Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогическая деятельность

Магистерский диплом (ВКР) на тему Использование кинематографа в процессе изучения истории школьниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Научно-теоретические аспекты использования кинематографа в процессе изучения истории 8

1.1. Теоретические подходы к использованию кинематографии как дидактического средства 8

1.2. Дидактические особенности применения кинематографии в школьном курсе истории 17

Выводы по I главе 29

Глава II. Методика применения исторических фильмов при изучении истории (на материале темы «Великая отечественная Война») 32

2.1. Роль и место темы «Великая отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории 32

2.2. Методика использования кинематографии по теме «Великая отечественная война 1941-1945 года» 44

Выводы по II главе 60

Глава III. Результаты исследования использования кинематографа в процессе изучения темы «Великая Отечественная Война» 63

3.1. Методы, методики исследования 63

3.2. Результаты исследования 69

Выводы по III главе 75

Заключение 79

Список литературы 87

  

Введение:

 


Актуальность исследования. Важность изучения истории в школе на современном этапе заключается не столько в знаниях, заложенных учителем, сколько в средствах самостоятельного получения учеником исторических знаний. Одна из первоочередных задач истории – помочь молодежи увидеть образы современности в свете прошлого, дать возможность понять спорные вопросы собственного общества.

Поэтому, поскольку ученики не изучают пока историю профессионально, учителя должны подключать такие средства обучения, которые будут способствовать наиболее эффективному усвоению исторической информации в ту или иную историческую эпоху. В том, числе не всегда готовая информация сможет смотивировать учеников к изучению истории в целом и отдельной исторической эпохи, в частности. Именно поэтом учителям надо вовлекать учеников в процесс исследования, который может быть более интересным и увлекательным для них, чем обычное накопление знаний.

В современной системе образования произошла смена приоритетов преподавания предметов обществоведческого цикла. В частности, как отмечает С.П, Жерлыгина, уроки должны основываться на современных визуальных средствах, которые позволяют сделать учебных процесс не только интересным, но и визуально насыщенным .

Во вторую очередь, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» и в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» роль современных технических средств обучения в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. Необходимость широкого использования современных технических средств обучения в общеобразовательных организациях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС, в том числе и по истории .

Современные технические средства обучения истории привлекают внимание учителей истории возможностью форсированного изучения большого объема исторического материала, подготовкой учащихся к внешнему оцениванию. За последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, но и средства Интернет, аудиозаписи и видеофильмы.

Использование кинематографии в школьном курсе истории делает процесс обучения более привлекательным и интересным, но без заранее хорошо обдуманной методики и спланированного занятия мало чем может помочь в педагогическом процессе. Уникальность использования кинематографии в школьном курсе истории заключается в том, что есть возможность увидеть исторический портрет или определенное историческое событие, благодаря игре актеров восстановить лицо, событие дней минувших. Не следует забывать в первую очередь, что любой кинофильм – это видение событий режиссером. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Однако перед выбором материала видеофильмов необходимо учитывать возраст, интересы школьников.

Важно понимать, что

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ и обобщение научной литературы, позволил сделать следующие выводы: изучение историографии об особенностях использования кинематографа в педагогическом процессе, позволил выделить несколько подходов: в рамках психологического подхода, кинофильм служит средством для повышения интереса учеников к теме, повышает у учеников познавательный интерес и развивает познавательную активность, общеметодический подход направлен на определение основных этапов показа и рассказа, использование дополнительных средств наглядности, интегративный подход подразумевает сочетание в одном фильме информации исторического и археологического содержания, использование кинематографа в урочной и внеурочной работе.

Использование кино в преподавании истории может оказать благотворное влияние на образовательный процесс: оно активно вовлекает учащихся в подлинное открытие прошлого, обогащает образовательный процесс, развивает то, что специалисты называют исторической эмпатией, и развивает такие умения: умение учащихся ориентироваться в историческом времени, рассматривать общественные явления в развитии и в конкретных условиях эпохи (хронологические умения); умение ориентироваться в историческом пространстве, использовать карту как источник информации во время характеристики исторических фактов (пространственные умения); умение объяснять факты и явления на основе информации, полученной из разных источников, их анализ, оценивание, сравнение (информационные умения); умение объяснять исторические факты, анализировать их, формулировать теоретические понятия и оперировать ими (логические умения); умение формулировать собственное отношение к историческим событиям эпохи, фигурам, версиям прошлого, их оценка (аксиологические умения).

Ознакомление с кинофильмом проходит те же этапы, что и изучение литературного произведения, однако, имеет свои особенности: Подготовка к восприятию. На этом этапе стоит сообщить ключевую информацию о режиссере, времени съемок и выхода фильма, сценарии (является ли фильм экранизацией литературного произведения), актерах, сыгравших главные роли. Можно рассказать о кинематографической судьбе этого фильма (когда состоялась премьера, как был воспринят зрителями, был ли участником и победителем кинофестивалей и т.д.), а также даты установки на просмотр (на что следует обратить внимание). Просмотр фильма ученики могут осуществлять и дома самостоятельно, но, тогда теряется эффект общей эмоциональной ауры, царящей в классе. Коллективный просмотр помогает лучше воспринять произведение и усиливает эмоционально-эстетическое воздействие на каждого ученика в отдельности. Обсуждение и анализ. Обсуждение стоит начать с выявления общего впечатления от картины. Затем предложить ученикам поделить фильм на части и выделить в нем ключевые эпизоды. Завершается анализ выяснением идеи и формулировкой интерпретации режиссерского замысла произведения. Итоговый этап предусматривает написание отзывов, рецензий, аннотаций и тому подобное

Традиционно в методике преподавания истории включение различных видеоматериалов рассматривается следующим образом:

1. Использование фильмов и их фрагментов как наглядность для изложения определенной информации.

2. Рассмотрение отдельных эпизодов из фильма в процессе изучения новой темы для активизации ученического внимания и воображения, расширения исторического контекста, достоверности исторического факта и подтверждения исторического явления.

3. Полный просмотр и изучение произведения кино как самодостаточного явления искусства (здесь возможны, но не обязательные, параллели с литературой).

Видеоматериалы и работа с ними представляют собой действенные средства образовательной и воспитательной работы,

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Научно-теоретические аспекты использования кинематографа в процессе изучения истории

1.1. Теоретические подходы к использованию кинематографии как дидактического средства

Одной из важнейших задач педагогики является повышение эффективности образовательного процесса, в том числе путем привлечения различных дидактических средств в учебный процесс. Одним из таких средств становится кинематограф.

28 декабря 1895 года является общепринятой датой зарождения кинематографа. Именно в этот день двое французских братьев Огюст и Луи Люмьеры в Париже впервые собрали публику для кинопоказа, демонстрируя ей короткометражную ленту «прибывающий поезд». Очевидно, братья изобретатели не до конца осознавали, насколько важным является их творение, которое со временем станет едва ли не самым главным средством визуализации, донесения информации и воздействия на сознание.

Вопрос о значимости кинематографа, как дидактического средства, стал актуальным еще вначале ХХ века, когда Т.А. Эдисон создал первые учебные фильмы «Домик мухи» и «Лягушка». Эти фильмы послужили основой для их включения в учебно-воспитательный процесс. В стране кинематограф как дидактическое средство стал использоваться с 1897 года по инициативе учебных заведений в качестве наглядного средства. Энтузиастом по их использованию стал С.А. Яковлев – создатель Ленинградской школы картографирования. В дореволюционных изданиях, таких как «Вестник воспитания», указывалось, что «кинематограф не заменим при изучении естествознания и географии» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы