Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Юриспруденция

Магистерский диплом (ВКР) на тему Гражданское и трудовое право: особенности регулирования экономических и трудовых отношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО
ПРАВА.. 8

1.1 Понятие и сущность регулирования экономических отношений
в рамках гражданского и трудового права. 8

1.2. Понятие и сущность регулирования трудовых отношений в
рамках гражданского и трудового права. 16

2.   ОСОБЕННОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 24

2.1.  Трудовые
отношения в структуре экономической системы.. 24

2.2.  Роль государства
в регулировании экономических и трудовых отношени. 29

2.3 Основные проблемы и предложения по регулированию трудовых
отношений в рамках гражданского и трудового права. 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 77

  

Введение:

 

Механизм правоприменения требует
взаимодействия норм различного правового характера, и прослеживается наиболее
тесная связь между нормами гражданского и трудового права. Дело в том, что
трудовое право, как интегрированная независимая сфера права является вторичным
по отношению к гражданскому праву, и поэтому трудовые отношения в области
договорного регулирования подлежат межотраслевому правовому регулированию.

Сфера договорного регулирования отношений
по выполнению работ и оказанию услуг является в той или иной степени общей для
двух отраслей права и служит тем самым базовым основанием межотраслевых связей
данных отраслей[1].

Здесь мы можем говорить о взаимодействии
гражданского права и трудового права. Трудовой договор является учреждением
частного права, и вопрос о применении норм гражданского права встает в рамках
договорного регулирования двух отраслей права. Исследователи отмечают, что при
применении норм гражданского права «соблюдаются определенные правила и
ограничения, которые препятствовали бы применению гражданско-правовых
регулирующих средств, противоречащих их сущности, к трудовым отношениям, то
есть тем особенностям, которые и определили выделение трудового договора в
отдельный вид и круг которых в современных исследованиях расширился»[2].

Проблема применения норм гражданского
права к трудовым и экономическим отношениям неоднократно обсуждалась
исследователями на страницах печатных изданий, и сегодня остается весьма
актуальной. Ряд авторов с различными оговорками высказывались за применение
гражданского права к трудовым отношениям, в то время как другие отрицали
возможность применения гражданского права к трудовым отношениям.

Некоторые исследователи полагают, что для
этого «должен быть пересмотрен целый ряд гражданско-правовых определений и
принципов»[3].

Актуальность рассмотрения трудовых
отношений в процессе развития социально-экономических систем делает тот факт,
что в странах с развитой рыночной экономикой идут процессы формирования
постиндустриального экономического типа, спрос на новую работу, постоянная
установка на обновление общих и профессиональных знаний, тенденция к
профессиональной мобильности, обладающие самостоятельными экономическими
способностями. Интеллектуальное творчество трудящихся сегодня решающим образом
определяет возможности и масштабы социально-экономических преобразований, а
эффективность труда-один из важнейших факторов экономического роста. Поэтому
возникает необходимость изучения трансформации общественных форм труда,
основанных на фундаментальных сдвигах в субъект-объектном и субъект-субъективном
взаимодействиях. Важным фактором перехода к новому, социально ориентированному
типу экономического роста является формирование новой системы трудовых
отношений и адекватного механизма управления работой.

Практика нашей страны показывает, что
реформа социальных и трудовых отношений была гораздо сложнее, чем общие условия
макроэкономического развития. Условия системного кризиса, в котором общество, с
одной стороны, испытывает острую потребность в преобразовании структуры,
характера и форм социально-экономических отношений в экономической,
политической и духовной сферах жизни, продолжаются. С другой стороны, реформы
еще не достигли этих потребностей и не создают у большинства населения
мотивации к эффективному труду и социальной деятельности, что выражается в
ухудшении материальных условий и качества жизни подавляющего большинства
населения и вызывает негативное отношение к политике государства.

Объектом исследования являются экономические и трудовые отношения, регулируемые
гражданским и трудовым правом.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие экономические и трудовые
отношения в рамках гражданского и трудового права.

Целью магистерского исследования является изучение гражданского и трудового
права в свете особенностей регулирования экономических и трудовых отношений.

Для достижения
данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие и сущность регулирования
экономических и трудовых отношений в рамках гражданского и трудового права.

2. Изучить средства и методы регулирования
экономических и трудовых отношений в рамках гражданского и трудового права.

3. Исследовать
особенности регулирования экономических и трудовых отношений в рамках
гражданского и трудового права.

Степень
разработанности проблемы. Общие проблемы экономических и трудовых отношений, являлись предметом
научного интереса многих отечественных и зарубежных исследователей.

Методологической основой магистерского
исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. В
работе были использованы также частно-научные и специальные методы:
исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный,
формально-логический, а также анализ документов, практики делового оборота. Основой
исследований стали труды классиков правовой теории, научные труды отечественных
и зарубежных ученых, научные публикации по исследуемой проблеме.

Теоретическую
основу научной работы составили труды таких отечественных правоведов, Среди
работ в этой области следует выделить труды Адамчука В.В., Вебера М., Волгина
Н.А., Генкина Б.М., Десслера Г., Еловикова Л.А., Есиновой Н.И., Завельского
М.Г., Марцинкевича В.И., Мумладзе Р.Г., Одегова Ю.Г., Ромашова О.Б., Роффе
А.Н., Рощина С.Ю., Самоукиной Г.В., Слезингера Г.Э., Фрейхта Е., Шаталова Н.И.,
Эггерта М., Эренберга Р.Дж. и др.

Теоретическое
значение магистерского исследования заключается в выяснении сущности и
содержания отдельных терминов в области изучаемой проблемы, теоретических
оснований особенностей регулирования трудовых отношений в сфере гражданского и
трудового права, разработке путей регулирования трудовых отношений в рамках гражданского
и трудового права, выборе средств и методов регулирования трудовых отношений в
рамках гражданского и трудового права.

Практическое
значение магистерского исследования состоит в том, что его концептуальные
положения по совершенствованию регулирования экономических и трудовых отношений
составляют основу повышения эффективности развития в рамках гражданского и
трудового права. [1] Сафин Р.Р.
Межотраслевые связи гражданского права при осуществлении договорного
регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг // Вестник
экономики, права и социологии. – 2016. – № 1. – С. 180-185 [2] Кузнецова Л.Е.
Применение гражданско-правовых норм к трудовым отношениям по аналогии: Дис. …
канд. юрид. наук. Барнаул, 2004. – С. 25. [3] Коршунова Т.Ю.,
Нуртдинова А.Ф. Трудовой договор в современных условиях (К вопросу о найме
труда) / Т.Ю. Коршунова, А.Ф. Нуртдинова // Государство и право. – 1994. – № 2.
– С. 30-41.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе систематизации и обобщения
теоретических подходов к исследованию вопроса регулирования экономических и
трудовых отношений посредством гражданского и трудового права следует
сформулировать определенные выводы.

Во-первых, по своей понятийной
совокупности экономические и трудовые отношения представляют собой единое
понятие – экономику труда. Экономика труда — это наука о закономерностях и
общественных отношениях людей, складывающихся в процессе вовлечения и
осуществления ими совместной трудовой деятельности, о механизмах действия и
формах проявления этих отношений и закономерностей. Труд с момента своего
возникновения имел, имеет и всегда будет иметь общественную природу,
общественный характер, поскольку осуществляется сообща. Но не только сообща
происходит осуществление экономики труда. Как показало изучение теоретических
основ экономические и трудовые отношения регулируются как трудовым, так и
гражданским законодательством. Во-вторых, в настоящее время в условиях
модернизации экономики отсутствует современная правовая концепция регулирования
рынка труда, предполагающая новое видение его объекта, субъектов, процессов
регулирования в условиях социально-экономической неопределенности.

В-третьих, в рамках проведенного
исследования рассмотрен актуальный вопрос о регулирования экономических и
трудовых отношений, посредством применения норм гражданского и трудового права.

В-четвертых, проведенное исследование
подвело к вопросу рассмотрения государства, как основного механизма правового
регулирования экономических и трудовых отношений.

Данный вопрос оказался достаточно объемным
по своему значению. Безусловно, роль государства в регулировании экономических
и трудовых отношений в достаточно велика, в силу их противоречий и сходства. Но
тем не менее, общим моментом, объединяющим данные правоотношения, является, по
мнению автора исследования, рынок труда. Именно, рынок труда представляет собой
совокупность экономических отношений, связанных с отношениями купли-продажи
специфического товара — рабочей силы, где совершается обмен труда на заработную
плату.

Роль государства в вопросе правового
отношения рынка труда заключается в установлении правовых норм, регулирующих
экономические, трудовые, социально-экономические и иные виды отношений. В
настоящее время политика рынка труда становится не только экономическим, но и
фискальным инструментом, поскольку происходит повышение экономической
конкурентоспособности местных работодателей посредством уменьшения издержек
рабочей силы, особенно тех, которые связаны с требованиями, установленными
нормами трудового права. Поэтому возникает необходимость реформирования трудового
права и развития гибких трудовых отношений посредством введения подрядных форм
труда, где обязательно присутствует гражданско-правовой договор, работ по вызову
и др.

Рекомендации по совершенствованию
регулирования рынка труда в период экономической нестабильности включают совершенствование
правовых мер государственного регулирования на федеральном уровне макроэкономической
политики, влияющих на рынок труда; институциональных основ регулирования; мер
активной и пассивной политики занятости; совершенствование методологии
прогнозирования параметров рынка труда при различных сценариях его развития;
развитие системы социальной защиты; стимулирование развития трудовых
компетенций и др.); совершенствование регулирования (коллективно-договорного регулирования)
(повышение эффективности социального партнерства в определении стратегических
ориентиров и регулировании параметров рынка труда; обеспечение взаимосвязи и
мониторинга исполнения решений, принимаемых на различных уровнях; спецификация
минимальных социальных стандартов в коллективных договорах, соглашениях;
проведение социального аудита применяемых мер регулирования и т.д.) и мер
регулирования внутрифирменного рынка (в частности, конструирование контрактов
занятости с учетом взаимосвязи специфики компетентной и рискологической
составляющей и стимулирования труда и др.).

Трудовые ресурсы, как и прочие экономические
ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и
в масштабах -мировой экономики. Соответственно, дополнительным вопросом,
влияющим на экономику нашей страны является трудовая миграция.

Правовая база современных миграционных
процессов отражает, с одной стороны, тенденцию к экономическому либера­лизму и
открытой экономике, а с другой стороны, к протек­ционизму и ограничениям в
области международной миграции.

В России создана правовая и
организационная база эмиг­рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана
фе­деральная миграционная программа, заключены двусто­ронние соглашения с рядом
стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния
России в мировое сообщество должна стать ратифика­ция международных конвенций,
регламентирующих про­цессы трудовой миграции.

Решение миграционных проблем, большинство
из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат
времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и
реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике
акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий
использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на
возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной — на ужесточение контроля
за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного
населения из стран нового зарубежья.

На основе приведенного анализа можно
рекомендовать законодателю внести поправки в статью 1 ТК РФ, особо выделив в
ней роль и значение договорного регулирования.

Предлагаемая редакция ст. 1 ТК РФ: «Целями
трудового законодательства являются установление государственных гарантий
трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита
прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового
законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения
оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов
государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений по:

— организации труда и управлению трудом;

— трудоустройству у данного работодателя;

— подготовке и дополнительному
профессиональному образованию работников непосредственно у данного
работодателя;

— социальному партнерству, ведению
коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

— участию работников и профессиональных
союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в
предусмотренных законом случаях;

— материальной ответственности
работодателей и работников в сфере труда;

— государственному контролю (надзору),
профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая
законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;

— разрешению трудовых споров;

— обязательному социальному страхованию в
случаях, предусмотренных федеральными законами;

— договорному регулированию между
участниками трудовых правоотношений».

Введение данной нормы в действующее
трудовое законодательство окажет качественное влияние на процесс сознательно-волевого
упорядочивания отношений между работником и работодателем.

Стоит отметить, что индивидуально-договорное
регулирование допускается не только в случаях, предусмотренных трудовым
законодательством, но и по вопросам, прямо трудовым законодательством не
предусмотренным, но при условии соблюдения пределов договорной свободы сторон и
обеспечении трудовых прав и минимальных гарантий работников.

Таким образом, расширение сферы
индивидуально-договорного регулирования труда – объективная необходимость, вызванная,
в первую очередь, потребностями рынка в динамичных трудовых отношениях,
способных максимально эффективно реагировать на происходящие в обществе изменения.
Но подобное расширение может быть чревато нарушением прав сторон трудового
договора, в первую очередь, работника. В этой связи значимая роль принадлежит
пределам такого регулирования, которые, устанавливая границы возможностей
работника и работодателя в процессе заключения индивидуальных соглашений,
позволят оставаться им в рамках правового поля и не нарушать интересы друг
друга.

По вопросу правового регулирования
трудовой дискриминации следует принять конкретные правовые меры по разработке и
законодательном закреплении определения дискриминации в соответствии с
международными нормами и прогрессивным опытом зарубежных стран.

Соответственно, стоит предположить законодателю
научиться «конструировать» отдельные правовые инструменты в более сложные
юридические механизмы и режимы, создавать в каждом конкретном случае
необходимый и достаточный для достижения поставленной цели комплекс, «микросистему»
правовых средств. В подобных комплексах регулятивный потенциал одних правовых
инструментов должен подкрепляться в необходимых случаях действием других
(гарантирующих, охранительных и пр.) правовых средств.

 

Фрагмент текста работы:

 

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА

1.1 Понятие и сущность регулирования
экономических отношений в рамках гражданского и трудового права В каждом государстве степень и механизм вмешательства
в экономику были продиктованы политическими, социальными преобразованиями и
историческими условиями.

Историю становления правового
регулирования экономических отношений в России можно разделить на три этапа:
дореволюционный, советский и современный. Каждый из выделенных этапов
характеризуется существенными различиями, которые продиктованы разницей в политической,
идеологической, социальной и экономической сферах жизни государства и общества.
При этом развитие правового регулирования в историческом ключе определяется
становлением правовой основы торговли и предпринимательства.

Государственное регулирование экономики
напрямую влияет на создание адекватного механизма воздействия, а также характер
и масштаб государственного участия. В связи с этим одним из главных вопросов
является выбор инструментария государственного правления, при помощи которого
оказывается непосредственное воздействие на экономику. Иначе говоря,
инструментарий государственного управления определяет, каким образом и с
помощью чего государство может регулировать экономические отношения.

Очевидно, что государство выступает
регулятором в отношениях работодателей и работников. В социально-трудовой сфере
механизм государственного управления действует на основе нескольких форм
регулирования, которые сочетаются между собой. Одна из главных форм —
экономическое регулирование. Эффективность механизма государственного
регулирования экономических отношений за счет норм гражданского и трудового
права можно определить следующим образом:

— актуальное регулирование минимальной
оплаты труда;

— нормирование трудовых отношений
работодателей и работников;

— наличие благоприятного воздействия на
финансовый и денежный потенциал хозяйственной системы и в целом всего
воспроизводственного цикла;

— расширение воспроизводства деятельности
хозяйствующих субъектов;

— развитие социально-экономической
системы.

Но, стоит отметить, что экономические
отношения ранее не регулировались гражданским и трудовым правом в равных
нормативных условиях. В первые годы существования трудового права в России в
литературе дебатировался вопрос о возможности субсидиарного применения норм
гражданского права к трудовым отношениям. Последовательным сторонником такого
подхода являлся К. М. Варшавский. Он указывал на двойственный характер
трудового права, сочетающего принцип децентрализации (частноправовой) и принцип
централизации (публично-правовой), а потому доказывал возможность
непосредственного применения норм гражданского права к трудовым отношениям[1]. Такой же
позиции придерживались и представители науки гражданского права[2].

Другие юристы по-разному подходили к
возможности субсидиарного применения норм гражданского права. А. Е. Семенова
считала, что трудовой договор насквозь пропитан публично-правовыми элементами и
призывала с большой осторожностью относиться к существующей тенденции применять
к трудовым отношениям нормы гражданского права, полагая, что критерием их
применимости к трудовым отношениям должно служить их соответствие основным
началам трудового права.

По мнению И. С. Войтинского, нормы
Гражданского кодекса непосредственно не могут быть распространены на трудовые
отношения, но могут применяться к ним, поскольку не противоречат Кодексу
законов о труде[3].

Радикальные взгляды на предмет трудового
права появились в советской юридической науке на рубеже 1930-1940-х гг. В 1940
г. М. М. Агарковым было выдвинуто предложение о выделении организационных
отношений в сфере труда (дисциплинарная ответственность работников,
дисциплинарная власть администрации и т.п.) из трудового права в
административное право, а оставшиеся «имущественные отношения» он предлагал
рассматривать в рамках гражданского права[4].

Прямо противоположную, но столь же
радикальную позицию, занимал Д. М. Генкин, предложивший фактически расширить
предмет трудового права, включив в него гражданско-правовые отношения,
вытекающие из договоров подряда, поручения и т.п.[5].

Несмотря на то, что гражданское право
регулирует отношения, связанные с трудом, возникающие, например, при заключении
договоров подряда, поручения, авторского договора, предмет и метод правового
регулирования этих отраслей имеют существенные отличия.

Разобравшись в вопросе о том, что
экономические отношения регулируются непосредственно государством, стоит
подчеркнуть, что в рамках применения норм гражданского и трудового права,
данные отношения реализуются в области трудовой и профессиональной деятельности
граждан. Экономический смысл трудовых отношений между
работником и работодателем состоит в купле-продаже рабочей силы на основе
спроса и предложения на нее и в реализации экономических интересов в этой сфере
как работодателей, так и работников. Это означает, что трудовые отношения
постоянно поддерживаются денежным эквивалентом рабочей силы, оцениваются,
анализируются, контролируются и т. д. Денежный эквивалент определяется
количеством и качеством затраченного труда, нормой труда и нормой затрат труда.
Экономическая сущность трудового договора выражается в том, что в нем прежде
всего сконцентрировано согласованное выражение экономических интересов
работодателя и наемного работника с учетом внешних интересов и обстоятельств.
Формирование трудового договора учитывает и то, что эти экономические интересы
могут не совпадать и быть противоположными, а в ряде случаев приводить к
возникновению конфликтных ситуаций, к большим материальным и финансовым
потерям.

По своей сути и назначению процесс
продажи-покупки рабочей силы сводится к тому, что вначале осуществляется
согласование, достижение баланса экономических интересов работодателя, наемного
работника, а затем осуществляется заключение трудового договора. Экономическими
интересами работодателя являются:

– получение максимального экономического
эффекта от покупки рабочей силы;

– минимизация удельных и суммарных
издержек на заработную плату наемного персонала;

– минимизация ущерба от неправильных
управленческих решений, от неправильных хозяйственных, коммерческих действий,
от хищений, от потерь рабочего времени, от выпуска некачественной продукции
работниками;

– минимизация ущерба от трудовых и
социальных конфликтов;

– мобильность персонала, способность
персонала к быстрой перестройке производства на новую, пользующуюся спросом
продукцию и оказанию новых видов услуг (в случае необходимости быстрая смена
персонала и быстрая его переквалификация, дающая возможность перепрофилизации
деятельности предприятия);

– минимизация ущерба от излишней текучести
кадров;

– привлечение на работу перспективных,
молодых специалистов, способных обеспечить преимущество в конкурентной борьбе
на рынке.

Экономическими интересами наемного
работника являются:

– наличие источника существования;

– получение достойной, не ниже рыночной,
оплаты своего труда, которая способна обеспечить его воспроизводство и
развитие;

– отсутствие чрезмерной степени
интенсивности труда;

– наличие комфортных или хотя бы
приемлемых условий труда, а в случае тяжелых и опасных условий компенсации за
данные условия;

– наличие творческого начала, отсутствие
монотонного однообразия в трудовом процессе;

– повышение своей квалификации, а
следовательно, и повышение оплаты труда;

– возможность получения социальных благ;

– возможность карьерного, должностного
роста. [1] Варшавский К. М.
Трудовой договор по Кодексу законов о труде. Петроград, 1923. – С. 34 [2] Доклад и
обсуждение доклада О. Д. Шапиро по вопросу о пределах применения норм
Гражданского кодекса к трудовым отношениям: В совете съездов промышленности,
торговли и транспорта УССР // Вестник советской юстиции. – 1926. – № 4. – С.
173-175. [3] Войтинский И. С.
Кодекс законов о труде и Гражданский кодекс // Вопросы труда. – 1923. – № 12. –
С. 41-42 [4] Агарков М. М.
Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и
право. – 1940. – №8-9. – С. 64 [5] Генкин Д. М.
Предмет и система советского трудового права // Советское государство и право. –
1940. – №2. – С. 61-64

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы