Магистерский диплом (ВКР) Технические науки Дизайн и архитектура

Магистерский диплом (ВКР) на тему Инновационные стратегии эксподизайна.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОДИЗАЙНА 8

1.1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования. 8

1.2. Анализ отечественного и зарубежного опыта эксподизайна. 17

1.3. Принципы типологии и проектирования выставочного и экспопространства. 30

Выводы по 1 главе 37

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ ЭКСПОДИЗАЙНА В КОНЦЕПЦИИ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА 39

2.1. Рекомендации разработки стратегии эксподизайна 39

2.2. Возможности мультимедийного искусства в выставочном пространстве. 61

2.3. Значение цветовых и световых решений в эксподизайне. 67

2.4. Дизайн-проектирование павильонов Нижегородской ярмарки. 72

Выводы по 2 главе 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 85

  

Введение:

 


В последнее время искусство выступает как самостоятельный вид деятельности. Современные выставочные проекты отличаются многогранностью смыслов и вариаций, они очень креативны и включают зрителя в творческий процесс. Однако, новые опыты, открытия и эксперименты в проектровании современных экспозиций основаны на теории и проверенных временем принципах проектирования.

Экспозиция играет важную роль в жизни современного человека — она источник знаний и эстетических канонов, часть социальной коммуникации.Эксподизайн — это сочетание демонстрации и современного выставочного дизайна визуальных коммуникаций. С развитием концепции выставки и расширением междисциплинарного сотрудничества, коммуникация устанавливается путем включения самого пространства в дизайн. Сегодня экспонируемая продукция больше не выставляется, выставка стала произведением искусства, и дизайн выставки начал развиваться. Это изменение заставляет задуматься о том, что такое искусство и что такое эксподизайн.

Выставочное пространство стремятся создать по всему миру для разного рода аудитории и разными способами визуализации. Однако, выставочное пространство редко ассоциируется с графическим дизайном. Для развития актуальности выставочных пространств необходимо сформировать новые современные образы, соответствующие новым инновационным технологиям.

В настоящее время можно отметить активное развитие экспозиционно-выставочной деятельности музеев и выставочных залов. Экспозиция, как культурный феномен играет важную роль в жизни современного человека – она источник знаний, транслятор эстетических канонов, составляющая социальной коммуникации.

Подходы к изучению дизайна экспозиции как искусству организации выставочного пространства представляют особую значимость. Систематизация методов моделирования и теоретических основ дизайна экспозиции позволят сделать практические выводы относительно современных тенденций и перспективных направлений в развитии экспозиционного дизайна в России.

Актуальность выявление новейших тенденций в экспозиционном дизайне выставочных залов продиктовано их стремлением занимать позиции современных и передовых культурных центров, идущих в ногу со временем, институций, формирующих мировоззрение и ставящих острые, злободневные вопросы. Изучение и применение современных экспозиционных приемов дает, возможность проектировать выставочное пространство так, что оно будет длительное время сохранять свою актуальность. Экспозиция отражает социальные и идеологические изменения в обществе, художественные открытия и научно-технические достижения.

Дизайн представляется важной и значимой областью исследований, поскольку художественно-экспозиционная практика постоянно развивается.

Важной составляющей модернизации выставок становится включение интерактивных технологий в контекст экспозиций, однако можно наблюдать и негативные последствия данного процесса. Прежде всего, к их числу следует отнести общую визуальную дисгармонию всего выставочного пространства, а именно композиционную несвязность мультимедийных инсталляций с общим стилем и художественным замыслом, непланомерное приобретение несовместимого оборудования, отсутствие сценария применения технических средств, недостаточная проработка графического контента.

Следует отметить, что грамотное применение визуальных технологий экспозиционного дизайна позволяет значительно расширить возможности демонстрации экспонатов за счет использования художественно-образного типа кодирования информации и применения разнообразных дополнительных мультимедийных эффектов.

Графический контент таких экспозиционных решений должен формироваться из определённых объектов, являющихся знаковыми, содержательными и ассоциативными при раскрытии всей концепции. При этом состав таких объектов должен получить строгое научное обоснование.

Для формирования целостного художественного образа при разработке концепции интерактивного выставочного пространства необходимо определить характерные признаки объекта культуры и методы их адаптации под визуальные, тактильные и аудиальные каналы коммуникации.

Экспозиционный дизайн чутко откликается на изменения, происходящие не только в музейной отрасли, но и в обществе в целом. Каждому времени соответствуют свои стилистические инновации, продуктивные подходы, поэтому в силу постоянно происходящих усовершенствований — будь то новейшие технологические разработки или новые приемы визуализации, и возможность их включения в экспозиционное пространство, вопросы исследования и выявления наиболее интересных и современных тенденций в дизайне всегда будет актуальны.

В XIX в. процесс теоретизации вопросов организации выставочного пространства находит отражение в теоретических работах М. Брауна, И.Г.Т. фон Грассе, Г. Земпера, Лео Фон Кленце, Р.К. Клейна, И.В. Цветаева, В.О. Шервуда, К.Ф. Шинкеля.

В XX в. вопросом изучения теоретической базы в области экспонирования занимались Й. Бенеш, А.В. Бартенев, А.В. Батажкова, М.Б. Гнедовский, Ю.В. Дудельский, А.Б. Закс, А.И. Замошкин, А.В. Иконников, Л. Лисицкий, С.А. Каспаринская, Л.Корбюзье, А.И. Михайловская, Ф. Райт, Д.А. Равикович, В.И. Рявкин, А.М. Разгон, А.С. Соустин, Г.Ю. Стернина, З.З. Странский, В.С. Турчина, Р.С. Фаерштейн, К. Хадсон, Х. Холляйн, В.Т. Шимко и др.

Также можно выделить отдельные работы в области экспозиционного дизайна: «Оформление выставок» Б.И. Бродского, «Художественное проектирование экспозиций» Р.Р. Кликса, «Практика современной экспозиции» В.В. Литвинова, «Художник в дизайне» Е.А. Розенблюма, «Ансамбль и экспозиция» К.И. Рождественского.

Современными исследователями и теоретиками в области экспозиционного дизайна являются К. Бишоп, О.А. Ботякова, Е.В. Волкова, В.Ю. Дукельский, М.Е. Каулен, Е.И. Кириченко, Е.Н. Мастеница, Т.М. Майстровская, Я. Лоренц, Ю.А. Никитин, Х.У. Обрист, Т.П. Поляков, В.И. Рявкин, О.С. Сапанжа, А.А. Сундиева, М.Н. Шляхтина, К. Шуберт и др.

Цель исследования — разработать и научно обосновать инновационные стратегии алгоритма дизайн-проектирования проектирования экспопространств.

Объект исследования – стратегическое дизайн-проектирование экспозиционной среды.

Предмет исследования – разработка инновационного стратегического алгоритма эксподизайна.

Гипотеза исследования: предполагается, что стратегия эксподизайна станет, если:

— будет разработан инновационный стратегический алгоритм организации экспо дизайна;

— будет разработана система принципов и методов создания экспозиционных проектов.

На основе цели и гипотезы исследования сформулированы задачи:

— изучить и проанализировать тенденции формирования выставочных пространств и их особенности

— выявить и сформировать алгоритм подходов экспозиционного дизайна

— разработать и научно обосновать систему принципов и методов создания экспозиционных проектов

— сформировать экспопространство на основе стратегии.

Методы исследования: анализ литературы, изучение, анализ, обобщение, дедукция, сравнение, синтез, аналогия, классификация.

Теоретическая значимость исследования:

— определены подходы стратегии и развития экспозиционного проекта;

— разработана система принципов оформления дизайн пространства;

— выделены требования инновационных стратегий эксподизайна.

Практическая значимость работы заключается:

— в разработке и включении подходов в эксподизайне;

— в разработке дизайн-проектирование экспопространства.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Современная экспозиция – это всегда взгляд в будущее, она основана на синтезе науки, технологий и новаций в искусстве. Эксподизайн – это инструмент, способный привлечь необходимые ресурсы для создания гармоничного образа, комфортного и функционального пространства, яркого и незабываемого впечатления.

Сегодня, во время активного развития научно-технического прогресса, выставки, начиная с местных и отраслевых до международных и всемирных, стали не только отражением этого прогресса, но и его важным фактором.

Выставка – это рентабельное средство общения с реальными и потен- циальными клиентами – в одно время и в одном месте. Как универсальное средство передачи опыта, выставка охватывает различные сферы человеческой деятельности, в том числе в области дизайна.

Основным инструментом успешного проведения выставки является качественно и оригинально спроектированное выставочное оборудование. Популярность выставок востребованность этого явления в различных сферах общественной жизни, делает проектирование выставочного оборудования перспективным направлением дизайна.

Расширить вариативность дизайн-проектирования модульной системы для выставочного мультимедиа-оборудования позволит разработка модуля как основного элемента экспозиционной системы даст возможность. Чтобы рассмотреть разнообразие экспозиционного модуля необходимо уделить внимание следующим вопросам: современная концепция выставочных стендов, логика их структурной организации; средства и методы формообразования стенда и формирования пространства выставочного комплекса; какими методами достигается решение проектной задачи.

Сегодня выставочное оборудование имеет два направления, которые перспективны для развития.

Первое – проектирование модульных систем выставочного оборудования.

Вторым направлением является применение различных средств мультимедиа, такие, как проекторы, голографические установки, полиэкраны и прочие. Их разнообразие в полной мере представлено на рынке товаров и услуг.

Стоит отметить, что поставщики экспозиционного оборудования представляют на реализацию стенды только одного из вышеперечисленных направлений, что существенно ограничивает вариации при проектировании. Но важно упомянуть, что существуют и оригинальные решения экспозиционного пространства, которые не имеют аналогов. Тогда выставка является уникальной, спроектированной по определенным правилам и логике, и имеет уникальный сценарий.

При проектировании выставки следует также отмечать, что существует несколько видов пространств, традиционно встречающихся на выставках: закрытое, открытое и совмещенное.

В практике западных дизайнеров закрытое пространство называется «magicbox». Предполагается, что внутри волшебного ящика должно происходить нечто необычное. Такое пространство применяется в случаях, когда экспозицию необходимо изолировать от шума или света павильона, создать особую среду для погружения посетителей в тему.

Прямо противоположный прием организации выставочного пространства – «Open Space» (открытое пространство), которое, как и следует из названия, максимально взаимодействует со средой павильона. Применяется в случаях, когда необходимо привлечение зрительского потока с минимальным порогом доступа. Но российские экспозиционеры чаще всего применяют формат Совмещенных, или Комбинированных, пространств. Кажущееся очевидным преимущество перед отдельно взятыми MAGIC BOX и OPEN SPACE неоднозначно.

Работа с экспозицией в комбинированных пространствах предполагает точные совмещения на стенде заданных функций, а также информативной, образной архитектуры, привлекательной издалека и в то же время удобной для размещения экспонатного ряда и комфортной для обслуживающего персонала. Нередко это носит упрощенный и формальный характер: в закрытых частях устраивают переговорные комнаты, а открытая служит для непосредственных контактов с посетителями.

Такие экспозиционные решения уместны и в стандартных, и в уникальных стендах. По способу подачи информации об экспонате выделяют две категории средств:

‒ статичные – служат для демонстрации самого экспоната;

‒ динамичные (мультимедиа) – в основе подачи информации лежат электронные визуальные информационные системы, позволяющие показывать любую картинку или ролик на больших поверхностях.

Основная задача выставки заключается в демонстрации передовых достижений, науки, техники, следовательно, экспозиционная деятельность основана на инновационных технологиях дизайна.

Современный мультимедийный стенд представляет собой конструкцию, форма и размеры которой определены фирмой-поставщиком и исключают вариативность и ограничивают творческую инициативу дизайнера. И это и является главным недостатком, так как не предусмотрены варианты и маштабируемость.

Мультимедийное оборудование, которое предусматривает трансформацию таких характеристик, как объем, цвет и технологию быстрой смены содержания, позволят привлечь особое внимание зрителя и удерживать его максимально долго. Мобильные выставочные стенды объединяют целый спектр переносных выставочных конструкций.

На сегодняшний день существует две тенденции мобильного выставочного оборудования. Первая представлена пространственными структурами, собирающимися из типовых модулей, вторая представляет идею «складывающегося целого». Из двух этих видов мобильного оборудования наиболее интересен первый тип с заложенным в нем принципом модульности.

Наиболее распространенная схема решения экспозиционного пространства – растр. Он как бы образует виртуальный каркас, обозначая границы модульных ячеек, где располагаются предметы-экспонаты. Зрительное членение пространства на основе метрического ряда – главная роль растра.

Принцип модульной сетки – простейшие геометрические формы: треугольник, квадрат, прямоугольник, шести-, восьмиугольник и т.д. Повторяясь в сериях или различных сочетаниях, такая структура может иметь бесконечное количество вариантов. Большинство экспозиционных систем основаны на растровых комбинациях. Их характерные свойства – функциональность, простота, удобство транспортировки и складирования, способность к трансформации из ограниченного количества элементов.

Наибольшее распространение получили два вида растровых сеток: ортогональная, где направления осей строго перпендикулярны, и октагональная, где добавлены диагональные оси. Разумеется, это не означает, что в особых случаях невозможны иные способы членения пространства. Просто они рассматриваются вне контекста экспозиционных систем и применяются в архиспециальных случаях эксклюзивного выставочного строительства. Растр не синоним модуля.

Под модулем обычно понимают некий готовый элемент, многократно повторяющийся в композиционной системе. Растровые комбинации образуют так называемые регулярные, или метрические визуальные системы, где растровая ячейка – первичный элемент структуры, состоящей из одинаковых ячеек. Иногда растровая структура становится самоценным приемом визуализации метрического ряда для построения экспонатной среды. Жесткая схема уходящих в перспективу метрических каркасов особенно уместна в ситуациях с разнородными экспонатами как мощный организующий фактор.

Иногда растр вводится композиционной основой для создания образа технократичности, подчеркивающей индустриальную природу объекта. Растровые структуры могут быть нерегулярными, с различными и хаотично расположенными ячейками.

Их принципиальная схема – хаос или биоморфные образования. Примеров таких немного, но они есть и практически всегда решают какую-нибудь очень специальную авторскую или демонстрационную задачу. Нерегулярные растры уместны в случаях выявления ассоциативных связей с беспорядком или с формами живых организмов. Разумеется, такая задача должна быть сформулирована и понятна изначально.

Совмещение в композиционной схеме регулярного и нерегулярного создает контрастное соотношение и выгодно подчеркивает характер каждого их них. Совершенно естественно, что себестоимость экспозиционных решений на основе нерегулярных структур значительно выше стандартных экспозиционных систем.

Стоит отметить, что модуль характерен для мультимедиа систем, «полиэкранов» и «видео-стен», когда крупный экран состоит из множества ячеек. Принцип стандартной ячейки является общим для двух разных типов выставочного оборудования, а значит, может стать ключевым моментом в проектировании нового стенда. Создание сложных пространственных форм из повторяющихся типовых элементов широко используется в организации архитектуры и среды и называется комбинаторикой. Это универсальный метод формообразования, адаптированный под задачи выставочной среды, может успешно использоваться в разработке вариативной выставочной системы.

Очень важно, что ценность модульной системы в еѐ вариативности. Фактор умножения эффекта делают еѐ в руках дизайнера эффективным инструментом при проектировании различных экспозиционных пространств. Вариативная модульная система может стать основой для современной экспозиционной технологии, тем самым открываются новые методы проектирования, которые основываются на сочетании двух современных тенденций развития – это модульности и мультимедийности.

Новизна и оригинальность данного метода заключается в расширении возможностей мультимедиа-систем в сочетании с широким диапазоном модульных конструкций. При применение типового модуля существенно упрощается процесс сборки, удешевляется производство выставочного оборудования и в то же время облик оборудования становиться целостным и гармоничным.

Собранные на основе модульной системы, пространственные конструкции, за счет систематически повторяющегося модуля, имеют регулярную метрическую структуру и выглядят, как статичный и структурированный индустриальный объект. Однако своеобразное художественное наполнение, а также применение мультимедийного оборудования для показа рекламных роликов, аудио-визуальных презентаций привносят в образ стенда динамичность и оригинальность


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОДИЗАЙНА

1.1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования

Изучение выбранного проекта исследования необходимо начать с определений ключевых определений с точным отражением их сути. В результате анализа понятийно-категориального аппарата по проблеме исследования должно быть сформулировано понятие «инновационные стратегии эксподизайна». Поскольку в настоящее время такое понятие не сформулировано следует разбить его на составные части и раскрыть последовательно содержание таких определений как: «инновационный», «стратегия» и «эксподизайн». При этом следует отметить, что если с содержанием понятий «инновационный» и «стратегия» особых затруднений не возникает, то общепринятого понятия «эксподизайн» на данный момент пока не сформулировано. Следовательно необходимо сформулировать данное понятие путем составления взглядов на содержание таких категорий как «дизайн» и «экспозиция».

Как уже было отмечено, точного определения «эксподизайн» еще полностью не сформировано, но можно рассмотреть с точки зрения словообразование двух корней экспо- и дизайн. Экспо- это сокращения от слова экспозиция. Кроме того, в ряде случаев данным термином называют форму международной выставки технических и технологических достижений.

Это концепция экспозиции совершенно явно вытекает из определения, авторов Г. Б. Минервина и В. Т. Шимка. Экспозиция (лат. expositio – изложение, объяснение) принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения [13].

Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определ. системе разл. художеств. произв., пам. материальной культуры, ист. документов и т.п. Цель как постоянной, так и временной дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения их художеств. и научной ценности, места в ист.- художеств. процессе, особенностей материала. Может быть построена свободно или с учётом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях обеспечивается спец. оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов (поддержание оптимального температурно- влажностного режима и пр.), этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развёрнутыми пояснениями — экс-пликациями.

В устоявшемся на сегодня момент в России определение под выставками понимаются выставочные мероприятия, преследующие коммерческих целей, к которым в первую очередь относятся В.В. ЭКСПО. Поэтому целесообразно раскрыть и понятие «выставка». Вы́ставка — публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни.

Всемирные выставки (далее В.В.)- демонстрации достижений развитых стран в экономике и культуре. Начало В.В. традиции положено в середине 19 века — столетия важных научных открытий, изобретений и бурного технич. прогресса. Первой страной — стала ведущая промышленная держава — Великобритания. В 1851 в Лондоне состоялась «Великая выставка изделий промышленности всех наций», которую посетили больше 6 млн человек. В Гайд-парке для нее был сооружен Хрустальный дворец из стекла и металла, своими размерами и архитурным решением поразивший современников. Девиз выставки: «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества» [10].

Среди множества тысяч экспонатов выставки посетителей поражали знаменитый бриллиант Кохинор (массой 186 карат) и пшеница, выращенная из зерен, найденных в древних египетских пирамидах. Наибольшее внимание специалистов и представителей деловых кругов прикак привлекали различные паровые и сельскохозяйственные машины. Лидерами и главными конкурентами здесь стали английские и американские экспоненты. В качестве новинок американцы демонстрировали изделия из каучука, швейную машину «Зингер», револьвер Кольта и мн. др. В Лондонской выставке достойным образом была представлена и Россия. Изделия из серебра, бронзы, уральских и алтайских самоцветов и минералов, листовое железо, златоустовская сталь и оружие, оренбургские пуховые платки, железо, изящная салонная мебель, сукно, парча, шелковые ткани и др. экспонаты давали представление как о природных богатствах России, так и о ее культуре и экономическом потенциале [9].

К концу XX в. состоялось более 40 всемирных и крупных международных выставок, каждая страна и отдельные фирмы стремились поддержать и упрочить свой авторитет, завоевать новые рынки сбыта, расширить деловые контакты, познакомиться с передовой технологией и лучшими образцами изделий других участников, с достижениями научной и инженерно-технической мысли. Почти на всех наиболее значимых выставках были представлены и российские экспозиции. Участию России во второй, Парижской (1855) В.В. помешала Крымская война. В 1862 в Лондоне состоялась следующая В.В., значительно более представительная (до 28 тыс. экспонентов) где были впервые представлены синтетическими красители (лидеры — Англия, Франция) и стальные броневые плиты, имевшие важное значение для развивающегося броненосного флота [7].

В числе русских посетителей здесь побывали Ф.М. Достоевский, впервые выехавший за границу, А.К. Саврасов, Д.В. Григорович и Д.И. Менделеев. К предыдущему перечню экспонатов Русского отдела добавились образцы природных богатств Сибири — руда, кам. уголь, соль, меха, изделия из мамонтовой кости и др. На след. В.В. (1867, Париж) для экспонирования продуктов земледелия, промышленности и художеств были возведены на Марсовом поле более 200 больших и малых павильонов, среди которых наиболее популярностью пользовалась — Галерея машин. Особые экспозиции были посвящены быстро развивающемуся фотоделу. Новинками стали урановая руда и сплавы алюминия. Русская экзотика на выставке была представлена деревянной избой, украшенной резными наличниками и резьбой по фасаду. Внутри находились крестьянская утварь и манекены в народных костюмах. Экспозицию посетили более 11 миллионов человек.

Ключевым понятием для дальнейшего исследования является сам термин «дизайн» . Исследователи определяют дизайн как совокупность различных видов проектной деятельности, направленных на формирование эстетической и функционально-качественной предметной среды [20].

Различные авторы, давшие определения концепции дизайна, как правило, уделяли внимание широкому кругу вопросов, имеющих отношение к определению визуальному оформлению. Рассмотрим определение автора А. Трухачевой, наиболее подходящий к теме исследования. Дизайн (англ. design < to design проектировать, конструировать) - художественное конструирование предметов, оформление интерьеров, проектирование эстетического облика промышленных изделий.
Современный теоретик Г. Б. Забельшанский формирует понятие дизайна, выделяя, что целью является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» [9].

Соединив два определения можно сформировать понятие о эксподизайне в целом. Экспозиционный дизайн (или эксподизайн) — это дизайн-проектирование пространственной среды в совокупности композиционных и эстетических свойств, включая в себя конструктивное построение, организацию материалов, световое и цветовое решение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы