Магистерский диплом (ВКР) на тему Конституционные ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в России и за рубежом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие и правовые основы
ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в России и за
рубежом. 6
1.1. Понятие и основания ограничения
прав человека в целях противодействия терроризму в России и за рубежом. 6
1.2. Правовое регулирование
ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в России и за
рубежом. 14
2. Характеристика ограничений прав
человека в целях противодействия терроризму в России и за рубежом. 29
2.1. Ограничения гражданских прав
человека в целях противодействия терроризму в России и за рубежом. 29
2.2. Ограничения социальных и
политических прав человека в целях противодействия терроризму в России и за
рубежом. 39
2.3. Проблемы правоприменительной
практики в сфере ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в
России и за рубежом. 49
Заключение. 73
Список использованных источников и
литературы.. 80
Введение:
Актуальность темы
исследования. Всю историю человечества, все сферы его
жизнедеятельности всегда пронизывала и пронизывает угроза насилия:
«физическая», «природная», «экологическая», «военная», «этническая»,
«структурная» «экономическая», «продовольственная», «биологическая», «бактериологическая»
и т. д. Уровень такой угрозы насилия и конкретные
формы ее проявления представляют собой, с одной стороны, показатель
эффективности усилий государства по решению наиболее острых проблем, в
частности профилактики и пресечения террористических актов, а с другой стороны
– показатель социальной нравственности и
коммуникации (общения) широких слоев населения. Именно от реального состояния
этих показателей зависит уровень свободы личности, реальная защищенность ее
прав и интересов как от произвола государственных и муниципальных органов и их
должностных лиц, так и от посягательства со стороны любых других лиц.
Одним из элементов, кардинально влияющим
на реальную защищенность личности, общества и государства от посягательств со
стороны любых других лиц, являются террористические акты, которые во втором
десятилетии ХХI века приобрели системный характер, являются самыми опасными,
трудно прогнозируемыми, приносят массовые человеческие жертвы и разрушения и
порождают подозрительность и недоверие между социальными и национальными
группами и государствами.
Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года характеризует терроризм как один
из глобальных вызовов современности[1].
Установленные
ограничения некоторых конституционных прав и свобод человека и гражданина
обусловлены принятием необходимых мер по противодействию со стороны государства
экстремистской деятельности. Прежде всего это касается таких свобод, как
свобода слова, объединения, вероисповедания, деятельности средств массовой
информации. При этом деятельность правоохранительных органов, направленная на
противодействие терроризму и экстремизму, в ряде случаев выходит за рамки
конституционных норм, и сама превращается в источник нарушения прав человека.
Целью настоящей работы является исследование
конституционных ограничений прав человека в целях противодействия терроризму в
России и за рубежом.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие и
основания ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в России
и за рубежом;
— рассмотреть правовое
регулирование ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в
России и за рубежом;
— исследовать ограничения
гражданских прав человека в целях противодействия терроризму в России и за
рубежом;
— исследовать ограничения
социальных и политических прав человека в целях противодействия терроризму в
России и за рубежом;
— выявить проблемы
правоприменительной практики в сфере ограничения прав человека в целях противодействия
терроризму в России и за рубежом.
Объектом исследования
являются общественные отношения в сфере конституционных ограничений прав
человека в целях противодействия терроризму в России и за рубежом.
Предмет исследования –
нормы права, регулирующие особенности конституционных ограничений прав человека
в целях противодействия терроризму в России и за рубежом.
При написании работы использованы общенаучные и
частнонаучные методы познания: диалектический метод познания действительности,
методы формальной логики, структурно-системный метод, методы индукции и
дедукции. Применение перечисленных методов в едином комплексе позволило
осуществить системный анализ правового регулирования и организации
предварительного следствия.
Нормативную основу
исследования составили Конституция Российской Федерации,
уголовно-процессуальное законодательство, а также иные нормативно-правовые акты
органов государственной власти Российской Федерации.
Структура работы включает
в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников и литературы. [1] Указ Президента РФ от 31.12.2015 №
683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru (дата
обращения: 18.04.2021).
Заключение:
По результатам
проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
в действующем российском законодательстве наиболее важные
вопросы ограничения прав и свобод граждан в условиях проведения мероприятий по
противодействию терроризму урегулированы нормами Федерального конституционного
закона «О чрезвычайном положении» и Федерального закона «О противодействии
терроризму». При этом, указанные мероприятия проводятся при введении на
территории Российской Федерации таких правовых режимов как «чрезвычайное
положение» и «контртеррористическая операция».
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О
чрезвычайном положении»: чрезвычайное положение означает вводимый в
соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом
на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый
правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий
установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные
ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан,
лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также
возложение на них дополнительных обязанностей. Причем четко указано, что
введение на территории Российской Федерации чрезвычайного положения является
временной мерой.
В анализируемом нормативном правовом акте также
закреплен перечень обстоятельств, устранение которых невозможно без применения
чрезвычайных мер, среди которых особое место занимают террористические акты.
Введение чрезвычайного положения на отдельной или всей
территории российского государства сопровождается установлением особых мер и
временных ограничений на весь период действия такого положения, ряд из которых
непосредственно касается прав и свобод человека и гражданина, в частности:
— установление ограничений на свободу передвижения по
указанной территории;
— введение особого режима въезда на указанную
территорию и выезда с нее;
— усиление охраны общественного порядка, объектов,
подлежащих государственной охране и обеспечивающих жизнедеятельность населения
и функционирование транспорта;
— установление ограничений на перемещение товаров,
услуг и финансовых средств;
— установление особого порядка продажи, приобретения и
распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
— запрещение или ограничение проведения собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых
мероприятий;
— введение комендантского часа;
— ограничение свободы печати и других средств массовой
информации;
— проверка удостоверяющих личность граждан документов,
личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств и др.
С учетом чрезвычайного характера угроз в Федеральном
конституционном законе «О чрезвычайном положении» установлен и особый конституционный
порядок введения режима чрезвычайного положения – на основании указа Президента
РФ, который, в свою очередь, должен об этом незамедлительно сообщить обеим
палатам Федерального Собрания РФ – Совету Федерации и Государственной Думе.
Понятие контртеррористической операции определено в
ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» как комплекс
специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением
боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта,
обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц,
организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического
акта. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях
пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и
защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в пределах
территории ее проведения.
При этом, проведенный сравнительно-правовой анализ
норм анализируемых законов в области правового закрепления положений,
касающихся ограничения прав и свобод человека и гражданина, позволил нам
выявить некие разногласия в соответствующих нормах указанных законодательных
актов. В частности, в Федеральном законе «О противодействии терроризму» при
определении мер и ограничений прав и свобод человека и гражданина при введении
правового режима контртеррористической операции содержится более широкий
перечень таких ограничений, включающий наряду с закрепленными в Федеральном
конституционном законе «О чрезвычайном положении» ограничениями и такие как:
— удаление физических лиц с отдельных участков
местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
— ведение контроля телефонных переговоров и иной
информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также
осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях;
— приостановление оказания услуг связи юридическим и
физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
— временное отселение физических лиц, проживающих в
пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической
операции;
— введение карантина и др.
Естественно, что такое законодательное расхождение в
определении ограничений прав и свобод человека и гражданина при осуществлении
мероприятий по противодействию терроризму, может приводить к возникновению
достаточно сложных проблем в правоприменительной практике. Решение указанной
проблемы видится в унификации соответствующих правовых норм указанных
нормативных правовых актов.
В заключении следует сказать, что, учитывая важность
рассматриваемого вопроса не только для каждого человека и гражданина, но и для
всего российского государства и общества, видится необходимым выработать более
действенные и эффективные механизмы регулирования отношений в области
ограничения прав и свобод человека и граждан в условиях особых правовых
режимов, что возможно благодаря созданию такого законодательства, которое было
бы более системным, стабильным и носило бы постоянный характер. Создание действенного
правового инструментария регулирования таких отношений позволит более
эффективно защитить и сохранить правовой статус граждан во время введения
режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции.
За последние
годы количество преступлений террористической направленности в России заметно
сократилось, об этом свидетельствуют данные статистического сборника
Генпрокуратуры «Состояние преступности в России за 2018 – 2019 годы», то есть
уровень снизился на 16 процентов. Но, однако, как показывает статистика, за
последние 10 лет, данная тенденция достаточно нестабильна. Совокупность многих
факторов, таких, как: тщательная подготовка преступных посягательств,
жестокость, изощренность, возможность и готовность оказания вооруженного
сопротивления и иные, вносят определенную специфику в профилактику и
расследование данных преступлений.
Основные
направления и рекомендации профилактики террористической деятельности зависят
от предпосылок активизации терроризма. Такое негативное явление, как терроризм
имеет определенные этапы его возникновения и развития, которые, в свою очередь,
складываются из определенных факторов, наиболее важными здесь являются
гео-культурно-политические, социальные, религиозные. Они создают определенную
социальную матрицу, где основой является логическое продолжение и трансформация
геополитики, с учетом сегодняшних реалий.
Исходя из
анализа причин возникновения данного феномена, можно выделить один,
немаловажный фактор – это характерные особенности личности террористов,
мотивации их поведения, но в данном аспекте, также важно учитывать отношения
между террористом и жертвой данного посягательства. Здесь обязательным
представляется проведение виктимологических исследований особенностей характера
и динамики взаимодействия, с учетом индивидуальных особенностей, с целью
разработки рекомендаций профилактики антитеррористической направленности.
Данный аспект профилактики терроризма не в должной степени исследован в
криминологии, криминалистике и других науках, здесь важным является применение
виктимологического аспекта профилактики преступлений террористической
направленности, то есть изучение особенностей личности жертвы и факторов,
детерминирующих ее виктимность.
Одним из
важнейших является фактор социальной направленности. Криминологические
рекомендации по данному вопросу будут представлять собой совокупность
результатов криминологического исследования, адаптированные к практическому
использованию в конкретных условиях. Так, в условиях урбанизации населения,
демографического взрыва в бедных странах, колоссального уровня безработицы,
приводящим к росту числа малоимущих и недовольных молодых людей, уровень
разочарования которых в своем будущем и дальнейших возможностях развития себя,
своих семей, растет внушительными темпами. Оптимизировать данную составляющую
может разработка программ помощи и развития для потенциально – подверженных
терроризму и опасных регионов, где актуальным представляется развитие
предприятий, обеспечение занятости населения, повышение уровня социального
обеспечения.
Говоря о
криминологических рекомендациях профилактики акций терроризма, полагаем, что
они должны разрабатываться и осуществляться по ряду взаимосвязанных
направлений: применительно к терроризму и пособничеству; в зависимости от
территориальных особенностей, с учетом особенностей конкретно –
совершенного преступления; применительно к различным социальным группам,
характеризующимся специфическими криминогенными показателями. В каждом из
данных направлений должны вырабатываться определенные рекомендации, которые
позволили бы в дальнейшем принимать активные меры, которые бы имели характер
предупреждения. Но их форма должна быть обусловлена тем, на какое звено
социального механизма предупреждения преступлений данная рекомендация дала
положительный опыт.
С учетом
перечисленных угроз со стороны международных террористических организаций
особое значение приобретает обеспечение безопасности массовых, в том числе
спортивных, мероприятий.
Россия всегда
осознавала, что победить международный терроризм возможно лишь коллективными
действиями всего мирового сообщества. В этой связи общество выступает за
объединение усилий всех государств под эгидой Организации Объединенных Наций и
ее институтов.
Если мы хотим
эффективно бороться с этим злом, необходимо отказаться от двойных стандартов,
перестать делить террористов на плохих и хороших, использовать их для
достижения собственных геополитических целей.
События
последних лет показывают, что настало время конкретных шагов, а не громких
политических заявлений. В этой связи стоит обратить внимание на инициативу
Президента Российской Федерации В.В. Путина по созданию под эгидой ООН широкого
антитеррористического фронта на универсальной международно-правовой основе.
Ведущая роль в
противодействии терроризму отведена специальным службам и правоохранительным
органам, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны
противостоять этой угрозе на первых рубежах, стремиться к совершенствованию и
повышению эффективности своей деятельности.
Таким образом,
все эти рекомендации и их соблюдение при применении тех или иных мер, позволят
оптимизировать деятельность по антитеррористической безопасности, а также
минимизировать последствия террористических актов и, возможно, даже избежать
его.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и правовые основы ограничения прав человека в
целях противодействия терроризму в России и за рубежом
1.1. Понятие и основания ограничения прав человека в целях
противодействия терроризму в России и за рубежом Одной из главных проблем
существования человеческого общества является обеспечение безопасности. Под
безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз. Необходимо отметить, что
права и свободы человека и гражданина, законность, правопорядок, а также
общественная безопасность являются отдельными, специально выделяемыми в силу
своей значимости объектами правовой охраны со стороны государства[1]. Систему безопасности
образуют уполномоченные органы государственной власти, органы местного
самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения,
граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с
законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере
безопасности. С увеличением факторов возникновения угрозы общественной
безопасности возрастает, и роль административно-правового регулирования, которое
может быть рассмотрено в качестве одного из основных средств решения проблемы
обеспечения общественной безопасности, которая
нуждается во всестороннем исследовании[2].
Стратегический ориентир
государственной политики, максимизация защиты конституционных прав, свобод и
интересов граждан в современных условиях вызывает необходимость понимания
сущности и принципов [1] Абазов И.С. Некоторые особенности
административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности
// Пробелы
в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4.
С. 341-343. [2] Коркмазов А.В. Особенности рассмотрения субъектов
охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Пробелы
в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4.
С. 392-394.