Магистерский диплом (ВКР) на тему Институты гражданского общества и общественный контроль за органами власти в регионе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретико-правовые основы общественного контроля за органами власти.. 8
1.1 Понятие и сущность общественного контроля
за органами власти. 8
1.2 Правовое регулирование
общественного контроля за органами власти. 20
2. Система
общественного контроля за органами власти и участие в нем институтов
гражданского общества на примере Курской области.. 35
2.1 Общая характеристика системы
общественного контроля за органами власти в Курской области. 35
2.2 Анализ эффективности участия
институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за
органами власти в Курской области. 48
3. Развитие
участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля
за органами власти в Курской области.. 69
3.1 Проблемы участия институтов
гражданского общества в осуществлении общественного контроля в Курской области. 69
3.2 Направления и мероприятия
оптимизации участия институтов гражданского общества в осуществлении
общественного контроля. 81
Заключение. 86
Список
использованных источников и литературы.. 89
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 94
Введение:
Актуальность данной темы определяется тем, что построение
правового государства в России остается насущной задачей. Огромная роль в
становлении правового государства принадлежит именно гражданскому обществу. Это
и экспертиза законопроектов, и защита прав и свобод граждан, и повышение
прозрачности деятельности органов государственной власти, и создание площадок
общественно-государственного диалога, и развитие волонтерского движения, и
воспитание правовой культуры граждан, и усиление подконтрольности чиновников
отдельным гражданам и общественным организациям. Становление
институтов гражданского общества должно сопровождаться расширением института
общественного контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольную
деятельность государственных органов, способен оказать им неоценимую помощь и поддержку
в реализации государственной политики. В последнее время особую актуальность
приобретают дискуссии по поводу обустройства системы исполнительной власти и
формирования системы государственной службы, которая бы адекватно вписалась в
демократически развивающееся российское общество. Важным аспектом в свете
данных проблем является формирование действенной системы общественного контроля
над государственной властью и государственными служащими, способствующего
объективной оценке эффективности функционирования данного
социально-политического института в рамках реализации своих полномочий и
обеспечивающего режим подлинного реального народовластия. Поэтому в современных
условиях наряду с государственным контролем значительное место должно
отводиться общественной форме контроля, которая в отдельных случаях
самостоятельно, в других — в дополнении служит непременным условием оптимизации
контрольной деятельности в масштабах всего государства. В
последнее десятилетие нормативно-правовая база в Российской Федерации,
регламентирующая деятельность по осуществлению общественного контроля
существенно изменилась. Вместе с тем, имеется ряд проблем, в частности, с
учетом современных реалий и повсеместного внедрения цифровых технологий во все
сферы общественной жизнедеятельности, необходимо нормативно-правовое
закрепление новых механизмов осуществления общественного контроля за
деятельностью органов власти, также следует определить конкретный механизм осуществления
общественного контроля в условиях цифровизации общественных отношений.
Также
одной из проблем является сложность механизма осуществления общественного
контроля за деятельностью органов государственной власти, которая приводит к
исключению из этого механизма обычных граждан, несмотря на то что в статье 3 ФЗ
«Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закреплено право
граждан на участие в осуществлении общественного контроля как лично, так и в
составе общественных объединений, в системе общественного контроля преобладают
лица, действующие «на постоянной основе».
Кроме
того, проблемой является и низкая вовлеченность населения и институтов
гражданского общества в осуществление общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти. Уровень гражданской активности по решению
различных вопросов в области государственной политики, а также в области
осуществления общественного контроля обусловлен рядом разнообразных факторов, в
частности экономических, политических, демографических, культурных и др. В
связи с чем, необходимо приоритетным направлением считать работу по повышению
гражданской активности. Безусловно, что ее повышению будет способствовать
развитие инновационных технологий, так как их использование значительно
упрощает процесс участия граждан и институтов гражданского общества в решении
значимых вопросов и способствует информационной открытости деятельности органов
государственной власти.
Институты гражданского общества не обладают властными
полномочиями, тем не менее, в их компетенцию входит выявление имеющихся проблем
в деятельности органов государственной власти и обеспечение своевременного
информирования о них государственных органов. Однако, государственные органы не
всегда реагируют на эту информацию должным образом, до сих пор не исключены
факты волокиты рассмотрения таких обращений, а также дача формальных ответов.
Полагаем, что для решения этой проблемы следует усовершенствовать механизм
привлечения к ответственности государственных служащих, а также руководителей
органов государственной власти за ненадлежащее реагирование на обращения
граждан и институтов гражданского общества.
Необходимость развития общественного
контроля подтверждается мерами, принятыми в нашей стране. В настоящее время
осуществляется множество мероприятий по установлению общественного контроля за
деятельностью органов власти. Развивается сфера информационной открытости,
создаются организации общественного контроля, расширяется практика проведения
совместных совещаний государственных должностных лиц и представителей
общественности, совершенствуется взаимодействие со СМИ, внедряются новые
подходы к оценке общественного мнения о деятельности государственных органов и
др. К сожалению, эти меры носят разрозненный и спонтанный характер. Их
реализация инициируется конкретными точечными решениями Президента или
Правительства России, которое, как правило, ориентировано на систему органов
исполнительной власти в целом, без учета специфики отдельных из них. Нет
программы на постепенное и всестороннее развитие института общественного
контроля. Принятые меры еще не сформированы в единую систему. Вышеизложенное
доказывает актуальность исследования общественного контроля деятельности
органов власти со стороны институтов гражданского общества, разработки
практических рекомендаций по его совершенствованию с учетом особенностей
региона.
Целью работы является анализ институтов
гражданского общества и выявление проблем их участия в осуществлении
общественного контроля за органами власти в регионе на примере Курской области.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие и сущность
общественного контроля за органами власти;
— рассмотреть правовое регулирование
общественного контроля за органами власти;
— дать общую характеристику системы
общественного контроля за органами власти в Курской области;
— осуществить анализ эффективности участия
институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за
органами власти в Курской области;
— выявить проблемы
участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля
в Курской области;
— определить направления
и мероприятия оптимизации участия институтов гражданского общества в
осуществлении общественного контроля.
Объектом исследования
являются институты гражданского общества и их взаимодействие с органами власти
посредством общественного контроля.
Предмет исследования – участие
институтов гражданского общества Курской области в осуществлении общественного
контроля.
Теоретическое обоснование
исследования. Проблемы взаимодействия гражданского
общества и государства привлекали, привлекают и, представляется, будут
привлекать внимание исследователей в силу неисчерпаемости этой темы, а также в
связи с тем, что общественные отношения динамичны и каждый новый их этап
нуждается в соответствующем научно-теоретическом осмыслении. Для изучения
специфики общественного контроля за деятельностью органов государственной
власти за основу взяты труды отечественных авторов (С. И. Кузьмин, В. М.
Морозов, А. Б. Ендин, С. X. Шамсунов и др.).
Методологическое основание исследования.
данном исследовании использовались методы обработки данных, организационные
методы. Необходимо отметить, что в качестве организационного метода
использовался метод сравнения и анализа, а метод обработки данных включал в
себя сбор и анализ информации в сфере реализации общественного контроля
деятельности органов государственной власти.
В основу исследования
легли также логический и дедуктивный методы, системный подход, которые
позволили с использованием социологических данных проследить динамические
процессы и явления, ставшие определяющими в формировании современного механизма
общественного контроля над деятельностью государства и государственных
служащих, выявить и исследовать имеющие место проблемы и определить пути их решения.
Информационная база исследования включает
в себя федеральные и региональные нормативно-правовые акты в сфере
осуществления общественного контроля, труды различных авторов по исследуемой
тематике, а также статистические данные и иные аналитические материалы,
опубликованные на информационных ресурсах Курской области.
Практическая значимость исследования
обусловлена возможностью использования его результатов в учебном процессе, а
также в практической деятельности органов власти разного уровня при
совершенствовании механизмов участия институтов гражданского общества в
осуществлении общественного контроля.
Структура работы включает
введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников и литературы.
Заключение:
По
результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Анализ
правовых актов, призванных регламентировать взаимодействие гражданского
общества и государства, приводит к выводу о том, что на данный момент механизм
взаимодействия указанных институтов несовершенен, как несовершенно
законодательство. К сожалению, законодатель часто ограничивается лишь общей
констатаций необходимости участия граждан в управлении государством (поскольку
данное положение декларировано Конституцией). При этом законодатель определяет
формы и методы участия граждан в общем виде и не предусматривает механизмы
обеспечения реализации таковых правомочий.
Роль
государства в процессах взаимодействия с гражданским обществом чаще всего
ограничивается поддержкой и контролем, но не взаимодействием. В современный
период наблюдается постоянный рост разнообразных форм участия представителей
гражданского общества в деятельности органов управления публично-правовых
образований.
Следует
отметить повышающуюся активность некоммерческих организаций. В Курской области
реализуется все больше проектов, получающих грантовую поддержку как на
региональном, так и на федеральном уровнях. Для НКО созданы необходимые
условия, позволяющие раскрыть их потенциал. Власти видят в них реальных
партнеров по решению социальных вопросов и работе с населением. Важную роль в
консолидации общества и общественной активизации различных социальных групп,
выстраивании диалога между властью и гражданином должны играть муниципальные
общественные советы.
Главный формат участия
гражданского общества в развитии области, страны – это общественный контроль.
Здесь требуется новый подход – от контроля к участию. Смысл его заключается в
том, чтобы граждане принимали участие в подготовке главных проектов развития
региона и государства, проводили широкую конструктивную общественную дискуссию
вокруг востребованных большинством населения ценностей и приоритетов.
В ходе исследования были определены
направления оптимизации участия институтов гражданского общества в
осуществлении общественного контроля.
Направление 1. Общественной
палате Курской области следует продолжить выстраивать партнёрские отношения со
всеми институтами гражданского общества, добиваться его консолидации,
мобилизации, адаптации к современным вызовам, выработке конструктивных подходов
в решении социально-экономических проблем населения.
По
данному направлению Общественной палате Курской области совместно с
органом исполнительной власти было рекомендовано активнее принимать участие в
формировании общественных советов при региональных органах власти и разработать
критерии и методику оценки эффективности деятельности общественных советов, а
также сформировать общественный совет по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства.
Направление
2.
Институтам гражданского общества нужно взаимодействовать со СМИ для широкого
освещения проводимых ими мероприятий с учетом реальной значимости последних для
улучшения жизни людей.
По
указанному направлению предложено создание единого регионального
интернет-портала, где будут публиковаться результаты общественного контроля, а
также сформировать координационный комитет с участием председателей
общественных советов всех уровней власти.
Направление
3.
От регионального гражданского общества в настоящее время требуется повышенная
мобилизация для борьбы с COVID-19. В наибольшей мере эту мобилизацию проявляют
социально ориентированные НКО и волонтеры. Поэтому представителям НКО,
осуществляющим волонтерскую деятельность, следует активнее вовлекать в нее
представителей молодежи – через конкретные личные примеры, через призывы к
проявлению социальной активности, через обращение к чувствам и эмоциям
подрастающего поколения.
Представляется
важным также усиление деятельности НКО в сфере социального обеспечения,
социальной помощи гражданам. При этом следует развивать культуру
добровольчества и благотворительности среди жителей Курской области,
максимально содействовать повышению информированности населения региона о
конкретных результатах деятельности НКО в социальной сфере.
По
данному направлению предложен ряд мероприятий, предполагающих увеличение
внимания СМИ к НКО как организациям нового социально-экономического развития, а
также выстраивание диалога между НКО и гражданами.
Фрагмент текста работы:
Теоретико-правовые
основы общественного контроля за органами власти
1.1 Понятие и сущность
общественного контроля за органами власти Современный этап развития российского общества
и государства предусматривает необходимость использования партнерской схемы
взаимоотношений между представителями гражданского общества и органами
государственной власти. Данный тезис полностью коррелирует с высказываниями
высших должностных лиц нашей страны [1, c. 98].
Так, выступая перед Федеральным Собранием
Российской Федерации, Президент России В.В. Путин отметил, что «без
действительно партнерских отношений между государством и обществом не может
быть ни сильного государства, ни процветающего, благополучного общества» [2].
В
Российской Федерации в общественно-политическую деятельность в среднем вовлечен
один процент активного населения, «это всего около одного миллиона человек,
которые профессионально занимаются гражданскими инициативами» [3]. Так, в
российском контексте вопрос о гражданской активности стоит наиболее остро, т.к.
процесс формирования гражданского общества начался относительно недавно.
Уровень гражданской активности по решению различных вопросов в области
государственной политики, а также в области осуществления общественного
контроля обусловлен рядом разнообразных факторов, в частности экономических,
политических, демографических, культурных и др. В связи с чем, необходимо
приоритетным направлением считать работу по повышению гражданской активности.
Безусловно, что ее повышению будет способствовать развитие инновационных
технологий, так как их использование значительно упрощает процесс участия
граждан и институтов гражданского общества в решении значимых вопросов и
способствует информационной открытости деятельности органов государственной
власти.
Определений гражданского общества в современной
политологической и социально-философской литературе существует большое
количество. Однако, несмотря на различия в трактовках, в них можно вычленить
нечто общее: а именно, понимание гражданского общества как сферы самореализации
свободных индивидов и добровольных общественных объединений, огражденной
законом от прямого вмешательства государства. Гражданское общество отличается
высокой степенью самоорганизации индивидов, развитой правовой культурой
граждан, их готовностью брать ответственность за свою судьбу и судьбу страны.
Гражданское общество включает всю совокупность неполитических отношений в
социуме: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных,
национальных, религиозных и др. Гражданское общество в процессе выполнения
своих функций идет на активный диалог с органами государственной власти,
используя те возможности, которые предоставляются ему государством. В свою
очередь, государство осуществляет правовое регулирование отношений граждан, устанавливает
правовые рамки деятельности общественных организаций и движений, создает запрос
на гражданскую инициативу. Однако гражданское общество – это многогранное
явление, которое регламентируется не только правовыми нормами, но и нормами
морали, а также обычаями, обуславливаемыми опытом истории, традициями нации и
степенью развития демократии. В гражданском обществе не должно быть двух
крайностей: превалирование органов государства и анархия, неуважение к праву.
Только при наличии такого равновесия может существовать и совершенствоваться
гражданское общество. Важнейшими правовыми критериями
гражданского общества выступает режим законности, верховенство права и закона,
результативность контроля над соблюдением законов. Основой гражданского
общества является равенство граждан перед законом и судом, стабильность
конституционного строя, демократия. В отношениях, формирующих гражданское
общество, находит свое воплощение идея права как высшей справедливости, не
допускающей произвол. Это те нормы, обязательные для исполнения всеми,
требования, которые оформляются и бытуют в гражданском обществе независимо от
их признания государством и фиксации в законодательстве. Это условие выполнения
гражданским обществом своих социально-экономических функций. Государство должно
создавать необходимые условия для саморазвития и утверждения институциональных
основ конкурентной борьбы между индивидами и социальными общностями. Правовая функция является
одной из важнейших социальных функций гражданского общества. Она находит свое
воплощение в участии граждан в правотворческой деятельности; участии граждан в
отправлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели
— специалисты); во взаимном сдерживании граждан и их объединений от
правонарушений; в правовой активности при реализации прав, свобод и законных
интересов; в формировании заинтересованности государственной политической
власти в реализации своего правового статуса [1, с. 63]. Граждане участвуют в
правотворческой и нормотворческой деятельности путем издания некоммерческими
организациями актов, определяющих их образование, цели, задачи, функции,
взаимодействие с органами государственной власти. Конечно, любая
нормотворческая деятельность институтов гражданского общества должна
соответствовать Конституции РФ. Нормотворческая функция гражданского общества
выражается также в совершенствовании действующего законодательства, участии в
разработке и принятии законопроектов и других нормативно-правовых актов.
Граждане могут проводить экспертизу рассматриваемых нормативно-правовых актов
посредством работы в общественно-консультативных советах при министерствах и
ведомствах, Общественной палате РФ и региональных Общественных палатах,
внесения своих предложений и замечаний через порталы правовой информации, сайты
официальных должностных лиц и органов власти (например, сайт Открытое
правительство). В 2020 г. представители гражданского общества приняли активное
участие в обсуждении проекта поправок в Конституцию РФ. Общественная палата РФ
стала центром сбора и первичной обработки предложений граждан. Согласно Докладу
Общественной палаты РФ, в организацию поступило более 1150 обращений, всего же
было обработано более 2250 предложений (включая предложения от региональных
общественных палат). 600 предложений были переданы в рабочую группу по внесению
поправок в Конституцию РФ. В результате было учтено 11 предложений палаты.
Также в ходе общероссийского голосования было организовано общественное
наблюдение за выборами, в котором приняло участие более 114 тысяч волонтеров.
Общественной палатой РФ и Центральной избирательной комиссией были разработаны
правила наблюдения общественности за выборами. Таким образом, гражданское общество
уменьшает риск принятия вредных для социально-экономических субъектов решений
органов власти. Гражданское общество препятствует возможному политическому
манипулированию как обществом вообще, так и в пределах конкретных политических
партий и движений. Таким образом, гражданское общество является инструментом
передачи политических, социальных, экономических «сигналов обратной связи»
государственным структурам, особенно
законодательным органам власти для формулирования законов и корректирования уже
существующих законодательных актов [4,
c. 238].