Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоциального выгорания у воспитателей в закрытых учебных заведений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение………………………………………………………………………….10

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания воспитателей в закрытых учебных заведениях 17

1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке 17

1.2. Причины и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений 31

1.3. Возможности психологического консультирования в профилактике эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений 49

Выводы по Главе 1 60

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей в закрытых учебных заведениях посредством индивидуального консультирования 63

2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 63

2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 80

2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 86

Выводы по Главе 2 92

Заключение 93

Список литературы 94

  

Введение:

 


Актуальность исследования. В процессе модернизации российского образования и появления новых тенденций, подчеркивающих значимость личности воспитателя как субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности воспитателя, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию поставленных перед воспитателем профессиональных задач, а с другой – сохранение профессионального здоровья.

Общеизвестно, что педагогическая профессия – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От воспитателя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Структуру профессионально важных качеств воспитателя составляют такие характеристики, как стрессоустойчивость, саморегуляция, чувство такта, эмпатия, эмоциональный контроль. Исследователи (в частности, М.В. Семина и Е.В. Максименко) считают, что для того, чтобы способствовать гармоничному развитию личности обучающихся, воспитатель сам должен представлять собой индивида, способного к регуляции своих эмоций, открыто и честно высказывающего свою точку зрения, доверяющего себе и окружающему миру. Воспитатель, переживающий эмоциональное выгорание, едва ли способен помочь даже себе, не говоря уже о том, чтобы поддерживать и вдохновлять учащихся и коллег. На фоне эмоционального истощения, характерного для выгоревшего специалиста, в профессиональном поведении начинают проявляться черствость, цинизм, пессимизм, пресыщенность, ригидность. Эти характеристики являются однозначным препятсвием для профессионального долголетия и педагогической самореализации. В связи с этим, именно профилактика эмоционального выгорания выступает одной из важнейших целей психологического сопровождения педагогических специалистов. Эффективной профилактике эмоционального выгорания, в свою очередь, способствует ранее выявление признаков эмоционального выгорания. Поэтому психологи подчеркивают необходимость раннего выявления и профилактики профессионального выгорания, которое проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, снижении качества профессиональной деятельности и появлении соматических расстройств.

Исследование влияния стрессогенных факторов и их последствий в профессиональной деятельности педагогов является актуальным, так как знания особенностей проявления дистресса можно использовать с целью профилактики профессионального выгорания воспитателей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Разработанность проблемы исследования. В настоящее время в работах отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко[6.7], Н.Е. Водопьянова [8], К. Маслач [13], В.Е. Орел [18], Г. Фрейденбергер [26] и др.) феномен профессионального выгорания рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека.

Учеными (С.П. Безносовым [5], В.В. Бойко [6], А.Н. Кошелевым [10], М.М. Скугаревской [23] и др.) исследуются особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности.

Различные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания в среде педагогических работников рассматриваются в трудах В.В. Кустовой [12], Р.С. Немова [17], Е.Э. Петровой [19], А.А. Рукавишникова [21], С.М. Шингаева [29] и др.

Особенности психологического консультирования как способа профилактики синдрома эмоционального выгорания раскрыты в исследованиях М.Б.Айви [2], Р. Мэй [16], Е.Г. Бельской [5], С.А. Сытник [25] и др.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать программу индивидуального консультирования как средства профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей в закрытых учебных заведениях.

Объект исследования: процесс профилактики синдром эмоционального выгорания педагогов закрытых учебных заведений.

Предмет исследования: индивидуальное консультирование как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психологическое консультирование воспитателей закрытых учебных заведений будет результативно в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания, если:

— будет реализована серия встреч в форме индивидуального консультирования, построенная в четкой последовательности, в специально отведенное для этого время;

— будут использоваться техники индивидуальной терапии, способные обеспечить восстановление эмоционального баланса, рост ресурсности и стимулирования мотивационной сферы (в частности, песочная терапия);

— будут использоваться техники индивидуального консультирования, ориентированные на развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, самопомощи при стрессе и поддержку позитивного восприятия рабочего процесса.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Проанализировать психологическую литературу и другие различные источники по заявленной проблематике.

2. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.

3. Составить диагностический комплекс для изучения синдрома эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений.

4. Изучить и описать актуальный уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания у воспитателей закрытых учебных заведений.

5. Спланировать и реализовать программу индивидуальных консультаций воспттателей закрытых учебных заведений для профилактики синдрома эмоционального выгорания.

6. Исследовать динамику в проявлении синдрома эмоционального выгорания после опытно-экспериментальной работы.

7. Обобщить результаты исследования.

Методы исследования:

1. Теоретические – анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального выгорания;

2. Эмпирические – опрос, тестирование, эксперимент (индивидуальное консультирование);

3. Статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования.

В качестве конкретных психодиагностических методик выбраны: Методика «Определение психического выгорания» А.А Рукавишникова, Методика «Диагностика профессионального выгорания» С. Джексона, К.Маслач в адаптации Н.Е Водопьяновой, Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Е Водопьяновой, М.Штейна0 Тест «Оценка мотивации личности» С.Соловьева

Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» (КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя»). Исследование проводилось на педагогах указанного образовательного учреждения в количестве 60 человек в возрасте от 32 до 60 лет. Педагоги были разделены на две равночисленные группы, по 30 человек в каждой (основную и контрольную).

Апробация результатов исследования проводилась в ходе организации и проведения индивидуальных консультаций на базе кабинета психолога КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя». Всего проводилось по 10 индивидуальных консультаций с каждым педагогом из основной группы.

По теме исследования имеются 2 публикации.

Теоретико-методологические основания исследования составили:

— клинический подход к синдрому эмоционального выгорания, обобщивший примеры из врачебной практики, Г. Фройденбергера [16];

— представления К. Маслач [13] о многофакторной сущности эмоционального выгорания как синдрома, сочетающего в себе не только психическое, но и физическое истощение;

— теория В.В. Бойко [8], согласно которой эмоциональное выгорание выступает некой психологической защитой организма в ответ на постоянное воздействие сильных стрессоров;

— исследования С.П. Безносова [6], Э.Ф. Зеера А.А. Реана, О.В. Сергеевой, Э.Э. Сыманюк [5], касающиеся особых условий труда педагогов, обуславливающих риск в отношении формирования синдрома эмоционального выгорания.

Научная новизна исследования. Элемент новизны заключается в проведении обоснования потенциала индивидуального консультирования в вопросе профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытых учебных заведений. Идея комбинирования техник и упражнений в зависимости от индивидуальных потребностей педагога и имеющейся у него стадии эмоционального выгорания является новой для организации консультирования в стенах закрытых учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных, которые способны уточнить и детализировать возможности использования индивидуального консультирования в процессе профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в закрытых учебных учреждениях.

Практическая значимость исследования определена возможностями использования материалов работы в следующих целях. Во-первых, полученный теоретический и практический материал может быть использован практикующими психологами образовательных учреждений (в особенности закрытого типа) с целью совершенствования процесса профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Во-вторых, материалы исследования могут использовать студенты-психологи в процессе самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям, при написании учебных исследовательских работ. В-третьих, материалы работы могут быть полезны молодым ученым, разрабатывающим схожую научную проблематику, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений.

Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В Главе 1 приведены теоретические основы проведенного исследования. Представлены научные позиции по проблеме феномена эмоционального выгорания. Выявлены и конкретизированы причины и особенности указанного синдрома в среде педагогических специалистов, в частности педагогов закрытых учебных заведений. Раскрыты возможности для использования психологического консультирования в процессе профилактики синдрома эмоционального выгорания, в том числе в условиях закрытых учебных заведений.

В Главе 2 приведены особенности организации и реализации опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Представлена методическая организация исследования. Последовательно приведены результаты констатирующего этапа исследования, суть и характеристики формирующего этапа исследования, сведения, полученные в ходе контрольного этапа исследования. Сформулированы выводы на основе полученной информации.

Заключение представляет собой обобщение основных выводов, полученных в ходе выполнения диссертации, а также перспективы дальнейших исследований.

В Приложениях приведены первичные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования, техники и упражнения, используемые в ходе индивидуального консультирования педагогов основной экспериментальной группы.



Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов в закрытых учебных заведениях

1.1. Феномен эмоционального выгорания в психологической науке

Такое понятие как «эмоциональное выгорание» вошло в круг проблем, изучаемых психологической наукой, относительно недавно. К исследованию данной проблемы западная и отечественная научная мысль обратились практически одновременно (таблица 1).

Таблица 1 — История подходов к пониманию эмоционального выгорания

автор период основные проявления

Б.Г. Ананьев [3] 90-ые года XX столетия обрисован феномен, который он обозначил как «профессиональное сгорание», и под которым понимал негативное явление, которое формируется у трудящихся «помогающих профессий», а также у тех, кто напрямую взаимодействует с другими людьми

Г. Бредли [9] 1969 году изучил и охарактеризовал близкие состояния, отмечаемые у работников тюрем США

Герберту Фройденбергеру (Н. Freudenberger) [26] 1974год определение феномену: состояние людей, которые занимаются оказанием профессиональной помощи, и поэтому близко общаются и взаимодействуют со своими подопечными, как правило, в тяжелых условиях

Кристины Маслач (C. Maslach) [13] 80-ых годах XX века охарактеризовала «эмоциональное выгорание» уже как синдром, который предполагает истощение как эмоциональное, так и физическое, и сопровождаемое рядом деструктивных изменений личности в профессиональной деятельности:

-исчезновением эмпатии;

— ростом негативного отношения к клиентам (пациентам), а также коллегам по работе;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

В данной работе проведено теоретическое и экспериментальное исследование психологических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытого учебного заведения. Это проявилось в выяснении сущности синдрома эмоционального выгорания педагогов, определении особенностей их проявления и факторов развития, обосновании критериев и уровней проявления синдрома эмоционального выгорания, а также психологических условий их профилактики и экспериментальной апробации программы индивидуальных консультаций.

1. Теоретический анализ и обобщение научных подходов к пониманию сущности синдрома выгорания личности в целом и педагога закрытого учебного заведения в частности позволяет утверждать, что данный феномен является сложным процессом развития неадаптивного, деструктивного состояния профессионала, работающего в системе «человек-человек», где есть необходимость оценивать и «идеализировать» себя и результаты своей работы, возникающие вследствие несовпадения требований к себе и результатов своей деятельности. Кроме того, синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс, который целесообразно анализировать в таких плоскостях, как: некачественные коммуникативные отношения с другими людьми, самим собой; отрицательный обмен эмоциями, состояниями, переживаниями; негативный обмен действиями, взаимодействиями, другими интеракциями; состояние личности в целом, вызванное нехваткой личных ресурсов и распространяющееся не только на профессиональную деятельность, но и другие сферы ее жизни.

2. Синдром эмоционального выгорания педагога проявляется на разных этапах профессионального развития. Развитие синдрома выгорания педагога детерминировано совокупностью факторов, заложенных в содержании и структуре его профессиональной деятельности и профессиональном развитии: индивидуально-психологические особенности личности, особенности социально-профессиональной среды и исполнение профессиональной роли.

3. Учитывая сложность, многосторонность и сложность развития синдрома эмоционального выгорания педагога, диагностическое исследование данного феномена должно базироваться на двух методологических принципах: субъективном, заключающемся в изучении профессионального развития респондента на основе его самопознания, и объективном, что предполагает изучение признаков синдрома выгорания исследователем, выявление качественных изменений структуры личности по личностно-смысловому, эмоциональному, регулятивному и мотивационному критериям.

Подводя итоги проведенного исследования можно отметить, что в связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» — состояние психики педагога, которое он испытывает — равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению. На развитие «эмоционального выгорания» у педагогов могут влиять группы личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» — это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. Исследования показывают, что к физиологическим признакам эмоционального напряжения и стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов имеет огромную социальную значимость и важность в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как учителя обеспечивают полноценное воспитание, обучение и развитие, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Таким образом, по результатам проведенного исследования выдвинутая гипотеза о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, искажение которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание педагога в условиях закрытого учебного заведения, а профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога будет результативной при создании специальных психологических условий по предупреждению и устранению синдрома эмоционального выгорания доказана. Поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены в полном объеме.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы предупреждения синдрома выгорания педагогов. Дальнейшей теоретической и эмпирической проработки требуют вопросы поиска новых подходов и методов психологической диагностики синдрома эмоционального выгорания специалистов в сфере образования, исследования условий эффективной психопрофилактики негативных личностных и профессиональных новообразований, возникающих при длительном выполнении профессиональных функций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Эти исследования послужили началом последующего изучения сферы эмоционального выгорания. Сам термин «выгорание» оказался очень удачным в прагматическом смысле, так как подходил для описания определённых состояний, наблюдаемых у многих других, работающих в системе профессий «человек-человек».

Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов выгорания -классификация, предложенная голландскими исследователями В. Шауфелли и Д. Энзманном. (рис 1)

Рисунок 1 Классификация симптомов выгорания

Выгорание, согласно исследованиям авторов процессуальной модели, представляет собой динамический процесс, развивающийся во времени по нарастающей. Дж. Гринсбергом была предложена пятиступенчатая модель выгорания [16, с 3-9.]:

Таблица 2 — Пятиступенчатая модель выгорания

Стадии Содержание

Первая стадия («медовый месяц»). специалист, как правило, доволен своей работой, относится к своим рабочим обязанностям с энтузиазмом

Вторая стадия («недостаток топлива»). характеризуется появлением усталости и апатии, могут возникнуть проблемы со сном

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная рабата приводит к опустошению, усталости, обострённой злобе, раздражительности, чувству подавленности

Четвертая стадия (кризис). развиваются хронические заболевания, и человек может частично или полностью утратить работоспособность

Пятая стадия («пробивание стены»). физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний

К. Шернис выделяет три стадии профессионального выгорания[6, с. 24-30, с. 25].

Таблица 3 — три стадии профессионального выгорания

Стадия Характеристика

Первая стадия дисбалансом между ресурсами и требованиями среды

Вторая стадия краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение

Третья стадия изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения

Ведущей фактором возникновения выгорания, с точки зрения К. Шернис, является адекватность выбранного субъектом способа преодоления стресса [7, с. 114].

Выгорание понимается либо как некий комплекс относительно независимых друг от друга симптомов, которые объединяются в более крупные блоки, либо как процесс, сопутствующий профессиональному развитию человека и имеющий стадиальный характер [8, с 89].

При этом каждый ученый предлагал собственное определение термина «выгорания», наделяя его своими уникальными критериями, расширяя его границы, что привело к тому, что круг феноменов, понимаемых под «выгоранием», значительно расширился, что, в свою очередь, вело к угрозе утраты всего его смысла. Нехватка общей концептуальной модели влекла за собой трансформацию подхода к исследованию феномена «эмоционального выгорания», а также потребность во внедрении в систему уже проведенных экспериментальных исследований. Однако, новый период исследования принес с собой так же и новые научные методы, которые дополнили разнообразные научные концепции. Наряду с этим были предложены стандартизированные методики, которые дали возможность как выявлять «эмоциональное выгорание», так и определять его структуру, а также причины его формирования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы