Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Академическое пение

Магистерский диплом (ВКР) на тему Интерпретация стилистических особенностей вокальных произведений эпохи Барокко (на примере произведений Генделя)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Вокально-исполнительское творчество является одним из древнейших видов музыкального искусства, искусства в котором наиболее глубоким образом раскрываются уникальность и неповторимость человеческой личности; в значительной мере во многом благодаря искусству достигается понимание человеком самого себя и других. Общепризнанным здесь есть особая роль эмоциональной составляющей, которая представлена и в самом художественном произведении (прежде всего, в его образном смысле), и в психологическом воздействии на слушателя.

Одним из чрезвычайных признаков вокального искусства считается его уникальная способность к сложному преобразованию чувств, так как тайна художественности вокальных произведений кроется в их обращении к человеческим чувствам. Слушатель эмоционально вовлекается в мир художественного вымысла, что обеспечивает его интерес к вокальному произведению и вместе с этим предоставляет наслаждение.

В связи с изменением культурной парадигмы в ХХI веке, музыкальное искусство, как и большинство других сфер искусства, пережило преодоление методологического классикоцентризма. Это проявилось в заинтересованности доклассическими эпохами, выявлении специфических норм функционирования конкретных исторических стилей, актуализации внимания к музыкально-теоретическим трактатам и пр. Во многом эти тенденции были инициированы, с одной стороны, композиторской практикой ХХI века (появление неоклассицизма, привлечение средневековых и ренессансных техник работы с музыкальным материалом и т.д.), а с другой – формированием и становлением направления исторически информированного исполнительства. Одной из составляющих данного процесса стал новый взгляд на теорию и практику жанра барокко, особенность функционирования этой системы в доклассические эпохи, принципы интерпретации вокальных произведений в современном музыкальном искусстве.

Внимание к творчеству Генделя актуализируется и в современном вокальном искусстве, как своеобразное отражение аутентичных тенденций развития музыкальной культуры. Так в программных требованиях, касающихся как учебной, так и конкурсной практики вокалистов, одну из знаковых позиций занимает старинная ария, ведь при ее исполнении демонстрируются комплекс умений профессионального мастерства.

Изложенные выше факторы обуславливают актуальность предлагаемого исследования по теме «Интерпретация стилистических особенностей вокальных произведений эпохи барокко (на примере произведений Г. Ф. Генделя)».

Объект исследования: вокальная музыка барокко.

Предмет исследования: произведения Г. Ф. Генделя в аспекте исполнительской интерпретации вокалистов.

Цель исследования: путем анализа актуального концертного репертуара определить роль произведений Г. Ф. Генделя в современной академической исполнительской практике и особенности их интерпретации ведущими российскими и зарубежными вокалистами.

Задачи исследования:

1. Изучить генезис и становление вокального искусства XVII-XVIII веков и стилистические особенности вокальных произведений эпохи барокко.

2. Раскрыть содержание понятия исполнительской интерпретации вокальных произведений.

3. Описать принципы анализа интерпретации вокальных произведений.

4. Проанализировать особенности вокального исполнительства в эпоху барокко.

5. Рассмотреть современные тенденции интерпретации вокальных произведений Г. Ф. Генделя.

Гипотеза исследования: интерпретация стилистических особенностей вокальных произведений эпохи барокко каждым современным исполнителем реализуется в процессе сценического выступления индивидуально.

Анализ последних исследований. Стилистические особенности вокальных произведений эпохи барокко и творчество Г. Ф. Генделя освещены в работах Л. Ф. Бычковой, Л. М. Ванюшкиной, С. А. Гудимовой, Ю. Евдокимовой, Е. В. Кругловой, И. И. Куракиной, Ф. Ламперти, Ю. В. Ляшенко, А. С. Рудой и др. К вопросам интерпретации вокальных произведений обращали свое внимание такие исследователи, как О. В. Далецкий, В. В. Емельянов, Ф. Ламперти, В. П. Морозов, О. А. Палий, Ю. Б. Сетдикова, Е. Е. Старовойтова, С. Ходнев, И. В. Шинтяпина и др.

Методы исследования: изучение и анализ научно-практических работ по теме исследования; теоретический анализ, сопоставление и рассмотрение интерпретации исполняемых произведений.

Теоретическая база исследования: теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных теоретиков и практиков в области академической вокальной музыки, в частности барокко, а также современные работы по проблемам интерпретации и вокально-сценического мастерства Н. Арнонкура, П. Барбье, Е. Я. Басина, А. Бейшлаг, Л. М. Ванюшкиной, Д. Н. Гриних, Е. Г. Гуренко, М. С. Зайковой, Е. В. Кругловой, М. Л. Львова, Е. В. Назайкинского, Э. Т. Харриса и др. Специфика создания сценического образа представлена в работах Б. Вайкля, Д. Н. Гриних, Н. Б. Гонтаренко, М. С. Зайковой, В. М. Луканина, / Ю. Б. Сетдиковой и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основании изучения темы стилевых особенностей вокальной музыки барокко были выявлены и обобщены основные характеристики интерпретации музыкальных произведений Г. Ф. Генделя современными российскими и зарубежными певцами и особенности передачи ими эмоционально-художественной образности в процессе сценического воплощения музыкального образа.

Практическая значимость исследования – раскрытие закономерностей и особенностей использования средств выразительности российскими и зарубежными исполнителями, что может использоваться исполнителями аутентичных произведений для подготовки к концертному выступлению, конкурсной программе. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей академического вокала, а также самими вокалистами в процессе интерпретации аутентичных вокальных произведений.

Во введении раскрывается актуальность, проблема и последние исследования по теме работы; обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза исследования; описана теоретическая и практическая значимость исследования, а также структура дипломной работы.

В первой главе проводится изучение развития и становления вокального искусства XVII-XVIII веков, анализ стилистических особенностей вокальных произведений эпохи барокко, а также раскрывается содержание понятия исполнительской интерпретации вокальных произведений.

Во второй главе рассматриваются принципы анализа интерпретации вокальных произведений, описываются особенности вокального исполнительства в эпоху барокко; проводится сравнительный анализ интерпретации арии Клеопатры из оперы Г. Ф. Генделя «Юлий Цезарь» Рене Флеминг, Джойс ДиДонато и Патрисией Петибон; анализируются средства выразительности как идейно-художественная концепция вокальных произведений Г. Ф. Генделя, образы и средства их воплощения в исполнении Изабель Леонард, Филиппа Жаруски, Анне Софи фон Оттер, Франко Фаджоли, Магдалены Кожени, Чечилии Бартоли, Симоны Кермес, Дмитрия Хворостовского и других исполнителей.

В заключении приводятся общие выводы по проведенному исследованию и подтверждение выдвинутой гипотезы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы (62). Общий объем работы расположен на 72 страницах.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проведенное исследование показало, что:

1. Генезис и становление вокального искусства XVII-XVIII веков показал, что, начиная с XVII века, практически все новые музыкальные идеи рождаются в области светской музыки и способствуют зарождению нового стиля Барокко, самым приоритетным жанром которого становится опера, которая является не только первой по времени формирования и развития новых музыкальных жанров, но и по значимости. Своим рождением опера обязана «Флорентийской камерате» – кружку богатых любителей искусства конца XVI века во Флоренции. Появление нового вокального исполнения основывалось на отказе от принципа, согласно которому вокальное произведение может быть исполнено ансамблем, и принципа подчиненности текста музыке. Также было выявлено, что в репертуаре XVII-XVIII веков исполнитель песни является главным интерпретатором текста. А уже в XVIII веке начинает развиваться такой жанр вокального искусства, как концертная ария, которая исполняется в основном с оркестровым сопровождением.

2. Стилистическими особенностями вокальных произведений эпохи Барокко являются речитатив, ария, bel canto, голос кастрата. Существует две разновидности речитатива Барокко – recitativo arioso и recitativo stromentato. Ария представляет собой самостоятельную пьесу для одного голоса с инструментальным или оркестровым сопровождением, или без него и обычно является частью большого музыкального произведения. Bel canto – блестяще легкое и изящное исполнение вокальной партии, которое характерно для итальянского вокального искусства барокко. Также для вокального стиля барокко характерны такие приемы вокализации, как кантилена, филировка звука, колоратура, каденция, уменьшение. Кроме того, в эпоху барокко вокальное искусство характеризовалось весьма вычурными стилями исполнительского мастерства, сложностью, пышностью и динамикой воплощения сценических образов, специальной подготовкой певцов.

3. Понятие исполнительской интерпретации вокальных произведений – это творческое раскрытие певцом музыкального образа вокального произведения с использованием различных певческих техник в соответствии с замыслом композитора и реализацией личностного артистического потенциала. К наиболее значимым певческим техникам относятся такие, как bel canto – один из ключевых компонентов вокального звукоизвлечения во всех стилях и направлениях; техника дыхания – фактор, влияющий на изменения в пении, который, в свою очередь, может иметь различные вокальные качества и создавать неповторимые техники пения, передавая эмоциональный образ произведения; навыки и умения интерпретационной деятельности; собственный стиль интерпретации вокалистом авторского замысла; умения создавать свой собственный музыкально-художественный и стилевой образ; способность певца выражать свои мысли голосом; способность к реализации своего творческого потенциала; манера исполнения, куда входят такие приемы, как акцент, темп, ритм, пауза, высота тона и пр.

4. Анализ принципов интерпретации вокальных произведений позволил вывить основные факторы, влияющие на музыкально-исполнительскую работу вокалиста. Основу исполнительской интерпретации составляют такие ее принципы, как: музыкальное восприятие исполнителем художественного произведения и умение синтетического анализа его особенностей; поиск, осознание и выстраивание методов и приемов передачи музыкального образа как способность к музыкально-аналитическому мышлению; переработка конкретного звукового представления в художественный образ; создание индивидуальной творческой концепции исполнения. Процесс художественной интерпретации певцом вокального произведения осуществляется путем перцептивного различения музыкальной и поэтической информации; анализа и понимания сущности вокального произведения и умением личностного освоения художественной образности, эмоционально-эмпатийного «перевоплощения»; техникой художественного исполнения; включенности волевых качеств вокалиста в процессе сценического выступления. Существенное значение в процессе художественной интерпретации приобретают межхудожественные ассоциации, как творческий поиск художественного образа. Исполнительская интерпретация предполагает сотворчество певца между автором произведения и слушателем. Вокально-художественную интерпретацию мы понимаем, как процесс, который состоит из следующих этапов познания: усвоения продукта первичного творчества, создание собственной исполнительской концепции в процессе репетиционной работы и сценически-публичного выполнения.

4. Анализируя особенности вокального исполнительства в эпоху Барокко, нами было выявлено, что основная задача музыканта того времени – умение развлекать, радовать человека и в то же время славить Бога, поднимаясь над повседневностью. Стремление к возбуждению определенных аффектов у слушателей, вокальные произведения опирались на риторику – науку об ораторском искусстве. На рубеже XVI-XVII веков появляется новый способ изложения вокально-музыкального материала – гомофонно-гармоничный. Формируется монодия – стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, который создает новые формы и жанры – ария, речитатив, опера, кантата, оратория. Почти обязательным стало использование орнаментики. Примерно до середины XVIII века в музыке господствовала динамика forte и piano. Для музыки эпохи барокко типичной была контрастная динамика и в более тонких ее проявлениях – динамика регистров. В начале XVIII века в Неаполе создается стиль belcanto, который славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. В высоком регистре пение отличала легкость и прозрачность тембра, в низком – бархатная мягкость и плотность. Характерным для вокального стиля барокко является и умение вокалистом виртуозно передавать многочисленные быстрые последовательности звуков – колоратуру – украшения, которые накладываются на основную мелодию. Очень популярными в пении бельканто стало филирование звука.

6. Сравнительный анализ интерпретации арии Клеопатры из оперы Г. Ф. Генделя «Юлий Цезарь» разными современными певцами позволил выявить исполнительскую практику и описаны ключевые элементы выразительности барочного пения. Анализ интерпретации произведений Г. Ф. Генделя российскими и зарубежными исполнителями показал важность и ценность того, что репертуар барокко раскрывает весь потенциал вокалиста, способствует достижению наибольшей выразительности за счет непосредственного использования воплощения музыкальных аффектов, составляющих основу музыки барокко. Однако не все голоса могут петь эту музыку в связи с тем, что для ее качественного исполнения и обретения исполнителем состояния комфорта и владения своим голосом нужно прежде всего усвоить большой объем информации о правилах музыки барокко, чтобы погрузиться в ее атмосферу.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что интерпретация стилистических особенностей вокальных произведений эпохи барокко каждым современным исполнителем реализуется в процессе сценического выступления индивидуально, подтверждена. Поставленные в исследовании задачи выполнены.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности вокального искусства эпохи барокко

1.1. Генезис и становление вокального искусства XVII-XVIII веков

На рубеже XVI-XVII веков в искусстве происходят фундаментальные перемены – смена стилей. В прошлое уходит эпоха Возрождения, на смену ей приходит зарождающееся барокко. Все современные музыкальные жанры родом из XVII века: опера, оратория, кантата, инструментальный концерт, сюита, соната и т.д. До конца XVI века основной интерес европейских композиторов был сконцентрирован на церковной музыке и, в первую очередь, на жанре мессы . Начиная с XVII века, практически все новые музыкальные идеи рождаются в области светской музыки. Несмотря на то, что месса продолжает свое существование, ее проблема состоит в том, что средства выразительности и построение формы она заимствует из светской музыки. Иногда на пользу себе, а иногда – в ущерб. Но самым приоритетным жанром музыки XVII века становится опера, которая является не только первой по времени формирования и развития новых музыкальных жанров, но и по значимости. Ведь оратория, кантата, а впоследствии и сольная песня являются неким ответвлением от основного стержня оперы. И даже, если обратиться к возникновению симфонии, то она возникает первоначально из оперной увертюры.

Идея оперы пришла в музыку со стороны других искусств. Последние два десятилетия XVI века во Флоренции собирался кружок богатых любителей искусства «Флорентийская камерата» в доме графа Дж. Барди . Интересы предельно элитарной аудитории были сосредоточены на античной философии, поэзии и, прежде всего, на античной драме. Участники этого кружка знали об античной драме практически все, что известно на сегодняшний день – тексты Софокла, Эсхила, Еврипида. Их интересовало то, что представления этих

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы