Магистерский диплом (ВКР) на тему Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях общеобразовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы интеграция внеурочной деятельности и дополнительного
образования в условиях общеобразовательной организации.. 7
1.1. Характеристика
внеурочной деятельности. 7
1.2. Характеристика
дополнительного образования. 20
Выводы по первой главе. 33
Глава 2.
Проектирование интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
в условиях общеобразовательной организации.. 35
2.1.
Организационно-педагогические возможности интеграции внеурочной деятельности и
дополнительного образования в условиях общеобразовательной организации. 35
2.2. Методические
рекомендации по проектированию интеграции внеурочной деятельности и
дополнительного образования в условиях общеобразовательной организации. 64
Выводы по второй главе. 72
Заключение. 75
Список
использованной литературы… 79
Введение:
Актуальность исследования.
В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования низкая
заинтересованность
школьников к учебе. Соответственно, главной
целью российской системы
образования является повышение интереса учащихся к получению образования.
Данная проблема тревожит большинство российских учителей.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения результатом школьного
образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это
означает, что «изучать в школах необходимо не только достижения
прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята
должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия,
спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и
осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь
принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности.
Оптимальность
образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС должна обеспечить
целостность образовательного процесса. Теоретически целостность
образовательного процесса обеспечивается единством и взаимосвязью обучения и
воспитания, а в практической деятельности общеобразовательной организации для
обеспечения целостности требуется интеграция внеурочной деятельности и
дополнительного образования обучающихся.
В реальной практике
работы образовательных организаций стремление объединить внеурочную
деятельность и дополнительные образовательные программы часто ограничивается
внешней формальной интеграцией, а по сути, взаимодействием схожих по содержанию
форм внеурочной деятельности и деятельности в рамках программ дополнительного
образования.
Интеграция создает
дополнительные ресурсы повышения эффективности работы образовательной
организации в целом по нескольким причинам. В результате интеграции формируется
устойчивый интерес к новым видам деятельности, повышается мотивация к обучению
и делает его личностно значимым, расширяются и углубляются предметные знания
(что оказывает положительное воздействие на освоение основных образовательных
программ), развивается способность к самоорганизации и саморегулированию
деятельности школьника.
Основная идея интеграции
внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в
образовательной организации заключается в том, что содержательным компонентом
данной интеграции является интегративный школьный проект и образовательное
событие. Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования
обучающихся включает интеграцию и организационную, и содержательную, и
технологическую, и оценочную.
Проблемы целостности и
интеграции образовательного пространства рассматривались многими учеными:
— аспекты взаимосвязи
урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования: Е.Б.
Евладова, В.И. Казаренков, З.А. Каргина, Н.А. Морозова, М.О. Чеков;
— работы по различным
аспектам дополнительного образования детей, по проблемам интеграции общего и
дополнительного образования, специфики его организации и программного
обеспечения: В.А. Березина, B.В.
Белова, Е.Б. Евладова, И.В. Калиш, Л.Г. Логинова, А.В. Золотарева, C.Л.
Паладьева.
Цель исследования – изучение интеграции основного и дополнительного
образования.
Заключение:
Одним
из основ образования сегодня является интеграция общего и дополнительного
образования детей. Она рассматривается как одно из средств создания единого
пространства реализации ФГОС ОО, как эффективный инструмент реализации ключевых
проектов.
В современных условиях
возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она
действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество
образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей
деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает,
что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы
стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым
создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного
личностного развития каждого ребенка.
Интеграция общего и
дополнительного образования, несомненно, становится важным условием
перехода на новый стандарт.
Значительной составляющей
образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является
эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная
деятельность», основанной на тесном взаимодействии школы и учреждений
дополнительного образования способной оперативно дать конкретный
образовательный результат.
Вот результаты, которых
позволяет достичь подобная интеграция:
· формирование
единого воспитательного пространства;
· социализация
личности;
· формирование
духовно-нравственных качеств у обучающихся;
· развитие
творческих способностей обучающихся;
· обеспечение
занятости обучающихся во внеурочное время.
Цель такого
взаимодействия – создание, расширение и обогащение
учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде
жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным
социокультурным условиям.
Внеурочная деятельность –
это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная
компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Во внеурочной
деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых
способностей ребёнка. Педагоги во внеурочной деятельности подходят к данному
процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное –
осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и
дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и
цельности образования.
В связи с переходом на
новые Стандарты коллективу школы уже несколько лет приходится решать
задачу по организации внеурочной деятельности в начале в школе, а с этого
учебного года и в основной школе.
При реализации внеурочной
деятельности в школе выявился ряд проблем, которые можно решить только
совместно с дополнительным образованием — это материальные, кадровые ресурсы,
занятость кабинетов, расписание, безопасность учащихся.
В рамках школы интеграция
общего и дополнительного образования происходит в двух направлениях:
1. Расширение
воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, усиление
влияния учебной деятельности на становление ребенка.
Это достигается через:
— включение в содержание
занятий материалов межпредметного характера, обращение к личному опыту детей,
усиление практической направленности;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы интеграция
внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях
общеобразовательной организации 1.1.
Характеристика внеурочной деятельности
В Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования особое
внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая
становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной
составной частью воспитания и социализации обучающихся [4,5].
Внеурочная деятельность –
это различные виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно
решать задачи воспитания и социализации. Деятельность, организуемая вне школы,
ориентирована на интересы детей и, предоставляя им возможность выбора,
способствует их самореализации и самоопределению. Внеурочная деятельность
помогает удовлетворить разнообразные интересы детей в неформальном общении,
кружках, волонтерских объединениях, клубах. В свободное время ученики выбирают
не только формы проведения свободного времени, но и формы обучения,
способствующие углублению изучения конкретного предмета. Внеурочная
деятельность обеспечивает проявление и развитие активности детей, направленной
на преобразование окружающего мира и себя. Основные педагогические условия,
позволяющие добиться активного вовлечения детей во внеурочную деятельность [7]:
■
личностно-ориентированная информационная поддержка вовлечения школьников в
различные виды деятельности (под личностно-ориентированной информационной
поддержкой понимается информирование детей о доступных видах внеурочной
деятельности и возможностях включения в эту деятельность);
■ ученики сами планируют
свою внеклассную деятельность; * готовность педагогов взять на себя процесс
включения детей во внеурочную деятельность;
■ возможность получения
информации о себе, своих чертах характера, характеристиках, способностях и
т.п.;
■ педагогическая помощь
при самоанализе;
■ педагогическая помощь в
самоопределении в позиции «Я» — «деятельность» (рис.1) Рисунок 1 – Основные
педагогические условия, позволяющие добиться активного вовлечения детей во
внеурочную деятельность Самоопределение в позиции
«Я» — «деятельность» есть завершение акта, посредством которого ребенок
выбирает вид внеурочной деятельности, в которой он намерен участвовать. Сам акт
выбора состоит в сопоставлении информации о деятельности с информацией о себе.
Информация о деятельности включает [10]:
■ описание предмета и предмета деятельности;