Магистерский диплом (ВКР) на тему Исследование эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 7
1.1 Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования 7
1.2 Подходы к исследованию эмоционального выгорания 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНАИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ В КОММЕРЧЕКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 46
2.1 Организация и методы исследования эмоционального выгорания 46
2.2 Результаты исследования эмоционального выгорания 54
2.3 Анализ результатов особенностей эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации 72
Выводы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
Введение:
Одной из особенности современного общества является высокая скорость изменений, происходящих в разных сферах жизни человека. Так -экономические, социальные, политические условия жизни сегодня могут изменяться за считанные дни, оказывая влияние на социальную, профессиональную, личную жизнь. В тоже время развитие личности всегда связано с возможностью адаптации к изменившемся условиям. Данный факт приводит к тому, что растет интерес исследователей к феноменам, обуславливающих адаптационный потенциал личности, а также признакам дезадаптации личности, к которым относится эмоциональное выгорание.
Ряд исследователей рассматривают выгорание процесс, основанный на действии профессиональных и экзистенциальных стрессов (Е. Махер; К. Кондо; К. Маслач, Дж. Джексон, Дж. Гринберг; В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, М. В.Борисова, Н. Е. Водопьянова, С. Б. Величковская, Н. В. Гришина и др.).
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального выгорания менеджеров у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации.
Исходя из заявленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ отечественных подходов и современных зарубежных исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания личности;
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации;
3. Провести количественно-качественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы об особенностях эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации.
Объектом исследования является эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации.
Гипотеза исследования. Эмоциональное выгорание у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации будет иметь свои особенности:
Среди женщин-менеджеров среднего звена наблюдается повышенный уровень тревожности, пассивность в реагировании и преодолении стрессовой ситуации, наличие усталости, снижение уровня энергии и работоспособности;
Среди мужчин-менеджеров среднего звена в большей степени характерно проявление устойчивого эмоционального тона, состояния спокойствия, но в большей степени проявляется неудовлетворенность жизнью в целом.
Методологической основой работы являются следующие концепции, принципы и подходы:
— системного изучения личности и психологических феноменов П.К. Анохина, A.Г. Асмолова, A.B. Брушлинского, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломова, B.Д. Шадрикова;
— комплексный подход к изучению человека, его психики и поведения Б.Г. Ананьева, O.A. Зимовиной, Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Ломова, Т.Я. Решетовой, В.А. Якунина;
— научные принципы системности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн);
— отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.);
— теория устойчивости, представленная в трудах зарубежных авторов (Richardson, Neiger, Jensen, Kumpfer);
— работы, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт (К. Маслач и С. Е. Джексона, В. В. Бойко).
Методами исследования явились следующие эмпирические и теоретические:
1. Обзорно-теоретический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;
2. Психодиагностические методы;
3. Количественно-качественные методы обработки данных;
4. Средства математического анализа: корреляционный анализ, описательная статистика.
Выборку эмпирического исследования Участниками исследования составили респонденты, занимающие должность линейного менеджера в коммерческой организации ООО Бейкер Тили, к исследованию было привлечено 80 респондентов, среди которых 40 респондентов – мужчины и 40 респондентов – женщины.
Методики исследования:
Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилберга (STAI);
Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В.Куликов);
Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко [13].
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы бизнес-психологами, коучами, специалистами акмеологии, трудовыми психологами и менеджерами HR-отделов с целью планирования адаптационных мероприятий сотрудников, профилактики эмоционального выгорания.
Заключение:
Нами было проведено исследование особенностей эмоционального выгорания менеджеров у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации, на основании проведенного исследования можно сделать ряд заключений.
На первом этапе нами было проведено теоретическое осмысление особенностей эмоционального выгорания как психологического феномена.
Во второй части работы мы провели эмпирическое исследование эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена. В ходе которого было выявлено, что при наличии у женщин признаков ограниченного эмоционального реагирования (избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей), наблюдается сниженный уровень реактивной тревожности, наличие усталости, снижение работоспособности, снижается активность, уровень энергии понижен, для состояния характерна утомляемость и сниженный уровень ресурсов. Реакция на стресс характеризуется астенической реакцией; сниженная критичность в себе, свидетельствуют о недостаточной адекватности в оценивании себя, неискренность.
Также были выявлены множественные взаимосвязи у женщин-менеджеров выраженного уровня снижения общего тонуса, наличием признаков ослабления нервной системы, которые проявляются в скудности эмоциональных состояний, отстраненности наблюдается наличие признаков эмоциональной лабильности, наблюдается наличие эмоционального возбуждения, общей изменчивостью, даже незначительные стрессы могут приводить к сильным эмоциональным реакциям, поведение и деятельность характеризуется раздражительностью, общий эмоциональный фон характеризуется наличием негативных реакций; неудовлетворенность жизнью, ее ходом, имеется сложность в самореализации, что связано скорее с внешними условиями, особенностями жизненных событий, характерно восприятие себя как неуспешного, отмечены сниженные, неустойчивые личные опоры, а в принятии решений характерны сомнения, что препятствует выбору, принятию ответственности за собственную жизнь; наличие негативного отношения к себе.
Эмоциональное выгорание в целом при устойчивом состоянии симптомов, выраженных в снижении мотивации к работе, нарастающем количестве конфликтов и недовольства, наличии признаков усталости, раздраженности, нервозности наблюдается наличие усталости, снижение работоспособности, снижается активность, уровень энергии понижен, для состояния характерна утомляемость и сниженный уровень ресурсов. Реакция на стресс характеризуется астенической реакцией.
Для менеджеров-мужчин при выраженном уровне снижения общего тонуса, наличием признаков ослабления нервной системы, которые проявляются в скудности эмоциональных состояний, отстраненности наблюдается неудовлетворенность жизнью, ее ходом, имеется сложность в самореализации, что связано с внешними условиями, особенностями жизненных событий, также характерно восприятие себя как неуспешного, отмечены сниженные, неустойчивые личные опоры, а в принятии решений характерны сомнения, что препятствует выбору, принятию ответственности за собственную жизнь.
Таким образом, было проведено изучение особенностей эмоционального выгорания менеджеров у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации, что являлось целью исследования. Нами были исследовано эмоциональное выгорание у менеджеров среднего звена, а именно особенности эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации.
Было выявлено, что эмоциональное выгорание у менеджеров среднего звена по половому признаку в коммерческой организации имеет особенности: среди женщин-менеджеров среднего звена наблюдается повышенный уровень тревожности, пассивность в реагировании и преодолении стрессовой ситуации, наличие усталости, снижение уровня энергии и работоспособности; среди мужчин-менеджеров среднего звена в большей степени характерно проявление устойчивого эмоционального тона, состояния спокойствия, но в большей степени проявляется неудовлетворенность жизнью в целом. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
1.1 Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования
Проблема эмоционального выгорания развивалась в психологии с 1974 года, сначала в рамках проблемы «психического выгорания», за данный период произошло значительное развитие подходов к данному вопросу, накопилось множество научных разработок, проведем теоретический анализ литературы по феномену «эмоциональное выгорание».
Анализ данной проблемы тесно связан такими психологическими категориями как «профессиональное выгорание», «стресс», «профессиональная деформация».
В психологической литературе выгорание рассматривается как специфическая дисфункция у представителей помогающих профессий. Причины возникновения данного феномена связывают с чрезмерными требованиями профессии, затратами энергии, сил и ресурсов.
Можно заключить, что на сегодняшний день нет общепризнанного определения данного феномена, рассмотрим определения различных авторов (табл. 1)
Таблица 1 – Понимание понятия эмоциональное выгорание различными авторами
На основании приведенных определений различных авторов можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание является неким состоянием, вызванным влияниями внешних факторов профессиональной деятельности. На основании данных определений можно сделать вывод о связи данного феномена с профессиональной деятельностью и стрессами [11].
Ряд исследователей рассматривают выгорание процесс, основанный на действии профессиональных и экзистенциальных стрессов (Е. Махер; К. Кондо; К. Маслач, Дж. Джексон, Дж. Гринберг; В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, М. В.Борисова, Н. Е. Водопьянова, С. Б. Величковская, Н. В. Гришина и др.). При рассмотрении эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности данный феномен рассматривается в контексте профессиональной деформации.
Под профессиональными деформациями Э.Ф. Зеер пони¬мает деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности.
К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций отно¬сятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнация профес¬сионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера.
Впервые в отечественной психологии проблема устойчивости была поставлена Л.И. Божович, которая в своем докладе на XVIII Психологическом конгрессе, проводимом в 1966 году, сформулировала вопросы устойчивости форм поведения, чем дала толчок к дальнейшему развитию данной проблематики. В самом общем смысле, психологическую устойчивость можно определить как «характеристику индивида, поведение которого надежно и последовательно» или же «тенденция осуществлять определенные формы поведения (агрессивное, альтруистическое, инфантильное, осторожное и т. п.) в широком диапазоне ситуаций (условий окружающей среды) и на протяжении длительных интервалов времени» (трансситуативная устойчивость). Также выделяют: нервно-психическую устойчивость как способность человека посредством саморегуляции противостоять негативны факторам среды – данное определение фактически является синонимом стрессоустойчивости; и эмоциональную устойчивость – способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке без существенного отрицательного влияния такой обстановки на здоровье и работоспособность человека [16].
Традиционно, в отечественной психологической науке исследовалось понятие эмоциональная устойчивость (Л.М. Аболин, П. Б. Зильберман, В. Л. Марищук, Л. В. Митина и др.). Л.М. Аболин понимал под эмоциональной устойчивостью системной качество, которое человек приобретает в ходе жизни и которое проявляется при напряженной деятельности в виде единства рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. При этом, основные критерии эмоциональной устойчивости, по мнению автора, – успешность или результативность действия, параметры двигательной активности, оптимальность эмоциональных переживаний и качество эмоций. Такой подход позволяет рассматривать эмоциональную устойчивость в контексте профессиональной деятельности личности. Кроме того, автор отмечал регуляторную роль эмоций – повышение эмоциональной устойчивости всегда является развитием регулирующих функций эмоций от их недифеференцированных, генерализованных проявлений до более дифференцированных и специфических. К этому тезису стоит добавить, что А.Е, Ольшанникова считает, что устойчивое преобладание положительных эмоций, т.е. как раз специфических, является одной из главных детерминант эмоциональной устойчивости [18].
Множество авторов трактует феномен эмоциональной устойчивости как интегративное свойство, которое является результатом взаимодействия эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности. Такой позиции придерживаются П.Б. Зильберман, Б.Х. Варданян, В.И. Долгова с соавт., М.И. Дьяченко с соавт.. Причем последние выделяют эмоциональные и неэмоциональные детерминанты устойчивости. К эмоциональным относят собственно эмоциональный и когнитивный компоненты – эмоциональная оценка ситуации, предвосхищение хода и результатов деятельности, эмоции и чувства, которые испытывает личность в конкретной ситуации, эмоциональный опыт. К неэмоциональным детерминантам авторы относят мотивационный, волевой и поведенческий компоненты. Тем самым они утверждают, что мотивы и потребности не влияют на эмоциональную устойчивость напрямую, а через наличие мотивации достижения успеха; волевые качества – через сформированный интернальный локус контроля, а направленность личности – через совокупность отношений к себе, своему делу и коммуникацию с другими людьми.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович в своей работе утверждает, что основными функциями эмоциональной устойчивости является уменьшение отрицательного воздействия сильных эмоциональных стрессоров, предупреждение развития выраженной формы стресса и формирование готовности к действию в напряженной ситуации [12]. Автор также определили психическую устойчивость как сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или долговременной сложной обстановке. То есть устойчивость – предпосылка преодоления различных ситуационных трудностей, активное и безошибочное выполнение задач в сложной обстановке. Данное определение во много перекликается с тем, которые дает нам инженерная психология в виде понятия «надежность оператора» — свойство качественно выполнять трудовую деятельность в течение определенного времени при заданных условиях.
В контексте исследования психологической устойчивости человека нельзя не упомянуть понятие стрессоустойчивость. Сложность данного понятия заключается в его размытости – в отечественной психологии под стрессоустойчивостью понимаются в том числе и такие явления, как эмоциональная устойчивость, стойкость к стрессу, фрустрационная толерантность и др. В силу этого, многие авторы отождествляли это понятие и психологическую или эмоциональную устойчивость. Так, например, П.Б. Зильберман давал определение стрессоустойчивости как интегрального свойства личности, характеризующееся таким взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке. Как видно за из самого определения оно во многом перекликается с определением Л.М. Аболина, приведенное выше. С другой стороны, стрессоустойчивость может определяться как совокупность таких факторов, как трудовая мотивация, социально-психологической толерантностью, высокий уровень локус-контроля и самооценки, адаптацией конструктивного типа. Исходя из этого логично предположить, что стрессоустойчивость в том или ином виде является частью общей психологической устойчивости человека, хотя какой именно частью – этот вопрос остается для дальнейших изысканий.
В. Э. Чудновский в своих работах трактовал понятие психологической устойчивости как «нравственную устойчивость» — способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Опираясь на такое определение, автор фактически поставил знак равенства между нравственной и личностной устойчивостью, мотивирую свою позицию тем, что суть личностной позиции составляет её нравственная основа – доминирующие нравственные принципы и установки. Также В. Э. Чудновский в своей монографии исследовал факторы, обуславливающих устойчивость личности, и на основании полученных результатов выделил следующие уровни нравственной зрелости личности [21]:
1. Неустойчивость, обусловленная отсутствием или слабостью регулирующего влияния отдаленной цели.
2. Неустойчивость, обусловленная характером отдаленной цели, не выходящей за пределы собственных потребностей и интересов.
3. Общая устойчивость личности, проявляющаяся при различном содержании доминирующей мотивации — сам характер доминирующей мотивации позволяет в той или иной степени выходить за пределы узколичных интересов.
4. Высший уровень устойчивости личности, в основе которого лежит коллективистическая направленность. На этом уровне создается органичное единство коллективистической цели и нравственных установок личности.