Магистерский диплом (ВКР) на тему Госкорпорации в мировой политике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Государственная корпорация как участник политических
процессов 9
1.1. Понятие и сущность государственной корпорации 9
1.2. Современные госкорпорации: особенности и принципы
функционирования 17
2. Роль государственных корпораций в политическом
процессе 26
2.1. Место государственных корпораций в мировой политике 26
2.2. Мониторинг состояния государственного корпоративного
сектора Российской Федерации 38
2.3. Управленческие взаимодействия государства и
корпораций в контексте национальной безопасности 56
Заключение 65
Список источников и литературы 68
Приложения 75
Введение:
Актуальность
темы исследования
определяется возрастающей политической активностью крупного бизнеса в сфере
властно-управленческих отношений, которая способствует повышению важности
изучения системы отношений между государством и корпорацией в международной политике.
Одной из важных функций крупного
бизнеса следует считать определение стратегии эффективного воздействия на
государство и реализацию политического курса в благоприятном направлении с
точки зрения бизнеса.
Реализация данной стратегии в сфере
политических и властных отношений с учетом определенного многоэтапного процесса
позволяет корпорациям занимать значительное место в системе разработки,
принятия и исполнения государственных решений. В настоящее время в условиях
законодательно определенных правил в области частной собственности на любое
имущество, свободы предпринимательства, взаимодействия бизнеса и власти многие
аспекты отношений как внутри корпораций, так и между ними, с одной стороны, и
государством – с другой, остаются проблемными. С точки зрения взаимодействия
госкорпораций и государства в настоящее время наблюдается низкая эффективность
участия первых в реализации государственных программ. Все перечисленное
определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объектом
исследования
являются государственные корпорации.
Предметом
исследования
является роль и значение ГК в продвижении национальных интересов современных
государств на мировой арене.
Источниковую базу исследования составили нормативные
правовые документы, в том числе указы Президента РФ[1]
и постановления Правительства РФ[2],
а также следующие Федеральные законы Российской Федерации: Федеральный закон от
1.12.2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»[3];
Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»[4];
Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации
по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как
горноклиматического курорта» (государственная корпорация «Олимпстрой»)[5];
Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» (Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк))[6];,
а также данные State Grid Corporation of China (Государственная электросетевая
корпорация Китая)[7],
China National Offshore Oil Corporation (Китайская национальная шельфовая
нефтяная корпорация, Китайская компания по эксплуатации морских нефтяных
ресурсов)[8],
China National Chemical (Китайская Национальная химическая корпорация)[9],
Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) (Китайская государственная
автомобилестроительная компания)[10],
BAIC Group (Китайская государственная холдинговая компания)[11],
FAW Group (Первая китайская автомобильная корпорация )[12].
Степень
научной изученности темы. Выбранная
тема, как и все, что касается госкорпораций, неоднократно анализировалась
различными авторами и экспертами в различных изданиях: учебниках, монографиях,
периодических изданиях, а также в веб-ресурсах.
Ряд ученых, таких как Асаул А.Н.[13],
Бабич А.М.[14],
Балацкий Е.В.[15],
Волков В.[16],
Евсеев В.А.[17],
Калмыкова Т.Н.[18],
Клочай В.В.[19], Одинцова
М.И.[20],
Смирнов А.С.[21]
посвятили свои работы исследованию государственного сектора национальной
экономики.
При этом Асаул А.Н., Бабич А.М.,
утверждают, что «государственный сектор экономики представляет собой часть
национальной экономики, в которой государство является собственником и
реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и
учреждениям с далей государственной собственности»[22].
В своих работах они объединяют в одну совокупность государственные учреждения,
акционерные общества и предприятия, входящие в состав корпораций со сложной
организационной структурой (холдинги, концерны). Такой подход полностью
нивелирует особенности финансового механизма вышеуказанных юридических лиц, не
делает различий между некоммерческими организациями и коммерческими
предприятия, тем самым, оставляя без внимания совокупность отношений при
формировании капитала и распределении прибыли, которые определяет экономическую
природу корпоративных отношений.
Другая группа ученых, среди которых
Балацкий Е.В., Евсеев В.А., Клочай В.В., Смирнов А.С. признают существование «государственно-корпоративного
сектора»[23], как
самостоятельного элемента национальной экономики. Данная группа ученых
рассматривает «государственно-корпоративный сектор» Федерального агентства по
управлению государственным имуществом экономики как часть результата
современного этапа корпоратизации национальной экономики — так называемого
процесса «…огосударствления компаний». Особую значимость проблеме
государственного корпоративного сектора экономики и востребованости результатов
ее исследования придают ограниченный характер финансовых и других ресурсов, а
также система современных глобальных вызовов и угроз, которые влияют на
экономику любого государства, в том числе и Российской Федерации.
Цель
исследования
— определить роль государственных корпораций в системе акторов мировой политики.
Поставленные цели реализуются через
следующие задачи:
— раскрыть
понятие и сущность государственной корпорации;
— рассмотреть
историю и принципы госкорпораций;
— выявить
экономико-институциональные особенности государственных корпораций;
— определить
место государственных корпораций в мировой политике;
— представить результаты мониторинга
состояния государственного корпоративного сектора экономики Российской
Федерации;
— рассмотреть управленческие
взаимодействия государства и корпораций контексте национальной безопасности.
Новизна
настоящего исследования
заключается в:
— обобщении
зарубежного опыты функционирования госкорпораций и формулирования возможности
его применения в России. В некоторых западных странах активно применяются
механизмы согласования интересов всех причастных к деятельности корпораций
сторон. Их представители входят в руководящие органы, успешно договариваются и
разрешают противоречия. Такая практика была бы полезна и для России и позволила
бы заинтересовать в модернизации различных экономических агентов. Нужно
кардинальное изменение механизма управления предприятиями, направленное на
создание баланса прав и ответственности всех сил: собственников, менеджеров,
специалистов, рабочих, органов власти.
—
обосновании необходимости проведения дебюрократизации системы управления
госкорпорациями. В качестве альтернативы бюрократической системы управления
предлагается выстраивание такой системы, в которой исполнители благодаря
механизмам обратной связи будут подчинены максимальному удовлетворению общественных
потребностей. Встраивание госкорпораций в новую систему плановой экономики в
рамках реализации общей стратегии и на основании делократического подхода к
управлению позволит существенно повысить эффективность этих структур. Теоретическая
значимость исследования
состоит в уточнении сущности понятия «государственная корпорация», оптимизации
и систематизации существующей научно-методической базы по рассматриваемой теме.
Практическая
значимость работы
состоит в анализе существующей системы создания и функционирования
госкорпораций и их значения для российской внешней политики.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена
введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. [1] Указ Президента Российской
Федерации от 12.05.2016 г. № 221 «О мерах по созданию Государственной
корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; Указ Президента РФ от
22.07.2016 N 356 (ред. от 15.08.2019) "О некоторых вопросах
Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" [2] Постановление Правительства РФ от
19.08.2016 N 824 (ред. от 06.06.2020) "О мерах по созданию Государственной
корпорации по космической деятельности "Роскосмос"; Постановление
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 841 "О
соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний
положений статьи 3491 Трудового кодекса Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 г. № 837 6 июня
2020 «Об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности
"Роскосмос" от имени Российской Федерации прав собственника имущества
в отношении государственных унитарных предприятий, функций учредителя и прав
собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, а
также прав собственника в отношении иного имущества» [3] Федеральный закон "О
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 01.12.2007
N 317-ФЗ (в ред. от 07.04.2020) //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72969/ [4] Федеральный закон "О Государственной
корпорации по содействию разработке, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" от 23.11.2007 N
270-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72710/ [5] Федеральный закон "О Государственной
корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как
горноклиматического курорта" от 30.10.2007 N 238-ФЗ (в ред. от 07.05.2013)
// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72160/ [6] Федеральный закон "О
государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" от 17.05.2007 N 82-ФЗ (в
ред. от 31.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68404/ [7] Официальный сайт State Grid
Corporation of China. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.sgcc.com.cn/ywlm/index.shtml (дата обращения: 12.10.2020). [8] Официальный сайт China National
Offshore Oil Corporation. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.cnoocltd.com/ (дата обращения: 12.10.2020). [9] Официальный сайт China National
Chemical. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cncec-ru.com/ (дата обращения: 12.10.2020). [10] Официальный сайт Shanghai
Automotive Industry Corporation.
Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.saicmotor.com/ (дата обращения:
12.10.2020). [11] Официальный сайт BAIC
Group. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.baicintl.com/ (дата обращения: 12.10.2020). [12] Официальный сайт FAW
Group. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.faw.com/ (дата обращения: 12.10.2020). [13] Асаул А.Н. Роль государства в
смешанной системе хозяйствования / А.Н. Асаул // Регион: политика, экономика,
социология. — 2016. — № 1. — С. 2-7. [14] Бабич А.М. Государственные и
муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. —
2-издание, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 703 с. [15] Балацкий, Е. Рынок доверия и
национальные модели корпоративного сектора экономики / Е. Балацкий // Общество
и экономика. — 2019. — № 2. — С. 59-80. [16] Волков В. Госкорпорации:
институциональный эксперимент / В. Волков // Progect Contro. — 2018. — № 6. —
С. 75-88. [17] Евсеев В.А. Финансовый кризис как
угроза утраты контроля над стратегическими предприятиями страны / В.А. Евсеев
// Капитал страны. — 2018. — № 6 (12). — С. 12-22. [18] Калмыкова Т.Н. Роль государственных
корпораций в консолидации российского капитала [Текст] / Т.М. Калмыкова //
Бизнес, образование, право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2017. —
№ 3 (24). — С. 50-54. [19] Клочай В.В.
Организационно-экономический анализ государственного сектора корпоративной
экономики / В.В. Клочай // Страховое дело. — 2018. — № 4. — С. 46-53. [20] Одинцова М.И. Институциональная
экономика. Учебное пособие / М.И. Одинцова. — 3-е изд. — М.: ГУ-ВШЭ, 2016. [21] Смирнов А.С.
Государственно-корпоративный сектор и его развитие / А.С. Смирнов // Экономист.
— 2018. — № 1. — С. 3-14. [22] Асаул А.Н. Роль государства в
смешанной системе хозяйствования / А.Н. Асаул // Регион: политика, экономика,
социология. — 2016. — № 1. — С. 2-7; Бабич А.М. Государственные и муниципальные
финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. — 2-издание, перераб. и
доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 703 с [23] Балацкий, Е. Рынок доверия и
национальные модели корпоративного сектора экономики / Е. Балацкий // Общество
и экономика. — 2019. — № 2. — С. 59-80; Евсеев В.А. Финансовый кризис как угроза утраты контроля над
стратегическими предприятиями страны / В.А. Евсеев // Капитал страны. — 2018. —
№ 6 (12). — С. 12-22; Клочай В.В.
Организационно-экономический анализ государственного сектора корпоративной экономики
/ В.В. Клочай // Страховое дело. — 2018. — № 4. — С. 46-53; Смирнов А.С.
Государственно-корпоративный сектор и его развитие / А.С. Смирнов // Экономист.
— 2018. — № 1. — С. 3-14
Заключение:
Корпорации
являются неотъемлемой частью политической системы, посредством которой
государство осуществляет свое управление.
В России под государственной корпорацией понимают некоммерческую
организацию без членства, которая была учреждена Российской Федерацией на
основе имущественного взноса и создана для осуществления социальных,
управленческих и иных функций общественного пользования.
Деятельность
государственных корпораций может сыграть важную роль для решения политических и
социальных проблем. Они имеют большое стратегическое и социальное значение для
России: развивают и поддерживают отрасли народного хозяйства. Когда
государственные корпорации выполнят свои задачи, они могут быть распущены или
реорганизованы для создания конкурентной среды для хозяйствующих субъектов и
предотвращения монополий и государственного регулирования частной
собственности.
Мировая
экономическая система стремительно развивается, а растущая экономическая
взаимозависимость участников на международной арене порождает новые формы и
механизмы сотрудничества в мировой политике. Возникает ситуация, когда
экономические и технологические возможности некоторых международных корпораций
превышают возможности ряда стран. Для многих стран становится актуальной
проблема сохранения влияния и контроля над корпорациями, которые набирают
экономический и политический вес. Государственные компании обычно
воспринимаются как один из инструментов внешней политики, используемых
правительствами наряду с министерствами иностранных дел и армией. Однако
нередки случаи, когда руководители госкомпаний сами становятся игроками в
мировой политике из-за практически безграничных возможностей вверенных им
предприятий и их тесных связей с лидерами государства.
Государственные
компании обладают значительным влиянием во внутриполитическом процессе принятия
решений. Часто можно говорить о влиянии, сравнимом со значительным
министерством или даже большим. Это позволяет им влиять на государственную
политику в случаях, когда национальные интересы не определены, что чаще всего
происходит, когда направление не является приоритетным. Однако такое
«включение» в государство позволяет властям в случае необходимости жертвовать
ресурсами государственной компании в политических целях. В результате сильная
государственная поддержка и значительные финансовые ресурсы позволяют
государственным компаниям заключать крупные сделки на мировом рынке, но тесная
дружба с государством не является бесплатной.
Мировой
опыт показывает, что одновременно решать текущие и стратегические задачи с
помощью госкомпаний невозможно. Перенося социальную нагрузку на госкомпании во
внутренней или внешней политике, государство лишает их главного свойства
бизнеса — ориентации на экономические результаты. В результате правительство
вынуждено искусственно поддерживать компании с помощью субсидий, монополий или
других механизмов, что фактически означает перекладывание бремени на остальную
экономику.
Государство
играет роль крупного экономического субъекта не только в странах с постплановой
переходной экономикой и автократическими политическими системами, но и в
странах с развитой рыночной демократией.
Расширение
корпоративной деятельности за рубежом также создает благоприятные условия для
укрепления государством своих политических позиций на международной арене. В
этом контексте государствам нужны экономически сильные, умеренно зависимые
национальные корпорации. В целом корпоративные отношения с государствами
осуществляются посредством формальных и неформальных форм взаимодействия, и в
зависимости от ситуации сотрудничество может быть нейтральным, дружественным
или конфронтационным. Формат сотрудничества во многом зависит от того, какой из
акторов доминирует. С одной стороны, бизнес может практически полностью
контролировать государственную политику, с другой — государство может
установить полный контроль над действиями национальных и иностранных корпораций
на своей территории.
Обобщении зарубежного опыты
функционирования госкорпораций показало, что в некоторых западных странах
активно применяются механизмы согласования интересов всех причастных к
деятельности корпораций сторон. Их представители входят в руководящие органы,
успешно договариваются и разрешают противоречия. Такая практика была бы полезна
и для России и позволила бы заинтересовать в модернизации различных
экономических агентов. Нужно кардинальное изменение механизма управления
предприятиями, направленное на создание баланса прав и ответственности всех
сил: собственников, менеджеров, специалистов, рабочих, органов власти.
В качестве альтернативы
бюрократической системы управления предлагается выстраивание такой системы, в
которой исполнители благодаря механизмам обратной связи будут подчинены
максимальному удовлетворению общественных потребностей. Встраивание
госкорпораций в новую систему плановой экономики в рамках реализации общей
стратегии и на основании демократического подхода к управлению позволит
существенно повысить эффективность этих структур.
Фрагмент текста работы:
1. Государственная корпорация как участник
политических процессов
1.1. Понятие и сущность государственной корпорации Гармоничное
развитие современных политических систем основано на сложных коллективных
взаимодействиях. В связи с этим неизбежно возникает вопрос о том, существуют ли
координационные механизмы для такого взаимодействия. Ответ на этот вопрос
искали еще со времен классической политэкономики[1]. Современная наука тоже не
дает четкого ответа. В современном обществе государство выступает
стратегическим координатором деятельности других субъектов рынка, поддерживает
позитивные структурные и институциональные экономические реформы для достижения
целей общества, повышения уровня общественной собственности[2].
Государственная
собственность является основой для осуществления государственного регулирования
в национальной экономике. Поэтому чем выше процент государственной
собственности, тем мощнее и сильнее государство, и это может сильно повлиять
как на экономику, так и положение страны на политической мировой арене в целом[3].
Корпорации
являются неотъемлемой частью политической системы, посредством которой
государство осуществляет свое управление. Корпорации
создаются государством или, по крайней мере, получают свое существование и
различные привилегии от государства. Тот факт, что крупные корпорации,
например, не платят налоги (или самый минимум), объясняется не только тем, что
они способны лоббировать, обманывать и подрывать систему, но и тем, что им
предоставлены эти права и возможности именно потому, что они рассматриваются
как прибыльные и основополагающие для политического и экономического порядка[4]. [1] Haas E. The Uniting of Europe:
Political, Social and Economic Forces. Stanford, 1958. 592 p. [2] Green D. The world’s top 100
economies: 31 countries; 69 corporations // The World Bank Group. 2016. Vol.
9.P. 20-26. [3] Waltz K. N. Theory of
International Politics. Mass., 2015. 256 p. [4] Keohane R. O. After hegemony:
Cooperation and discord in the world political economy. Princeton University
Press, 2018. 281 p.