Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки ГМУ

Магистерский диплом (ВКР) на тему Комплексное развитие сферы туризма региона в современных социально-экономических условиях (на примере Республики Марий Эл)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА КАК ФАКТОРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 6

1.1. Сфера туризма: сущность, основные понятия 6

1.2. Правовые основы функционирования сферы туризма 15

1.3. Основные тенденции развития сферы туризма в Российской Федерации 20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 25

2.1. Общая характеристика туристско-рекреационных ресурсов Республики Марий Эл 25

2.2. Оценка эффективности деятельности органов власти в сфере развития туризма Республики Марий Эл 30

2.3. Основные проблемы развития сферы туризма в Республике Марий Эл 35

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 44

3.1. Разработка мероприятий по развитию туризма в Республике Марий Эл 44

3.2. Предложения по продвижению Республики Марий Эл как одного из федеральных туристических центров 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Туризм как хозяйственная сфера служит интересам многомиллиардного населения нашей планеты. Посредством развития сферы туризма во многих странах мира создаются новые рабочие места, прогрессивно развивается гостиничное хозяйство. Развитие туризма в регионе очень важно, так как туризм непосредственно способствует сохранению национальной культуры, стимулирует производство народных промыслов и продуктов общественного питания.

Сегодня региональный туризм оказывает положительное влияние на экономику России. В последние годы заметна тенденция увеличения показателей как выездного, так и въездного туризма. На основе стимулирования технологического прогресса в области телекоммуникаций, заинтересованностью иностранных граждан можно достигать хорошие результаты в сфере туризма. Природно-климатические и организационно-стимулирующие возможности развития туризма в нашей стране создают хорошие условия для развития социально-экономических сфер в регионах. А благоприятные климатические условия и богатый на разнообразие ландшафт России способствует развитию различных видов туризма.

Феноменом туристско-рекреационного процесса последних десятилетий становится постоянное усложнение структуры видов и форм рекреации и туризма. Являясь следствием масштабных социокультурных трансформаций в мире и изменений личностных установок и моделей досугового поведения людей, новые специализированные (нишевые) виды туризма завоевывают значительные потребительские аудитории, дают существенный вклад в развитие региональных и национальных экономик и изменяют пространственную картину рекреационной освоенности мира.

Научный интерес к определению сущности специализированных видов туризма, критериям их выделения и классификации с учетом изменения потребительских предпочтений становится все более выраженным в междисциплинарных исследованиях отечественных и зарубежных специалистов.

Степень разработанности темы. Различным аспектам становления и развития туристической отрасли в России и в зарубежных странах посвящены работы В.А. Ливцова, А.М. Бугаевой, В.Е. Егоровой, А.Ю. Александровой и других. Вопросы понятия, сущности и содержания туризма нашли своё отражение в работах Н.В. Сирик, Е.В. Ахтямовой, А.Е. Толстовой, И.Е. Отческого и других деятелей науки. Актуальные проблемы и тенденции законодательства в сфере туристской деятельности были рассмотрены в работах И.Н. Дегтярёвой, Е.В. Дьяченко, В.С. Горбунова, Ю.Д. Дмитриевского, Е.Л. Писаревского и других.

Целью настоящего исследования является анализ реализации государственной политики развития туристической отрасли в субъекте Российской Федерации на примере Республики Марий Эл.

Задачи исследования:

— раскрыть сущность и основные понятие сферы туризма;

— рассмотреть правовые основы функционирования сферы туризма;

— охарактеризовать основные тенденции развития сферы туризма в Российской Федерации ;

— дать общую характеристику туристско-рекреационных ресурсов Республики Марий Эл;

— осуществить оценку эффективности деятельности органов власти в сфере развития туризма Республики Марий Эл;

— выявить основные проблемы развития сферы туризма в Республике Марий Эл;

— разработать мероприятия по развитию туризма в Республике Марий Эл;

— сформулировать предложения по продвижению Республики Марий Эл как одного из федеральных туристических центров.

Объект исследования – государственная политика в сфере туризма на примере Республики Марий Эл.

Предмет исследования – современное состояние и перспективы развития туристической отрасли на региональном уровне в Республике Марий Эл.

Методология исследования. В ходе исследования использовались такие методы, как: сбор информации, анализ нормативно-правовых источников, средств массовой информации, методы качественного и количественного анализа, метод научного синтеза и обобщения.

Информационной базой исследования выступают труды российских и зарубежных авторов, исследующих вопросы развития туризма, а также статистические и информационные материалы, отражающие специфику управления сферой туризма в Республике Марий Эл.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатах в последующих научных разработках при освещении темы развития управления сферой туризма. Также результаты исследования могут стать базой для совершенствования управленческих решений в сфере туризма.

Структура работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Сегодня любой имеет представление о том, что такое туризм. Туризм — это и поездки с путешествиями в другие страны, государства, и отдых на море, а для кого-то – это поход с рюкзаком в ближайший глухой лес, задушевные разговоры у костра и песни под гитару. И первые, и вторые, и третьи будут правы, ведь туризм – одно из самых многообразных и обширных понятий. Для многих, кто не занимался исследованием туризма как отдельной дисциплины и видом бизнеса, приносящего довольно высокую и постоянную прибыль, он вернее ассоциируется с путешествиями, целью которых является отдых.

Все-таки вопреки тому, что туризм и путешествия – два взаимосвязанных между собой понятия, характеризующих человеческую активность, в их определениях существует ряд принципиальных различий между собой. Необходимо заметить, как, несмотря на кажущуюся простоту данных явлений, предоставить конкретные определения и показать отличия между ними довольно сложно.

В данный момент туризм становится всё более важной областью экономики многих государств и некоторых регионов. Туристическое направление в мире развивается наиболее динамично, и в нынешней России индустрия туризма и гостеприимства стала одной из приоритетных направлений народного хозяйства. Старание государства и туристического бизнеса в настоящем устремлены на реорганизацию туристической отрасли в единую систему, способную в комплексе реализовывать действенную программу на внутреннем и международном туристических рынках. Достижение данных целей возможно только путем практического решения сложившихся проблем, связанных с созданием современного, высокотехнологического туристического комплекса, объединенного общей концепцией управления, и активизации региональных объединений индустрии туризма, устремленных на полноценное использование своих туристических возможностей.

Актуальность темы не вызывает сомнений, ведь будучи одной из самых динамично развивающихся и крупнейших отраслей экономики, туризм набирает растущую популярность у населения. Его роль в мире постоянно возрастает. Туризм является основой экономики городов и стран в целом, и по своей доходности уступает лишь добыче и переработке нефти.

Туризм выступает в качестве сложной социально-экономической системы, способствующей формированию современного, экономически развитого государства. И, действительно, высокоразвитая туристическая отрасль повышает уровень занятости и качество жизни населения, способствует ускоренному росту экономики, а также более рациональному использованию объектов культурного и природного наследия.

Функционирование комплекса специализированных видов туризма сталкивается со многими проблемами внутрисистемного и межсистемного порядка. К числу внутрисистемных проблем относятся: недостаточное нормативно-правовое обеспечение большинства сегментов комплекса, отсутствие специальной туристской инфраструктуры, слабое взаимодействие между туроператорами, общественными и самодеятельными организациями в развитии видов туризма не массового спроса.

Инвестиционная активность в этом секторе туристско-рекреационного комплекса Республики Марий Эл сохраняется на очень низком уровне, отсутствуют инновационно-инвестиционные проекты прорывного характера, рассчитанные на международную потребительскую аудиторию. Основным типом проблем межсистемного характера являются конфликтные ситуации, складывающиеся между многими видами специализированного туризма и природной средой. Неблагоприятная экологическая ситуация отмечается в районах, развивающих экологический, конный, горнопешеходный туризм, автотуризм.

Власти Марий Эл в качестве приоритетов называют развитие в регионе высокотехнологичных производств радиоэлектроники, агропромышленного комплекса и сферы туризма. В столице республике – Йошкар-Оле – запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома, близится к завершению капитальный ремонт перинатального центра, решается вопрос о реставрации жемчужины республики – замка Шереметевых на Волге.

Республика обладает колоссальным туристическим потенциалом. У многих Марий Эл ассоциируется в первую очередь с архитектурным и событийным туризмом. Это и экологический туризм, включающий в себя посещение природных территорий. И в этом направлении есть мощные стимулы развития потенциала региона.

Республика претендует на реализацию пилотного проекта «Центр этнографического туризма на Волге», включена в межрегиональный маршрут «Великий волжский путь».

Развитие приоритетных отраслей невозможно без притока высококвалифицированных кадров и развития IT-сферы. В основных направлениях стратегии предусмотрено формирование в республике системы образования, ориентированной на обеспечение кадрового потенциала экономики. Положительный пример – в Йошкар-Оле активно работает компания iSpring, которая известна разработкой программных продуктов образовательной направленности не только на российском, но и на мировом рынке IT-индустрии.

Реализация индивидуальной программы социально-экономического развития Марий Эл является одним из основных драйверов роста экономики, повышения уровня и качества жизни населения. Она включает мероприятия по стимулированию производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, развитию малого и среднего бизнеса, строительству объектов коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Среди факторов, негативно влияющих на развитие туризма в Республике Марий Эл, выделяются:

– неразвитость туристической инфраструктуры;

– слабое использование туристского потенциала территории;

– низкая деловая и инвестиционная активность местного населения;

– недостаток квалифицированных кадров;

– слабое информационное продвижение мероприятий.

С целью совершенствования внедрения проектного управления в сфере туризма в Республике Марий Эл в данной работе следует предложить рекомендации по развитию туризма. Также, отметим, что в соответствии с общими рекомендациями по проектному управлению основополагающими факторами успешного внедрения проектного управления в деятельность муниципальных учреждений являются следующие:

— потребность в проектном управлении должна быть сформирована на всех уровнях управления в учреждении. Сотрудники и менеджмент должны отчетливо понимать, зачем это нужно. Иначе при непосредственном переходе к системе проектного управления могут возникнуть трудности и дополнительные препятствия со стороны персонала, что приведет к задержке и росту затрат;

— нацеленность на изменения, то есть при возникновении трудностей и дополнительных проблем руководство, должно понимать, что любые изменения связаны с рядом препятствий, преодоление которых требует сил и ресурсов.

Также важным является понимание руководством, что переход должен осуществляться строго по этапам, получить сразу совершенную систему проектного управления невозможно.

Основными целями развития туристкой отрасли в Республике Марий Эл являются:

1) увеличение туристского и экскурсионного потока;

2) увеличение экспорта туристских услуг;

3) переориентация части потребительского спроса россиян с выездного на внутренний туризм и увеличение внутреннего спроса;

4) расширение целевой аудитории российских туристов за счет повышения доступности туризма.

Наличие туристско-рекреационных ресурсов, которые влияют на туристско-рекреационный потенциал, формируют туристско-рекреационный комплекс региона – это и составляет основу успешного развития туристской деятельности, а в дальнейшем определяет специфику развития туризма и разнообразие его видов, служит исходным «материалом» для производства туристского продукта.

С целью совершенствования внедрения проектного управления на уровне Республики Марий Эл, целесообразно:

— формирование «дорожной карты» по внедрению проектного управления в Администрации Республики Марий Эл. В связи с тем, что подведомственные учреждения рассматриваются Администрацией Республики Марий Эл как площадки по реализации проектов, целесообразно в «дорожной карте» предусмотреть мероприятия по внедрению проектного управления в муниципальных учреждениях;

— разработка типового положения о применении инструментов проектного управления в деятельности муниципалитета и рекомендовать муниципальным учреждениям принять свои положения о применении инструментов проектного управления;

— создание отдельного информационного портала или вкладки на официальном сайте Администрации Республики Марий Эл по проектному управлению для размещения законов, стандартов, методик по проектному управлению, библиотеки успешных и неуспешных кейсов;

— разработка системы мотивации муниципальных служащих и специалистов муниципальных учреждений, занятых в проектной деятельности;

— оказание методической поддержки по внедрению проектного управления в сфере туризма в деятельность муниципальных учреждений.

На основе изучения отечественного и зарубежного опыта предлагаем внедрить проект «Региональный туристский информационный центр» на территории Республики Марий Эл.

Предлагаемый проект предлагается реализовать в форме создания Государственного бюджетного учреждения «Региональный туристский информационный центр» Республики Марий Эл.

Следующая рекомендация касается улучшения качества сервиса и услуг. В настоящее время необходимо создавать условия гибкого сервиса, способного подстраиваться под меняющуюся внешнюю среду и отвечать любым требованиям клиентов. Для этого необходимо уделять большое внимание набору персонала, повышению их квалификации, контролю качества и обслуживания, маркетинговой деятельности, изучению интересов потребителей, регулярному мониторингу, а также разработке актуальных услуг. Также сюда можно отнести контроль за сохранностью туристских объектов и объектов инфраструктуры, так как эта составляющая имеет прямое воздействие на привлекательность и востребованность туризма в регионе.

Немаловажным является и вопрос имеющегося ассортимента туристских продуктов. Дело в том, что услуги, которые предлагают туристические компании в регионе, уже изжили себя: они однотипны и постоянны из года в год. Следует учитывать современные тренды, использовать имеющиеся технологии, внедрять новые форматы. Например, можно разработать приложение, в котором будут предусмотрены разные услуги, бесплатные и за определённую плату: информация о туристских объектах региона, специальные маршруты, дистанционные викторины, игры по теме различных памятников культуры и природы области. Благодаря этому туристы смогут самостоятельно путешествовать в удобном для них временном режиме. Можно также предлагать услуги дистанционного гида или экскурсовода, который будет отслеживать перемещение туристов и отвечать на любые вопросы в чате, посредством аудио- или видео-сообщений. Также разумно использовать новые нестандартные формы экскурсий (виртуальные, игровые, тематические и др.).

Ещё одним стимулом для посещения Республики Марий Эл может стать создание своего уникального туристского объекта. В регионе есть множество нераскрытых памятников культуры, архитектуры и природы, однако их уникальность не столь ощутима, чтобы конкурировать на мировом рынке и сформировать бренд региона. Требуется что-то абсолютно новое, что могло бы позиционировать республику как регион для туризма.

Следующая рекомендация касается компетенций и квалификации работников турбизнеса. В регионе сегодня находится немного образованных и квалифицированных работников туристской отрасли, знающих иностранные языки. Многие из них не имеют специального образования, достаточных компетенций, знаний туристской сферы и к тому же мало заинтересованы в своём профессиональном развитии. Чтобы стимулировать к получению знаний в сфере туризма, следует расширить квоту бюджетных мест на обучение в вузах города по специальности «Туризм», использовать практико-ориентированное обучение, разработать актуальные требования к имеющимся компетенциям у нанимающихся на работу, предусматривать туристским компаниям курсы повышения квалификации и стажировки для своих сотрудников, систему мер поощрения, развивать систему наставничества и реализовывать образовательные программы внутри организаций, расширять контакты между вузами, государственными органами, частными туристскими компаниями и иностранными организациями, устраивать совместные проекты.

Ещё одним важным вопросом является обеспечение безопасности туристов. Для этого следует обучать всех сотрудников, предоставляющих туруслугу, основам безопасности и первой медицинской помощи. Комплексное использование указанных методов способно благоприятно повлиять на заинтересованность сотрудников туристской отрасли развиваться и совершенствовать свои навыки.

Одной из указанных ранее проблем является обмеление рек и неудовлетворительное состояние причалов. Так как анализируемая республика имеет ресурсы для развития круизного туризма, необходимо начать применять меры для решения данной задачи как можно скорее.

В Республике Марий Эл ежегодно проводится множество событий, которые способны привлечь большое количество туристов. Это и фестивали народных художественных промыслов и спортивные мероприятия, и музыкальные мероприятия, о которых шла речь в тексте работы, но хотелось бы отметить, что, несмотря на масштабность и грациозность этих торжеств, туристский поток поддерживается на недостаточном уровне. На это влияет прежде всего слабая рекламная кампания и отсутствие позиционирования республики как региона с событийным туризмом.

Качественная организация пиар-кампании и маркетинговая стратегия влияют на узнаваемость территории и прямо пропорционально отражают спрос на путешествие в регион у туристов. Чтобы обеспечить эффективную рекламу региона как туристского центра, необходимо реализовывать комплекс мероприятий:

• разработка и распространение рекламных материалов о туристском потенциале региона на нескольких языках по всем имеющимся видам туризма (путеводители, мерчи, брендбуки, плакаты, открытки, буклеты и др.);

• включение объектов региона в международные туристические маршруты, рейтинги, путеводители;

• активная работа по популяризации потенциала республики в сети Интернет (создание и ведение официальных аккаунтов на Rutube, Vkontakte, Youtube, Telegram, наполнение их актуальным контентом, реклама у ведущих турблогеров, на туристских порталах, в поисковых системах страны и мира и др.);

• разработка качественного визуального представления туризма в Марий Эл, размещение видеороликов, фильмов и аудиосообщений на телевидении, радио, в сети Интернет, в аэропортах и прочих местах размещения информации;

• рекламная кампания за рубежом (PR-акции, рассылка рекламно-информационных материалов, работа с международными туристическими компаниями и др.);

• организация рекламных туров для российских и зарубежных представителей СМИ и туроператоров.

Данные и другие предложенные меры могут посодействовать формированию положительного образа региона как отличного места для туризма.

Реализация указанных мероприятий способно улучшить состояние туристкой отрасли, повысить спрос у туристов, а также привлечёт новые инвестиции в данную сферу. Хорошая инфраструктура, наличие стабильного спроса, заинтересованность органов власти и жителей региона, богатый туристский потенциал, широкие возможности дальнейшего развития туризма – всё это станет стимулом для того, чтобы вкладывать средства в совершенствование этой сферы.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Сфера туризма: сущность, основные понятия

Путешествиями люди увлекались всегда, и у каждого путешественника возникали свои цели: у одних просыпался большой интерес к другим культурам, другие ездили по работе или делам, третьи отправлялись в поездки ради паломничества, а четвертые – в целях укрепления своего здоровья. Однако понятия «путешествие» и «туризм» не тождественны и их следует разделять.

Первое предполагает не ограниченные во времени и пространстве перемещения людей. Долгие годы слово «путешествие» употреблялось в значении одного из занятий человека, который не обременен работой и финансовыми трудностями. Другими словами, путешествие не означало отдых людей, а было связано с временным пребыванием человека вне дома, и, если маршрут планировался заранее, то в любое время он мог быть нарушен или изменен в связи с новыми обстоятельствами или желаниями человека.

Что касается туризма, то он является особым видом путешествий с определёнными целями и ограниченный во времени. В туристической поездке человек может и отдохнуть, восстановить жизненные силы, и удовлетворить духовные и познавательные потребности. Таким образом, термин «путешествие» является более широким понятием.

Характеризуя сферу туризма, О.В. Королева отмечает, что «туризм характеризуется территориальной избирательностью. В условиях меняющейся реальности ключевым фактором, влияющим на будущие визиты туристов, является мощный и эмоциональный имидж дестинации, наполненный ориентированными на потребителя посланиями. Маркетинговая стратегия призвана наделять создаваемое вымышленное пространство идеализированными образами, прибегая как к использованию уникальных достопримечательностей, так и особых художественных и стилистических приемов. Управление дестинацией должно осуществляться таким образом, чтобы ее имидж генерировал обещание незабываемых впечатлений и уверенность в исполнении желаний, что, в свою очередь, повысит ее привлекательность для туристов. Самым действенным инструментом маркетинга является брендинг туристских дестинаций» [31, с. 5].

Туризм – отрасль, оказывающая значительное влияние на экономику как страны, так и региона, и отдельного населенного пункта. При этом значимость вклада туристской отрасли в ВВП и ВРП, соответственно, постоянно увеличивается одновременно с ростом туристского потока [47, с. 102].

Туризм многообразен. И в зависимости от конкретного вида, на его развитие оказывают влияние множество различных факторов. В свою очередь, он также стимулирует разнообразные сферы человеческой деятельности. Именно поэтому необходим системный комплексный подход при решении проблем туристской отрасли [40, с. 309].

Также туризм обладает спектром особенностей, отличающих его от прочих экономических сфер деятельности.

Важную роль в развитии туризма на территории играет государство, именно оно оказывает поддержку субъектам индустрии и способствует увеличению туристского потока. Конкретные функции здесь выполняет Президент РФ, Правительство РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти.

При этом туризм на территории РФ регулируется широким спектром нормативно-правовых актов, часть из которых является общими (как например, Конституция РФ, которой должны подчиняться все сферы жизни), другая часть – специализированные, главным из которых является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Сегодня любой имеет представление о том, что такое туризм. Туризм – это и поездки с путешествиями в другие страны, государства, и отдых на море, а для кого-то – это поход с рюкзаком в ближайший глухой лес, задушевные разговоры у костра и песни под гитару. И первые, и вторые, и третьи будут правы, ведь туризм – одно из самых многообразных и обширных понятий. Для многих, кто не занимался исследованием туризма как отдельной дисциплины и видом бизнеса, приносящего довольно высокую и постоянную прибыль, он вернее ассоциируется с путешествиями, целью которых является отдых.

Все-таки вопреки тому, что туризм и путешествия – два взаимосвязанных между собой понятия, характеризующих человеческую активность, в их определениях существует ряд принципиальных различий между собой. Необходимо заметить, как, несмотря на кажущуюся простоту данных явлений, предоставить конкретные определения и показать отличия между ними довольно сложно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы