раза. Работник работает 11 месяцев в году.

Годовой экономический эффект от использования на рабочем месте специалиста, повысившего квалификацию, составляет 342,1 тыс. руб.

Таким образом, видно, что экономический эффект от использования на рабочем месте специалиста, повысившего квалификацию, составляет 342,1 тыс. руб.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты корпоративного управления

1.1 Экономическая сущность корпорации: принципы и методы организации

Не всегда сами владельцы бизнеса занимаются непосредственным управлением. Бывает, что предприятие как собственность принадлежит одному лицу (например, акционерам), а управление делегируется наемным менеджерам. В этом случае функции владения и управления разделены, и необходимо применение корпоративного управления.

Корпоративное управление (англ. Corporate Governance) – это метод управления компанией, основанный на распределении нескольких уровней управления, разделении прав, обязанностей и полномочий, и определении порядка взаимоотношений и взаимосвязей между этими уровнями .

Понятие корпоративного управления является широким. Он состоит из следующих компонентов:

 способ управления предприятием. Набор мер, с помощью которых владельцы бизнеса контролируют действия наемных менеджеров;

 свод правил и процедур, этических основ принятия управленческих решений.

Таким образом, корпоративное управление – это одновременно система контроля и подотчетности, а также сам процесс управления с использованием определенного набора правил и процедур .

В каких случаях необходимо корпоративное управление, чтобы появление корпоративного управления способствовало возникновению акционерной формы собственности и необходимости разработки системы отношений между наемными руководителями и владельцами предприятий:

 в корпорациях (акционерных обществах с общей формой собственности и передачей функций управления);

 в производственных холдингах, в которые входят несколько предприятий, разных по профилю деятельности, но участвующих в едином производственном процессе.

Предпосылками для построения системы корпоративного управления на предприятии могут быть:

 реорганизация;

 изменение масштаба предприятия, когда сложность бизнес-процессов становится такой, что владельцы больше не справляются с управлением самостоятельно;

 появление филиалов;

 решение о привлечении инвестиций со стороны банков и юридических лиц;

 решение о выводе акций на российские или зарубежные фондовые биржи с целью увеличения капитализации компании;

 неэффективность прежних принципов управления;

 смена приоритетов (например, когда владелец переезжает в другую страну или решает заняться чем-то другим, но не хочет закрывать успешный бизнес) .

Необходимость корпоративного управления определяется не только процессами, происходящими внутри организации. Иногда это требование закона. В этом случае положения закона регулируют разграничение полномочий между различными органами управления, их состав, степень раскрытия информации и т. д.

Основной целью эффективного корпоративного управления является защита интересов владельцев, возможность мониторинга и контроля деятельности наемных менеджеров.

Акционеры рассчитывают на долгосрочный успех своего бизнеса и хотят, чтобы он неуклонно рос и приносил доход. Но у руководства есть свои интересы – получить максимально возможное вознаграждение.

Сущность корпоративного управления заключается в балансировании интересов всех органов управления предприятием, установлении единых норм и стандартов ведения бизнеса, обеспечении справедливого и равноправного распределения результатов хозяйственной деятельности.

Корпоративное управление охватывает все вопросы, связанные с эффективностью деятельности предприятия и защитой интересов акционеров. Оно включает в себя:

 управление производством;

 финансовое управление, планирование и контроль финансовых результатов;

 управление имуществом и ценными бумагами;

 контроль финансово-хозяйственных операций, в том числе операций с активами;

 обеспечение инвестиционной привлекательности и роста капитализации предприятия;

 контроль соблюдения всех законодательных и нормативных требований, применимых к бизнесу .

Однако практический опыт показывает, что такой вид управления открывает принципиально новые возможности для развития бизнеса. Эффективное корпоративное управление:

 улучшает финансовые показатели;

 снижает затраты;

 делает управление более эффективным и прозрачным;

 улучшает качество управленческих решений;

 защищает от злоупотреблений со стороны менеджеров;

 снижает стоимость привлеченного капитала, что позволяет реализовывать проекты, которые недоступны для конкурентов;

 увеличивает доходность инвестированного капитала, что создает добавленную стоимость для акционеров и позволяет привлекать капитал по более низким ставкам;

 повышает привлекательность компании для потенциальных инвесторов. Инвесторы хотят вкладывать свои деньги только в успешный и предсказуемый бизнес.

В рамках корпоративного управления информация о финансовых результатах компании и принципах управления со стороны руководства становится более доступной. Это значительно снижает риск потери средств. Инвесторы более охотно вкладывают средства в такое предприятие (соглашаясь на меньшую доходность капитала), чем в более рискованное и менее контролируемое предприятие.

Таким образом, корпоративное управление повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность компании.

Основным видом отношений корпоративного управления является назначение нескольких органов (уровней) управления, каждый из которых имеет свой собственный набор прав и обязанностей .

Стандарты корпоративного управления включают структуру управления, перечень прав и обязанностей органов управления, ключевые процедурные вопросы.

Существуют российские и международные кодексы и стандарты корпоративного управления:

1. Кодекс Лондонской фондовой биржи, который консультирует компании, которые хотят быть включенными в список доверенных лиц и участвовать в международных тендерах.

2. Кодекс корпоративного управления Российской Федерации, принятый Банком России в 2014 году. Его цель – помочь в организации корпоративного управления, повысить инвестиционную привлекательность российских компаний.

3. Кодекс независимого директора, разработанный Ассоциацией независимых директоров России. Определяет принципы и стандарты работы члена совета директоров. Эти кодексы не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Они содержат передовой опыт и теоретические основы корпоративного управления. Их можно взять за основу при разработке собственных стандартов .

Органы корпоративного управления, их полномочия и функции в корпорации предполагают распределение функций между владельцами, советом директоров и исполнительными органами.

Общее собрание акционеров (владельцев бизнеса). Это высший авторитет. Он принимает коллегиальным голосованием важные стратегические решения, касающиеся: приоритетов развития, реорганизации, слияния и ликвидации компаний, изменений и дополнений к уставу, увеличения и уменьшения уставного капитала, выборы совета директоров и ревизионной комиссии, утверждение важных транзакций.

Созвать внеочередное собрание имеют право акционеры, в активах которых 10 и более процентов акций компании, а также наблюдательный совет и ревизионная комиссия.

Совет директоров (наблюдательный совет). Его полномочия определяют статьи 64-65 закона «Об акционерных обществах». Этот орган не всегда присутствует в структуре корпоративного управления. Иногда его функции выполняет собрание акционеров.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы