Магистерский диплом (ВКР) на тему Гражданско-правовое регулирование финансовых отношений в образовательных организациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО- 8
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
§ 1. Понятие, система и отдельные особенности правового регулирования финансирования деятельности образовательных учреждений 8
§ 2. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования 18
§ 3. Правовая специфика оказания образовательных услуг как объекта гражданских правоотношений 32
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 47
§ 1. Особенности правового регулирования договора аренды с участием образовательных организаций 47
§ 2. Возмездное оказание образовательных услуг 58
§ 3. Платные образовательные услуги: проблемы правового регулирования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
Введение:
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что образование играет важнейшую роль в развитие общества и государства. Правовое регулирование создания и деятельности образовательных организаций имеет большое значение для реализации конституционного права граждан на образование. В связи с изменением экономического строя в Российской Федерации появилась возможность оказания платных образовательных услуг, возможность получения дохода образовательными организациями, поэтому возникла необходимость изменения действующего правового режима и правового регулирования образовательных организаций в РФ. Правовые возможности предпринимательской деятельности образовательных организаций указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об образовании в Российской Федерации». Однако понятие такой деятельности четко не определено законодательством. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует понятие предпринимательской деятельности образовательной организации, как нет понятия «приносящая доход деятельность», а также не обозначены виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться в сфере образования.
В главе «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» рассматриваются более широкие аспекты деятельности образовательных организаций, чем предпринимательская деятельность. Осуществление образования за счет средств физических и юридических лиц рассматривается как один из видов экономической деятельности в сфере образования. Для этого существуют определенные правовые нормы.
Законодательство предоставляет образовательным организациям право самостоятельно определять виды платных образовательных услуг, но они должны быть зафиксированы в уставе образовательной организации путем прямой передачи.
Целью данной диссертационной работы является комплексно-правовое исследование гражданско-правового регулирования финансовых отношений в образовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и локальное правовое регулирование финансовых отношений в образовательных организациях;
-исследовать особенности предпринимательской деятельности в сфере образования;
-изучить правовую специфику оказания образовательных услуг как объекта гражданских правоотношений;
-определить возмездное оказание образовательных услуг;
-рассмотреть платные образовательные услуги и проблемы их правового регулирования.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовых отношений в образовательной организации.
Предметом исследования является нормативные правовые акты в сфере гражданско-правового регулирования финансовых отношений в образовательной организации, научная и учебная литература, правоприменительная и судебная практика.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (логический, системный, структурно-функциональный, сравнительный, аналогии и моделирования, наблюдение, частно-научные (институциональный, функциональной оценки, дифференцирования); специально-юридические (формально-юридического, сравнительно-правового толкования).
Нормативно-правовая база исследования основана на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов, иных нормативно-правовых актов. Эмпирическую базу исследования составили определения и решения судов Российской Федерации.
Степень разработанности темы исследования проявляется в большом количестве учебной и научной литературы, посвященных проблемам финансовой деятельности образовательных организаций. Данными проблемами занимались большое количество ученых (А.И. Селихова, Ю.А. Тарасов, М.А. Хамидов, Ю.М. Ибрагимов, О.М. Шевченко, Д.Н. Внукова, Е.Г. Огородникова, Р.А.Тория и другие). Однако стоит заметить, что необходимость изучения данной проблематики возникает в связи с изменениями российского законодательства, новыми примерами судебной и правоприменительной практики, социально-политической парадигмы, что ставит перед наукой и практикой новые вопросы и проблемы, требующих своего актуального и своевременного разрешения.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе дается глубокий анализ правового регулирования финансовых отношений в образовательных организациях, предложены пути совершенствования правового регулирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время большинство образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, создаются в форме учреждений (государственных, муниципальных, частных), иногда эта форма используется как автономная некоммерческая организация. Образовательные организации действуют как некоммерческие организации. Некоммерческая организация, согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях», может осуществлять предпринимательскую деятельность только в той мере, в какой она служит достижению целей, для которых она была создана. В соответствии с разделом 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и иных целей, а также для других целей, направленных на достижение общественных благ. Поэтому закон не содержит исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, что позволяет учредителям предусматривать иные цели по своему усмотрению в рамках закона.
2. Критерии соответствия предпринимательской деятельности уставным целям для некоммерческих организаций законом не определены. В этом законе существуют понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность», поэтому возникает вопрос о разграничении этих понятий. В то же время приносящая доход деятельность по существу является предпринимательской, поскольку ее осуществление связано с активным стремлением образовательной организации занять свою позицию на рынке образовательных услуг.
3. Согласно статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность только в той мере, в какой она служит достижению целей, для которых они созданы, и при условии, что такая деятельность предусмотрена их учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, передаются в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом бюджетное финансирование не зависит от доходов учреждения, полученных в рамках приносящей доход деятельности.
Основной целью деятельности образовательных организаций является образовательная деятельность по реализации различных образовательных программ. Можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность образовательных организаций должна служить образовательной деятельности.
Следует отметить, что образовательная деятельность невозможна без выполнения ряда дополнительных видов деятельности, таких как управление учреждением, материально-экономическое обеспечение, бухгалтерское обслуживание и др. Если посмотреть на уставы образовательных организаций, то можно увидеть, что там перечислен значительный перечень приносящих доход видов деятельности. Возникает вопрос об их соответствии целям образовательной организации.
4. Целесообразно законодательно определить понятие и виды предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься образовательная организация. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что необходим правовой пересмотр законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере образования, с учетом всех особенностей этой сферы. Таким образом, четкие границы предпринимательства в сфере образования законодательством не определены.
5. Следует отметить, что свобода предпринимательской деятельности образовательных организаций ограничена. Помимо организаций, образовательную деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели. Законодательство допускает возможность ведения образовательной деятельности как непосредственно индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением профессорско-преподавательского состава. В то же время закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет особые требования к осуществлению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности.
Образование является важной частью социальной сферы государства. Развитие образовательных организаций зависит, в том числе, и от наличия необходимых ресурсов. Достаточный объем финансирования позволяет формировать высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, актуализировать и разрабатывать новые программы образования, использовать современные технологии и инновационные разработки. Но стоит обратить внимание, что в настоящее время невысокие заработные платы в части регионов РФ, высокий моральный и физический износ основной части материально-технической базы, устаревший библиотечный фонд, отсутствие современных информационных технологий и другие проблемы, все еще присутствуют в системе образования и являются следствием дефицита финансовых ресурсов. Поэтому стимулирование и развитие сферы оказания платных образовательных услуг и иных видов деятельности, приносящей доход в образовании, является важной задачей, что определило и тематику настоящего исследования. Важно не только осуществлять государственное финансирование системы образования, сколько стимулировать инициативы для формирования новых возможностей для привлечения финансовых ресурсов и получения источников дохода внутри системы образования.
Таким образом, стоит отметить, что, несмотря на все попытки законодателя усовершенствовать систему нормативного правового регулирования деятельности юридических лиц, в целом, и образовательных организаций, в частности, многие вопросы остаются нерешенными, вызывают вопросы правового регулирования, а также наличествуют коллизии, пробелы и противоречия, что и говорит о необходимости дальнейшего теоретического осмысления указанной проблематики и подчеркивает актуальность и своевременность настоящего исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее положений для дальнейшей теоретической работы в рассматриваемой проблематике. А также, предложенные способы и методы совершенствования законодательства и системы правового регулирования финансовой деятельности образовательных организаций могут послужить основанием для систематизации и совершенствования национального законодательства.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Заключение:
На современном этапе развития рыночных, экономических и правовых отношений в России можно наблюдать формирование и модификацию института юридических лиц в целом, систематизацию и совершенствование законодательства, изменение общественных отношений, формирование новой концепции развития рынка. Система юридических лиц оказывает колоссальное влияние на развитие права в целом, поскольку затрагиваются отношения собственности, а они являются основополагающими. На фундаменте вещных правоотношений формируются и другие институты гражданского права, поэтому мы можем наблюдать интересный исторический процесс формулирования новой парадигмы в российском обществе, а именно собственнические отношений свободного рынка.
Развитие законодательства о юридических лицах и данного правового института в целом находится в единстве с общими тенденциями развития современного отечественного гражданского права. М.Ю. Челышев обосновано увязывает выявленные направления изменений взаимодействием отрасли гражданского права с другими правовыми отраслями, что обусловливает увеличение степени комплексности правовой регламентации; развитие саморегулирования; детализация и дифференциация на отдельных участках гражданско-правовой жизни; формирование (изменение) границ гражданско-правового регулирования соответствующих общественных отношений .
В результате проведенного исследования стоит обратить внимание, насколько тесно взаимосвязаны процессы, происходящие в общественной, экономической, политической и экономической сфере с образованием и образовательной деятельностью. Несомненно, роль образования в современном обществе невозможно переоценить, но в настоящее время стоит отметить, развитие сферы образования получило новый стимул и направление. Активное вовлечение образовательного процесса в область предпринимательских отношений, в сферу извлечения прибыли и получения дохода, повлияло на всю структуру нормативного правового регулирования. Законодатель вынужден подстраиваться под структурные изменения в обществе и образовании, исходя их потребностей людей и современного состояния экономики. Образование все больше уходит в сферу частных интересов, коммерциализируется и повышается конкуренция среди образовательных учреждений. Возможность коммерциализации научных достижений, получение патентов и грантов в образовании приводят к повышенному интересу к образовательным организациям со стороны бизнеса, а значит, увеличивается предпринимательская направленность образовательной деятельности. Все эти процессы положительно влияют на сферу образования, повышают активность молодого поколения, стимулируют развитие науки в Российской Федерации, что положительно сказывается на имидже страны и ее конкурентоспособности на мировой арене. Но важно понимать, что эти процессы должны находится под контролем государства и общественных структур, в рамках проверки качества оказываемых образовательных услуг и порядком использования полученных доходов для реализации уставных целей.
Внедрение предпринимательских отношений в сферу образования в России является ресурсом для успешного преобразования системы образования.
Совершенно очевидно, что достижение целей модернизации российской экономики возможно только при наличии надлежащего правового обеспечения, содержащегося в Посланиях Президента Российской Федерации, в которых закреплены направления модернизации Российской Федерации на основе реальной текущей экономической ситуации. Современная экономическая ситуация характеризуется последствиями глубокого экономического кризиса глобального масштаба, которые затрагивают в том числе и Россию. Президентом не раз отмечалось, что в качестве одного из системных шагов, направленных на решение основных проблем модернизации, необходимо учитывать выход на требуемый уровень государственного управления. В связи с этим необходимо остановиться на проблеме совершенствования правовой базы рыночной экономики в целом. Кризис подтолкнул признать необходимость модернизации, как экономики, так и законодательства о рыночной экономике и предпринимательстве, принятии мер правового реагирования. Это не исключает, а, напротив, предполагает системное улучшение в системе образования.
В образовательных организациях стали активно применяться стартапы, создаются малые предприятия, учащиеся на практике видят необходимость развития новых видов деятельности и возможностей для реализации бизнеса, открытия собственного дела.
При этом важно понимать, что образовательные учреждения вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только в рамках, предусмотренных действующим законодательством и уставом.
Стоит обратить внимание, что в современных условиях среди всех функций предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках системы образования, самой важной является инновационная деятельность. Именная данная сфера должна быть в центре внимания законодателя и образовательных организаций, поскольку она позволяет развивать предпринимательские способности и стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в России.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности в сфере образования, осуществление деятельности, приносящей доход, порядок использования этого дохода и развитие коммерческих отношений в образовательных организациях все это приоритеты развития на ближайшее будущее. Важной задачей стоит систематизация и приведение действующего законодательства в соответствии с потребностями современного общества, экономического состояния и реализации функций государства. Необходимо использовать ресурсы, которые заложены в системе образования для развития конкурентоспособности Российской Федерации именно в научной области. Так как, например, было продемонстрировано при создании вакцины от короновирусной инфекции, насколько важно иметь ресурсы в области науки, инноваций, технологий, чтобы достигать впечатляющих результатов.
Дальнейшее продвижение идей по развитию бизнеса в рамках образовательных организаций, формирование устойчивых связей между бизнесом и образованием даст стимул дальнейшего развития и совершенствования системы образования в Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
§ 1. Понятие, система и отдельные особенности правового регулирования финансирования деятельности образовательных учреждений
Юридические лица являются субъектами гражданского права, они являются важными участниками гражданского оборота. В Российской Федерации, исходя из специфики развития исторических процессов и ментальных особенностей, формирование института юридических лиц претерпевало и претерпевает многочисленные изменения и формирования. Этот процесс объективно необходим и должен подстраиваться под реалии времени и потребности современного общества и требования гражданского оборота с учетом глобализации рынка и права. Поэтому, даже, несмотря на то, что институт юридических лиц в гражданском праве имеет четкое правовое регулирование, многие вопросы требуют своего теоретического освещения и обоснования, особенно в настоящее время, в связи и с реформацией гражданского законодательства, так и в связи с появлением на мировой арене новых конструкций юридических лиц.
Правовое регулирование юридических лиц в Российской Федерации имеет устоявшуюся структуру и систему, однако, в данной сфере в связи с развитием общественных, государственных, социальных и экономических связей законодательство претерпевает постоянные изменения и совершенствуется. Так, относительно недавно была проведена реформа гражданского законодательства, которая изменила некоторые подходы в отношении института юридических лиц. Изменения, вносимые в Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) были предусмотрены проектом Федерального закона о внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, разработанным Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. (далее — проект ГК РФ) . Но до разработки данного проекта его идеология была определена в масштабном документе — Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. .
В Концепции развития гражданского законодательства (п.7.1.4) указывалось, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства. В ГК следует предусмотреть возможность создания некоммерческих организаций только в формах корпораций, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные организации и такие объединения лиц, как ассоциации и союзы (участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях), либо юридических лиц некорпоративного типа, к которым относятся фонды и учреждения. Данный перечень следует рассматривать как исчерпывающий, но именно для целей функционирования некоммерческих организаций в качестве юридических лиц. Разумеется, реализация этого подхода должна осуществляться не одномоментно, а на протяжении достаточно длительного переходного периода и не должна приводить к ликвидации действующих некоммерческих организаций .
В Проекте ГК РФ было установлено, что должен быть назван закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в том числе корпоративных .
Функция юридического лица как правовой конструкции состоит в регулятивном воздействии на общественные отношения, возникающие в сферах социально-экономической активности граждан, путем формирования унифицированных правовых организаций в обороте в качестве самостоятельного социального и правового образования.
Деление в российском гражданском законодательстве юридических лиц на корпорации и унитарные организации может обозначить проблему определения соотношения данной классификации и разграничения всех организаций на коммерческие и некоммерческие. В принципе, и в иных странах принято все корпорации подразделять по цели деятельности на предпринимательские и непредпринимательские, то есть на коммерческие и некоммерческие образования. Как раз к числу последних могут быть отнесены правительственные объединения, муниципалитеты и пр. Но данное деление все же в большей степени связано с использованием различных механизмов налогообложения. Юридический статус предпринимательской корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств. В нашей науке гражданского права данный аспект практически не затронут. Но деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие может оказаться дополнительным по отношению к разграничению на корпорации и унитарные организации. Именно эта классификация будет определять систему правового регулирования всех юридических лиц.