Магистерский диплом (ВКР) на тему Использование электронных образовательных ресурсов при обучении математики в инновационных учебных заведениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР КАК ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ 6
1.1. Теоретические особенности использования ЭОР 6
1.2.Характеристика инновационных учебных заведений 20
1.3. Инновационные технологии в обучении математике 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 37
2.1. Модель использования ЭОР при обучении математике 37
2.2. Анализ внедрения модели использования ЭОР в 9 классе 46
2.3. Рекомендации по использованию ЭОР при обучении математике 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
Введение:
Актуальность темы исследования. Увеличение информационной нагрузки в связи с постоянно развивающимся миром – это проблема, с которой сталкивается обучающийся уже на школьных ступенях, что заставляет всех сотрудников образовательного процесса задуматься о том, как можно поддержать интерес и активность обучающихся к изучаемому материалу на протяжении всего урока, повышая доступность и качество их образования.
Существует несколько способов повысить доступность и качество образования. Один из них – применение в процессе образования информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии не только способствуют развитию образовательных технологий, но и формируют новые формы обучения (электронное, мобильное, смешанное и прочее), приводят к созданию электронных образовательных ресурсов и расширяют доступ к ним широкого круга обучающихся с использованием серверов Интернет.
В современном мире формируется единая информационная образовательная среда, в основе которой находятся электронные информационные ресурсы и электронные образовательные ресурсы. Необходимо учитывать современные тенденции в области развития образования в России, лидирующие отечественные и мировые практики, требования стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и информационного обмена для плодотворного использования.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) обозначено применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На необходимость использования ИКТ в процессе обучения как средство повышения эффективности образовательного процесса указывают и примерные программы по математике. На основе этого можно сделать вывод о том, что электронно-образовательные ресурсы, как часть информационно-коммуникативной технологии, занимают важное место в процессе современного обучения. Являясь действенным фактором, ЭОР способствуют формированию у обучающихся потребности в учении и активизируют их познавательную деятельность, таким образом, повышая интерес и мотивацию к учебе.
Чтобы достичь высокого уровня наглядности, реализовать при необходимости прямое обращение обучающихся и педагога к теоретическому или справочному материалу по теме работы рекомендуется использовать ЭОР. Особенно это актуально в школах инновационного типа, где ориентация и учителей, и обучающихся – на исследование, а не простое заучивание материала. Инновационные школы всесторонне развивают школьников, стараясь следовать тенденциям технологического времени. Реализация ЭОР в таких школах является одним из ключевых направлений образования и воспитания.
Эффективно использование ЭОР на уроках математики – это позволит обучающимся усваивать сложный материал, понимая механизмы математического моделирования.
Степень изученности темы. Данной проблемой занимались А.В. Корякина, Э.Р. Латыпова, О.Л. Лунеева, Е.А Машура, С.С. Елесин, А.В. Фешенко, И.В. Жгени, которые определили понятие ЭОР, выделили требования к созданию и использованию ЭОР. Несмотря на то, что данная тема было исследована ранее, с учетом требований ФГОС ООО и инновационной педагогики она остается актуальной.
Объект исследования: применение электронных образовательных ресурсов в инновационных школах.
Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы в обучении математики.
Цель исследования: разработать эффективную модель использования ЭОР на уроках математики в инновационных школах.
Задачи исследования:
— изучить теоретические особенности использования ЭОР;
— дать характеристику инновационных учебных заведений;
— рассмотреть инновационные технологии в обучении математике;
— предложить модель использования ЭОР при обучении математике;
— провести анализ внедрения модели использования ЭОР в 9 классе;
— сформулировать рекомендации по использованию ЭОР при обучении математике.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, обобщение научной литературы);
— практические (мониторинг, моделирование).
База исследования: Ломоносовская гимназия (г. Махачкала).
Хронологические рамки исследования: сентябрь 2021 года – май 2022 года.
Структура исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и источников.
Заключение:
Инновационный процесс в учебной деятельности связан с созданием новой практики в образовании, которая связывается с созданием новых методов, технологий и способов в обучении и воспитании личности ребенка. Основная мысль инновационной педагогики ориентируется на лояльное отношение к каждому ученику с использованием личностно-ориентированного подхода. Каждый ребенок – это индивидуальность, которая имеет свои особенности, которые и необходимо раскрыть с помощью методов инновационного обучения.
Основными подходами в инновационном процессе обучения являются инновации-трансформации и инновации-модернизации. Следовательно, модернизационный процесс заключается в ориентации на достижение результатов. Здесь рассматривается технологичный подход к обучению. Процесс трансформации обусловлен на преобразование учебного процесса, на его исследовательский характер. Так, репродуктивная и проблемная ориентации процесса обучения заключаются в технологичном и поисковом подходах.
С течением времени инновационная педагогика будет еще более видоизменяться, создавая новые технологии обучения. Роль учителя, в конечном итоге, окончательно будет заключатся в роли консультанта, эксперта или же наблюдателя, что для учебного процесса в аспекте инноваций является перспективным направлением развития личности обучаемого. К тому же, личностно-ориентированный подход положительно влияет на воспитательный процесс, поскольку учитывается природные способности и склонности каждого ребенка.
Мы делаем вывод о том, что:
— ЭОР являются стержнем современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
— применение на уроках математики ЭОР должно удовлетворять четырем требованиям: педагогическим, общедидактическим, техническим, эргономическим и эстетическим требованиям;
— возможности, которые предоставляют ЭОР, обеспечивают широту спектра при выборе формы организации образовательной деятельности обучающихся и способствует активизации их интереса к изучаемому предмету;
— представленная модель использования ЭОР позволяет продемонстрировать комбинированный подход к обучению: применение традиционной формы обучения с элементами включения ЭОР для более рациональной организации деятельности на уроке и создания активизации познавательного интереса обучающихся.
Использование ЭОР на уроках математики превращает этот предмет в увлекательную науку, осваивая которую обучающиеся успешно сдают тесты и экзамены. Основным результатом деятельности можно считать хорошее качество знаний обучающихся по математике, а также и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Таким образом, применение ЭОР на уроках математического цикла является необходимостью. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повышать эффективность урока, содействовать обеспечению инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями цифровой экономики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР КАК ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Теоретические особенности использования ЭОР
До сегодняшнего дня использование педагогом в учебном процессе со школьниками информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), являлось не обязательным аспектом, а аспектом, который способствовал обогащению полученных знаний. По сути, ФГОС обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить эффективному использованию его детьми уже на этапе младшей школы.
Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) являются основным компонентом информационной образовательной среды (ИОС), нацеленным на реализацию образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий путем применения новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение. Использование ЭОР в процессе обучения в школе дает возможность успешно реализовать ряд задач: организацию самостоятельной когнитивной деятельности школьников, организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности педагогами каждого ребенка, организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
Н.И. Исупова и Т.Н. Суворова рассматривают следующие методы применения ЭОР: ассоциативность, фальсифицируемость, прецеденты, учебное компьютерное моделирование, реификация. Следует также иметь ввиду и то, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР, по мнению авторов, может впоследствии произвести следующий ряд проблем:
1. ситуация информационного перенасыщения учебного процесса, который может способствовать понижение восприятия;
2. необходимость приобретения техники для ЭОР;
3. возникновение дополнительной когнитивной нагрузки;
4. трудность подготовки кадров.
С.В. Пилюгина полагает, что мультимедийное сопровождение в процессе обучения дает возможность отойти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения непосредственно к деятельностному, в процессе которого школьник рассматривается как активный субъект учебной деятельности. Полагаем, что данный фактор способствует осознанному усвоению знаний детьми. Изначально автор демонстрирует фрагменты сведений об изучаемом объекте, потом дает задание, в конце закрепляет знания тестами, разработанными с использованием ЭОР.
В.В. Меркотан при объяснении нового материала на уроке использует предметные коллекции (видеофрагменты, видео-экскурсии), проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения, поскольку педагог комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Также автор использует электронные приложения к учебникам в соответствии с ФГОС.
Организуя учебный процесс, Н.В. Рожко полагает, что педагогу необходимо всячески активизировать познавательную активность школьников, способствуя гармоничному психическому развитию и качественному усвоению учебного материала. Исходя из этого, ЭОР должны выполнять конкретную образовательную функцию, а именно, помочь школьнику разобраться в потоке информации, запомнить ее, но при этом не переутомиться. То есть, по мнению Н.В. Рожко, ЭОР должны являться вспомогательным элементом учебного процесса, а работа с ними должна быть четко продумана и дозирована.
Сравнивая авторские подходы, можно заключить о том, что все авторы относятся к ЭОР как к активизации учебной деятельности, то есть, как уход от иллюстративного метода к практическому. Также все рассмотренные авторы полагают, что ЭОР является вспомогательным средством. Эффективность использования ЭОР на уроках подтверждается именно активизацией внимания и практической деятельности учеников, поскольку ЭОР позволяет им прочно закреплять полученные знания.
В основном электронные пособия рассматривают как альтернативный носитель информации, удобство которого заключено в увеличении объема хранимых данных. Тем не менее, данный подход абсолютно не реализует возможности современных информационных технологий, не учитывает их специфические функции. Напомним, что среди перспективных достижений средств обучения, реализуемых при помощи ЭОР, не только предъявление огромных объемов информации на одном носителе, но и возможность изменять вид и структуру материала, выбор самостоятельной траектории изучения темы, интерактивность как возможность «диалоговых» режимов взаимодействия с информацией.
Революция в технологии записи, воспроизведения, возможностей использования информации далеко не всегда ведет к кардинальным изменениям характера учебного процесса. Для этого нужны изменения в самой структуре знаний, умений, навыков работы с информацией в образовании, изменение требований к выпускникам, иная структура стандартов образования, реальная интеграция предметных областей.