Магистерский диплом (ВКР) на тему инновационные методы повышения мотивации младших школьников при обучение говорения на уроках английского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования
инновационных методов повышения мотивации младших школьников при обучение
говорения на уроках английского языка. 7
1.1. Сущность и характерные
особенности мотивации младших школьников. 7
1.2. Учета возрастных особенностей
младших школьников в повышении мотивации к изучению английского языка. 21
1.3. Особенности использования
инновационных методов повышения мотивации младших школьников при обучение
говорения на уроках английского языка. 28
Выводы по 1 главе. 48
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по
повышению мотивации младших школьников в процессе обучения говорению на уроках
английского языка посредством инновационных методов обучения. 51
2.1. Диагностика уровень
сформированности мотивации младших школьников к изучению английского языка. 51
2.2. Учебно-методическое обеспечение
повышения мотивации младших школьников при обучении говорению на уроках
английского языка на основе инновационных методов. 61
2.3. Анализ опытно-экспериментальной
работы по обучению младших школьников говорению на английском языке на основе
инновационных методов повышения мотивации.. 69
Выводы по 2 главе. 73
Заключение. 75
Список литературы.. 78
Приложения. 86
Введение:
Роль мотивации в
овладении иностранным языком велика, особенно это касается изучения английского
языка, который сейчас служит языком межнационального общения и является самым
распространенным в Европе и мире. Учить английскому языку, как любому иностранному,
нужно с раннего детства и обучать так, чтобы после окончания
общеобразовательной школы ребенок мог свободно разговаривать, понимать
иностранцев и обсуждать с ними разные темы, носящие общий интерес. Важно
убедиться, что учащиеся не только знают, о чем говорят, но и имеют большое
желание говорить на иностранном языке.
Актуальность работы
обусловлена тем фактом, что одним из приоритетных направлений реформирования
современного образования есть достижение качественно нового уровня изучении
базовых учебных предметов, в том числе иностранных языков. Освоение этого
учебного предмета рассматривают как необходимое компонент общекультурного
развития школьника, его уровня образованности, приобщение к мировой культуре и
общечеловеческим ценностям.
Сегодня наиболее острые
проблемы в области обучения связаны с демотивированностью основной массы
школьников, со снижением базовых показателей обученности.
Признавая ведущую роль
мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо представлять себе
способы и приемы ее формирования. Анализ методической литературы показал, что
учителя иностранного языка образовательных учреждений проблеме формирования
мотивов учения уделяют большое внимание. Поэтому актуальность темы работы
обусловлена необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в
школе. Именно мотивация, как учителям, так и учащимся, дает вариант более
творчески относиться к изучению английского языка. Этот вопрос требует
глубокого исследования, изучения, выявления определенных особенностей и учета
процесса обучения иностранному языку.
Проблеме формирования
мотивации посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых
следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как А.И.
Леонтьев, Л.И. Маркова, П.Я. Гальперин, Б.И. Додонов, И.А. Зимняя, Л.С.
Рубенштейн и др. Изучением развития учебной мотиваций на уроках иностранного
языка занимались такие ученные, как И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А.
Зимняя, А.А. Леонтьев, М.В. Ляховицкий и др.
Одним из средств
повешения мотивации к изучении иностранного языка являются инновационные методы
обучения. Использование инновационных методов на уроках иностранного языка
повышает познавательную активность учащихся, позволяет применить
личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию,
способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного
языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и
повышает эффективность обучения и качество образования.
Совершенствованию системы
обучения на основе инновационных методов обучения посвящены труды Ю. К.
Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Т. А. Ильиной, И. Я. Лернера, А.
М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Г. Н. Прозументовой, Г. К. Селевко, М. Н.
Скаткина, И. С. Якиманской и др.
Не смотря на
многочисленные исследования вопросов мотивации к учебной деятельности, в том
числе и на уроках иностранного языка, проблема повышения мотивации изучения
иностранного языка всегда остается актуальной. Сложность иностранного языка,
как учебного предмета, большой объем лексического и грамматического материала,
необходимость выполнять однообразные и зачастую скучные упражнения объясняет
нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета и, как
результат, низкий уровень языковой подготовки в большинстве неязыковых школ.
Объект исследования
– процесс формирования мотивации младших школьников к изучению иностранного
языка.
Предмет исследования
– особенности использования инновационных методов в процессе развития мотивации
младших школьников при обучение говорения на уроках английского языка.
Цель исследования:
разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность
использования инновационных методов в процессе развития мотивации младших
школьников при обучение говорения на уроках английского языка.
Гипотеза исследования:
предположение о том, что развитие мотивации младших школьников при обучение
говорения на уроках английского языка будет более эффективным при использовании
инновационных методов в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и
раскрыть понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности
формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть
особенности использования инновационных методов повышения мотивации младших
школьников при обучение говорения на уроках английского языка.
4. Изучить уровень
сформированности мотивации младших школьников к изучению английского языка.
5. Разработать
учебно-методическое обеспечение повышения мотивации младших школьников при
обучении говорению на уроках английского языка на основе инновационных методов.
6. Проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы по обучению младших школьников
говорению на английском языке на основе инновационных методов повышения
мотивации.
В соответствии с
характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы
исследования:
— теоретический анализ
научно- методологической литературы, психолого- педагогической, педагогической
литературы;
— анализ методик по
изучению учебной мотивации в учебном процессе;
— наблюдение, групповые и
индивидуальные беседы;
— педагогический
эксперимент.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих учёных по
методике обучения иностранным языкам: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, С.Ф.
Шатилова; работы по обучению грамматике Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, Е.А.
Маслыко и др.; работы по использованию новейших образовательных технологий,
выступающих в качестве средств развития иноязычных речевых умений А.Н. Шамова,
П.В. Сысоева и др.
Теоретическая значимость
работы состоит в том, что собранный в ходе исследования материал совершенствует
представление о применении инновационных методов обучения на уроках
иностранного языка с целью развития мотивации к изучению иностранного языка у
детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость
работы: материалы исследования могут быть использованы в
практике преподавания иностранного языка в начальной школе, так как подобранные
задания позволяет добиться успешных результатов при обучение говорения на
уроках английского языка.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Вопросам, касающимся темы
«учебная мотивация», посвящены работы многих отечественных психологов и
педагогов, например проблеме разработки концепций, методик и технологий
формирования учебной мотивации посвящены работы В.Г. Асеева, О.С. Гребенюка,
А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, A.M. Матюшкина, Н.Ф. Талызиной, А.Т. Цветковой,
и др., а вопрос о формировании мотивации учения изучался А.К. Марковой, В.И.
Василевским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным, B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г.С.
Сухобской и др. Этой и другой проблеме связанной с учебной мотивацией посвящены
масштабные исследования, в итоге которых получены важные для общества
результаты, но вопрос о формировании положительной учебной мотивации остается
актуальным и на сегодняшний день.
В данной работе рабочим определением
было взято определение учебной мотивации как процесса, который образуется
непосредственно самим обучающимся в период учебной деятельности, состоящий из
личностных мотивов обучающегося, его целей и установок. Данный процесс
запускает, направляет и поддерживает проявленные усилия обучающегося, которые
были направленны на выполнение учебной деятельности.
Благоприятным периодом
наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является младший
школьный возраст. В соответствии с психологическими исследованиями мотивации
при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на
развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой
деятельности и обладает наибольшей побудительной силой.
Говорение, или
экспрессивная речь – это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять
вместе с аудированием устное вербальное общение. Содержанием говорения является
выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные
лексические, грамматические навыки. Одним из средств обучения иноязычного
говорения являются инновационные методы.
Развитие мотивации к
изучении иностранного языка достигается мною тремя путями: 1) за счёт отбора
материала, соответствующего возрастным интересам учащихся ( познавательная мотивация);
2) благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет
задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в общении
с учителем или сверстниками (коммуникативная мотивация); 3) благодаря чувству
удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны
справиться самостоятельно с заданием учителя ( мотивация успеха).
На основе теоретических
данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ ____. Дальнее по формированию
мотивации к изучения иностранного языка у младших школьников. Исходя из
проведенного анализа УМК и рабочей программы, нами был сделан вывод о том, что
уроки и упражнения в большей мере направлены на формирование различных
компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а формированию мотивации к
изучению уделено в процессе обучения меньшее внимание.
Для проверки
эффективности методики опытно-экспериментальной работы по развитию мотивации
младших школьников к изучению английского языка был проведен педагогический
эксперимент, состоящий из трех этапов – констатирующего, формирующего и
контрольного.
В результате проведения
контрольного этапа было выявлено, что среди учащихся 3-го класса преобладает
низкий уровень мотивации к изучению английского языка. Для учащихся характерно
преимущество социальных мотивов учения, связанных с оценкой со стороны
родителей и учителей. Также отмечено, что они посещают уроки английского языка
преимущественно потому, что так «надо», а не потому, что им это нравится.
В ходе формирующего этапа
были проведены уроки английского языка. Благодаря применению разнообразных форм
и приемов формирования мотивации повысился интерес детей к освоению учебного
материала. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет
позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений
между учителем и учеником. На контрольном этапе исследования результаты
проведенных диагностических методик доказали эффективность разработанного нами
комплекса заданий.
В результате исследования
были выявлены методы работы над развитием учебной мотивации у учащихся на
уроках английского языка: проектный метод, проблемный и системно-деятельностный
методы обучения. Использование проблемного обучения способствует активному
развитию проблемного мышления, способствует воспитанию активной творческой
личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы.
Коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам
научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности,
наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные
особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится
важнее демонстрации языковых знаний
Таким образом, мы можем
сказать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы использования инновационных методов повышения мотивации младших
школьников при обучение говорения на уроках английского языка 1.1. Сущность и характерные
особенности мотивации младших школьников
Существует очень важный в
жизни ребенка момент психологической подготовки к школе – развитие мотивации.
Ребенок может иметь хороший общий кругозор и уметь управлять собою, но, если у
него не сформирована соответствующая мотивация, дело обучения пойдет с трудом.
Такой мотивацией является познавательная мотивация. Далее, это понятие мы более
подробно рассмотрим.
Прежде чем приступить к
исследованию учебной мотивации постараемся дать определения основным понятиям,
связанным с данной темой и необходимым нам для дальнейшей работы: мотив,
мотивация, познание и т.д.
Д.Б. Эльконин утверждает,
что мотив – это «то, что побуждает деятельность человека, ради чего она
совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и
инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы» [69, с. 12].
По мнению Е.С. Усакова,
мотив – это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация)» [61, с. 70].
С.Л. Рубинштейн считает,
что мотив – это предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий
выбор направленности деятельности, ради коего она и осуществляется [54, с. 55].
По мнению М.В. Матюхина,
мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков
личности [43, с. 11].