Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Юриспруденция

Магистерский диплом (ВКР) на тему Конституционные основы Единого правового пространства РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Конституционно- правовые основы обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации 8

1.1. Понятие и содержание единого правового пространства как конституционно-правовой категории 8

1.2.Конституционные принципы обеспечения единства правового пространства Российской Федерации 16

1.3. Механизм обеспечения единства правового пространства и проблемы его реализации в Российской Федерации 29

Глава 2. Роль института федерального вмешательства в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации 38

2.1 Место федерального вмешательства в механизме обеспечения единства правового пространства 38

2.2 Меры федерального вмешательства в обеспечении единства правового пространства в Российской Федерации 46

2.3. Федеральное вмешательство как мера конституционно-правовой ответственности 59

Заключение 66

Список использованной литературы 70

  

Введение:

 

Российская Федерация согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации[2] является федеративным, то есть сложным, государством, что связано с наличием в составе Российской Федерации государство подобных образований — субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что федераций в современном мире немало, особенностью федерации в России является то, что, во-первых, территория нашей страны очень большая и протяженная, во-вторых, ни одно государство мира не включает в себя такое большое количество субъектов, как наше государство, в-третьих, поражает видовое многообразие субъектов, входящих в состав России — 6 видов (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область).

Безусловно, данные обстоятельства позволяют говорить о том, что Россия — сложное государство, в котором не просто существуют традиционные для федеративных государств два уровня государственной власти и двухуровневая правовая система, но и каждая из разновидностей субъектов Российской Федерации, особенно республики, обладают своей спецификой.

Особенность правовой системы федеративного государства заключается в том, что крайне важно провести разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, что позволило бы обеспечить баланс между центром и регионами, определить круг и сферы общественных отношений, регулируемых самостоятельно государством и субъектами федерации, а также те общественные отношения, которые относятся к совместному ведению.

В конечном итоге, особое значение для оценки эффективности существующей правовой системы имеет создание и обеспечение единого правового пространства.

Однако в данной сфере существует немало проблемных вопросов. Так, представляется, что, с одной стороны, за годы правотворческой деятельности как федерального, так и регионального парламентов накоплен огромный опыт, позволяющий максимально минимизировать возможные противоречия в законодательстве двух уровней государственной власти, но, с другой стороны, развитие законодательной базы, ее стремительное разрастание,

в современных условиях создает новые сложности для обеспечения единства правового пространства.

Понятие правового пространства и тесно с ним связанные вопросы рассматриваются в публикациях С.Н.Бабурина, И.Н.Барцица, Н.Ельцова, А.Д.Керимова, М.Н.Козюка, Н.И.Матузова, С.Сомова, Ю.А.Тихомирова и др.

Отдельные признаки правового пространства как юридической категории исследованы в работах М.И.Байтина, Г.М.Даниленко, М.Н. Козюка, М.К.Кумышевой, Т.В.Кухарук, А.М.Ладыженского, И.И.Лукашука, И.Р.Метшина, А.М.Муртазалиева, И.П.Трайнина, А.А. Чинчикова, Л.Д.Чушняковой и др.

Изучению содержательно-структурной стороны правового пространства посвящены труды А.Аринина, А.В. Батюка, А.И.Бобылева, Н.М.Добрынина, М.Г.Дорониной, Б.П.Елисеева, Г.Ермошина, Т.Д.Зражевской, И.В.Иванова, В.Б.Исакова, Т.С.Искужина, К.Е.Колибаба и др.

Несмотря на многочисленные теоретические исследования, в науке по-прежнему отсутствует четкое определение понятия единого правового пространства, единство в подходах к определению его признаков, принципов, содержания и структуры.

Целью данной работы является исследование и анализ понятия, содержания единого правового пространства в Российской Федерации, конституционные принципы и механизм его обеспечения и роль федерального вмешательства в формировании единого правового пространства РФ.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

— проанализировать понятие и содержание единого правового пространства как конституционно-правовой категории,

— исследовать конституционные принципы обеспечения единства правового пространства Российской Федерации,

— изучить механизм обеспечения единства правового пространства и проблемы его реализации в Российской Федерации,

— определить место федерального вмешательства в механизме обеспечения единства правового пространства,

— проанализировать меры федерального вмешательства в обеспечении единства правового пространства в Российской Федерации,

— рассмотреть федеральное вмешательство как меру конституционно-правовой ответственности.

Объектом диссертационного исследования выступает правовое пространство государства как комплексное политико-юридическое и социально-экономическое явление, особенности его становления и функционирования, а также механизмы его обеспечения на разных уровнях организации власти.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические вопросы, связанные с понятием единого правового пространства, его содержанием и структурой, принципами становления и функционирования, а также его обеспечением как функциональной задачи на всех уровнях организации власти.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Нормативно-правовую базу исследования составляют законодательные нормативные правовые акты, материалы судебной практики по Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту :

1. Единое правовое пространство – это очерченное границами государства пространство, характеризующееся единством правового регулирования социально — политических, хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России.

2. Обеспечить реализацию Конституции РФ, в которой человек, его права и свободы провозглашены как высшая ценность ( ст. 2) возможно признавая в повседневном правоприменении ее верховенство над другими законами. Сегодня принцип верховенства закона дополнился сравнительно новым правовым явлением – конституционализмом. Конституционализм означает прежде всего сам факт наличия конституции и ее активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции (писаной или неписаной) как основного закона в системе законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства.

3. Механизм обеспечения единства правового пространства должен, на мой взгляд, включать следующие элементы:

• завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно — правовым институтам РФ и ее субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного нормотворчества органов государственной власти субъектов Федерации, что позволило бы решительно пресечь тяготение отдельных регионов к избыточному суверенитету;

• улучшение качества подготовки нормативно — правовых актов участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования нормотворческих технологий. Особое значение будет иметь механизм предотвращения коллизии. По мнению М. Баглая, именно без их преодоления, поскольку они — причины нежелательных для любой власти конфликтов и конституционных кризисов, будет невозможно обеспечить единство и взаимодействие всех элементов правовой системы России;

• введение в юридическую практику элементов модельного нормативно — правового регулирования по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также отдельным вопросам местного значения.

Научная новизна исследования состоит в комплексности предпринятого анализа единого правового пространства Российской Федерации, выявлении существующих проблем и выработке предложений по их решению.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения настоящей работы могут быть использованы в преподавательской деятельности специалистов учебных заведений, а также для дальнейших теоретических исследований по рассматриваемой в данной работе теме.

Практическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование и сделанные в результате этого выводы могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.

Работа включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами были вынесены следующие положения на защиту:

Единое правовое пространство – это очерченное границами государства пространство, характеризующееся единством правового регулирования социально — политических, хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России.

Обеспечить реализацию Конституции РФ, в которой человек, его права и свободы провозглашены как высшая ценность ( ст. 2) возможно признавая в повседневном правоприменении ее верховенство над другими законами. Сегодня принцип верховенства закона дополнился сравнительно новым правовым явлением – конституционализмом. Конституционализм означает прежде всего сам факт наличия конституции и ее активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции (писаной или неписаной) как основного закона в системе законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства.

Механизм обеспечения единства правового пространства должен, на мой взгляд, включать следующие элементы:

• завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно — правовым институтам РФ и ее субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного нормотворчества органов государственной власти субъектов Федерации, что позволило бы решительно пресечь тяготение отдельных регионов к избыточному суверенитету;

• улучшение качества подготовки нормативно — правовых актов участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования нормотворческих технологий. Особое значение будет иметь механизм предотвращения коллизии. По мнению М. Баглая, именно без их преодоления, поскольку они — причины нежелательных для любой власти конфликтов и конституционных кризисов, будет невозможно обеспечить единство и взаимодействие всех элементов правовой системы России;

• введение в юридическую практику элементов модельного нормативно — правового регулирования по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также отдельным вопросам местного значения

Считаем, что в ходе проведенного исследования данные положения нашли свое подтверждение.

Единое правовое пространство обладает качеством равномерности.

Пространство не станет правовым, если меры правового регулирования будут различными. Все органы государства выполняют свои функции таким образом, чтобы обеспечивалась защита от дискриминации в любых ее формах.

Мы определили единое правовое пространство как формируемое государством на основе общих для всех субъектов российского права условий и требований осуществления юридически значимой деятельности.

Деятельность по обеспечению единого правового пространства находится в центре всей системы государственных органов, служит основанием и условием создание единой вертикали власти в стране. Как отметил Президент России, «мы вместе преодолели абсолютно неприемлемую ситуацию, при которой отдельные российские территории по сути дела находились вне пределов федеральной юрисдикции. Верховенство Российской Конституции и федеральных законов – как и обязанность платить налоги в общефедеральную казну – стали сегодня нормой жизни для всех регионов Российской Федерации.

Функция обеспечения единого правового пространства коррелирует принципу федерализма, а, следовательно, непосредственно взаимоувязана с функцией обеспечения территориальной целостности России.

Единство правового пространства, основанное на строгом соблюдении федеральной Конституции, является одним из основных элементов целостности государства.

Сохранение единства Российской Федерации является обязательным условием ее существования как суверенного государства. Именно поэтому Конституция РФ устанавливает в статье 5, что федеративное устройство Российской Федерации, в частности, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Одной из основ конституционного строя России, имеющей большое значение для института федерального вмешательства, является положение части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Это относится ко всем видам деятельности органов государственной власти, включая нормотворческую деятельность.

Действиям федеральной власти (во всех ее организационных компонентах) при решении государственно-значимых задач регионального и местного развития на всем протяжении новейшей истории России так и не удалось обрести того желанного качества системной целостности, которое единственно могло бы дать достаточные основания квалифицировать указанные действия институтов власти как полноценную государственную региональную политику.

В настоящее время законодательство предусматривает широкие меры по осуществлению процедуры конституционно-правовой ответственности в отношении субъекта Российской Федерации. Эти формы конституционно-правовой ответственности фактически являются одним из проявлений федерального вмешательства. Существующий порядок следует модернизировать в направлении создания института оценки оснований для применения мер санкций при наступлении факта нарушения федерального законодательства субъектом Российской Федерации.

Тем не менее, считаем, что в настоящее время, с целью обеспечения реализации данного механизма, необходима разработка и принятие специального Федерального закона «О федеральном вмешательстве». Целью принятия данного закона должно стать обеспечение и регулирование процедуры федерального вмешательства в дела региональных и местных органов власти.

Кроме того, в нормах данного закона необходимо установление конституционной ответственности за соответствующие правонарушения. Конституционная ответственность, как известно, проявляется в применении санкций в отношении субъекта за невыполнение им своих непосредственных обязанностей.

Такая ответственность в отношении субъектов РФ должна определяться в качестве последствий нарушения федеративной дисциплины.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Конституционно- правовые основы обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации

1.1. Понятие и содержание единого правового пространства как конституционно-правовой категории

Решение проблемы единого правового пространства страны есть ключ к укреплению государства и его институтов как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Инициатива В. Путина по организации работы в целях устранения противоречий между федеральным и региональным законодательствами, начатая в 2000 году и развивающаяся ныне, приобретает сейчас особое значение. Сам термин «правовое пространство» больше напоминает публицистический, журналистский, чем научно-правовой. К юридической науке более применимы такие категории, как «верховенство Конституции и федерального законодательства», «конституционность и законность нормативных правовых актов», «иерархия правовых норм», «система права», «система законодательства». Вместе с тем, данные правовые категории не тождественны понятию «правовое пространство», которое в последнее время приобрело самостоятельную научную практическую значимость.

На наш взгляд, единое правовое пространство страны – это тот фундамент, который позволяет сберечь от разрушения само государство и обеспечить права и свободы его граждан. Более того, это – совокупный правовой гарант политической стабильности.

В.В. Путин в своем Послании от 16 мая 2003 года Федеральному собранию Российской Федерации говорил: «Мы, наконец, – юридически и фактически – восстановили единство страны, укрепили государственную власть, приблизили федеральную власть к регионам.

Благодаря восстановлению единого правового пространства смогли вплотную заняться разграничением полномочий между центром и регионами. Здесь еще очень многое нужно сделать»[80].

Определяя понятие правового пространства, Н.И. Матузов считает, что комплексный анализ правовой сферы жизни общества позволяет выделить «тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения»[41,c.25]. Думается, это определение весьма емкое, но недостаточно определенное, так как отождествляет две разные теоретические категории – «правовую сферу жизни» и «правовое пространство». Однако «данная дефиниция позволяет сделать глубокие обобщения относительно сущности правового пространства»[86, c.47].

С.Н. Бабурин определяет единое правовое пространство как один из материально-правовых механизмов обеспечения стабильности правового режима территории государства[22, c.141], не рассматривая его в качестве самостоятельной юридической категории. Единство правового пространства, по мнению С. Сомова, это – «обусловленное федеральной Конституцией состояние согласованности, соотносимости и соподчиненности правовых норм, исходя из их юридической значимости (верховенства)»[84, с.30].

Ю.А. Тихомиров применяет термин «правовое пространство» для обозначения границ действия «правовых массивов в рамках межгосударственных отношений»[43, с.7].

Здесь надо согласиться с И.Н. Барцицем в том, что «универсальным понятием при регулировании правовых комплексов является именно понятие «правового пространства», а феномену регулирования правовых массивов в рамках межгосударственных отношений более подходят понятия международного публичного права… либо права региональных организаций»[23, с.25].

Н. Ельцов считает, что единое правовое пространство следует понимать как «всю совокупность юридических норм, действующих в пределах России»[68,c.54]. Думается, данное определение нельзя считать полным, так как оно не отражает существенных признаков единого правового пространства. По мнению же А.Д. Керимова, единое правовое пространство – это универсальная правовая категория, позволяющая анализировать вопросы соразмерности нормативных правовых актов, договорных механизмов в федеративных отношениях, в наиболее формализованной и нормативно определенной форме охарактеризовать состояние сопряженности различных правовых явлений, складывающихся, развивающихся и функционирующих в рамках единой государственной территории[71,c.120]. Данное определение представляется наиболее содержательным, однако, по мнению отдельных авторов, «вызывает сомнение целесообразность выделения договорного процесса при общей тенденции к его угасанию»[36,c.12].

В.П. Малахов отмечает, что в юридической теории понятие единого правового пространства «отражает определенность действия права, как нормативного строя общественной жизни, в пределах оговоренной законодателем территории, в пределах места»[34,c.357]. При этом фактически употребляется понятие пространства как физическое описание реальности, поэтому юридически трактуемое правовое пространство – это «сосуд», способный заключать в себе любое содержание». Сам же автор противопоставляет свое понимание правового пространства понятию правового пространства в юридическом смысле. Он считает, что правовое пространство «характеризует узловой момент в объективации притязаний правового существа, в превращении потенциальности и чистой идеальности, деятельных способностей и волевых проявлений человека в правовую реальность».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы