Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Международный отношения

Магистерский диплом (ВКР) на тему Киргизско-российские отношения: основные направления и особенности (2005-2022 гг.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Особенности становления кыргызско-российских отношений в 1991-2005 гг. 11

1.1. Исторические предпосылки развития отношения между Киргизией и Россией 11

1.2. Российский вектор во внешней политике Киргизии 17

1.3. Подходы российских властей к развитию двухсторонних отношений 22

Глава 2. Основные направления и формы развития двухсторонних отношений в 2005- 2022 гг. 31

2.1. Нормативно-правовая база и этапы развития кыргызско-российских отношений 31

2.2. Приоритетные направления двухстороннего сотрудничества 39

Глава 3. Многосторонний формат взаимодействия между Киргизией и Россией в 2005-2022 гг. 61

3.1 Сотрудничество в рамках ОДКБ 61

3.2. Перспективы развития двухсторонних отношений в рамках ЕАЭС 65

3.3. Взаимодействия Киргизии и России в составе ШОС 72

Заключение 86

Список источников и литературы 94

Приложения 110

  

Введение:

 

Актуальностью темы исследования является изучение факторов сотрудничества России и Кыргызской Республики и перспектив его развития в рамках ОДКБ, ЕАЭС и ШОС с учетом новых реалий. Минобороны Киргизии отменило учения с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство – 2022» (должны были состояться 10–14 октября).

В настоящее время отношения между Кыргызской Республикой и Россией являются одной из главных тем исследований, поскольку реальные двусторонние отношения между этими новыми независимыми государствами различаются в направленности и формате. Они постоянно развиваются под влиянием внешних и внутренних факторов. Существующие модели взаимоотношений между странами, которые могут варьироваться от конфронтации до союзничества, требуют теоретического обобщения и аналитического сопровождения для их дальнейшего развития.

С целью поддержки отношений между Кыргызской Республикой и Россией были предоставлены льготные и беспроцентные кредиты, оказана безвозмездная финансовая помощь, согласована продажа углеводородного сырья и стратегических товаров по нерыночным ценам. Также была обеспечена защита границ и выполнение миротворческих функций в межгосударственных и региональных конфликтах. Очевидно, что без этих мер суверенитет многих постсоветских государств, включая Кыргызстан, был бы невозможен, так как они не были готовы к ответу на возникающие внешние и внутренние вызовы и угрозы в институциональном, финансовом и военно-техническом аспектах.

Итак, военная операция России в Украине и последующие санкции

требуют исследования влияния этих процессов на участие Кыргызстана в интеграционных объединениях с участием этих стран и оценки перспектив

дальнейшего сотрудничества в рамках ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Прошедшие

саммиты подтвердили намеченные цели сотрудничества в рамках ОДКБ,

ЕАЭС и ШОС, однако политические интересы и геополитические притязания

ставят под вопрос эффективность сотрудничества и его механизмы с учетом

новых конфликтов и современных реалий.

Объектом исследования являются кыргызско-российские отношения.

Предметом исследования являются основные направления и формы развития двусторонних отношений между Киргизией и Россией в 2005-2022 гг.

Цель работы – выявление особенностей развития кыргызско-российских отношений в 2005-2022 гг., а также установление факторов, повлиявших на них.

Задачи исследования:

 рассмотреть исторические предпосылки двусторонних отношений;

 исследовать российское направление во внешнеполитическом курсе Киргизии;

 проанализировать подходы российских властей к развитию отношений с Киргизией;

 выделить основные этапы развития киргизско-российских отношений в рассматриваемый период;

 выявить ключевые направления двустороннего сотрудничества;

 рассмотреть взаимодействие между Киргизией и Россией в рамках ОДКБ;

 дать оценку двустороннего сотрудничества в рамках ЕАЭС и ШОС.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2005 по 2022 гг. Нижняя граница исследования обусловлена 2005 г., когда сменилась власть в Киргизии после революции, что оказало влияние на развитие киргизско-российских отношений. Важной датой стал 2014 г., когда Киргизия выступила в ЕАЭС, тем самым начался новый этап в двусторонних отношениях. Верхней границей исследования является 2022 г., когда отношения между Киргизией и Россией продолжались развиваться.

Степень научной разработанности темы.

Вопросы экономического сотрудничества Российской Федерации и Кыргызской Республики на государственном уровне довольно широко освещены в работах таких авторов: А.Т. Эсенбекова , О.М. Евдокимова , А.А. Ормонова , К.А. Кудаяров , Б.К. Пазилов и др.

Развитие двустороннего предпринимательства и его проблем также изучало много исследователей: А. Алышбаева , Г. Алимова , Г.Ш. Артыкбаева и др.

Представляют большой интерес материалы Российского Совета по Международным Делам (далее – РСМД). В них озвучены российские и киргизские подходы к проблемам и перспективам двусторонних отношений, в том числе и по центральноазиатскому региону.

Обсуждению российско-центрально-азиатских отношений была посвящена конференции «Россия — Центральная Азия в XXI веке: новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества», которая состоялась в Москве 16 марта 2016 г. По результатам конференции были выработаны предложения по углублению и расширению российско-центрально-азиатского взаимодействия, дальнейшему развитию сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, достижению большей эффективности в диалоге и партнерстве между Москвой и странами региона.

Целый пласт историографии посвящен анализу политики России в Киргизии и Центральной Азии. Работы Г. Чуфрина , Ж.С. Сыздыковой , К.Е. Мещерякова и др. оценивают политику России в отношении государств Центральной Азии, как с позиций обеспечения региональной безопасности, так и с позиций взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Источниковая база исследования. Данная работа основана на следующих видах источников: 1) нормативно-законодательные документы, 2) публицистические документы, 3) статистические исследования.

Нормативно-законодательные документы представлены Соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики, а именно: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о научно-техническом сотрудничестве , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области высшего образования , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области информации , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об условиях деятельности Кыргызско-Российского Славянского университета , Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики . Данная группа документов позволяет охарактеризовать основные цели рассматриваемых международных организаций и проанализировать нормативно-правовой аспект конфликта.

Группу публицистических документов, использованных в данной работе, формируют выступления и речи официальных лиц по рассматриваемой проблематике .

Группу статистических исследований представляют данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики , Евразийской экономической комиссии , ИА Красная весна , Российской газеты .

Представленная работа основана на следующих группах

источников:

 нормативно-правовые источники; конституции, двусторонние соглашения, договоры, уставы, гос. законы

 делопроизводственные источники;

 публицистические источники;

 статистические данные.

Первая группа – политические и правовые документы, концепции внешней политики, стратегии национальной безопасности, определяющие отношения Киргизии и Российской Федерации со странами центральноазиатского региона.

Вторая группа – документы, заключенные по итогам двусторонних и многосторонних встреч представителей России и Киргизии. Данный корпус источников представляет собой документальную базу, которая регламентирует международные отношения на постсоветском пространстве в различных сферах и составляют основу двусторонних отношений.

Третья группа – речи, официальные выступления, интервью глав государств, глав правительств, глав международных организаций, министров, ведущих теоретиков международных отношений России и зарубежных государств.

Четвертую группу источников составили материалы киргизских и российских СМИ, научные статьи по двустороннему сотрудничеству Киргизии и Российской Федерации, а также их месту в сотрудничествах в рамках ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.

Теоретическую основу исследования составляет теория неолиберального институционализма. Обращение к данной теории международных отношений позволяет оценить роль таких международных объединений, как ЕАЭС, ОДКБ, ШОС в способствовании развития экономических и других отношений между Киргизией и Россией. Теоретическую основу также составляет принцип научной объективности и системности. В ходе исследования применялись метод историзма, метод ретроспекциии метод экспертной оценки. Метод историзма позволил проанализировать предпосылки развития кыргызско-российских отношений до 2005г. Метод ретроспекции позволил проанализировать экономические показатели сотрудничества в рамках ОДКБ, ЕАЭС и ШОС на основании анализа нормативно-правовой базы, статистических показателей. Метод экспертной оценки применялся в контексте изучения мнения лидеров держав, официальных лиц и специалистов по региону Центральной Азии по поводу взаимного сотрудничества между странами.

Методологическую основу исследования формируют принципы объективности, достоверности, логичности и опоры на источники, соответствующие цели и задачам представленной работы.

Метод анализа применен при разделении на отдельные составляющие элементов сотрудничества между Киргизией и Россией. Каждая такая составляющая подверглась отдельному исследованию, например, сотрудничество в рамках ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.

Концептуальный анализ сотрудничества Киргизии и России основан на историко-описательном подходе, обеспечивающем результативное изучение исторического контекста, в который помещается сотрудничество стран. Благодаря проблемно-хронологическому подходу, позволяющему эффективно проследить логику развития взаимоотношений между странами, удалось определить направления сотрудничества и предпосылки их развития.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным анализом отношений России и Киргизии в период с 2005 по 2022 годы, определены направления дальнейшего взаимодействия стран. Проведена периодизация взаимоотношений между странами, определены основные векторы сотрудничества.

Теоретическая значимость работы состоит в анализе обширного ряда источников, посвященных становлению и развитию киргизско-российских отношений. Диссертационное исследование вносит вклад в изучение истории взаимоотношения этих стран.

Практическая значимость работыобусловлена тем, что представленные в ней фактологические и аналитические наработки могут быть использованы исследователями, занимающимися изучением международных отношений, а также политики Киргизии и России в регионе. Данная работа также может быть задействована при разработке образовательных курсов, посвящённых направлениям сотрудничества Киргизии и России, для высших учебных заведений и образовательных платформ. Результаты исследования могут быть использованы министерствами иностранных дел Киргизии и России, а также аналитическими центрами указанных стран.

Структура работы состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка источников, литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам исследования киргизско-российских отношений можно сделать следующие выводы.

Начало сотрудничества России и Киргизии восходит к 1785 году, когда

великий национальный лидер Атакебий отправил посольство в Россию. У кыргызов образовались первые предприятия, в основном занятые в легкой

промышленности и сельском хозяйстве. В то время деловые отношения

между бизнесменами стали налаживаться. Однако эти процессы изменились

в результате Октябрьской революции, после которой прошла ликвидация частного бизнеса. Остатки предпринимательства в СССР сохранилось только в обувных, швейных и часовых мастерских на рынках, где работали частники, сегодня причисляемые к индивидуальным предпринимателям. Возрождение предпринимательства в советских республиках началось только в перестроечный период с началом кооперативного движения. После распада СССР крупная приватизация в 90-е гг. в России и Киргизии, когда было приватизировано до 70% национальных активов, дала начало всем видам бизнеса – от малого до крупного. Однако процесс выстраивания сотрудничества между предпринимателями на данном этапе шло медленно и сложно. С 1991 по 1995 год торговля товарами в России и Кыргызстане улучшилась за счет либерализации внешней торговли и снятия ограничений для частного бизнеса. Но в первое десятилетие после распада Советского Союза Россия и Киргизия занимались предпринимательством и торговлей друг с другом весьма небрежно.

Несмотря на потерю значительной части своего геополитического

интереса к Кыргызской Республике, Россия продолжила оставаться крупной

державой на постсоветском пространстве. Для России Киргизия представляет, прежде всего, военно-стратегический интерес. Также Кыргызстан представляет интерес как с точки зрения сохранения своего присутствия в Центральной Азии (прежде всего, в контексте постоянно растущего инвестиционного, культурного и социального присутствия Китая, а также роста влияния радикальных исламистских настроений), так и в связи с интеграционными проектами в Евразии. Для Кыргызстана Россия тоже очень важна. Это один из возможных гарантов безопасности (например, в рамках ОДКБ и ШОС). Экономика Кыргызстана теснейшим образом зависит от сохранения конструктивных отношений с Россией. Она — второй после Китая торгово-экономический партнер Кыргызстана.

В конце 1990-х Россия начала серьезно пересматривать последствия

своей внешней политики, в том числе своего направления в Центральной

Азии. Вступая в новое тысячелетие, Кыргызстан и Россия испытали

качественные изменения во внутренней и внешней политике. Наши две

страны вошли в 21 век как активные партнеры. Кыргызстано-российские

отношения стабильны и основаны на долгосрочном сотрудничестве в

интересах национальной интеграции.

Итак, история отношений между Кыргызстаном и Россией сложна и развивалась с течением времени. Вот обзор их отношений:

Досоветская эпоха: до образования Советского Союза территория современного Кыргызстана входила в состав Российской империи. Российская империя расширилась в Среднюю Азию в 19 веке, в конечном итоге включив этот регион в свои владения. Этот период заложил основу для будущих взаимоотношений между кыргызским народом и Россией.

Советская эпоха: после русской революции 1917 года Кыргызстан стал частью Советского Союза. Как составная республика она была известна как Кыргызская Советская Социалистическая Республика. За это время советское правительство реализовало политику, направленную на модернизацию региона, включая развитие промышленности, инфраструктурные проекты и коллективизацию сельского хозяйства. Многие кыргызы переехали в города и стали частью промышленной рабочей силы. Советское правительство также способствовало образованию и культурной ассимиляции, что повлияло на общество и самобытность кыргызского народа.

Постсоветская независимость: после распада Советского Союза в 1991 году Кыргызстан провозгласил независимость. Новая независимая страна столкнулась с многочисленными проблемами, включая реструктуризацию экономики и создание демократических институтов. Россия сыграла значительную роль в этот период, оказывая помощь и поддержку Кыргызстану, особенно в сферах энергетики, торговли и безопасности. Две страны подписали двусторонний договор о дружбе и сотрудничестве в 1992 году, который лег в основу их продолжающихся отношений.

Сотрудничество в области безопасности: одним из важных аспектов кыргызско-российских отношений является сотрудничество в области безопасности. Кыргызстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военного союза бывших советских республик. Россия сохранила военное присутствие в Кыргызстане через авиабазу Кант, которая служит важным стратегическим центром в регионе. Две страны провели совместные военные учения и скоординировали усилия по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими угрозами безопасности.

Экономические и торговые отношения: экономические связи между Кыргызстаном и Россией были значительными. Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Кыргызстана и основным источником денежных переводов от кыргызских рабочих-мигрантов. Страны заключили различные торговые соглашения и инициативы по развитию экономического сотрудничества. Однако экономические отношения также столкнулись с проблемами, такими как торговые споры и трудности с доступом кыргызских товаров на российский рынок.

Культурные и образовательные обмены: культурные и образовательные обмены сыграли свою роль в укреплении связей между людьми между Кыргызстаном и Россией. Многие кыргызские студенты получают высшее образование в России, и между двумя странами существуют культурные программы и возможности обмена. Русский язык по-прежнему широко распространен в Кыргызстане и служит важным средством общения.

Хотя Кыргызстан и Россия имеют историю сотрудничества и взаимозависимости, время от времени также возникали трения и разногласия. Время от времени всплывают такие проблемы, как пограничные споры, миграция и политические разногласия, требующие дипломатических усилий для их решения. Тем не менее, общие отношения характеризовались сочетанием сотрудничества, экономических связей, сотрудничества в области безопасности и культурного обмена.

20 марта 1992 года Кыргызстан и Россия установили свои первые дипломатические отношения. Затем, 24 декабря 1993 года, Кыргызская Республика подписала Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ, который предусматривал сохранение открытости границ между государствами СНГ и совместную охрану внешних границ. В 2000-х годах была создана правовая основа для сотрудничества между предпринимателями двух стран, в форме Договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой об экономическом сотрудничестве на 2000–2009 годы и программы экономического сотрудничества, прилагаемой к договору. Эти программы определили ключевые направления сотрудничества, установили сроки достижения целей и определили ответственных за их реализацию. После 2010 года вопросы развития сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией стали связаны с вступлением Кыргызской Республики в Таможенный Союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией. На данный момент основу сотрудничества между двумя странами в сфере безопасности составляет их взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Возрастающие геополитические напряжения между ведущими государствами мира способствуют обострению конфликтов в «беспокойных точках» евразийского пространства. Россия всегда рассматривала государства Центральной Азии как часть своего южного пояса безопасности. Именно поэтому военное сотрудничество между Кыргызской Республикой и Россией в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) остается важным и актуальным.

Отношения между Кыргызстаном и Россией имеют большое значение в силу исторических, политических, экономических и культурных факторов. Вот некоторые ключевые моменты, подчеркивающие актуальность этих отношений:

1. Исторические связи: Кыргызстан имеет исторические связи с Россией, восходящие к тому времени, когда регион был частью Российской империи, а затем Советского Союза. Эта историческая связь повлияла на различные аспекты двусторонних отношений.

2. Политическое сотрудничество: Кыргызстан и Россия поддерживают тесное политическое сотрудничество. Россия была важным партнером в оказании политической поддержки и помощи Кыргызстану. Страны проводят регулярные обмены и консультации на высоком уровне по региональным и международным вопросам.

3. Сотрудничество в области безопасности: сотрудничество в области безопасности между Кыргызстаном и Россией имеет решающее значение для обеих стран. У России есть военная база в Канте, Кыргызстан, которая служит ключевым компонентом российского военного присутствия в Центральной Азии. База способствует региональной стабильности и поддерживает совместные усилия по борьбе с терроризмом, безопасности границ и военной подготовке.

4. Экономическое партнерство: экономические связи между Кыргызстаном и Россией играют важную роль в их двусторонних отношениях. Россия является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана, и экономическое сотрудничество охватывает такие области, как энергетика, торговля, инвестиции и трудовая миграция. Денежные переводы кыргызских трудовых мигрантов в Россию составляют значительную часть ВВП Кыргызстана.

5. Содействие развитию: Россия оказывает Кыргызстану помощь в целях развития по различным каналам, включая финансовую помощь, инфраструктурные проекты и техническое сотрудничество. Эти усилия направлены на поддержку экономического развития Кыргызстана, социальной стабильности и наращивания потенциала.

6. Культурные и образовательные обмены: культурные и образовательные обмены способствуют укреплению отношений между Кыргызстаном и Россией. Кыргызстан имеет значительное русскоязычное население, а русский язык и культура имеют значительное присутствие в стране. Образовательное сотрудничество включает стипендии, студенческие обмены и сотрудничество между университетами.

7. Региональная интеграция: Кыргызстан является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ведущим членом которого является Россия. Эта региональная интеграционная структура способствует торговому, экономическому сотрудничеству и гармонизации правил между Кыргызстаном и Россией, а также другими государствами-членами.

8. Контакты между людьми. Контакты между людьми, включая туризм и социальные связи, играют решающую роль в укреплении взаимопонимания и отношений между двумя странами. Многие граждане Кыргызстана учатся, работают и проживают в России, способствуя культурному обмену и межличностным связям.

В целом отношения между Кыргызстаном и Россией многогранны и значимы, охватывая политические аспекты, вопросы безопасности, экономические, культурные и социальные аспекты. Обе страны выигрывают от тесного сотрудничества в различных областях, способствуя региональной стабильности, экономическому развитию и взаимодействию между людьми.

В 2021 году Россия являлась крупнейшим торговым партнером

Кыргызстана, занимая треть в общем товарообороте. Объем внешней торговли между странам отмечен на уровне $2,3 млрд. В структуре торговли с Россией, преобладает импорт на который пришлось порядка $1,9 млрд. При этом экспорт Кыргызстана был на уровне $413 млн. Объем торговли между Киргизией и Россией резко увеличился и за восемь месяцев 2022 года превысил 2 млрд долларов – рост в сравнении с 2021 г. составил 42%. Военные действия на Украине и последующие санкции против России нанесут серьезный ущерб внешней торговле Кыргызской Республики. Кроме того, ожидается сокращение денежных переводов от кыргызских иммигрантов, которые составляют почти треть ВВП страны. Макроэкономическое влияние украинской военной ситуации в Кыргызстане является негативным в виде снижения курса национальной валюты, инфляции, сокращения доходов населения и экономического роста. В нынешнем украинско-российском конфликте внешнеторговые перспективы КР в ЕАЭС будут негативными.

Для Кыргызстана важным событием в ШОС является тот факт, что Россия и Китай составляют основу организации, и отношения между ними по-прежнему остаются краеугольным камнем в рамках ШОС. Отношения между двумя наиболее важными партнерами Кыргызстана открывают большие возможности для Кыргызстана. Это деньги, технологии и так далее. Члены ШОС поддерживают китайскую инициативу «Один пояс, один путь» и продолжают сотрудничество в этой сфере, в том числе сопряжению строительства ЕАЭС и ОПОП. Члены ШОС считают важной задачей улучшение здоровья и условий жизни людей за счет укрепления сотрудничества в сферах торговли, производства, транспорта, энергетики, финансов, инвестиций, сельского хозяйства, телекоммуникаций, инноваций и других областях, представляющих взаимный интерес. Они призваны способствовать созданию благоприятных условий для развития бизнеса, торговли и инвестиций на пространстве ШОС. В этой связи будет продолжена подготовка проекта Дорожной карты по увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах между государствами – членами ШОС.

Кыргызстан участвует в деятельности ШОС исходя из национальных интересов и экономических возможностей. Дальнейшая работа Кыргызстана в рамках ШОС будет основываться на стратегическом подходе и соблюдении национальных интересов.

В этом контексте участие Кыргызстана в ШОС проистекает из стремления к активизации сотрудничества с партнерами по организации. Отношения с Индией, Китаем, Россией и соседними странами на общей платформе являются факторами, свидетельствующими о многоплановом характере внешней политики Кыргызской Республики, поддерживающей сильные международные позиции страны.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что сотрудничество в рамках ШОС в Кыргызской Республике является одним из приоритетов многосторонности.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что несмотря на некоторые периоды охлаждения сотрудничества между странами, сегодня Россия и Киргизия активно взаимодействуют в различных сферах, имеют большие перспективы развития взаимоотношений в политической, экономической, военной и культурной сферах.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности становления кыргызско-российских отношений в 1991-2005гг.

1.1. Исторические предпосылки развития отношения между Киргизией и Россией

Как и во многих других странах бывшего Советского Союза, история сотрудничества российских и кыргызских народов насчитывает более 200 лет и тесно связана с историей народов. Его начало восходит к 1785 году, когда великий кыргызский национальный лидер Атакебий отправил посольство в Россию. В дальнейшем связь только крепла и стала еще крепче в 19 веке, когда кыргызы вошли в состав Российской империи. Историю взаимоотношений русского и киргизского купечества можно разделить на несколько этапов.

Первый крупный этап охватывает период от присоединения к Российской империи до Октябрьской революции. Это было трудное время для зарождения и развития торговли между нашими народами и установления торговых отношений между купцами. Кроме того, этнические связи между крепостными в России и киргизами были строго ограничены до конца 19 века.

Однако караваны киргизских купцов с будущей территории Киргизии, везущие сельскохозяйственную продукцию, ткани, изделия местных ремесленников, периодически прибывали в Санкт-Петербург. А с России привозили сельскохозяйственные орудия, оружие и товары роскоши .

Во второй половине 19 века, когда киргизы были интегрированы в состав Российской империи, у нашего народа начался процесс создания бизнес-класса в капиталистическом понимании этого термина. У кыргызов образовались первые предприятия, в основном занятые в легкой промышленности и сельском хозяйстве. В то же время деловые отношения между бизнесменами стали налаживаться. Однако эти процессы изменились в результате Октябрьской революции. С октября 1917 до начала 20-х гг. начался активный процесс искоренения предпринимательства и деловые отношения прекратились.

Национализация крупных компаний произошла вскоре после революции. Положение государственной монополии, лишение свободы производства, устранение конкуренции— все это постепенно уничтожило тогдашнее купечество.

Однако деловые связи в те годы частично сохранились. Бизнес-деятельность продолжилась во многих малых и средних фермерских хозяйствах.

Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что сотрудничество предпринимателей наших народов в некоторой форме все-таки продолжалось, в частности, в виде торговли. В годы Гражданской войны и послевоенных разрушений это взаимодействие известно под термином «мешочничества». Номера этого сотрудничества была минимальной, что вызвано, не только послевоенной разрухой хозяйства, притеснением предпринимательства, но и басмаческим движением в Туркестане.

В то же время за свою недолгую историю периода НЭПа, поддержавшего реабилитацию крупного и малого бизнеса в соответствии с законом, в некоторой степени возобновилось ведение бизнеса между нашими народами. А затем, с конца 20-х годов, Советская власть стала бороться со всеми мелкими и средними предприятиями, поддерживаемыми НЭПом, включая процесс коллективизации, и борьбу кулачеством. В результате с середины 30-х годов в РСФСР и Туркестане упраздняется частное хозяйство.

Тогда остатки предпринимательства в СССР сохранилось только в обувных, швейных и часовых мастерских на рынках, где работали частники, сегодня причисляемые к индивидуальным предпринимателям.

К сожалению, коллективизм с 1920-х годов затормозил новые легальные методы ведения бизнеса наших народов. С начала 30-х годов более или менее крупные предприятия ушли в подполье и подвергались преследованиям. Таким образом, правила торговли стран РСФСР и Киргизии долгое время были нарушены и понесли большие убытки.

Возрождение предпринимательства в советских республиках началось только в перестроечный период с началом кооперативного движения. Киргизская ССР подошла к перестройке как вполне сложившаяся аграрная республика. Ее экономика формировалась как органическая составляющая советского народнохозяйственного комплекса. Она была основана на диверсифицированной экономике, на долю промышленности которой приходится 60% совокупного продукта и более половины национального дохода республики. В конце существования СССР экономика Киргизской ССР насчитывала более 130 предприятий, производивших около 4000 наименований продукции. В 1985 году хозяйство республики произвело за полдня эквивалент всей своей продукции 1924 года.

За 20 лет (1965-1985 гг.) национальный доход Киргизской ССР увеличился в 2,7 раза, выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза, а объем промышленной и металлопродукции увеличился примерно в 8 раз. Энергетика была очень успешной из-за активной гидроэнергетики р. Нарын. Выработка электроэнергии в 1985 г. по сравнению с 1960 г. увеличилась примерно в 12 раз .

Сотрудничество стало проявляться в форме торговли, которая была в основном бартерной. Также процветало «челночество», перемещая дефицитные товары из одной страны в другую.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы