Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Государственное муниципальное управление

Магистерский диплом (ВКР) на тему Государственное управление в сфере банковской деятельности и оборота ценных бумаг в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1 РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ И ОБОРОТА ЦЕННЫХ БУМАГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 10

1.1 Понятие государственного регулирования 10

1.2 Регулирование банковской системы в условиях возрастающей роли международных стандартов надзора 14

1.3 Инструменты государственного регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг 22

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ И ОБОРОТА ЦЕННЫХ БУМАГ 33

2.1 Анализ особенностей институциональной структуры банковской системы РФ 33

2.2 Оценка государственного регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг 39

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ И ОБОРОТА ЦЕННЫХ БУМАГ 65

3.1 Основные проблемы регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг 65

3.2 Совершенствование организации государственного регулирования 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

  

Введение:

 

Связи, возникшие на заре капитализма, продолжают существовать и развиваться в условиях монополии и государственно-монопольных отношений. Роль рынка ценных бумаг относительно торговли облигациями изменилась, а методы спекуляции с целью обогащения стали более изощренными. Рынок облигаций стал играть важную роль в финансировании национальной экономики и продаже государственных облигаций.

В настоящее время жители страны проявляют все больший интерес к рынку ценных бумаг. Так в 2021 году на Московской бирже зарегистрировано 25 млн. частных инвесторов. Для сравнения, в 2020 году было открыто 5 миллионов брокерских счетов, за 2019 год – 1,9 млн человек. Лидерами по количеству частных инвесторов традиционно являются Тинькофф банк (7,6 млн), Сбербанк (5 млн), ВТБ (1,9 млн), Альфа-Банк (1,4 млн), БКС (0,8 млн). Довольно большая часть обеспечила обращение биржевых рынков для частных инвесторов. По объему торговли акциями их доля составляет 40%, облигаций – 14%, деривативов – 44%, валютных – 13%.

Одной из особенностей развитых стран является рыночная экономика, которая включает в себя такие ключевые составляющие экономики, как рынок ценных бумаг, производство и реализация товаров и услуг с помощью механизма распределения финансовых ресурсов по ценным бумагам и биржам.

Опыт стран в мировой экономике показывает, что организация рынка ценных бумаг на общих принципах и в сочетании с историческими особенностями претерпело изменения. В течение длительного времени рынки ценных бумаг находились под влиянием различных факторов.

Рынок ценных бумаг также играет важную роль в реализации денежно-кредитной политики государства: выпуск государственных ценных бумаг финансирует дефицит государственного бюджета. Для регулирования денежного обращения центральные банки проводят операции на свободном рынке и используют не только государственные и самостоятельно выпущенные ценные бумаги, но и надежные ценные бумаги других эмитентов.

Причина актуальности представленной темы заключается в том, что предприятия и граждане несут расходы, связанные с экономической нестабильностью в мире. Выбор оптимального баланса расходов и доходов в условиях инфляции и баланса выпуска ценных бумаг является единственным вариантом экономического выхода из кризиса.

Актуальность темы исследования. Россия занимает особое место на рынке ценных бумаг развивающихся стран. Рынок ценных бумаг имеет 400- летнюю историю и во все времена рынок сталкивался с трудностями и проблемой извлечения и получения наибольшего дохода на финансовом рынке.

Экономическая безопасность многих государств находится в зависимости от множества факторов. Одной из важнейших и актуальных проблем устойчивого развития является банковский рынок и фондовый рынок. Одной из основных проблем для устойчивой деятельности на финансовых рынках является манипулирование ценами.

Развитие финансового рынка представляет собой одну из основных задач Банка России. Это создание условий для регулирования, в рамках которого рынок выполняет критическую функцию – прозрачное инвестирование средств.

В целях повышения полноты реализации регулирования рынком утверждена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на период 2017-2023 гг., в рамках которой развивается применение новых информационных технологий, обучение граждан финансовой грамотности и предоставление им возможности доступа к финансовым услугам даже в самых дальних регионах России.

Для эффективной реализации Стратегии развития Банк России определил четыре основные цели, что способствовало определению масштаба действий и приобретает дополнительный характер:

— атмосфера доверия;

— развитие конкуренции на финансовом рынке;

— обеспечение финансовой стабильности;

— обеспечивает жильем и финансовыми услугами.

Представленные направления являются основой деятельности для достижения поставленных целей развития финансового рынка страны.

Воздействия на рынок, это, как правило, обусловлено открытостью и практикой применения других видов информации, приводящих к недобросовестному нарушению манипулирования ценами, что лишает возможности инвесторов получать информацию о рынке. Таким образом, манипулирование рынком и недобросовестное использование инсайдерской информации также может рассматриваться как часть манипулирующей базы данных.

Степень научной разработанности проблемы.

В настоящее время отсутсвуют комплексные научные исследования посвященные проблематике государственного регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг в Российской Федерации, несмотря на это, отдельные вопросы посвященные данной проблематике являлись предметом научных исследований.

Различные работы посвященные регулированию банковской сферы и рынка ценных бумаг, освещались в работах таких ученых, как Габов А.В., Бельский К.С., Вершило Т.А., Горбунова О.Н. А.Е. Молотников и другие.

Объект исследования – рынок ценных бумаг ( далее — РЦБ).

Предмет исследования – процесс государственного управления в сфере банковской деятельности и оборота ценных бумаг в Российской Федерации.

Целью исследования является: на основе рассмотрения законодательства по ценным бумагам и анализа практики государственного управления РЦБ, определить пути совершенствования государственного управления в сфере банковской деятельности и оборота ценных бумаг в Российской Федерации.

Для достижения этой исследовательской цели были разработаны и решены следующие взаимосвязанные задачи:

— изучить понятие государственного регулирования

— рассмотреть регулирование банковской системы в условиях возрастающей роли международных стандартов надзора

— изучить инструменты государственного регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг

— провести анализ особенностей институциональной структуры банковской системы РФ

— провести оценку государственного регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг

— выявить основные проблемы регулирования банковской сферы и оборота ценных бумаг

— определить пути совершенствования организации государственного регулирования

Для решения поставленных в работе задач использовался комплекс методов научного познания, среди которых можно указать на общенаучные, такие как анализ, синтез, дедукция и индукция.

Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что автор проводит комплексное исследование рынка ценных бумаг в Российской Федерации и способов манипулирования ценами на нем, а также выделяет отдельные проблемы и предлагает пути совершенствования.

Практическая значимость исследования зависит от его направленности на решение конкретных проблем, возникающих при применении законодательства в области управления на рынке ценных бумаг.

Положения выносимые на защиту

1 Финансовый рынок — это совокупность экономико-правовых отношений, возникающих между различными субъектами, которые используют денежные средства в качестве средства накопления, платежа, кредита (займа), а также совершают сделки с ценными бумагами, производными и иными финансовыми инструментами, предоставляют (получают) финансовые услуги. Элементами финансового рынка являются отношения по предоставлению услуг инфраструктуры финансового рынка, позволяющего обеспечить оборот финансовых инструментов (переводы денежных средств, ценных бумаг и проч.).

Для определения приоритетов финансово-правового регулирования финансового рынка на основании положений Конституции Российской Федерации и положений федеральных законов, с учетом их иерархического соотношения, обосновывается вывод, что цели деятельности Банка России могут быть дифференцированы на:

1) основные и дополнительные;

2) общие и специальные.

2 Основной целью деятельности Банка России является закрепленная в Конституции Российской Федерации цель защиты и обеспечения устойчивости рубля, содержание которой на современном этапе раскрывается через обеспечение ценовой стабильности, способом достижения последней является борьба с инфляцией.

3 Цели, стоящие перед Банком России, реализуются на базе определенных принципов, которые подразделяются на общеправовые и специально-правовые. К общеправовым принципам относятся: верховенство права; признание и уважение прав и свобод человека; равенство; гуманизм; конституционность и законность; свободное экономическое пространство.

4 Надзор в сфере банковской деятельности и оборота ценных бумаг собой специфический способ организации и осуществления контроля. Его особенность проявляется в том, что наряду с целью соблюдения всеми поднадзорными субъектами требований законодательства, он ориентирован на предупреждение нарушений прав и законных интересов широкого круга пользователей услуг финансовых организаций, а также на защиту иных публичных интересов.

5 Ориентирами для развития национального законодательства в сфере регулирования и осуществления надзора банковской деятельности и оборота ценных бумаг являются международно-правовые стандарты, закрепленные в таких документах, как: «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» (Базельский комитет банковского надзора), «Цели и Принципы регулирования рынка ценных бумаг» (IOSCO), «Основные принципы страхования, стандарты, руководства и методология оценок» (IAIS), «Принципы надзора за частными пенсиями» (IOPS), “Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» (Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре), «Принципы высокого уровня по защите прав потребителей финансовых услуг» (ОЭСР), в ряде других, и представляющие собой акты «мягкого права».

Несмотря на свою формальную необязательность, данные акты с учетом их значения в системе регулирования глобального финансового рынка должны быть имплементированы в национальные правовые системы.

Структура и объем исследования определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование практики государственного управления РЦБ позволяет сделать следующие выводы.

Суть манипулирования ценами на рынке ценных бумаг заключается:

1) Публикация ложной информации в средствах массовой информации в целях воздействия на стоимость, спрос и предложение на рынке ценных бумаг.;

2) Цель воздействия на рынок финансовых инструментов одна и та же, за исключением тех, кто занимается торговлей акциями и ценными бумагами.

Перечнем закрытых мероприятий, в которых отмечается, что рынком манипулируют, обладает федеральный закон. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Другие финансовые инструменты предполагают проведение прямых или косвенных операций с этими инструментами, а также распространение ложной информации, введение которой подразумевает необоснованное повышение цен. В любом случае, закон описывает манипулятивное поведение, дает четкие понятия и критерии, то есть когда цены, спрос, предложение и торговля финансовыми инструментами во время именения курсавалюты сильно отклоняются от общего уровня.

Не имеет значения, кто выигрывает от текущей рыночной ситуации Разница в ценах и факторы, которые вызывают разницу в ценах, важны, они требуют пристального внимания и своевременной разработки методов противодействия.

В соответствии со статьей 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние не содержит состава уголовного преступления, наказание за выявленный случай манипуляции определяется в соответствии с КоАП РФ Статья 15.30 .

В зависимости от тяжести преступления, меры наказания могут включать штрафы, принудительные работы, лишение прав на определенные должности и даже тюремное заключение.

Ответственность за выявление и предотвращение лежит на участниках финансового рынка, участниках торгов и саморегулируемых организациях. Все упомянутые лица не только выявляют подозрительные операции и проводят проверки, но и обязаны уведомлять центральный банк о нестандартных операциях.

При анализе основных фактов рынка ценных бумаг Российской Федерации и манипулирования им было установлено, что рынок развивается в зависимости от экономической ситуации в стране.

По результатам рассмотрения всех ситуаций эксперт определяет факты манипуляций и при необходимости передает документы проверки компетентному органу.

Чтобы избежать подобных ситуаций, на сайте центрального банка регулярно публикуется информация о конкретных случаях манипуляций, отдельно указывая содержание, которое может привести к нарушениям.

Практика показала, что манипулирование иногда не является ни самоцелью, ни способом получения прибыли, а результатом других незаконных действий, таких как перераспределение активов между счетами разных людей (в случае сговора) с целью уменьшения налоговой нагрузки.

В 2018 году Банк России создал центр отслеживания биржевых операций, который отслеживает транзакции в режиме реального времени и выявляет торговую деятельность, в которой проявляются признаки недобросовестного поведения.

Проведенный в работе анализ, позволяет сделать вывод, что для эфективного и устойчивого развития банковской сферы и рынка ценных бумаг, а также повышения эфективности государственного регулирования, необходимо строго наказывать инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком, а также привлекать к уголовной и административной ответственности правонарушителей.

Российские банки должны совершенствовать методы выявления компаний, которые незаконно предоставляют финансовые услуги или привлекают средства граждан под видом легальной деятельности.

Изучая российский рынок ценных бумаг, можно отметить следующие проблемы:

-Неопределенность инвесторов, инвестирующих в паевые инвестиционные фонды;

— Недостаточное развитие биржевых фондов;

— Низкая прозрачность информации о доходности и рисках фондов.

Основными направлениями борьбы с факторами, вызывающими незаконное (мошенническое) поведение, являются следующие:

-Выявление и устранение пробелов в правовом надзоре и дисбалансов практики в сегменте рынка NFIS;

— Устранить недостоверную и предвзятую информацию, используемую для принятия решений, и отсутствие обмена информацией;

-Повышение финансовых навыков потребителей финансовых услуг;

— Содействие деятельности правоохранительных органов по предупреждению, расследованию и борьбе с преступлениями на финансовом рынке;

— Усовершенствовать инструменты для выявления надзорной практики, связанной с сокрытием финансовыми учреждениями информации о фактическом состоянии активов

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предлагаемые меры должны совместно повысить качество борьбы с манипулированием рынком ценных бумаг и повысить привлекательность РЦБ для частных инвесторов.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки политики борьбы с манипулированием рынком ценных бумаг, оптимальной с точки зрения доходности/риска.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ И ОБОРОТА ЦЕННЫХ БУМАГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 Понятие государственного регулирования

Государственное регулирование банковской деятельности ориентировано на упорядочение банковской системы в целом, создание оптимальных условий для функционирования кредитных организаций.

Именно государственное регулирование направлено на формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и интересов её участников и частных лиц. Основным направлением государства, в первую очередь, является надзор за правильным исполнением необходимых функций коммерческими банками в интересах стабильности экономики страны.

Полномочия, которыми обладают государственные органы, заключаются в правовом регулировании, государственной регистрации кредитных организаций, установлении для кредитных организаций обязательных нормативов и правил проведения банковских операций.

Формами воздействия на банковский сектор являются:

− регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

− осуществление денежно – кредитного регулирования путём установления определённых нормативов;

− осуществление контроля и надзора за деятельностью банковского сектора. Банк России, Правительство РФ и Министерство финансов РФ совместно разрабатывают и проводят денежно-кредитную политику, которая осуществляется в рамках финансовой деятельности.

Денежно – кредитное регулирование представляет собой совокупность мер, осуществляемых уполномоченными органами в целях улучшения таких показателей как уровень денежной массы в обращении, объём выдаваемых кредитов, уровень процентных ставок и иных важных факторов, оказывающих значительное влияние на состояние денежного рынка.

Эффективное функционирование банковского сектора оказывает значительное влияние на реализацию государственной политики в финансовой сфере, а также на поддержание экономической безопасности в РФ.

Важными критериями, которые определяют текущее состояние экономики страны являются: уровень дефицита бюджета, нормализация финансовых потоков и расчётных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищённости интересов вкладчиков .

В связи с вышесказанным, обеспечением безопасности в банковском секторе занимаются органы государственной власти, посредством устойчивого регулирования экономических процессов. Государственное регулирование банковской деятельности имеет межотраслевой характер, то есть оно выражается в эффективной организации банковских процессов, руководстве, осуществлении необходимого контроля и надзора.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется с позиции двух важных аспектов.

В первую очередь речь идёт о регулировании макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями.

Во – вторых, необходимо сказать о деятельности банковских организаций, ориентируясь на уполномоченные государственные органы, которые принимают важное участие при создании, лицензировании и регистрации, а впоследствии и при осуществлении деятельности банковских структур.

Государственное регулирование экономического развития страны в целом, как процесс, должно определяться состоянием экономики, поставленными перед обществом целями, тенденциями развития, характером политических и социальных проблем, национальными особенностями, детерминироваться по объектам воздействия .

Деятельность кредитных организаций выступает одним из основных объектов государственного регулирования и одновременно интегрируется в финансовые отношения всей экономической системы страны. Процесс регулирования банковской деятельности можно изучать как в широком, так и в узком смыслах .

В первом случае рассматриваются все формы, которые оказывают управляющее воздействие на банковский сектор. В данной ситуации речь идёт не только о государственном регулировании банковской сферы, но и о негосударственном.

В качестве примера можно привести контроль за деятельностью кредитных организаций, их союзов и ассоциаций, которые оказывают влияние не только на них самих, их собственников и клиентов, но и на стабильность всей банковской системы. Если рассматривать исключительно сферу государственного регулирования банковской деятельности, то здесь изучается более узкое явление. В данной ситуации именно государственные органы выполняют конституционные функции контроля и надзора за деятельностью банковского сектора.

Процесс государственного регулирования банковской системы отличается сложным спектром выполняемых обязательств, поскольку данная сфера является составной частью денежно-кредитного сектора России.

С одной стороны, он включает в себя регулирование макроэкономических процессов, которые имеют отношение к денежно – кредитной сфере.

Государство воздействует на все структурные элементы денежно-кредитной системы, включая Банк России:

— принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

— утверждаются основные направления единой государственной денежно- кредитной политики;

— устанавливаются единые государственные стандарты организации и функционирования денежно-кредитной системы;

— осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты, состояние рынка денежных (финансовых) и кредитных услуг .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы