Магистерский диплом (ВКР) на тему Игровая терапия как средство развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОНР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ 8
1.1 Развитие коммуникативной компетентности у детей
дошкольного возраста 8
1.2 Особенности коммуникативной компетентности у детей с
ОНР. 32
1.3 Развитие коммуникативной компетентности средствами
игровой терапии 45
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 55
2.1 Описание процедуры исследования. 55
2.2 Результаты исследования коммуникативной компетентности
у детей с ОНР 64
2.3 Проект развития коммуникативной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игровой терапии. 67
2.4 Результаты контрольного среза. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 80
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 85
Введение:
Актуальность
исследования. Становление связной речи дошкольников
является одним из самых важных факторов, которые оказывают влияние на
становление всей личности ребенка старшего дошкольного возраста. Степень речевого
развития дошкольников во многом определяет уровень сформированности у них
социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков
и знаний, являющихся основой личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И.
Лисина, А.Г. Рузская и др.).
Весомым достижением
дошкольника является овладение связной речью и использование ее в качестве
средства познания и способа осуществления коммуникации. Главная задача в
процессе речевого развития старшего дошкольника – это овладение языковыми
средствами общения: словарным запасом; грамматическим строем языка,
практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно,
последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
У детей с ОНР отмечается
наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования
отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых
средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова,
Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).
Все отмеченное выше
существенно влияет на развитие коммуникативной компетентности у детей с общим
недоразвитием речи.
Ученые рассматривают
общение как непосредственный межличностный контакт, во время которого
происходит обмен индивидуально-личностным содержанием, обусловленный
потребностью человека в общении и коммуникации. Актуальная задача современной
дошкольной лингводидактики заключается в обеспечении связи между обучением
детей родному языку и развитием их коммуникативных умений. В работах Л.С.
Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной общение
рассматривается как специфическая коммуникативная деятельность детей
дошкольного возраста, которая имеет свою структуру, возрастные особенности
развития, свои формы и средства. Для своевременного и полноценного развития
речи необходимо обогащать содержание потребности ребенка в общении.
Проблема формирования
коммуникативных умений интересовала таких исследователей, как Б.Г. Ананьев,
Л.Н. Галигузова, Р.Э. Кодермятов, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев и многие
другие.
С рождения ребенка его
общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в
стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью
саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим
людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека
позволяет выявить, как он воспринимает данную личность, способствует
формированию самооценки, и, в конечном счете, образа «Я».
Проблема общения и
взаимодействия между людьми не теряет своей актуальности на протяжении многих
лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает.
Изменения, которые происходят в обществе на современном этапе его развития,
порождают новые требования к системе образования и воспитания подрастающего
поколения. Определяя условия развития личности каждого ребенка, надо стремиться
найти способы улучшения его положения в коллективе, выявляя причины, от которых
оно зависит. Необходимо изучать группы детей, заниматься коррекцией поведения,
коррекцией отношения к ним сверстников. Это уменьшит количество детей с
асоциальным поведением и поможет детям с ОНР чувствовать положительные эмоции в
коллективе, иметь высокий статус среди сверстников. Всем вышеизложенным и
обусловлена актуальность данного исследования.
Одним из эффективных
средств развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР считаем
игровую терапию.
Игровая терапия как метод
коррекции и развивающей работы с детьми впервые появилась в пределах
психоаналитического подхода в психологической практике как альтернатива
психоаналитической работе со взрослыми. Термин «игровая терапия» связывают с ее
учредителями (М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут), которые применяли этот
метод в работе с детьми.
От древних времен и до
наших дней человек использует игру для развития творчества, фантазии, а значит,
для развития прогресса во всех сферах жизни. Человеку с детства свойственно
играть. Игра – это естественный способ выражения его мыслей и чувств. Став
взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, добавляя в них
какой-нибудь элемент собственной детской игры, проявляя свою индивидуальность
и, таким образом, влияя на общие социальные отношения.
Объект исследования –
процесс развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования –
игровая терапия как средство развития коммуникативной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Цель исследования состоит
в выявлении возможности игровой терапии как средства развития коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования состоит
в том, что использование игровой терапии как средства развития коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет
эффективным при реализации следующих условий:
– учета возрастных
особенностей и специфики коммуникативного развития дошкольников с общим
недоразвитием речи;
– разработки и реализации
проекта развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР средствами игровой терапии;
– создания атмосферы
принятия ребенка и эмоциональное сопереживание ребенку;
– обеспечение в процессе
игровых занятий условий, которые актуализируют достижения переживания ребенком
чувства собственного достоинства и самоуважения.
Задачами исследования были
определены следующие:
1. Рассмотрено развитие
коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
2. Описаны особенности коммуникативной
компетентности у детей с ОНР.
3. Рассмотрены
особенности развития коммуникативной компетентности средствами игровой терапии.
4. Проведено
экспериментальное исследование коммуникативной компетентности у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
5. Разработан и
апробирован проект развития коммуникативной компетентности у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР средствами игровой терапии.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент (констатирующий
срез, формирующий этап, контрольный срез); наблюдение; количественный и
качественный анализ результатов диагностики.
Новизна исследования состоит
в теоретическом обосновании возможностей использования игровой терапии в
процессе развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Теоретическая значимость результатов
проведенного исследования состоит обобщении теоретического материала
относительно развития коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи посредством игровой терапии.
Практическая значимость результатов
исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в
дальнейших разработках данного вопроса; в разработанном проекте развития
коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
средствами игровой терапии и возможности ее использования в работе дефектолога
с детьми с ОНР.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и четырех приложений.
Заключение:
Рассмотрение сущности понятия общего
недоразвития речи позволило сделать вывод, что общее недоразвитие речи (ОНР) –
это форма аномалии в речевом развитии, при которой нарушено формирование
каждого компонента языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом
неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, так как они рано
начинают понимать недостаточность в речевых высказываниях. Осознание речевой
недостаточности рождает у них неуверенность в своих силах, замкнутость,
раздражительность, обидчивость, затрудняет развитие коммуникативной
компетентности.
Коммуникативное развитие
– это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими
людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих
эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг
общения, понимать и быть понятым партнером по общению.
Выделяют следующие
составляющие коммуникативного развития (коммуникативной компетентности)
личности: ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на
знаниях и жизненном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с
окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении
психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды;
адекватная ориентация человека в самом себе – собственном психологическом
потенциале, потенциале партнера, в ситуации; готовность и умение строить
контакт с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий; знания,
умения и навыки конструктивного общения; внутренние ресурсы, необходимые для
построения эффективной коммуникативной действия в определенном круге ситуаций
межличностного взаимодействия.
У детей старшего
дошкольного возраста коммуникативное развитие происходит очень интенсивно,
поскольку в этом возрасте отмечается личностное становление ребенка, что
превращает его в полноценного представителя человеческого рода.
Игровая терапия помогает
стимулировать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора,
уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и
психических процессов, что стимулирует переход детского организма к более
высокой степени развития.
Игровая терапия – метод
воздействия на детей с использованием игры. Игра используется в групповой
психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных
упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных
ситуаций и др. Она способствует созданию близких отношений между участниками
группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает
самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая
опасность социально значимых последствий. Все это способствует развитию
коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.
Проведенное
экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность игровой
терапии как средства развития коммуникативной компетентности дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОНР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
1.1 Развитие
коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста Рассматривая
коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать
определение понятию коммуникации. Коммуникация (от лат. Communicatio –
единство, передача, соединение, сообщение, связанного с глаголом лат. Communico
– делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это
процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между
двумя или более лицами [Почепцов 1999].
В психологической теории
деятельности общения рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же
структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей
потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет
свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной
сферы.
Общение – это
специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных
средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или
аффективно-оценочного характера.
В большинстве зарубежных
исследований понятия «общение» и «отношение», как правило, не расстаются. В
отечественной психолого-педагогической науке эти сроки не являются синонимами.