Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Коммуникативные практики в сфере журналистики и PR

Магистерский диплом (ВКР) на тему Коммуникативные компетенции продюсера в журналистской деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 Общие
проблемы продюсерской деятельности на телевидении. 8

1.1
Исторические предпосылки телевизионного продюсирования: отечественный и
зарубежный опыт. 8

1.2
Особенности профессии «продюсер» на телевидении. 23

1.3
Профессиональные функции телевизионного продюсера. 26

2 Компетенции
продюссера на современном  телевидении. 41

2.1 Роль и
задачи продюсера при создании информационно-аналитических  программ (на примере программ федерального
телевидения «Вести», «Вести в субботу» и «Вести недели») 41

2.2 Место
журналистской деятельности в работе продюсера телевидения при организации
ток-шоу «Судьба человека». 52

2.3 Значение
коммуникативных компетенций в работе продюсера при организации познавательных
шоу (на примере travel-шоу «По секрету всему свету») 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ А — Транскрибированное интервью с креативным
продюсером travel-шоу
«По секрету всему свету». 80

ПРИЛОЖЕНИЕ Б — Транскрибированное интервью с продюсером
travel-шоу «По секрету всему свету». 96

ПРИЛОЖЕНИЕ В — Транскрибированное интервью с автором и
ведущим программы о путешествиях «Пешком…» (Россия К) 121

ПРИЛОЖЕНИЕ Г —
Интервью с креативным продюсером телеканала «Россия 1» Еленой Лестер. 144

  

Введение:

 

На российском
телевидении сегодня много программ, сериалов, документальных и художественных
фильмов на любой вкус. Ни один телевизионный сезон не обходится без грандиозных
премьер. Постоянно создаются, разрабатываются и покупаются уникальные проекты с
целью привлечения внимания максимально широкой аудитории.

Телезрителям
предлагается контент самой разной тематики, что позволяет каждому человеку
найди что-то интересное для себя. Некоторые темы настолько популярны, что под
них создаются даже отдельные телеканалы.

Цифровая эпоха требует
от журналистов новых знаний и навыков, что, безусловно, усложняет их и без того
нелегкий труд, но именно она поднимет их статус на новый уровень. Важнейшим
условием для телевидения становится постоянное обновление в телевизионном
производстве. Изменяются не только подходы к подаче информации, но и качество
новостного продукта, способы его подачи. Как считают некоторые телевизионные
эксперты, сегодня на первый план выходит фигура продюсера. Ирина Кемарская в
своей работе «Телевизионный редактор» отмечает следующее: «Любой телевизионный
продукт всегда делает не один человек, а команда. В идеале эта команда устроена
так, что никто не мешает друг другу, у каждого профессионала – своя ниша. Самая
большая удача, которая может вас ожидать, – это успех группы. Он всегда несоизмеримо
больше, чем успех одного человека» ссылка.

Нужно отметить, что так
было всегда: ТВ – это коллективный труд. Деятельность журналиста тесно связана
с работой коллектива, фрагментируется как в рамках конкретного материала, так и
в рамках общих задач редакции. Но сегодня работа творческого коллектива
усложняется, поскольку детализируется процесс управления в компании.
Увеличивается значение функций организации производства контента. Возрастает
роль полифункциональности в редакционных коллективах. Повышение эффективности работы
творческого коллектива часто зависит от управленческого аппарата. В этих
условиях возрастает роль телевизионного продюсирования.

Среди журналистов-практиков,
а также в научных кругах существуют разночтения в трактовке понятия
телевизионного продюсирования. При этом изучению факторов, которые способствовали
появлению данной специальности на отечественном телевидении, уделяется мало
внимания. Недостаточная разработанность научных исследований, которые отражают
особенности телевизионного продюсирования в России, обусловливают актуальность
и новизну нашего исследования.

Цель работы –
исследовать коммуникативные компетенции продюсера в журналистской деятельности
(на примере телепрограмм «Вести», «Вести в субботу», «Вести недели», ток-шоу «Судьба
человека» и travel-шоу «По секрету всему свету»).

В соответствии с
обозначенной целью ставятся и решаются следующие задачи:

— выявить особенности
профессии «продюсер на телевидении»;

— раскрыть исторические
предпосылки телевизионного продюсирования: отечественный и зарубежный опыт;

— изучить профессиональные
функции телевизионного продюсера;

— исследовать роль и
задачи продюсера на современном телевидении;

— проанализировать
информационные программы федерального телевидения «Вести», «Вести в субботу» и
«Вести недели»;

— определить место
журналистской деятельности в работе продюсера телевидения при организации
ток-шоу «Судьба человека»;

— обозначить роль
коммуникативных компетенций в работе продюсера при организации познавательных
шоу на примере travel-шоу «По секрету всему свету».

Объект нашего исследования
– телевизионное продюсирование. В качестве предмета
исследования были выбраны компетенции телевизионного продюсера
в аспекте профессиональной подготовки тележурналиста.

Теоретическую базу
составили труды отечественных и зарубежных исследователей, а именно: работы В.В.
Гаспаряна, Г.П. Иванова, И.Н. Кемарской, Б. Криштула, М.П. Ксинопуло,
В.В. Смирнова, А.С. Сумской, А. Роднянского, Л.П. Шестеркиной и других авторов,
которые исследовали теорию и практику продюсирования на телевидении.

Эмпирическую базу
формируют экспертные интервью с продюсерами отечественного телепередач и шоу
«Вести», «Вести в субботу», «Вести недели», «Судьба человека» и «По секрету
всему свету».

В работе используются
следующие методы исследования: сопоставительный анализ, наблюдение, включенное
наблюдение, описание, экспертное интервью.

Структура ВКР: работа
состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных
источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные тенденции оказывают
значительное влияние на развитие телевизионной отрасли: постепенно зрители
становятся все более требовательными к содержанию и доступности телеконтента, в
ответ на это вещатели вынуждены ориентироваться на современные веяния.

Продакшн постепенно становятся центром
мотивации в телебизнесе, в рамках которых создаются телевизионные проекты: они
многофункциональны, что позволяет им обеспечить весь цикл производства
медиапродукта для телеканала. Рассмотрев особенности продюсирования
современного телевизионного контента в России, мы сгруппировали ключевые из них:

— молодость индустрии
продюсирования телевизионного контента как бизнеса;

— несформированность рынка
медиа-специалистов, нехватка кадров;

— приоритет рекламы при
монетизации телеконтента, что существенно отличает подходы в России от ряда
западных стран и США, в которых более развиты иные способы получения прибыли
(например, продажа форматов);

— проблемы с измерением
аудитории, обусловленные стремлением крупнейших медиахолдингов консолидировать
большую часть инструментов в своих руках с целью получения контроля за данной
сферой бизнеса;

— смещение интереса в сторону
производства собственной продукции с учетом интересов российской целевой
аудитории и поиск эффективных инструментов для ее изучения (на уровне саморегулирования);

— увеличение роли продакшнов;

— важность соблюдения
юридических норм в творчестве и подбора наиболее выгодных стратегий при работе
с правообладателями и правоприобретателями.

Постепенное формирование вышеуказанных особенностей
оказало непосредственное влияние на формирование интереса продюсеров и телеканалов
к авторскому праву: прослеживается заинтересованность правовыми нормами,
регламентирующим авторско-правовые отношения; наблюдается повсеместное
стремление к созданию юридических отделов и департаментов в рамках телеканалов
и продакшн, что подтвердилось в ходе интервью с продюсерами. Правообладатели и
правоприобретатели осознав, что авторское право стало выгодным направлением,
стали стремиться к изучению законодательных норм, а также к поиску новых
инструментов для защиты своих прав, поскольку это позволит им извлечь
дополнительный доход в виде компенсации за нарушение их прав.

Формирование рыночных механизмов на
отечественном телевидении тесно связано со становлением особого вида
деятельности − телевизионным продюсированием, играющим ключевую роль в развитии
российской аудиовизуальной индустрии.

Однако существующие до настоящего времени
разночтения в трактовке термина «телевизионное продюсирование» и сути профессии
«продюсера», отсутствие их научного обоснования приводят к многочисленным
разногласиям и заблуждениям в понимании сущности явления.

Институт продюсирования на телевидении
формировался с 50-х годов двадцатого века – на Западе. Первые продюсеры
появились в США, так как телевидение стало важнейшей площадкой размещения
рекламы и институтом коммерческой деятельности. Изначально продюсеры занимались
получением прибыли от размещения рекламы.

А впоследствии стали формировать
вещательную политику каналов, организовывать процесс телевизионного
производства программ и фильмов. Постепенно влияние продюсера на конечный
телевизионный продукт стало самым масштабным и значимым. Сегодня в работе
телеканалов влияние продюсера трудно переоценить

В российской практике институт
продюсирования появился в 90-х годах прошлого века. Большое влияние на развитие
как всего телевидения, так и института телевизионного продюсирования оказала
телекомпания «ВИД» которая производила самый разнообразный телевизионный контент
– от развлекательных шоу до серьёзных аналитических программ, влияющих на
общественное мнение. Опыт продюсеров компании стал основным для формирования
российской школы телевизионного продюсирования.

Основные
тенденции развития современного продюсирования в сфере телеиндустрии во многом
обусловлены совершенствованием современной медиасферы и телевидения под
влиянием процесса становления отечественного продюсерского телевизионного рынка
как такового. Их изучение позволило выявить следующие
тренды продюсирования телевизионного контента, актуальные на современном этапе:

— постепенный уход от
универсальности телеканалов;

— уменьшение долей лидеров телевизионного
рынка;

— изменение модели
медиапотребления со смещением в сторону «нелинейного телепросмотра»;

— переход телевизионных жанров и
каналов в «YouTube»;

— перераспределение зон ответственности
каналов-вещателей и производителей телеконтента;

— укрепление позиций российских
производителей телевизионных программ по отношению к зарубежным.

Таким образом, с изменением модели
медиапотребления и переходом части телеконтента в сети Интернет наблюдается
переход и части нарушений норм авторского права в сеть Интернет вместе с
телеконтентом, порождающие коллизии и препятствия в творчестве.

Все чаще при обращении в судебные
инстанции правообладатели ссылаются на неправомерное размещение их результатов
интеллектуальной собственности.

Сегодня работа творческого коллектива
усложняется, поскольку детализируется процесс управления в компаниях.
Увеличивается значение функций организации производства контента. Возрастает
роль полифункциональности в редакционных коллективах.

В
исследовании были рассмотрены компетенции телевизионного продюсера на
конкретных примерах, поэтому можно сказать, что работа будет полезна и
интересна любому интересующемуся телевизионной кухней.

Несмотря на фрагментацию профессиональных компетенций в современной
редакции, актуальна полифункциональность членов редакционных коллективов.

Современный журналист должен детально представлять себе
обязанности коллег, уметь находить взаимодействие с ними и быть готовым занять
место в производственной цепочке телепрограммы.

Многие утверждают, что профессии продюсера невозможно научиться,
что по-настоящему хорошим продюсером станет лишь тот человек, который готов день
и ночь работать в новостях, забывая про сон и отдых. Это желание рваться в бой
и умение заразить им всех, начиная от съемочной бригады и заканчивая
ньюсмейкерами – самое ценное качество продюсера новостей.

Тем не менее, профессиональные компетенции продюсера
сформулированы, функционал очерчен, и очевидна необходимость таких умений и
навыков любому профессиональному журналисту.

В
профессиональные компетенции журналиста должны входить аспекты работы
телевизионного продюсера. Особенности продюсиривания должны быть включены в
профессиональные стандарты журналистского образования в России, об это говорит
как опыт зарубежных коллег, так и отечественная практика.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Общие проблемы продюсерской
деятельности на телевидении

1.1 Исторические предпосылки телевизионного продюсирования:
отечественный и зарубежный опыт

Родиной телевизионного продюсирования являются США. Во-первых, это
связано с высокой скоростью распространения телевидения в Америке (пятидесятые
годы ХХ века) и с ростом коммерческой составляющей в телеэфире в эти годы.

До середины двадцатого века телевидение не было коммерческим: мало
кто верил в его финансовое будущее, слишком мала была еще зрительская
аудитория: приемники стоили дорого, картинка была очень нечеткая. Однако с
изменением ситуации – ростом благосостояния американцев,
снижением цены на приемники и постепенным ростом числа передающих станций? появился
рынок телерекламы, и телевидение стало осваивать свой коммерческий потенциал [1].

Первой коммерческой станцией стала нью-йоркская WNBT, продававшая
рекламодателям 15 часов в неделю. Спонсоры, покупая время, должны были сами
финансировать и телепередачи. В титрах программ значилось имя спонсора. Другими
словами, рекламодатели были одновременно и продюсерами, и несли ответственность
за саму передачу.

На время Второй Мировой войны процесс развития коммерческого телевидения
был приостановлен и только в 1945-м возобновлен. Пат Уивер, вице-президент NBC,
с 1949 года отвечал за телевидение в этой телерадиовещательной компании. При
нем в 51-м году разгорелся скандал с телевизионным конкурсом по проверке знаний
(QuizShow) [1]. Продюсерами шоу были спонсоры-рекламодатели, и именно их
обвинили в махинациях. Пат Уивер выступил с инициативой забрать продюсирование
у рекламодателей и передать производство программ телекомпаниям. Его идея
получила название «журнальная концепция», так как на страницах журнала
представлена реклама разных компаний.

До этого на телевидении спонсор-продюсер пускал в финансируемой им
передаче только свою рекламу. Этой практике пришел конец. Телекомпания вернула
себе контроль над выпускаемыми программами и стала продавать рекламное время
различным фирмам. Начиная с этого момента, телевизионный рынок, вслед за
рекламным, стал развиваться стремительно.

В 60-70-е годы ситуация меняется. Главной профессиональной компетенцией
продюсера на этом этапе становится адаптация идей. Таким образом телевизионные
продюсеры могли повлиять на вещательную политику телеканала: именно они разработали
телевизионную сетку вещания.

В 1980-х Тед Тернер основал компанию CNN. Главное отличие этого
канала от всех предшественников – регулярные
выпуски новостей, которые транслировались на весь мир по спутниковой связи. С
появлением в сетке вещания новостных программ телевизионные продюсеры стали
формировать информационную картину дня [1]. CNN как один из лидеров новостного
телевещания в США предложили основные принципы подачи новостей: оперативность,
объективность, достоверность. Ведущая роль в реализации данных принципов
отводилась телевизионному продюсеру, который занимался тематикой телевизионных
передач, способами раскрытия темы и поиском героев.

В должностные обязанности продюсеров не входил самостоятельный
выезд на съемки и написание журналистских текстов. «В процессе производства
новостных сюжетов продюсер полагается на видеомонтажера, который придает
материалу законченный вид. С графикой то же самое — продюсер самостоятельно не
занимается ее дизайном, это делают профессионалы» [1]. При этом продюсеры
новостного вещания тратили много сил и времени на поиск новых форм и способов
для передачи сообщений, так как от этого зависел рейтинг канала, который прямо
пропорционален доходу от рекламы.

Сейчас телевизионный рынок США строится в основном по сетевому
принципу. Это связано с большой территорией охвата, с национальными
особенностями данной страны и т. д. Крупные корпорации в США (в том числе с
участием иностранных инвесторов) скупают более мелкие компании или сливаются с
ними в целях создания новых частных телесетей, действующих независимо от
государственных ведомств. Однако за последние несколько лет наметилась
тенденция постепенной потери аудитории ведущими телеканалами США. Снижение
аудитории общенациональных сетей происходит на фоне роста доли специализированных
кабельных каналов, на которые уже приходится почти половина рынка.

В условиях жесткой конкуренции способность продюсеров привлечь
рекламодателей напрямую зависит от умения завладеть вниманием массовой
аудитории. Привлечение рекламы – важнейшая функция продюсера на современном
западном телевидении.

На таком фоне общественное телерадиовещание вполне может существовать
в конкурентной среде, если оно свободно от правительственного контроля и
цензуры. Наиболее часто в качестве такого примера приводится Британская вещательная
корпорация (ВВС), государственная телерадиовещательная компания, которая
славится высоким качеством и популярностью программ, и значительной степенью
независимости от государственного влияния. Данная корпорация является некоммерческой
организацией, она не размещает коммерческую рекламу и свободна от сиюминутной
конъюнктуры рынка. ВВС зарабатывает средства продажей по всему миру всевозможных
форматов: художественных (игровых) телесериалов, документального кино и т.д.
Причем не всегда валютой являются денежные средства. ВВС заключила со странами
Восточной Европы бартерные соглашения, по которым она поставляет свои
программы, получая взамен лес, минералы и руду, которые корпорация продает
затем на сырьевом рынке [1]. Таким образом ВВС зарабатывает твердую валюту, а
страны, испытывающие финансовые затруднения, получают готовую телепродукцию.

Теоретически и практически этот вид бартера означает просто обмен,
когда производитель телепрограмм передает права на показ своих программ в обмен
на материальные товары, то есть данный вариант бартера не связан ни с рекламой,
ни со спонсорством.

Многие программы, продаваемые в рамках бартерных сделок в Европе,
пользуются поддержкой спонсоров, которые приспосабливают передачи для своих
целей. Так, гигантский производитель товаров широкого потребления «Проктэр энд
Гэмбл» обменивает по бартеру спонсируемые им дневные «мыльные оперы» и
викторины, адаптируя их к особенностям различных рынков. «Проктэр энд Гэмбл», в
частности, спонсировало для ВВС в Великобритании телевизионную игру под
названием «У Боба все дома» [1].

Основные профессиональные задачи телевизионных продюсеров на
зарубежном ТВ в том виде, в котором они существуют по сей день, – это создание и продвижение телевизионных проектов, которые интересны
не только своим содержанием, но и формой подачи материалов. Сюда можно отнести
принципы подачи информации, стилистику журналистских текстов для сюжетов. Итак,
мы рассмотрели институт продюсирования и выяснили, что продюсеры принимают
непосредственное участие в разработке концепции вещания и следят за тем, чтобы
все сотрудники канала выполняли свою работу согласно ее принципам. Продюсер
должен учитывать коммерческое положение канала на рынке, понимать спрос
аудитории на качество и содержание вещания, оценивать конкурентную среду и
повышать конкурентоспособность телевизионного контента.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы