Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоциального выгорания у преподавателей в закрытых учебных заведений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Реферат. 4

Введение. 12

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

1.1. Феномен эмоционального
выгорания в психологической науке. 19

1.2. Причины и особенности
проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных
заведений. 38

1.3. Возможности психологического
консультирования в профилактике эмоционального выгорания у педагогов закрытых
учебных заведений. 61

Выводы по Главе I 71

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

2.1. Методическая организация
исследования. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение. 74

2.2. Организация и проведение
формирующего эксперимента. 107

2.3. Результаты формирующего
эксперимента и их обсуждение. 133

Выводы по Главе II 141

Заключение. 145

Библиографический список. 148

Приложения  161

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
В процессе модернизации российского образования и появления новых тенденций,
подчеркивающих значимость личности педагога как субъекта педагогического
процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых
качеств личности педагога, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию
поставленных перед педагогом профессиональных задач, а с другой – сохранение
профессионального здоровья.

Общеизвестно,
что педагогическая профессия – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее
реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические
ресурсы. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение
педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим
тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению
нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических
расстройств, психосоматических заболеваний.

Структуру
профессионально важных качеств педагога составляют такие характеристики, как
стрессоустойчивость, саморегуляция, чувство такта, эмпатия, эмоциональный
контроль. Исследователи, в частности (в частности, Е. В. Максименко и М. В. Семина [89] считают, что для
того, чтобы способствовать гармоничному развитию личности обучающихся, педагог
сам должен представлять собой индивида, способного к регуляции своих эмоций,
открыто и честно высказывающего свою точку зрения, доверяющего себе и
окружающему миру. Педагог, переживающий эмоциональное выгорание, едва ли
способен помочь даже себе, не говоря уже о том, чтобы поддерживать и
вдохновлять учащихся и коллег. На фоне эмоционального истощения, характерного
для выгоревшего специалиста, в профессиональном поведении начинают проявляться
черствость, цинизм, пессимизм, пресыщенность, ригидность. Эти характеристики
являются однозначным препятствием для профессионального долголетия и
педагогической самореализации. В связи с этим, именно профилактика
эмоционального выгорания выступает одной из важнейших целей психологического
сопровождения педагогических специалистов. Эффективной профилактике
эмоционального выгорания, в свою очередь, способствует ранее выявление
признаков эмоционального выгорания. Поэтому психологи подчеркивают
необходимость раннего выявления и профилактики профессионального выгорания,
которое проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности,
снижении качества профессиональной деятельности и появлении соматических
расстройств.

Исследование
влияния стрессогенных факторов и их последствий в профессиональной деятельности
педагогов является актуальным, так как знания особенностей проявления дистресса
можно использовать с целью профилактики профессионального выгорания
воспитателей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного
процесса.

Разработанность проблемы
исследования. В настоящее время в работах отечественных
и зарубежных психологов (В. В. Бойко [13], Н. Е. Водопьянова [22], К. Маслач [56], В. Е. Орел [68], Г. Фрейденбергер [118] и др.) феномен
профессионального выгорания рассматривается преимущественно в аспекте
профессиональной деятельности человека.

Учеными
С. П. Безносовым [10], В. В. Бойко [13], А. Н. Кошелевым [44], М. М. Скугаревской [94] и др.
исследуются особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении
устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их
профессиональной деятельности.

Различные
аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания в среде педагогических
работников рассматриваются в трудах А. В. Ажиева [1], Ю. Н. Казакова [36], И. А. Кураповой [46], В. В. Кустовой [48], Р. С. Немова [64], Е. Э. Петровой [69], А. А. Рукавишникова [82], М. В. Семиной [89], С. М. Шингаева [113] и др.

Особенности
психологического консультирования как способа профилактики синдрома
эмоционального выгорания раскрыты в исследованиях М. Б. Айви [2], Е. Г. Бельской [11], Р. Мэй [61], С. А. Сытник [102] и др.

Цель исследования:
теоретически обосновать, составить и реализовать программу индивидуального
консультирования как средства профилактики синдрома эмоционального выгорания у
педагогов в закрытых учебных заведениях.

Объект исследования:
процесс профилактики синдром эмоционального выгорания педагогов закрытых
учебных заведений.

Предмет исследования:
индивидуальное консультирование как средство профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что психологическое консультирование педагогов закрытых
учебных заведений будет результативно в целях профилактики синдрома
эмоционального выгорания, если:


будет реализована серия встреч в форме индивидуального консультирования,
построенная в четкой последовательности, в специально отведенное для этого
время;


будут использоваться техники индивидуальной терапии, способные обеспечить
восстановление эмоционального баланса, рост ресурсности и стимулирования
мотивационной сферы (в частности, песочная терапия);


будут использоваться техники индивидуального консультирования, ориентированные
на развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, самопомощи при стрессе и
поддержку позитивного восприятия рабочего процесса.

Объект,
предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения
следующего перечня задач:

1. Проанализировать психологическую
литературу и другие различные источники по заявленной проблематике.

2. Изучить возможные варианты консультативной
работы и адаптировать их к целевой группе исследования.

3. Составить диагностический комплекс для
изучения синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных
заведений.

4. Изучить и описать актуальный уровень
выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов закрытых учебных
заведений.

5. Спланировать и реализовать программу
индивидуальных консультаций педагогов закрытых учебных заведений для
профилактики синдрома эмоционального выгорания.

6. Исследовать динамику в проявлении синдрома
эмоционального выгорания после опытно-экспериментальной работы.

7. Обобщить результаты исследования.

Методы исследования:

1. Теоретические – анализ психологической,
психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования;
обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального
выгорания;

2. Эмпирические – опрос, тестирование,
эксперимент (индивидуальное консультирование);

3. Статистические – качественный и
количественный анализ результатов исследования.

В
качестве конкретных психодиагностических
методик выбраны: методика определения эмоционального выгорания (А. А. Рукавишников);
опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой; опросник «Потери и
приобретения персональных ресурсов» (ОППР) (Н. Е. Водопьянова,
М. Штейн); методика оценки мотивации личности С. С. Соловьева.

Экспериментальная база исследования:
исследование было проведено на базе краевого государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени
А. И. Лебедя» (КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени
А. И. Лебедя»). Выборку респондентов констатирующего этапа
эксперимента составили педагоги указанного образовательного учреждения в
количестве 29 человек в возрасте от 21 до 60 лет. Выборка экспериментальной
группы респондентов проводилась по результатам констатирующего этапа и
составила 9 педагогов, у которых был выявлен высокий и средний уровень
выгорания.

Апробация результатов исследования
проводилась в ходе организации и проведения индивидуальных консультаций на базе
кабинета психолога КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени
А. И. Лебедя». Всего было проведено по 10 индивидуальных консультаций
с каждым педагогом из экспериментальной группы.

По
теме исследования имеются 2 публикации.

Теоретико-методологические основания
исследования составили:


клинический подход к синдрому эмоционального выгорания, обобщивший примеры из
врачебной практики Г. Фройденбергера [29];


представления К. Маслач о многофакторной сущности эмоционального выгорания
как синдрома, сочетающего в себе не только психическое, но и физическое
истощение [56];


теория В. В. Бойко, согласно которой эмоциональное выгорание
выступает некой психологической защитой организма в ответ на постоянное
воздействие сильных стрессоров [13];


исследования С. П. Безносова [10], Э. Ф. Зеера [31], А. А. Реана [75], О. В. Сергеевой [90], Э. Э. Сыманюк [101], касающиеся особых условий
труда педагогов, обуславливающих риск в отношении формирования синдрома
эмоционального выгорания.

Научная новизна исследования.
Элемент новизны заключается в проведении обоснования потенциала индивидуального
консультирования в вопросе профилактики синдрома эмоционального выгорания
педагогов закрытых учебных заведений. Идея комбинирования техник и упражнений в
зависимости от индивидуальных потребностей педагога и имеющейся у него стадии
эмоционального выгорания является новой для организации консультирования в
стенах закрытых учебных заведений.

Теоретическая значимость
исследования состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных,
которые способны уточнить и детализировать возможности использования
индивидуального консультирования в процессе профилактики и преодоления синдрома
эмоционального выгорания у педагогов, работающих в закрытых учебных
учреждениях.

Практическая значимость
исследования определена возможностями использования материалов работы в
следующих целях. Во-первых, полученный теоретический и практический материал
может быть использован практикующими психологами образовательных учреждений (в
особенности закрытого типа) с целью совершенствования процесса профилактики
синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Во-вторых, материалы
исследования могут использовать студенты-психологи в процессе самоподготовки к
тематическим практическим и семинарским занятиям, при написании учебных
исследовательских работ. В-третьих, материалы работы могут быть полезны молодым
ученым, разрабатывающим схожую научную проблематику, с целью систематизации и
обобщения эмпирических сведений.

Структура диссертации:
работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и
приложения.

Во
Введении обоснована актуальность
выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи
исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и
практическая значимость исследования.

В
Главе 1 приведены теоретические
основы проведенного исследования. Представлены научные позиции по проблеме
феномена эмоционального выгорания. Выявлены и конкретизированы причины и
особенности указанного синдрома в среде педагогических специалистов, в
частности педагогов закрытых учебных заведений. Раскрыты возможности для
использования психологического консультирования в процессе профилактики
синдрома эмоционального выгорания, в том числе в условиях закрытых учебных
заведений.

В
Главе 2 приведены особенности
организации и реализации опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
Представлена методическая организация исследования. Последовательно приведены
результаты констатирующего этапа исследования, суть и характеристики
формирующего этапа исследования, сведения, полученные в ходе контрольного этапа
исследования. Сформулированы выводы на основе полученной информации.

Заключение
представляет собой обобщение основных выводов, полученных в ходе выполнения
диссертации, а также перспективы дальнейших исследований.

В
Приложениях приведены первичные
результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования,
техники и упражнения, используемые в ходе индивидуального консультирования
педагогов основной экспериментальной группы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
дипломной работе проведено теоретическое и экспериментальное исследование
психологических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов
закрытого учебного заведения. Это проявилось в выяснении сущности синдрома эмоционального
выгорания педагогов, определении особенностей их проявления и факторов
развития, обосновании критериев и уровней проявления синдрома эмоционального выгорания,
а также психологических условий их профилактики и экспериментальной апробации
программы индивидуальных консультаций.

1.
Теоретический анализ и обобщение научных подходов к пониманию сущности синдрома
выгорания личности в целом и педагога закрытого учебного заведения в частности
позволяет утверждать, что данный феномен является сложным процессом развития
неадаптивного, деструктивного состояния профессионала, работающего в системе
«человек-человек», где есть необходимость оценивать и «идеализировать» себя и
результаты своей работы, возникающие вследствие несовпадения требований к себе
и результатов своей деятельности. Кроме того, синдром эмоционального выгорания
представляет собой процесс, который целесообразно анализировать в таких
плоскостях, как: некачественные коммуникативные отношения с другими людьми,
самим собой; отрицательный обмен эмоциями, состояниями, переживаниями;
негативный обмен действиями, взаимодействиями, другими интеракциями; состояние
личности в целом, вызванное нехваткой личных ресурсов и распространяющееся не
только на профессиональную деятельность, но и другие сферы ее жизни.

2.
Синдром эмоционального выгорания педагога проявляется
на разных этапах профессионального развития. Развитие синдрома выгорания педагога
детерминировано совокупностью факторов, заложенных в содержании и структуре его
профессиональной деятельности и профессиональном развитии:
индивидуально-психологические особенности личности, особенности
социально-профессиональной среды и исполнение профессиональной роли. 3.
Учитывая сложность, многосторонность и сложность развития синдрома
эмоционального выгорания педагога, диагностическое исследование данного
феномена должно базироваться на двух методологических принципах: субъективном,
заключающемся в изучении профессионального развития респондента на основе его
самопознания, и объективном, что предполагает изучение признаков синдрома
выгорания исследователем, выявление качественных изменений структуры личности
по личностно-смысловому, эмоциональному, регулятивному и мотивационному
критериям.

4.
По результатам экспериментального исследования
определены критерии и уровни синдрома эмоционального выгорания педагогов,
которые проявляются на низком, среднем и высоком уровнях развитости, а именно:
личностно-смысловой критерий, как гармоничность Я-концепции личности; эмоциональный
критерий как устойчиво адекватное эмоциональное отношение к окружающей
действительности; регулятивный критерий, как уровень профессионального
выгорания; мотивационный критерий, как стремление к самореализации и
самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Выявление синдрома
эмоционального выгорания педагогов на среднем и высоком уровнях развития по
соответствующим критериям обусловило необходимость определения, обоснования и
реализации психологических условий их профилактики в процессе проведения
индивидуальных консультаций. 5.
Психологическими условиями, обеспечивающими успешную
профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов закрытого учебного
заведения определены: гармонизация профессиональной Я-концепции педагогов,
определяющая содержание их профессионального развития, темп, успешность
овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное
сообщество путем нивелирования деструктивной установки; активизация механизмов
профессиональной самоорганизации педагогов благодаря созданию рефлексивной психолого-обучающей
и коррекционно-адаптационной среды в учебном заведении.

6. Экспериментальная проверка
эффективности определенных психологических условий профилактики синдрома
выгорания педагогов осуществлена через внедрение программы индивидуальных
консультаций, что отражает общие и специфические принципы реализации с
указанием форм и методов работы. Положительная динамика уровней развития всех
выделенных критериев синдрома эмоционального выгорания по результатам апробации
профилактической программы индивидуальных консультаций преодоления развития
синдрома эмоционального выгорания педагогов свидетельствует об эффективности и
целесообразности внедрения в учебно-образовательный процесс закрытых учебных
заведений определенных психологических условий.

Таким образом, по результатам
проведенного исследования выдвинутая гипотеза о том, что существует ряд
индивидуально-личностных факторов, искажение которых оказывают влияние на
эмоциональное выгорание педагога в условиях закрытого учебного заведения, а профилактика
синдрома эмоционального выгорания педагога будет результативной при создании
специальных психологических условий по предупреждению и устранению синдрома
эмоционального выгорания доказана. Поставленная цель исследования достигнута,
задачи выполнены в полном объеме.

Данное исследование не
исчерпывает всех аспектов проблемы предупреждения синдрома выгорания педагогов.
Дальнейшей теоретической и эмпирической проработки требуют вопросы поиска новых
подходов и методов психологической диагностики синдрома эмоционального
выгорания специалистов в сфере образования, исследования условий эффективной психопрофилактики
негативных личностных и профессиональных новообразований, возникающих при
длительном выполнении профессиональных функций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов в закрытых учебных
заведениях 1.1.
Феномен эмоционального выгорания в психологической науке Такое
понятие как «эмоциональное выгорание» вошло в круг проблем, изучаемых
психологической наукой, относительно недавно. К исследованию данной проблемы
западная и отечественная научная мысль обратились практически одновременно:


Б. Г. Ананьевым в 1968 году был обрисован феномен, который он обозначил
как «профессиональное сгорание», и под которым понимал негативное явление,
которое формируется у трудящихся «помогающих профессий», а также у тех, кто
напрямую взаимодействует с другими людьми [5];


Г. Бредли в 1969 году изучил и охарактеризовал близкие состояния,
отмечаемые у работников тюрем США [34].

Тем
не менее, авторство термина «эмоциональное выгорание («burnout») принадлежит
Герберту Фройденбергеру работавшему в США, и давшему такое определение этому
феномену: состояние людей, которые занимаются оказанием профессиональной
помощи, и поэтому близко общаются и взаимодействуют со своими подопечными, как правило,
в тяжелых условиях [118].

Следующий
этап исследования этой научной проблемы связан с исследованиями Кристины Маслач
(C. Maslach), которая охарактеризовала «эмоциональное выгорание» уже как
синдром, который предполагает истощение как эмоциональное, так и физическое, и
сопровождаемое рядом деструктивных изменений личности в профессиональной
деятельности [56]. К таким изменениям К. Маслач относит:


исчезновение эмпатии;


рост негативного отношения к клиентам (пациентам), а также коллегам по работе;


отрицательное отношение к профессиональной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы