Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Теория государства и права (ТГП)

Магистерский диплом (ВКР) на тему Институт смертной казни. Опыт России и Китая

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 5

Глава 1. Генезис института смертной казни 9

1.1. История становления и развития института смертной казни в мире 9

1.2. Исторические аспекты развития института смертной казни в отдельных странах (на примере России, Китая и США) 16

Глава 2. Состояние института смертной казни на современном этапе 31

2.1. Опыт применения смертной казни в Китае 31

2.2. Причины и последствия моратория на смертную казнь в России 39

Глава 3. Проблемы развития института смертной казни и возможные пути их решения 48

3.1. Тенденции и перспективы развития института смертной казни в Китае 48

3.2. Направления развития института смертной казни в России 51

Заключение 77

Список использованных источников и литературы 82

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Актуальность работы обусловлена отсутствием единого мнения о применении смертной казни, так как данный вопрос охватывает множество сфер общественной деятельности: правовые, политические, религиозные, морально-этические, нравственные.

В современном мире институт смертной казни является достаточно дискуссионным в юридическом сообществе. Смертная казнь – это один из наиболее ранних видов наказания, он основан на принципе «око за око», который активно применялся на Руси в X веке. Неужели в условиях современного мира, существует возможность применения данного института смертной казни, который неотъемлемо возвратит Россию на несколько столетий назад? История ограничения применения такого вида наказания как смертная казнь в Российской Федерации началась еще в конце прошлого века.

Основанием, препятствующим применению высшей меры наказания, являются Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»» . Таким образом, в России действуют два моратория на применение смертной казни, введённые Президентом РФ и Конституционным Судом РФ. Именно они жёстко не рекомендуют судам Российской Федерации приговаривать преступников к высшей мере наказания.

Однако, периодически у нас в стране совершаются преступления, такие как терроризм, педофилия, которые заставляют российское общество и государство возвращаться к вопросу o необходимости и целесообразности применения смертной казни как высшей меры наказания в исключительных ситуациях. Данная проблема является очень спорной и требует специального научного исследования. Может ли смертная казнь существовать как форма наказания в нашем обществе? Этот вопрос давно беспокоит многих ученых. В конце концов, смертная казнь – это не просто лишение жизни, а вид наказания, предусмотренный законодателем.

Проблема смертной казни – сложная и многогранная, не сумевшая найти единственно верного ответа. Формально-юридический подход к решению проблемы смертной казни состоит в обязательном соответствии данного вида наказания, как и любого другого уголовного наказания, целям, провозглашенным в законе. По мнению сторонников смертной казни, данная исключительная мера наказания должна быть обязательно применена даже в случае возможности исправления преступника, совершившего убийство. Согласно иной точке зрения, вопрос полной отмены или же сохранения исключительной меры наказания обусловлен социально-экономическими и политическими факторами .

Проблема применения смертной казни всегда привлекала внимание ученых, так как связана с такими категориями, как жизнь и смерть. Защита жизни – одна из конституционных обязанностей государства, а смертная казнь – это исключительная мера наказания, находящаяся в ведении государства. Смертная казнь включена законодателем в систему наказаний, при этом «в уголовном законодательстве не содержится определения понятия» этого вида наказания. Способна ли смертная казнь достичь целей наказания, необходима ли она в Уголовном кодексе Российской Федерации, который призван «обеспечить нормативность применения предупреждающих (превентивных) мер», нравственно ли государству лишать человека жизни, за формирование личности которого оно само должно быть ответственно? Эти и другие вопросы находятся не только в плоскости права, но и морали. Проблемы смертной казни вызывают множество различных вопросов, являющихся поводом для дискуссий, что свидетельствует об актуальности проблемы существования смертной казни.

Исследуемая тематика остается неизменно актуальной долгие годы. Проблема смертной казни находится на повестке дня не одно десятилетие. С момента принятия моратория на данный вид наказания в 1996 году в России и до настоящего времени не утихают споры о необходимости ее применения, о том, гуманно это или нет, и есть ли какая-то альтернатива данному наказанию или же такая мера является единственным способом уменьшить преступность в Российской Федерации. Чтобы исключить данную проблему из уголовно-правового поля предстоит проделать серьезную работу.

Степень научной разработанности проблемы. На доктринальном уровне исследованием данного вопроса занимались: Пионтковский А.А., Кистяковский А. Ф., Стручков Н. А., Синицкий Е.Д., Чубинский М.П, Щетинин А.А., Шелкопляс Н.А., Малиновский И., Михлин А. С., Георгиевский Э. В., Калинина Е.Ю., Воротилина Т.В., Анашкин Г.З., Фуко М., Гернет М. Н., Келин С.Г., Лепешкина О.И. и др.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования и функционирования института смертной казни.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие институт смертной казни.

Целью исследования является анализ опыта России и Китая в сфере применения смертной казни.

Задачи исследования:

— изучить историю становления и развития института смертной казни в мире;

— охарактеризовать исторические аспекты развития института смертной казни в отдельных странах (на примере России, Китая и США);

— проанализировать опыт применения смертной казни в Китае;

— исследовать причины и последствия моратория на смертную казнь в России;

— рассмотреть тенденции и перспективы развития института смертной казни в Китае;

— определить направления развития института смертной казни в России.

Методологическую основу работы составили общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, историко-правовой и др.

Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного сравнительного-правового анализа развития института смертной казни в России и Китае и разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего применений смертной казни.

Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Момент рождения человека наделяет его свойством правоспособности. Появление на свет человека означает, что у него появляются субъективные права и он признается субъектом правоотношений. Этот момент ознаменуют возникновения права на охрану жизни. Жизнь — это способ существования и жизнедеятельности человека.

Перед государством стоит задача защиты и охраны каждой жизни, проявление заботы и создания благоприятных условий для существования. Содержание права на жизнь складывается из правомочия на сохранение жизни и правомочия по распоряжению жизнью.

Возникновение и прекращение права преимущественно происходит благодаря волеизъявлению лиц, оказывающих важнейшее влияние на появление новой жизни или прекращения существующей. Завершение жизненного цикла человека также происходит в силу объективных причин, обусловленными естественными законами.

Право на жизнь характеризуется сложной структурой и содержанием, обусловленным сущностными особенностями изучаемой ценности. Запрет произвольного лишения человека основополагающего права вытекает из естественной природы данного явления. Поскольку государство не правомочно дать жизнь, соответственно принять решение, лишающее основной ценности, также не имеет права.

На основании проведенного исследования, сделаны следующие выводы:

1. «Право на жизнь» и «жизнь» — понятия не равнозначные.

2. В связи с тем, что отсутствует четкая законодательная формулировка «права на жизнь», возникают проблемы при толковании защите категории.

3. Право на жизнь считается наивысшей ценностью, порождающей все иные права и свободы.

4. Право на жизнь – это официально признанное государством, неотъемлемое (за исключением случаев предусмотренных законом) приобретённое с рождением право, реализуемое лично и выражающееся в достойном существовании, гарантированном на федеральном уровне до смерти.

Несомненно, каждый период нашей истории оказал свое влияние на становление такого вида наказания как смертная казнь, но целесообразно выделить несколько, которые на наш взгляд имеют наиболее важное значение для данной темы. Изначально смертная казнь как мера наказания в России зародилась еще во времена Древней Руси.

При Алексее Михайловиче принимается Соборное Уложение (1649 год), в котором предусматривалось 60 видов преступлений, за которые применялась смертная казнь. Я думаю, что такое количество видов преступлений, за которые применялась смертная казнь было обусловлено стремлением установить контроль над населением государства и обеспечить соблюдение принятых положений.

Следующий важный, на наш взгляд, период – правление Петра I. Политика Петра I была направлена на устрашение населения для уменьшения преступности, поэтому его уголовное законодательство содержало обширный список преступлений, за которые полагалась смертная казнь: чародейство и преступления против веры, государственные преступления против власти, оскорбление царя и его семьи, выступления против власти, оставление караула, сон во время караула, грабеж в боевой обстановке, убийство и покушение на убийство, кража, разбой, поджог и другие. При Петре I казнь также делилась на простую и квалифицированную. Главный источник законодательства того времени – Воинский устав 1716 года.

Последующие правители вплоть до Анны Иоанновны придерживались данного законодательства, но все изменилось при Елизавете Петровне. Императрица издала при своем вступлении на престол в 1741 году указ, требовавший не использовать высшую меру наказания. Фактически это был мораторий на смертную казнь.

Следующий виток истории, значительно увеличивший количество казненных – первая русская революция 1905-1907 годов. Целью данной революции стояло улучшение жизни рабочих и крестьян, расширение прав и свобод граждан. Во время первой русской революции происходили забастовки, стачки и вооруженные восстания, из-за которых значительно выросло число казненных. Так 9 января 1905 во время мирной демонстрации, целью которой было вручение царю подписанной гражданами петиции с просьбой о реформах, были расстреляны ее участники, из-за чего данное событие получило название «Кровавое воскресенье». Оно привело к увеличению забастовок, которые затронули даже военных – восстания на броненосцах «Потемкин» и «Георгий Победоносец», что привело к тому, что за годы революции (1905-1907) количество исполненных военно-полевыми судами смертных приговоров возросло более чем в 3 раза. Нерешенные вопросы первой революции повлекли за собой возникновение другой революции – Октябрьской революции 1917 года, которая также унесла множество жизней.

Еще одним периодом, одним из самых важных, является период «Сталинских репрессий» 1921-1953 годов. В официальных источниках говорится, что за весь этот период истории было вынесено около 4 миллионов приговоров из которых порядка 800 тысяч – смертная казнь, из которых около 700 тысяч было приведено в исполнение. Основное обвинение, повлекшее такое большое число приговоренных – измена Родине. Приговор приводился в исполнение с помощью расстрела. Помимо расстрела в 60-х годах появилась практика применения психиатрии за инакомыслие.

В 1996 году Указом Президента РФ от 16.05.1996 года «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» был начат процесс принятия моратория на смертную казнь. Последний смертный приговор был вынесен в этом же году — Сергею Александровичу Головкину, серийному убийце-педофилу. Невозможность применения смертной казни окончательно наступила с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 года №3-П.

Таким образом, мы можем заметить, что за всю историю смертная казнь в России принималась и отменялась, меняла свою форму, также менялись и виды преступлений, за которые она применялась. Некоторые периоды влияли на ужесточение смертной казни с помощью увеличения количества видов преступлений, за которые она применялась и способов ее совершения, а в некоторые наоборот на смертную казнь налагался запрет.

Что касается Китая, то несмотря на изменение масштабов и географии применения смертной казни, активно ее использует в настоящее время. Динамику и объем реализации высшей меры наказания в Китае отследить невозможно, по причине отсутствия официальных данных от КНР. Ежегодно в КНР исполняется более одной тысячи смертных приговоров.

Этот факт свидетельствует о том, что страна занимает первое место в рейтинге государств по числу применения данного вида наказания, вопреки существованию на практике случаев ошибочного вынесения смертных приговоров (например, после исполнения смертного приговора спустя 18 лет был оправдан гражданин КНР Хугджилту).

Анализ существующих проблем наталкивает на следующие рекомендации:

Отмену имеющегося моратория на смертную казнь считаем нецелесообразной, так как применение смертной казни нарушает неотъемлемое право на жизнь и несовместимо с запретом жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Предлагаем исключить из УК РФ такой вид наказания, как смертная казнь, в связи с тем, что при ее применении не соблюдаются и не реализуются все цели наказания.

Если законодателем все же будет сохранена смертная казнь в качестве вида наказания, то, в целях предотвращения применения указанной исключительной меры наказания в отношении невиновных лиц, видится целесообразным предложить следующее:

1. Полиграф. Как отмечает В.А. Хегай: «в общем виде полиграф представляет собой техническое средство, предназначенное для проведения психофизических исследований и синхронной регистрации физических процессов и получение результатов в цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности информации». Данное средство не дает стопроцентной гарантии, т.к. зависит от профессиональной подготовки специалиста, психофизических свойств подозреваемого, самого аппарата, правдивость информации определяется психофизиологическими изменениями (потоотделение, сердцебиение, эмоциональные всплески и т.д.);

2. Гипноз. Данный метод относится к нетрадиционным, действие которого проявляется через психологическое внушение, однако, на мой взгляд, является эффективным, за исключением граждан, которые не поддаются воздействию. Встречается практика применения данного средства в правоохранительной деятельности. В целях формирования доказательственной базы, считаю его вполне целесообразным, т.к. вероятность ложной информации минимальна;

3. Транквилизаторы. Оказывают, своего рода, гипнотическое действие, по функциональной составляющей имеют сходство с гипнозом, расслабляя сознание, используются в основном, как снотворное средство.

4. Отсрочка исполнения приговора на срок до пяти лет. Предлагается отсрочить исполнение наказания в виде смертной казни на срок до пяти лет, ввиду вероятности возникновения оснований для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Генезис института смертной казни

1.1. История становления и развития института смертной казни в мире

Права человека порождаются как естественным путем, то есть при рождении, а также и возникают благодаря деятельности публичной власти. Конституции государств, общепризнанные нормы международного права закрепляют в себе идеи, согласно которым человек вправе свободно пользоваться многочисленными материальными и духовными благами. Основную роль в правовом статусе личности занимает право на жизнь. Оно является важнейшим субъективным правом, характеризующимся правопорождающим характером. Жизнь как нематериальное благо представляет собой отправную точку для реализации субъективных прав и исполнения корреспондирующих им обязанностей.

Неоспоримо то, что живой человек может использовать существующие права, обладать материальными и нематериальными благами. Юридическое свойство носителя право неразрывно связано именно с физическим, биологическим существованием личности. Нужно сказать, что в отличие от иных прав оно возникает единожды и при утрате его невозможно восстановить. Каждая жизнь имеет свойство заканчиваться, конечным итогом становится смерть. На сегодняшний день цивилизованное общество оценивает жизнь как абсолютную социальную ценность. Социумом возлагает охрану этого блага на правовые нормы. Государство выступает гарантом права на жизнь, признает человека наивысшей ценностью, обеспечивая необходимый минимальный уровень для существования, организуя бесплатную медицинскую помощь для поддержания жизнеобеспечения.

Европейский Союз сделал отмену смертной казни предварительным условием для вступления в Союз, что привело к прекращению казней во многих восточноевропейских странах, подавших заявки на вступление. Россия смягчила смертные приговоры более чем 700 людям, находящимся в камере смертников, и рассматривает возможность изменения законодательства, ведущего к отмене смертной казни.

Польша проголосовала за отмену смертной казни, а также Сербия и Черногория. Совсем недавно Турция приблизилась к вступлению в Европейский Союз, когда ее парламент проголосовал за отмену смертной казни, за исключением случаев войны. Оспаривание смертной казни рассматривается не только как внутреннее дело государств. Многие европейские страны, наряду с Канадой, Мексикой и Южной Африкой, сопротивляются выдаче лиц в такие страны, как Соединенные Штаты, если нет гарантий, что смертная казнь не будет испрашиваться. Совет Европы пригрозил лишить США статуса наблюдателя, если они не примут меры в отношении смертной казни. Мексика недавно приступила к осуществлению программы по оказанию правовой помощи своим гражданам, которым грозит смертная казнь в США. США часто проявляют озабоченность по поводу нарушений прав человека в других странах, таких как Китай или Куба.

Но в Соединенных Штатах используется иная терминология. Законы США говорят о «гражданских правах «или» конституционных правах» Гражданские права направлены на обеспечение равенства перед законом для определенных групп, таких как расовые меньшинства или женщины. Группы или отдельные лица, заявляющие о злоупотреблениях со стороны правительства, рассматривают свои жалобы с точки зрения их гражданских или конституционных прав, а не их «прав человека» не только в судах, но и в общественном форуме. Это может быть связано с предположением, что права человека являются «данностью» в США, или просто с тем, что США полагаются на Конституцию, которая использует другую терминологию для выражения аналогичных принципов. Таким образом, эволюция закона о смертной казни в США не говорит в терминах «прав человека» и вряд ли будет делать это в будущем. Недавняя озабоченность по поводу смертной казни и волна реформ связаны главным образом с процессом ее применения и с ограничениями того, что является конституционным в соответствии с запретом Восьмой поправки на «жестокое и необычное наказание». «Представление о том, что смертная казнь должна быть отменена, потому что это нарушение прав человека, не будет отражаться на многих американцах. Скорее их озабоченность выражается в терминах справедливости, риска фатальной ошибки или просто нравственности смертной казни.

Тем не менее основополагающие принципы прав человека и конституционных прав США схожи. По имеющимся данным, большинство россиян выражают подавляющую поддержку смертной казни .

Смертная казнь – вид уголовного наказания, проявляющийся в лишении человека жизни, узаконенного государством и осуществляемого по вступившему в силу приговору суда или (исторически) по решению иных государственных или военных органов. Если проанализировать исторические факты, становится ясным, что истоки смертной казни как высшей меры наказания за преступление берут начало со времени формирования первого государства. Смертная казнь существовала всегда и во всех государствах.

Свои истоки смертная казнь берет из Вавилона. Самые древние в истории цивилизации смертную казнь использовали в качестве распространенного вида наказания. В «Законах Хаммурапи» анализируемое возмездие наступало даже за имущественные преступления кражи .

Во времена Средневековья смертная казнь приводилась в исполнение публично и могла быть применена в качестве наказания не только за лишение кого-либо жизни, а за религиозные взгляды, например колдовство, какие-либо мелки провинности и поступки, мелкие кражи и т.п. Принцип Талиона («око за око, зуб за зуб»), подтверждает, что в историческом прошлом человеческого общества наказание в виде лишения человека жизни было нормой. Согласно данному принципу, мера наказания за преступление должна соответствовать вреду, причинённому данным преступлением.

В начале Нового времени Англия занимала первое место по количеству преступлений, которые карались смертной казнью, причем количество их достигало по разным подсчетам от 160 до 240 составов .

А если говорить о государствах, где во второй половине ХХ в. отменили смертную казнь, то это были всего четыре страны – Румыния в 1864 г., Италия – в 1890 г., Голландия – в 1870 г. и Португалия – в 1867 г.

Гарантии права на жизнь человека – это способы и средства, обеспечивающие права и свободы человека, базирующиеся главных принципах человеческого общества, таких как гуманность, справедливость, законность, целесообразность, равноправие. Главенствующая роль среди гарантий реализации права человека на жизнь принадлежит общепризнанным нормам международного права. Система правовых гарантий имеет следующую структуру: это в первую очередь, общие гарантии, которые включают в себя экономические, политические, идеологические; далее это гарантии специальные, по другому – юридические, которые имеют следующие виды: конституционные и отраслевые.

Жизнедеятельность человека представляет процесс получения и использования социальных благ. В этой связи можно выделить три группы факторов, имеющих возможность оказать воздействие на реализацию изучаемого права. Первично следует отметить уровень социально-экономического развития общества, заложенную государством социальную политику. Вторым аспектом является криминогенный фактор, уровень преступности. Третий момент-это, безусловно, совокупность мер, направленных на создание благоприятных условий реализации конституционных прав. Принципиальным вопросом в этом направлении является формирование социально-экономического потенциала общества. Органы государственной власти должны приложить максимальные усилия для совершенствования внутренних структур с целью предотвращения экономических кризисов и иных катаклизмов. Почему государством должны приниматься превентивные меры? Все объясняется последствием таких экономических потрясений, проявляющиеся в массовой безработице, роста уровня преступности.

Значение политической жизни государства принципиально важно, поскольку расстановка политических сил, политический режим предопределяют потенциальную возможность для воплощения человеком своих правомочий. Современные правовые учения оценивают политическую систему общества на предмет демократии. Уинстон Черчилль говорил, что демократия является худшим способом управления государства, но лучшего человечество не смогло изобрести. Возвращаясь к политико-правовым учениям, необходимо отметить, что анализируя демократию важно говорить о политическом многообразии. Плюрализм сегодня — это не только множественность фракционных политических партий. Это, прежде всего, свобода мнений, реальная оппозиция. Существования политических единиц, критикующих власть, является превентивной мерой авторитарности, тоталитарности режима.

Бесспорно, ни одна политическая сила не будет пропагандировать идею отрицания прав личности на жизнь и иные субъективные права. Однако, оппозиционно настроенные массы могут носить и негативный окрас. Прежде всего, это характерно в высших органах государственной власти. Опасность таких противоречий заключается в дестабилизации общественно-политической обстановки. Последствия могут быть самыми неблагоприятными: политические конфликты, вооруженные столкновения, революционные стычки. И все это приводит к нарушению и прекращению основополагающего права человека. Идеологические гарантии рассматриваемой ценности состоят из нравственных, этических, гуманитарных воззрений. Эти взгляды поддерживают идею неприкосновенности жизни. Анализ общих гарантий продемонстрировал наличие серьезных проблем, создающих угрозу реализации данного права. По этой причине для каждого государства должна стать приоритетной задача по минимизации негативных процессов во всех сферах жизнедеятельности. Необходимо, чтобы органы государственной власти детально прорабатывали вопросы, касаемые предотвращения экономических кризисов, девальвации и иных неблагоприятных ситуаций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы