Магистерский диплом (ВКР) на тему Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоциального выгорания у воспитателей в закрытых учебных заведений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….10
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания воспитателей в закрытых учебных заведениях 17
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке 17
1.2. Причины и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений 31
1.3. Возможности психологического консультирования в профилактике эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений 49
Выводы по Главе 1 60
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей в закрытых учебных заведениях посредством индивидуального консультирования 63
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 63
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 80
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 86
Выводы по Главе 2 92
Заключение 93
Список литературы 94
Введение:
Актуальность исследования. В процессе модернизации российского образования и появления новых тенденций, подчеркивающих значимость личности воспитателя как субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности воспитателя, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию поставленных перед воспитателем профессиональных задач, а с другой – сохранение профессионального здоровья.
Общеизвестно, что педагогическая профессия – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От воспитателя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Структуру профессионально важных качеств воспитателя составляют такие характеристики, как стрессоустойчивость, саморегуляция, чувство такта, эмпатия, эмоциональный контроль. Исследователи (в частности, М.В. Семина и Е.В. Максименко) считают, что для того, чтобы способствовать гармоничному развитию личности обучающихся, воспитатель сам должен представлять собой индивида, способного к регуляции своих эмоций, открыто и честно высказывающего свою точку зрения, доверяющего себе и окружающему миру. Воспитатель, переживающий эмоциональное выгорание, едва ли способен помочь даже себе, не говоря уже о том, чтобы поддерживать и вдохновлять учащихся и коллег. На фоне эмоционального истощения, характерного для выгоревшего специалиста, в профессиональном поведении начинают проявляться черствость, цинизм, пессимизм, пресыщенность, ригидность. Эти характеристики являются однозначным препятсвием для профессионального долголетия и педагогической самореализации. В связи с этим, именно профилактика эмоционального выгорания выступает одной из важнейших целей психологического сопровождения педагогических специалистов. Эффективной профилактике эмоционального выгорания, в свою очередь, способствует ранее выявление признаков эмоционального выгорания. Поэтому психологи подчеркивают необходимость раннего выявления и профилактики профессионального выгорания, которое проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, снижении качества профессиональной деятельности и появлении соматических расстройств.
Исследование влияния стрессогенных факторов и их последствий в профессиональной деятельности педагогов является актуальным, так как знания особенностей проявления дистресса можно использовать с целью профилактики профессионального выгорания воспитателей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Разработанность проблемы исследования. В настоящее время в работах отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко[6.7], Н.Е. Водопьянова [8], К. Маслач [13], В.Е. Орел [18], Г. Фрейденбергер [26] и др.) феномен профессионального выгорания рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека.
Учеными (С.П. Безносовым [5], В.В. Бойко [6], А.Н. Кошелевым [10], М.М. Скугаревской [23] и др.) исследуются особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности.
Различные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания в среде педагогических работников рассматриваются в трудах В.В. Кустовой [12], Р.С. Немова [17], Е.Э. Петровой [19], А.А. Рукавишникова [21], С.М. Шингаева [29] и др.
Особенности психологического консультирования как способа профилактики синдрома эмоционального выгорания раскрыты в исследованиях М.Б.Айви [2], Р. Мэй [16], Е.Г. Бельской [5], С.А. Сытник [25] и др.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать программу индивидуального консультирования как средства профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей в закрытых учебных заведениях.
Объект исследования: процесс профилактики синдром эмоционального выгорания педагогов закрытых учебных заведений.
Предмет исследования: индивидуальное консультирование как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психологическое консультирование воспитателей закрытых учебных заведений будет результативно в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания, если:
— будет реализована серия встреч в форме индивидуального консультирования, построенная в четкой последовательности, в специально отведенное для этого время;
— будут использоваться техники индивидуальной терапии, способные обеспечить восстановление эмоционального баланса, рост ресурсности и стимулирования мотивационной сферы (в частности, песочная терапия);
— будут использоваться техники индивидуального консультирования, ориентированные на развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, самопомощи при стрессе и поддержку позитивного восприятия рабочего процесса.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Проанализировать психологическую литературу и другие различные источники по заявленной проблематике.
2. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
3. Составить диагностический комплекс для изучения синдрома эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений.
4. Изучить и описать актуальный уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений.
5. Спланировать и реализовать программу индивидуальных консультаций воспттателей закрытых учебных заведений для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
6. Исследовать динамику в проявлении синдрома эмоционального выгорания после опытно-экспериментальной работы.
7. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального выгорания;
2. Эмпирические – опрос, тестирование, эксперимент (индивидуальное консультирование);
3. Статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования.
В качестве конкретных психодиагностических методик выбраны: Методика «Определение психического выгорания» А.А Рукавишникова, Методика «Диагностика профессионального выгорания» С. Джексона, К.Маслач в адаптации Н.Е Водопьяновой, Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Е Водопьяновой, М.Штейна0 Тест «Оценка мотивации личности» С.Соловьева
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» (КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя»). Исследование проводилось на педагогах указанного образовательного учреждения в количестве 60 человек в возрасте от 32 до 60 лет. Педагоги были разделены на две равночисленные группы, по 30 человек в каждой (основную и контрольную).
Апробация результатов исследования проводилась в ходе организации и проведения индивидуальных консультаций на базе кабинета психолога КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя». Всего проводилось по 10 индивидуальных консультаций с каждым педагогом из основной группы.
По теме исследования имеются 2 публикации.
Теоретико-методологические основания исследования составили:
— клинический подход к синдрому эмоционального выгорания, обобщивший примеры из врачебной практики, Г. Фройденбергера [16];
— представления К. Маслач [13] о многофакторной сущности эмоционального выгорания как синдрома, сочетающего в себе не только психическое, но и физическое истощение;
— теория В.В. Бойко [8], согласно которой эмоциональное выгорание выступает некой психологической защитой организма в ответ на постоянное воздействие сильных стрессоров;
— исследования С.П. Безносова [6], Э.Ф. Зеера А.А. Реана, О.В. Сергеевой, Э.Э. Сыманюк [5], касающиеся особых условий труда педагогов, обуславливающих риск в отношении формирования синдрома эмоционального выгорания.
Научная новизна исследования. Элемент новизны заключается в проведении обоснования потенциала индивидуального консультирования в вопросе профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытых учебных заведений. Идея комбинирования техник и упражнений в зависимости от индивидуальных потребностей педагога и имеющейся у него стадии эмоционального выгорания является новой для организации консультирования в стенах закрытых учебных заведений.
Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных, которые способны уточнить и детализировать возможности использования индивидуального консультирования в процессе профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в закрытых учебных учреждениях.
Практическая значимость исследования определена возможностями использования материалов работы в следующих целях. Во-первых, полученный теоретический и практический материал может быть использован практикующими психологами образовательных учреждений (в особенности закрытого типа) с целью совершенствования процесса профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Во-вторых, материалы исследования могут использовать студенты-психологи в процессе самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям, при написании учебных исследовательских работ. В-третьих, материалы работы могут быть полезны молодым ученым, разрабатывающим схожую научную проблематику, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1 приведены теоретические основы проведенного исследования. Представлены научные позиции по проблеме феномена эмоционального выгорания. Выявлены и конкретизированы причины и особенности указанного синдрома в среде педагогических специалистов, в частности педагогов закрытых учебных заведений. Раскрыты возможности для использования психологического консультирования в процессе профилактики синдрома эмоционального выгорания, в том числе в условиях закрытых учебных заведений.
В Главе 2 приведены особенности организации и реализации опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Представлена методическая организация исследования. Последовательно приведены результаты констатирующего этапа исследования, суть и характеристики формирующего этапа исследования, сведения, полученные в ходе контрольного этапа исследования. Сформулированы выводы на основе полученной информации.
Заключение представляет собой обобщение основных выводов, полученных в ходе выполнения диссертации, а также перспективы дальнейших исследований.
В Приложениях приведены первичные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования, техники и упражнения, используемые в ходе индивидуального консультирования педагогов основной экспериментальной группы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов в закрытых учебных заведениях
1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке
Такое понятие как «эмоциональное выгорание» вошло в круг проблем, изучаемых психологической наукой, относительно недавно. К исследованию данной проблемы западная и отечественная научная мысль обратились практически одновременно (таблица 1).
Таблица 1 — История подходов к пониманию эмоционального выгорания
автор период основные проявления
Б.Г. Ананьев [3] 90-ые года XX столетия обрисован феномен, который он обозначил как «профессиональное сгорание», и под которым понимал негативное явление, которое формируется у трудящихся «помогающих профессий», а также у тех, кто напрямую взаимодействует с другими людьми
Г. Бредли [9] 1969 году изучил и охарактеризовал близкие состояния, отмечаемые у работников тюрем США
Герберту Фройденбергеру (Н. Freudenberger) [26] 1974год определение феномену: состояние людей, которые занимаются оказанием профессиональной помощи, и поэтому близко общаются и взаимодействуют со своими подопечными, как правило, в тяжелых условиях
Кристины Маслач (C. Maslach) [13] 80-ых годах XX века охарактеризовала «эмоциональное выгорание» уже как синдром, который предполагает истощение как эмоциональное, так и физическое, и сопровождаемое рядом деструктивных изменений личности в профессиональной деятельности:
-исчезновением эмпатии;
— ростом негативного отношения к клиентам (пациентам), а также коллегам по работе;
Заключение:
Заключение
В данной работе проведено теоретическое и экспериментальное исследование психологических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытого учебного заведения. Это проявилось в выяснении сущности синдрома эмоционального выгорания педагогов, определении особенностей их проявления и факторов развития, обосновании критериев и уровней проявления синдрома эмоционального выгорания, а также психологических условий их профилактики и экспериментальной апробации программы индивидуальных консультаций.
1. Теоретический анализ и обобщение научных подходов к пониманию сущности синдрома выгорания личности в целом и педагога закрытого учебного заведения в частности позволяет утверждать, что данный феномен является сложным процессом развития неадаптивного, деструктивного состояния профессионала, работающего в системе «человек-человек», где есть необходимость оценивать и «идеализировать» себя и результаты своей работы, возникающие вследствие несовпадения требований к себе и результатов своей деятельности. Кроме того, синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс, который целесообразно анализировать в таких плоскостях, как: некачественные коммуникативные отношения с другими людьми, самим собой; отрицательный обмен эмоциями, состояниями, переживаниями; негативный обмен действиями, взаимодействиями, другими интеракциями; состояние личности в целом, вызванное нехваткой личных ресурсов и распространяющееся не только на профессиональную деятельность, но и другие сферы ее жизни.
2. Синдром эмоционального выгорания педагога проявляется на разных этапах профессионального развития. Развитие синдрома выгорания педагога детерминировано совокупностью факторов, заложенных в содержании и структуре его профессиональной деятельности и профессиональном развитии: индивидуально-психологические особенности личности, особенности социально-профессиональной среды и исполнение профессиональной роли.
3. Учитывая сложность, многосторонность и сложность развития синдрома эмоционального выгорания педагога, диагностическое исследование данного феномена должно базироваться на двух методологических принципах: субъективном, заключающемся в изучении профессионального развития респондента на основе его самопознания, и объективном, что предполагает изучение признаков синдрома выгорания исследователем, выявление качественных изменений структуры личности по личностно-смысловому, эмоциональному, регулятивному и мотивационному критериям.
Подводя итоги проведенного исследования можно отметить, что в связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» — состояние психики педагога, которое он испытывает — равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению. На развитие «эмоционального выгорания» у педагогов могут влиять группы личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» — это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. Исследования показывают, что к физиологическим признакам эмоционального напряжения и стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов имеет огромную социальную значимость и важность в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как учителя обеспечивают полноценное воспитание, обучение и развитие, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.
Таким образом, по результатам проведенного исследования выдвинутая гипотеза о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, искажение которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание педагога в условиях закрытого учебного заведения, а профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога будет результативной при создании специальных психологических условий по предупреждению и устранению синдрома эмоционального выгорания доказана. Поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены в полном объеме.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы предупреждения синдрома выгорания педагогов. Дальнейшей теоретической и эмпирической проработки требуют вопросы поиска новых подходов и методов психологической диагностики синдрома эмоционального выгорания специалистов в сфере образования, исследования условий эффективной психопрофилактики негативных личностных и профессиональных новообразований, возникающих при длительном выполнении профессиональных функций.
Фрагмент текста работы:
Эти исследования послужили началом последующего изучения сферы эмоционального выгорания. Сам термин «выгорание» оказался очень удачным в прагматическом смысле, так как подходил для описания определённых состояний, наблюдаемых у многих других, работающих в системе профессий «человек-человек».
Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов выгорания -классификация, предложенная голландскими исследователями В. Шауфелли и Д. Энзманном. (рис 1)
Рисунок 1 Классификация симптомов выгорания
Выгорание, согласно исследованиям авторов процессуальной модели, представляет собой динамический процесс, развивающийся во времени по нарастающей. Дж. Гринсбергом была предложена пятиступенчатая модель выгорания [16, с 3-9.]:
Таблица 2 — Пятиступенчатая модель выгорания
Стадии Содержание
Первая стадия («медовый месяц»). специалист, как правило, доволен своей работой, относится к своим рабочим обязанностям с энтузиазмом
Вторая стадия («недостаток топлива»). характеризуется появлением усталости и апатии, могут возникнуть проблемы со сном
Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная рабата приводит к опустошению, усталости, обострённой злобе, раздражительности, чувству подавленности
Четвертая стадия (кризис). развиваются хронические заболевания, и человек может частично или полностью утратить работоспособность
Пятая стадия («пробивание стены»). физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний
К. Шернис выделяет три стадии профессионального выгорания[6, с. 24-30, с. 25].
Таблица 3 — три стадии профессионального выгорания
Стадия Характеристика
Первая стадия дисбалансом между ресурсами и требованиями среды
Вторая стадия краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение
Третья стадия изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения
Ведущей фактором возникновения выгорания, с точки зрения К. Шернис, является адекватность выбранного субъектом способа преодоления стресса [7, с. 114].
Выгорание понимается либо как некий комплекс относительно независимых друг от друга симптомов, которые объединяются в более крупные блоки, либо как процесс, сопутствующий профессиональному развитию человека и имеющий стадиальный характер [8, с 89].
При этом каждый ученый предлагал собственное определение термина «выгорания», наделяя его своими уникальными критериями, расширяя его границы, что привело к тому, что круг феноменов, понимаемых под «выгоранием», значительно расширился, что, в свою очередь, вело к угрозе утраты всего его смысла. Нехватка общей концептуальной модели влекла за собой трансформацию подхода к исследованию феномена «эмоционального выгорания», а также потребность во внедрении в систему уже проведенных экспериментальных исследований. Однако, новый период исследования принес с собой так же и новые научные методы, которые дополнили разнообразные научные концепции. Наряду с этим были предложены стандартизированные методики, которые дали возможность как выявлять «эмоциональное выгорание», так и определять его структуру, а также причины его формирования