Магистерский диплом (ВКР) на тему Категория времени глагола в английском языке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЯ
ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 8
1.1. Теоретическое осмысление времени. 8
1.1.1. Понятие времени в философии. 8
1.1.2. Понятие времени в лингвистике. 18
1.2. Характеристика глагола в английском языке. 24
1.3. Времена глагола в английском языке. 30
Выводы по первой главе. 37
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ (ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ) В
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 39
2.1. Анализ использования глаголов прошедшего времени на
материале художественных произведений. 40
2.2. Анализ использования глаголов настоящего времени на
материале художественных произведений. 49
2.3. Анализ использования глаголов будущего времени на
материале художественных произведений. 57
Выводы по второй главе. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
Введение:
Актуальность темы
исследования. В современной языковедческой науке
интердисциплинарный подход становится одним из необходимых требований для
получения достоверных результатов исследования. Сейчас происходит нивелирование
границ между отдельными науками, и на смену узкопрофессиональным взглядам
приходит интегральный подход, связывающий и взаимно дополняющий различные
научные парадигмы[1].
В конце ХХ – начале ХХI в. проблема взаимодействия языка этнических сообществ и
основных моделей их мышления получила новый импульс в контексте разработки
синтаксических исследований, в том числе в диахронии.
В свое время Аристотель
писал, что среди неизвестного в природе, что нас окружает, наиболее неизвестным
является время, поскольку никто не знает, что такое время и как им управлять.
Многочисленные попытки изучения этой категории обусловлены тем, что само время
определяет смысл человеческого бытия.
Существуют два основных
подхода к определению времени в философии: абсолютный и релятивный. В рамках
абсолютной теории время рассматривали как своеобразной контейнер, внутри
которого существует универсум и происходят изменения, а существование и
свойства времени независимы от физического универсума. Согласно релятивистской
теории, время – это изменения в физическом универсуме, при этом пространство и
время понимали не как самостоятельные сущности, а как системы отношений,
которые образуют материальные объекты при взаимодействии, и они не существуют
вне этой системы взаимодействий. Согласно этой концепции, пространство и время
выступают как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно
предполагалась и зависимость свойств пространства и времени от характера
взаимодействия материальных систем. Г. Лейбниц рассматривал время как порядок
отношения и последовательность событий, тем самым выражая сущность
релятивистской концепции. И. Ньютон предлагал различать абсолютное время как
внешнее условие бытия и относительное время как продолжительность конкретных
состояний и процессов[2].
Наряду с объективными представлениями
о времени существовали и идеалистические концепции (Д. Беркли, Э. Мах, Р.
Авенариус), ставившие время в зависимость от человеческого сознания, исходя из
способности человека упорядочивать события.
ХХ век оказался наиболее
плодотворным в плане понимания категории времени. В теории относительности А.
Эйнштейна концепция времени получает новую интерпретацию на естественнонаучных
началах. Времени и пространства приписываются такие свойства, как
относительность временного отрезка и длины, равноправие времени и пространства.
Современные философские
исследования определяют время как одну из форм (наряду с пространством)
существования материи, которая непрерывно развивается и отражает
последовательную смену ее явлений и состояний[3].
Лингвистическое время
трактуют в современном языкознании двумя способами. Во-первых, различают время
как бытие языка, как изменение языковой системы во времени, когда язык
выступает как особая форма материи, находящейся в постоянном развитии. Такое
понимание лингвистического времени было начато еще Ф. де Соссюром, который
писал о том, что язык существует, развивается и меняется во времени. На уровне
лексико-семантической системы влияние фактора лингвистического времени проявляется
в изменениях, связанных с прогрессивным, регрессивным, циклическим или волновым
движением определенных языковых феноменов. При такой трактовке лингвистическое
время является одной из форм реального времени – время бытия языка как
реального объекта.
Во-вторых, выделяют время
как средство выражения временных понятий в языке. Соответственно различают
грамматическое (морфологический и синтаксический), лексическое и контекстуально
лингвистическое время. На каждом языковом уровне выделяют единицы, имеющие темпоральное
значение: на морфологическом уровне такими единицами являются определенные
грамматические формы, на лексическом уровне это лексические единицы из
темпоральным значением, на уровне предложения – синтаксические конструкции.
Лингвистическое время,
которое пронизывает почти все уровни языковой системы, в лингвистике обозначают
общим термином «темпоральность». Темпоральность – это объективно-субъективная
категория, которая, с одной стороны, соотносится с объективным (реальным) временем,
с другой, – с отображением временных характеристик и отношений действительности
в сознании людей, то есть концептуальным и перцептивным временем. Модель
темпоральности имеет вид спирали, спроектированной на языковую плоскость. Эта
спираль является незамкнутой, она охватывает все уровни языка. Незамкнутость
спирали связана с тем, что количество средств выражения темпоральности в языке
неисчерпаема, и на внешнем витке спирали находятся наиболее подвижные участки,
которые постоянно пополняются.
Исследованию времени в
лингвистике посвящено много работ как отечественных (А.И. Смирницкий, Л.С.
Бархударов, Н.А. Слюсарева, Г.А. Воронцова и др.), Так и зарубежных ученых
(R. Quirk, J. Lyons, J. Leech, Ch. Fries, F. Palmer, O. Jespersen и др.).
Наиболее плодотворной
сферой исследований категории темпоральности в лингвистике есть работы в рамках
теории функционально-семантических полей, которая успешно разрабатывалась в
языкознании (В.Г. Адмони, А.В. Бондарко, А.В. Гулыга, М.М. Гухман, Е.И. Шендельс
и др.). Эти работы можно разделить на две большие группы по подходу к изучению
материала: синхронные и диахронные. Работы первой подгруппы содержат анализ
языкового материала определенного языка на современном этапе развития, или
типологический анализ двух или более языков. Вторая группа работ является
исследованиями развития языковых средств выражения темпоральности. Все работы
отличаются объемом исследуемого материала: от анализа отдельной лексемы со
значением темпоральности или минимальной лексической парадигмы к исследованию
лексической или лексико-грамматической темпоральной системы в целом.
Глагол является наиболее
ярким средством выражения времени в английском языке. Отметим, что
грамматические категории английского глагола – это предмет многих работ ученых,
в частности, общего и специального характера, освещающие теорию и историю
грамматически английского языка. Однако вопрос категории времени в английском
языке до сих пор остается недостаточно исследованным. Этим и обусловлена
актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования является
система глаголов английского языка.
Предметом исследования выступает
категория времени в английском языке.
Цель исследования состоит
в определении специфики выражения категории времени в английском языке на
материале художественной литературы.
Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты осмысления категории времени с точки зрения философии и
лингвистики.
2. Дать характеристику
глагола в английском языке.
3. Описать систему времен
английского глагола.
4. Провести анализ
использования глаголов прошедшего времени на материале художественных
произведений.
5. Провести анализ
использования глаголов настоящего времени на материале художественных
произведений.
6. Провести анализ
использования глаголов будущего времени на материале художественных
произведений.
Материалом исследования послужили
оригинальные тексты следующих художественных произведений:
1) «Гарри Поттер и
Философский камень» Дж.К. Роуллинг;
2) «Алиса в Стране чудес»
Л. Кэрролла;
3) «Разрисованная вуаль»
У.С. Моэма.
Методами исследования послужили
следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод
сплошной выборки; метод лингвистического описания; метод количественной
обработки данных.
Практическая значимость
работы состоит в том, что собранный нами теоретический и
фактический материал может быть использован в дальнейших разработках данного
вопроса; а также в возможности его использования в качестве материала для
составления лекций для студентов филологических специальностей, студентов-переводчиков.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения и списка использованной литературы. [1] Буниятова И.Р. Эволюция
гипотаксиса в германских языках (ИV-XIII вв.) / И.Р. Бянитова. – К.:
Издательский центр КНЛУ, 2003. – С. 108. [2] Философский энциклопедический
словарь / Шинкарук В.И. и др. – К.: Абрис, 2002. – С. 528-529. [3] Философский энциклопедический словарь
/ Шинкарук В.И. и др. – К.: Абрис, 2002. – С. 529.
Заключение:
Время – это базовая
характеристика бытия, которая непременно находит свое выражение в языке. Язык,
в частности, и английский, характеризуется темпоральной многовекторностью,
поэтому в нем
реализованы все временные сферы бытия – прошлое, настоящее и будущее.
Наиболее активно и широко
используемыми являются глаголы и различные маркеры, относящиеся к тому или
иному времени. Все эти средства в разнородности форм и возможностей выражения принадлежат
к многомерной категории темпоральности.
Проведенный анализ
категории времени глагола в английском языке на материале художественных
произведений («Гарри Поттер и Философский камень» Дж.К. Роуллинг, «Алиса в
Стране чудес» Л. Кэрролла, «Разрисованная вуаль» У.С. Моэма) подтвердил
выдвинутые теоретические положения.
Прошедшее время реализуется в таких формах глагола, как Past Simple, Past Continuous, Past Perfect, Past
Perfect Continuous.
Настоящее время
реализуется через использование следующих временных форм глаголов: Present
Simple, Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous.
Будущее время реализуется
с помощью форм Future Simple и Future Continuous.
Маркерами прошлого,
настоящего и будущего времен выступают различные слова, дополнительно
определяющие принадлежность глагола к тому или иному времени.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Теоретическое
осмысление времени 1.1.1. Понятие времени в
философии Одной из фундаментальных
категорий философии есть категория времени. Однако содержание понятия «время»,
которым оперирует представитель этой отрасли знания, значительно отличается от
содержания понятия «время», которым пользуется физик, астроном или геолог. В
связи с этим существует необходимость в регистрации и составлении значений
понятия «время» в различных науках, то есть, воспроизведение феноменологии
времени.
Отдельных аспектов
проблемы времени касались Демокрит, Платон и Аристотель, Августин Блаженный и
Фома Аквинский, Г. Галилей и И. Ньютон, Г. Лейбниц и Дж. Локк, Д. Юм и И. Кант,
А. Эйнштейн и А. Бергсон, В. Вернадский и М. Хайдеггер, Б. Рассел и П.
Сорокин. Существует отдельная наука о времени – «темпорология» (темпология,
темпоралистика), которая изучает время в его конкретных проявлениях. Идея о
том, что каждой форме движения материи соответствует свое собственное время,
обусловливает необходимость если не терминологического, то, как минимум,
содержательного разведения понятий «физическое время», «биологическое время»,
«социальное время» и др.
Как известно, в разные
эпохи и в разных философских школах сформировалось несколько традиций понимания
времени, суть которых сводится к одному из трех вариантов:
1) время – определенная
объективно существующая субстанция, атрибут материи;
2) время – порождение
психической активности человека;
3) время – субъективно создаваемая
система координат, которую человек сознательно выстраивает для ориентации в
окружающем мире.
Хронологически первым
модусом времени, который был осмысленный философами античного мира, было
физическое время, связанное с протеканием природных процессов и явлений.
Космоцентризм мифологического мировоззрения древних греков оговаривал
преимущественно циклическое восприятие времени, что связывалось с периодической
повторяемостью дня и ночи, времен года, зодиакальных циклов, приливов и
отливов, солнечных и лунных затмений.
Осмысливая существование
феноменального мира через призму времени, Платон выделял три уровня явлений:
1) существующие вечно,
неуничтожимы и несохдаваемы (Единственное, по образцу которого демиург создает
Космос);
2) то, что создано, но не
поддается уничтожению (Космос);
3) временные явления,
эмпирически данные вещи, которые рождаются и исчезают.
В отличие от Платона,
Аристотель в своей «Физике» не соотносил время с вечностью как его образцу.
«Время, – отмечал Аристотель, – это число движения по отношению к предыдущему и
следующему»[1].
Определение времени как «числа движения» выражает, по Аристотелю, его сущность,
а определение «меры движения» – функцию времени. Мерилом времени является
физическое движение, в частности – движение небесных тел, для Аристотеля время
неотделимо от движения, хотя оно и не является ему тождественным. «Поэтому
время и кажется движением сферы, этим движением измеряются другие движения и
время измеряется им же»[2]. [1] Аристотель. Физика / Аристотель //
Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1981. – Т. 3. – С. 59-262. [2] Аристотель. Физика / Аристотель //
Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1981. – Т. 3. – С. 59-262.