Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Использование образовательных платформ при изучении темы «Первая мировая война» в школьном курсе истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I Педагогический потенциал современных образовательных технологий при изучении темы «Первой мировой войны» 13

1.1. Проблема роли и места образовательных платформ в учебном процессе 13

1.2. Анализ эффективности платформ в изучении темы Первой мировой войны 29

Выводы по первой главе 36

Глава II Современные мультимедийные технологии основы их применения 37

2.1. Мультимедийные технологии, их использование в урочной и внеурочной деятельности 37

2.2. Готовые концепции, использующие мультимедийные технологии в материалах системы МЭШ по теме «Первая мировая война» 43

Выводы по третьей главе 50

Глава III Методические рекомендации 52

3.1. Дидактические единицы по теме Первой мировой войны 52

3.2. Результаты апробации 89

Выводы по третьей главе 97

Заключение 100

Библиографический список 104

Приложение 110

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования

Первая мировая война продолжает привлекать к себе исследовательский интерес. После годовщины празднования окончания Первой мировой войны и в России появилась почва для широких дискуссий о происхождении войны, о ее ходе и результатах, о ее месте в мировой истории XX столетия. Не менее важно и то, что проводится большая работа в архивах по поиску и публикации новых документов.

Для России данная деятельность имеет особое значение. Данная тема была обделена научным вниманием долгое время, поскольку мировое историческое сообщество больше обращало свое внимание проблематике Второй мировой войны. Не случайно эта война называлась «войной забытой».

Сегодня Россия как бы возвращает в свою историю «Великую войну», которая в немалой степени способствовала русской революции 1917 года и которая определила многие последующие события прошлого века. Да и в общем международно-политическом плане Первая мировая война и ее итоги изменили карту мирового развития.

На современном этапе историки активно стали обсуждать взаимосвязь Первой и Второй мировых войн. Версальский мир наказал Германию, а также унизил ее и тем самым была заложена основа, из которой и родился нацизм. Этот урок как некогда актуален и сегодня. Опыт истории показывает, что в обществе нужна прививка против настроений фашизма, идей реванша и насилия. Первая мировая война и ее результаты оказали кардинальное влияние на самые разнообразные факторы и явления XX столетия.

В наше время, помня о разнообразных и противоречивых уроках двух мировых войн и «холодной войны», о данном трагическом опыте, политики призваны неустанно работать над созданием механизмов предотвращения или разрешения международных конфликтов в нашем неспокойном мире.

Перед школой возникают новые проблемы и задачи. Стратегическая задача развития образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, заключается в обновлении содержания и методов обучения, в связи с этим появляется необходимость менять подходы к образованию. Учителю в новом цифровом мире возлагается обязанность по формированию компетенций, которые помогут обучающимся приспособиться к современным динамично изменяющимся экономическим условиям, предстоит научить ребенка, анализировать и подбирать из огромного количества доступной информации ту, которая будет действительно необходима ему и приходить к верным решениям.

И так как на изучения такой важной на наш взгляд темы отводится очень мало времени, поэтому использование в урочной и внеурочной деятельности мультимедийных технологий расширит представление учащихся по этой «забытой» войне, а также в том числе может помочь в самоорганизации учебной деятельности.

На наш взгляд изучение участия России в мировых войнах в школьном курсе должно занимать особое место. В роли инструментов, которые способны улучшить изучение данного вопроса выступают образовательные платформы и мультимедийные технологии. Задача совершенствования мультимедийных технологий включена в стратегию инновационного развития страны национального проекта «Образование», где особое внимание уделяется тому, что молодежи придется жить и работать в новых условиях. Будет происходить цифровая трансформация образовательного процесса и внедрение цифровых технологий, платформ электронного обучения в деятельность образовательных организаций.

В настоящее время уже существуют подобного рода платформы, которые успешно применяются в обучении. Одной из таких платформ выступает Московская электронная школа (МЭШ), которая дает широкую возможность разработки новых дидактических средств в виде различных тренажеров, тестов и заданий. Данные новшества являются важным шагом в деятельности современного школьника и учителя для получения конкретных образовательных результатов. Они полностью соответствуют ФГОС и способствуют решению задач Федеральной целевой программы развития образования по повышению эффективности образования и цифровой грамотности учеников и учителей.

Электронные пособия обладают свойством интерактивности, а также быстротой поиска дополнительную информацию при помощи гиперссылок, размещенных на его страницах.

В связи с чем платформы в целом способствуют формированию и развитию цифровой компетенции учащихся и функциональной грамотности учащихся. Выполнение же различных познавательных интерактивных заданий дома и на уроке, естественно, повышает мотивацию к изучению нового материала, в связи с чем происходит и повышение образовательных результатов.

Объектом исследования является образовательные платформы (на примере МЭШ) и мультимедийные технологии в педагогической деятельности при изучении курса истории России XX века.

Предмет исследования. Изучение истории Первой мировой войны в школьном курсе истории с помощью современных информационных технологий.

Гипотеза исследования. Изучение темы «Первой мировой войны в школьном курсе истории» с помощью современных информационных технологий способствует повышению интереса учащихся к истории военных конфликтов, а также поворотных моментов истории России, следовательно, предметных результатов. А также это научит школьников добывать знания самостоятельно с помощью интернет-технологий.

Цель исследования. Оценить цифровой контент в сети интернет с точки зрения количества и качества, по теме «Первая мировая война» для использования в образовательном процессе.

Задачи: переформулировать с учетом пунктов содержания

1) Определить роль и место мультимедийных технологий в образовательном процессе.

2) Проанализировать информацию (достоверность/ содержание объективность источники) по теме «Первая мировая война», которая размещена на платформах МЭШ и РЭШ. Дать оценку содержания в плане возможности использования материалов по теме «Первая мировая война»,

3) Рассмотреть реализацию и воплощение требований Историко-культурного стандарта по воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся при изучении отечественной истории и воинских подвигов многих поколений россиян.

4) Представить методические рекомендации для использования в урочной и внеурочной деятельности.

5) Разработать комплекс материалов в системе МЭШ.

Методы исследования

В этом исследовании применяется ряд общенаучных и педагогических методов исследования. К общенаучным методам следует отнести: повествовательно-описательный метод, анализ и синтез.

Педагогические методы. Теоретический метод – количественного и качественного анализа школьных учебников, МЭШ и других сайтов. Эмпирический метод – изучение и обобщение педагогического опыта.

Степень научной разработанности темы. Данной теме были посвящены работы таких исследователей как: Шевченко Н.И., Кинзибаева, М.В., Панюкова, С.В., Петрова, Н. П., Бондарева Г. А., Гордеева, Е.В. и т.д.

Если говорить о учебно-методической и учебной литературе, то об применении мультимедийных технологий в образовательной сфере писал Студеникин М.Т. в пособии для преподавателей «Современные технологии преподавания истории в школе». Он подчёркивает, что данные технические средства – одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. И во многом работа как раз посвящена современным технологиям преподавания истории – модульно-блочному обучению развития познавательной и личностной сферы у учащихся, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета во время урока истории. Пособие дает понимание опыта работы учителей истории по применению современных технологий обучения .

Шевченко Н.И. в статье «Интерактивные методы как условие интерактивного образования» подчеркивает, что современное обучение трудно представить без технологии мультимедиа. Появление различных инновационных программ дают большие возможности для учителей и учеников в освоении предмета .

Аствацатуров Г.А. в статье «Технология конструирования мультимедийного урока» подчеркивает, что творцом урока является учитель, который в свою очередь организует творчество детей с помощью применения информационных технологий . Также стоит выделить ряд современных работ , которые посвящены роли информационных технологий в обучении и роли преподавателя в управлении образовательным процессом. Описаны перспективные особенности применения педагогических технологий в цифровой образовательной среде, приведены примеры цифровых платформ для организации деятельности обучающихся.

Весьма важную роль уделил Костяев А.Е. преподавателям в своем исследовании, указав на то, что внедрение проекта «Московская школа» существенно повлияет на ИКТ-грамотности преподавателей всех уровней и специальностей. Габова А.В., Капырина Т.А. определили Московскую Электронную школу как виртуальную образовательную среду, которая положительно скажется на учениках и самих преподавателях .

Стоит выделить и работу Князевой Г. В. «Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях» . Автор делает акцент на том, что Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся.

В работе Лю Жун «Применение мультимедийных технологий в преподавании истории» , дается отличное определение мультимедийного обучения, выделяются преимущества роли применения мультимедийных технологий на уроках истории, перечислены основные составляющие презентации, которые используют китайские учителя в процессе обучения, что дает возможность сделать их занятия более живыми и наглядными.

В этих и других работах намечены основы о роли и месте инновационных технологий в образовательном процессе.

Касаясь вопроса историографии научных исторических трудов по теме «Первая мировая война» можно озвучить следующие мысли. Изучение истории Перовой мировой войны началось практически сразу после ее начала. В этой связи в дореволюционной историографии вопросы, связанные с участием России в войне, разрабатывались в основном в контексте текущих ее событий, что естественно придавало стилю публицистичность. И зачастую литературу военных лет даже рассматривали как источники . Но за прошедшие с того времени годы была создана обширная отечественная историография по данной теме оформлены различные концепции .

Важнейшим направлением советской историографии войны было военно-историческое. Оно создавалось в основном самими военными -участниками войны, как оставшимися на Родине, так и оказавшимися в эмиграции. Тут можно выделить работы Зайончковского А. М. «Мировая война 1914-1918 гг. : общий стратегический очерк» , большой интерес представляет и работа Н. Н. Головина «Россия в Первой мировой войне»10, вышедшая в двух томах в Париже 1939 году. В ней автор дает довольно полную информацию о предвоенной, а затем и военной жизни русской армии в тот период .

В работах 1960-1980-х гг. активизировались и военные историки, обогащенные опытом второй мировой войны. Тут можно выделить работу Вержховского Д. В. «Первая мировая война 1914-1918 гг.» , которая отличается своим очерковым характером, коллективный труд под редакцией военного историка И. И. Ростунова «История первой мировой войны 1914-1918 гг.» . Данная работа важна с точки зрения того, что она обобщает результаты работ своих предшественников, а также привлекая новые материалы исследуют вопросы происхождения и подготовки войны и многие другие аспекты войны.

В современный период происходило переосмысление старых догм, отказ от схематических представлений, построенных на узкой источниковой базе. Из-за чего в исторической науке активизировался поиск новых подходов к изучению проблематики Первой мировой войны . Критикуя прошлые подходы, указывались и положения, сохранившие свое значение, предлагались новые темы для разработки. Повалялись работы, которые привлекали уже и иностранные источники, например исследование Уткина А. И. «Первая Мировая война» .

Многоаспектность исследований, расширение географии мест написания работ и изучаемых тем – вот основные направления, характеризующие вопросы историографии войны сегодня .

Помимо монографий и многочисленных статей в журналах в 2014 году был издан крупный энциклопедический словарь по теме Первой мировой войны .

Нам представляется возможным полагать, что изучение проблемы идет по нарастающей, намечены новые перспективные направления, возможно в ближайшем будущем появятся более фундаментальные труды, которые будут базироваться на новых источниках и концепциях.

Источники в данном исследовании представлены в виде: Документов регламентирующих преподавание курса истории Историко-культурного стандарта и ФГОСов , если ФГОС устанавливает профессиональные компетенции учителя и требования к формированию у учащегося определенных знаний и умений, то Историко-культурный стандарт конкретизирует их и уточняют; учебники и учебные пособия рекомендованные к использованию при реализации программ общего образования; сценарии уроков МЭШ.

Источниковая база также широко представлена в сборниках документов: «Международные отношения в эпоху империализма : документы из архивов царского и Временного правительств 1878-1917 гг.» , «Россия. Министерство иностранных дел. Архив. Сборник секретных документов из архива бывшего Министерства иностранных дел.» , «Министерство иностранных дел России в годы Первой мировой войны: Сборник документов» , Шацилло В. К. «Первая мировая война 1914-1918. факты. Документы.» , «Москва в годы Первой мировой войны. 1914—1917 г г .: Документы и материалы» .

В источниках личного происхождения: Фурманов Д. А. «Дневник: 1914–1916.» , Х. Д. Семина «Записки сестры милосердия. Кавказский фронт. 1914–1918 гг.» , Арамилев В. В. «В дыму войны: Записки вольноопределяющегося. 1914–1917 годы» .

Практическая значимость.

Практическая значимость этой работы заключается в разработке урока (либо сценария урока), успешно использующего возможности образовательных платформ и мультимедийных технологий для развития исследовательских и познавательных возможностей, учащихся при изучении темы «Первой мировой войны».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Качество получаемого традиционного образования всё равно во многом зависит от самого учителя. Новые информационные технологии существенно меняют формы взаимодействия учителей и учеников, влияя на содержание обучения.

Использование информационных технологий при обучении истории, должно быть реализовано на основе индивидуальной траектории обучения с возможностью организации обратной связи.

МЭШ представляет собой сервис для размещать электронные уроки.

Основной инструментарий платформы МЭШ:

— вики-страницы;

— тесты:

— задания;

— широкая возможность импорта готовых курсов;

— инструменты оценивания и взаимооценивания;

— аналитика процесса обучения — и по всему курсу, и по каждому ученику в отдельности;

— возможность проводить конференции и дискуссии;

— совместное редактирование документов и др.

и другое.

Для того чтобы удержать внимание ученика в курсе обучения, необходимо организовать позитивную и интересную умственную деятельность.

Основные предназначения занятия с использованием ИКТ:

 изучение нового материала, преподнесение новой информации;

 закрепление пройденного материала, отработка учебных умений и навыков;

 повторение;

 практическое применение полученных знаний, умений навыков;

 обобщение, систематизация знаний.

ИКТ имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения.

Применение ИКТ позволяет:

 наполнить занятие новым содержанием;

 развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся;

 формировать элементы информационной культуры;

 поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

 идти в ногу со временем.

При использовании МЭШ для обучения школьники будут активно использовать понятия в самостоятельной деятельности, в повседневной жизни.

Таким образом, использование МЭШ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:

1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

2. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

3. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Нами была разработана программа предназначена для учеников старшей школы. Программа будет реализована с помощью платформы МЭШ

Продолжительность занятия 45 минут.

В программе указаны цели, результаты и формируемые компоненты, которые реализует каждый раздел. Стоит отметить, что цели, результаты и компоненты схожи, так как вся программа преследует единую цель – формирование патриотизма.

В исследовании принимали участие 25 человек (15 девочек, 10 мальчиков), обучающиеся 10 класса.

Нами была использована методика: методика «Отечество моё – Россия». Анкетирование.

Анализ результатов методики показал следующие результаты:

• 35% обучающихся имеют высокий уровень. Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.

• 45% обучающихся имеют средний уровень. Подросток переживает чувство патриотизма, как чувство родного дома, деревни, города. Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.

• 20% обучающихся имеют низкий уровень. Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь

Далее мы провели формирующий этап эксперимента. На данном этапе мы разработали программы по использованию исторических реконструкций для формирования патриотизма старших школьников.

Далее мы провели повторную диагностику.

Анализ результатов методики показал следующие результаты:

• (60%) обучающихся имеют высокий уровень. Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.

• (40%) обучающихся имеют средний уровень. Подросток переживает чувство патриотизма, как чувство родного дома, деревни, города. Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.

• (0%) обучающихся имеют низкий уровень. Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь

Также для диагностики нами была взята методика креативности Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с школьного возраста (6 лет и до выпускных классов школы (17 – 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Подготовка к тестированию.

Общая степень развития творческого мышления в классе находится на среднем и низком уровне.

Уровень развития творчества личности каждого школьника представляет собой низкий уровень, лишь 6 человек имеют средний уровень, а высокий у 5 человек, таким образом, необходимо реализовать траекторию развитию личности для каждого ученика.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I Педагогический потенциал современных образовательных технологий при изучении темы «Первой мировой войны»

1.1. Проблема роли и места образовательных платформ в учебном процессе

Образовательные платформы играют важную роль в современном учебном процессе. Они усовершенствуют современные уроки, привнося различные средства и приемы работы на уроке.

Понятие цифровой образовательной среды (далее — ЦОС) целесообразно трактовать с позиции утвержденного Стандарта.

С позиции утвержденного Стандарта ЦОС – это среда, которая содержит в себе информационные образовательные ресурсы (включая цифровые); технологические средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ); компьютеры; иные виды ИКТ-оборудования; коммуникационные каналы; система современных педагогических технологий.

Понятие ЦОС многогранно с точки зрения социальной культуры и экономических условий современности. Так выявлены следующие аспекты в сфере ЦОС:

 ЦОС выступает в качестве инструмента для информационного выражения образовательной области;

 ЦОС является компонентом информационной среды с огромным значением для образования;

 ЦОС — это информационное содержание образовательной среды.

С.К. Антипов отмечает, что в качестве самостоятельной среды ЦОС содержит в себе собственное информационное содержание, а кроме того инфраструктуру, к которой относится материально-технологическое обеспечение эффективной деятельности и воздействия на сферу образовательного процесса . Все указанные особенности отражены в определении ЦОС согласно Стандарту.

Для исследования интерес представлен специализированной средой. Такая среда отводит ключевую роль образовательному процессу, а также определяет его специфические особенности, информационное представление. Отсюда следует, что ЦОС является непосредственным представлением, т.е. образом либо проекцией, в информационных средствах и ресурсах, технологиях и управлении, выраженные в документированной форме. Помимо этого, указанные понятия методически адаптированы для образования в целом .

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что ЦОС является информационно-образовательной средой в совокупности как информационных, так и образовательных параметров.

Информационное выражение представляет собой приобретение либо трансформацию информационной формы. Одновременно информационное выражение — это действие и результат формализации и предоставления объективизации информации .

Такая особенности может выявить ее обработку или же исследование в последующем времени, что выраженно в процессе моделирования или систематизации и др.

Представление является выражением на конкретном информационном языке. Это связано с тем, что на языке информационной среды представление постоянно социально, потому что преследует в себе хранение, передачу и распространение, а затем, отчуждение полученных информационных данных, объектов и обособление их от автора.

В то же время, представление и дальнейшее отчуждение содержат такие последствия как владение информационным правом, а также защиту в условиях идентификации.

Исходя из вышеуказанных аспектов, все документированные элементы ЦОС имею социальные характеристики, т.е. являются социально направленными. Таким образом, ЦОС — это проективное выражение комплексной социальной и информационной, определенные такими компонентами как: отображение реализовано за счет целей образования, которые достигают результатов образования, а также методологии и методики предметного обучения; проектируемый образ формируется, основываясь на системах представлений об ЦОС, полноте логики и насыщенности информации и упорядоченности .

ЦОС содержит несколько уровней, а именно: общая среда; ЦОС школы; личная образовательная среда.

В указанных элементах существует иерархия и степень преемственности в инвариантных свойствах. В данном случае каждый уровень — это самостоятельная социально-информационная система, имеющая свои специфические особенности .

Уровень достижения целей образования в определенном образовательном учреждении, исходя из личных условий, которые обусловлены объективными аспектами среды собственного расположения, представляет собой ЦОС школы.

Исходя из положений Стандарта, информационно-методические условия должны быть реализованы в соответствии со современной информационно-образовательной средой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы