Магистерский диплом (ВКР) на тему Городские креативные индустрии как фактор социально-экономического развития городов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ
ИНДУСТРИИ.. 8
1.1
Теоретические подходы к понятию и структура креативных индустрий. 8
1.2 Роль креативной
индустрии в обеспечении устойчивого развития городов 14
1.3 Современные проблемы
развития креативных индустрий в городах РФ.. 32
2 АНАЛИЗ ГОРОДСКИХ
КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДА МАСКВЫ.. 38
2.1 Креативные индустрии в
Москве: структура сектора и причины возникновения 38
2.2 Анализ мер поддержки и
наличия специализированной инфраструктуры для развития сектора креативных
индустрий в Москве. 51
2.3 Разработка предложений
по развития и поддержке креативных индустрий как стратегического культурного
ресурса города. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 85
Введение:
Креативная индустрия сейчас — это производство ювелирных
изделий, полиграфия, издательская деятельность, кино, телевидение, радио,
информационные технологии, разработка программ, производство музыкальных инструментов,
архитектура, проектирование, дизайн, фото, творческое образование и так далее.
Творческая индустрия активно развивается во многих городах
по всему миру. Международные исследования показывают, что глобальный рост
творческих отраслей достигает 14% в год. А объем мирового рынка этих отраслей
составляет почти 2,3 триллиона долларов. В среднем творческие отрасли занимают
от 2 до 8 процентов от общей рабочей силы.
Таким образом, актуальность темы работы
предопределяется необходимостью разрешения социально-экономических или
хозяйственных проблем креативной индустрии, препятствующих ее развитию, та как
креативные индустрии создают рабочие места, модернизируют образование,
развивают социальную сферу и в целом повышают благосостояние общества.
Степень разработанности проблемы.
С тех пор как Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно впервые упомянули"индустрию
культуры" в 1947 году, интерес к этой теме неуклонно рос. Более поздние
работы, которые разработали эту тему могут быть разделены на две основные
группы, соответствующие этапам аварийной ситуации и трансформации явления
изучал.
Первая группа — это исследование,
непосредственно посвященное истории, особенностям и особенностям творческих
отраслей. Главная площадь здесь занята работами Дж. — К. Хартли, Д. Хесмондхальфа,
Дж. Хартли О’Коннора, Д. Тросби. Особенно примечательны книги из коллекций
произведений британского агентства "Comedia". Кроме того, в эту
группу источников могут входить произведения, расширяющие понятие творческой
экономики и вводящие понятие творческой экономики, развивающие тему творчества
как системного фактора социального развития (JKK works). Сайт использует
технические и сторонние файлы cookie. Большое количество публикаций посвящено
роли творческих отраслей в развитии городов и регионов (труды К. Ландри, Ф.
Бьянчини, А. Скотта, П. Холла и др.).
Когда мы говорим о русской
гуманитарной науке, эта тема практически отсутствует в работе отечественных
исследователей. Несмотря на то, что в советское время и постсоветское время
довольно большое количество книг и статей были посвящены работы культуры и
искусства в целом, и в частности к явлению массовой культуры, даже более
трудным, чем эти издания он занимает очень мало внешнего вида экономической их
эксплуатации. Это было очень типично, и остается во многом толкование критика
результат явления на вопрос, когда можно определить и стремление к успеху в
бизнесе с профанация культуры "правда".
Таким образом, можно сказать, что
эксперты (особенно иностранные) в области экономики, культурной социологии и культурной
политики в течение нескольких десятилетий провели значительную работу по
теоретическому и методологическому развитию различных аспектов изучения и
формирования культурных /творческих отраслей, анализу и синтезу опыта,
приобретенного в этой области.
Постановка проблемы: таким образом, учитывая существенный потенциал, высокую
социально-культурную значимость, которую может иметь развитие креативных
индустрий для современной России, с одной стороны, и отсутствие необходимой для
их активного внедрения теоретико-методологической базы в отечественной
социально-гуманитарной традиции, с другой, следует признать остро необходимым и
обоснованным обращение к анализу накопленного за рубежом опыта, имея ввиду как
изучение собственно процесса развития данного вида социокультурной практики,
так и анализ имеющихся публикаций и разработок по данной проблеме.
Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку
мероприятий по развития и поддержке креативных индустрий как стратегического
культурного ресурса города Москвы, то возрастёт уровень социально-культурного
развития страны в целом.
Объектом является — креативная индустрия города.
Предметом ВКР является городских креативные индустрии как фактор социально-экономического
развития городов.
Цель
ВКР: разработать рекомендации по
развитию креативных индустрий как стратегического культурного ресурса и фактора
социально-экономического развития города.
Задачами
работы являются:
— изучить теоретические подходы к понятию и структура
креативных индустрий
— рассмотреть роль
креативной индустрии в обеспечении устойчивого развития городов
— рассмотреть
современные проблемы развития креативных индустрий в городах РФ
— изучить креативные
индустрии в Москве: структура сектора и причины возникновения
— провести анализ
мер поддержки и наличия специализированной инфраструктуры для развития сектора
креативных индустрий в Москве
— разработать предложения по развития и поддержке креативных
индустрий как стратегического культурного ресурса города
В рамках написания работы
использованы методы: диалектический и наблюдений,
анализа и синтеза, сравнительный анализ, системного подхода.
Теоретической и методологической
основой работы являются положения
социально-экономической теории, научные труды ученых, законодательные и нормативные
акты РФ.
Эмпирическую базу
работы составили результаты социологических
исследований, статистические данные, результаты исследования, проведённого
автором, а также статьи учёных-социологов, связанные с тематикой изучения
особенностей современных креативных индустрий.
Научная новизна: Впервые
в данном исследовании осуществлен анализ и систематизация отечественного опыта
развития творческих отраслей, анализ причин, условий и обстоятельств
возникновения и развития творческих отраслей, а также специфика их трудного
определения. Впервые в отечественной науке была предпринята попытка
рассматривать культурные и творческие отрасли с исторической и синхронной точки
зрения. Кроме того, был проведен краткий анализ и заранее обобщен опыт России в
развитии творческих отраслей.
Теоретическая и
практическая значимость определяется
возможностью использовать полученные результаты для процесса развития
креативных индустрий в России с учетом социокультурных особенностей различных городов
и опорой на тот интерес, который сегодня наблюдается к теме со стороны научной
и культурной общественности, властных структур, учреждений культуры и
искусства.
Положения выносимые на
защиту:
Культурные отрасли
являются сердцем творческой экономики, потому что они управляют и
распространяют творчество.
— креативная
индустрия — это не столько дальнейшее изменение" индустрии культуры",
сколько новый образ любого современного производства или предприятия,
построенного на основе опыта культуры и творчества и преодоления"
отчуждения труда", присущего промышленному производству.
— креативная
индустрия выступает как принципиально новое явление, характерное для
постиндустриальной эпохи, так и как продукт устойчивого взаимодействия
общества, культуры и экономики.
— В наше время
интерес к креативной индустрии растет все больше и больше. Культурные отрасли
являются участниками экономических, социальных и культурных изменений в большей
степени, чем в прошлом.
— креативная
индустрия связана с инновациями, которые все чаще воспринимаются как ключ к
экономической конкурентоспособности. Они считаются технологией, которая создает
инновации.
— Развитие
креативных индустрий необходимо для общего развития всех сфер государства.
Актуальность,
цель, задачи, предмет и объект исследования определили структуру работы.
Структура работы
состоит из введения, двух логически связанных разделов, заключения и
библиографического списка.
Во введении
определены цель. задачи, предмет и объект исследования.
В теоретической
части работы рассмотрено понятие и сущность креативной индустрии, а так же
современные проблемы данной отрасли.
Во втором разделе проведен
анализ креативных индустрий в Москве.
Заключение
содержит выводы по всем разделам работы.
Заключение:
По
итогам анализа понятийного аппарата термин «креативные
индустрии» имеет относительно недавнее происхождение. Первоначально оно
появилось в 1994 г. в Австралии с выпуском доклада «Creative Nation». Позднее,
в 1997 году, Соединенное Королевство определило развитие творческих отраслей
как приоритет национальной политики и создало специальную рабочую группу при
Министерстве культуры, средств массовой информации и спорта.
Но понятие культурных и творческих
отраслей относится к следующему периоду. Экономист и теоретик искусства Пьер
Луиджи Сакко связывает появление
креативных индустрий с промышленной революцией в XIX-XX веках. Технологические
новшества того времени — радио, звукозапись, фотография, кино, передовая техника
печати – расширили доступ к культуре и повлияли на творческие процессы.
Термины "культурная экономика" и
"творческая экономика" практически взаимозаменяемы. Термин
"культурные отрасли" в большей степени относится к культурному
наследию и традиционным видам творчества, а "творческие отрасли" — к
применяемой творческой практике, инновациям и созданию прибыли и рабочих мест
посредством создания интеллектуальной собственности.
Поэтому учреждения культуры как платформы
социальной сплоченности являются важным элементом устойчивого развития городов.
В результате анализа проблем современного
развития творческих отраслей можно выделить следующие проблемы:
— отсутствие справедливой конкуренции
(например, самыми сильными компаниями на кинорынке являются компании,
получающие государственные средства, получающие приоритетные заказы);
— негативные последствия слабой экономики
(в частности, отсутствие инвестиций), несоразмерные затраты (в частности,
затраты на производство продукции и аренду помещений, особенно в Москве),);
— теневая экономика, а, следовательно,
беспошлинный бизнес и т. д.; доминирование на ряде рынков такой практики
чрезвычайно затрудняет определение оборота и реальных доходов сектора;
— слабое развитие малого и среднего
бизнеса;
— высокие социальные взносы, которые
чрезмерно обременяют предприятия при привлечении работников. Это особенно
важно, когда речь идет о деятельности творческих компаний, где человеческие
ресурсы могут быть важнее, чем приобретение оборудования.
Выявленные проблемы указывают на
необходимость совершенствования государственной политики в контексте развития
сектора креативных индустрий.
Креативная
индустрия является одним из приоритетов государственной политики. Стратегией
пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019
года № 207-р) предусмотрено ускорение экономического, научно- технологического
и инновационного развития перспективных крупных центров экономического роста
Российской Федерации, в том числе за счет приоритетной поддержки
высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг,
творческих (креативных) индустрий.
В плане реализации Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 3227-р),
предусмотрена подготовка концепции развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
городских агломерациях (пункт 72).
В настоящее время понятие «креативные индустрии» в
федеральном законодательстве не раскрывается, но используется в подзаконных
актах, в том числе стратегического характера.
Разработка и внедрение технологий креативных индустрий, в
том числе в сфере культуры, народных промыслов, обеспечивающих повышение
деловой активности и занятости населения, создание комфортных условий его
проживания и продвижение услуг креативных индустрий на внешних рынках
предусматриваются целым рядом стратегических документов (в частности,
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
культуры»; распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016
года № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на
период до 2030 года», от 14 августа 2019 года № 1797-р «Об утверждении
Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года»).
Креативная индустрия имеет высокое социально-экономическое
значение для развития субъектов Российской Федерации и позволяет, в частности,
сформировать условия для диверсификации экономики, усилить производственный,
экспортный потенциал, туризм, повысить уровень занятости, в том числе особо уязвимых
групп населения (молодежи, женщин, лиц с ограниченными возможностями здоровья),
и найти дополнительные резервы для развития моногородов, сельских территорий
путем развития отраслей креативной индустрии.
В целом развитие креативных индустрий будет способствовать
реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Развитие и поддержка креативных индустрий, создание
креативных пространств и кластеров в субъектах Российской Федерации позволяют
создать инновационную среду и уникальный облик как региона в целом, так и его
отдельных территорий.
При этом креативные индустрии являются не только важнейшим
компонентом роста конкурентоспособности местных компаний, но и основным
фактором роста узнаваемости региона (муниципального образования), в том числе
за счет региональных брендов.
Многообразие креативных индустрий, их развитие и способность
создавать конкурентную продукцию формируют важнейшие предпосылки для развития
креативной экономики регионов и коммерциализации творческого потенциала
населения.
Подтверждением этого являются субъекты Российской Федерации,
формирующие стратегии своего развития на основе динамичного развития
креативного сектора экономики.
Так, в соответствии с постановлением правительства Москвы от
10 июля 2019 года № 868-ПП «О реализации пилотного проекта по созданию в городе
Москве креативных технопарков» в городе Москве создаются условия для развития
инфраструктуры креативных индустрий.
Согласно данному проекту управляющие компании креативных
технопарков, собственники объектов недвижимости, которым присвоен статус
креативного технопарка, вправе претендовать на получение грантов на развитие
имущественного комплекса креативных технопарков для целей осуществления
деятельности в сфере креативных индустрий, включая приобретение профильного
оборудования, предоставляемых по решению правительства Москвы в соответствии с
нормативными правовыми актами, предусматривающими получателей грантов и размер
грантов.
Законом закрепляется поддержка креативных индустрий. Так, в
целях создания благоприятных условий для осуществления креативной деятельности
в автономном округе, поддержки субъектов креативных индустрий, в том числе
защиты их прав и законных интересов, формирования креативной инфраструктуры в
автономном округе могут создаваться специализированные организации.
Закон определяет условия, при которых им оказывается
поддержка, и формы такой поддержки (через оказание им финансовой,
имущественной, образовательной, консультационной поддержки, а также через
информационно-коммуникационное продвижение креативных индустрий и креативных
продуктов (продукции).
В результате развития в регионах креативной индустрии наряду
с ростом производственного потенциала и занятости населения новый импульс
получат такие креативные сферы, как туризм, культура (исполнительское искусство
и визуальное искусство, артхаус и документальное научно-образовательное кино,
гастрольная и фестивальная деятельность, творческие индустрии, музейная
деятельность, сохранение традиционной национальной культуры), сохранение
объектов материального и нематериального культурного наследия, народные
художественные промыслы, высшее и среднее профессиональное образование и
дополнительное образование детей, издательская деятельность и другие
В
рамках формирования предложений по развития и поддержке креативных индустрий
как стратегического культурного ресурса города систематизируем вынесенные
предложения для наиболее наглядного представления:
—
Формирование законодательной базы регулирующей сферу креативной индустрии.
На
уровне государства, несмотря на значение креативной экономики, практически
отсутствует законодательное регулирование деятельности креативных пространств и
взаимодействия с ними органов государственной власти, а так же отсутствует
четкое понятие термина «Креативная индустрия».
— Развитие сотрудничества региональных и городских властей и
креативных кластеров с целью равномерного территориального развития креативных
индустрий
— Развитие активного сотрудничества креативных пространств с
городскими властями, осуществление совместных крупных проектов и организация
мероприятий. А так же финансовая господдержка.
— Развитие процессов обмена опытом между регионами и отдельными
городами, успешно реализующими мероприятия по развитию креативных индустрий.
Таким образом, реализация представленных мероприятий
позволит государству сформировать достаточно устойчивый креативный кластер,
который в свою очередь окажет существенное влияние на экономику страны в целом.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ
ИНДУСТРИИ
1.1 Теоретические аспекты креативных индустрий: понятие и структура Термин «креативные индустрии» имеет
относительно недавнее происхождение. Первоначально оно появилось в 1994 г. в Австралии
с выпуском доклада «Creative Nation». Позже, в 1997 г., Великобритания
определила для себя развитие креативных индустрий в качестве приоритета
национальной политики и создала по ним в Департаменте культуры, СМИ и спорта
специальную рабочую группу[8].
Но понятие
культурных и креативных индустрий принадлежит к более позднему времени.
Экономист и теоретик искусства Пьер Луиджи Сакко связывает их появление с
индустриальной революцией на рубеже XIX и XX веков. Технологические инновации
того периода – радио, запись звука, фотография, кино, усовершенствованные
технологии печати – расширили доступ к культуре и повлияли на процессы
творчества.
В целях уточнения сущности понятия
«креативные индустрии» обратимся к анализу более общего определения «креатив». Слово
«креатив» происходит из латинского языка: «creatio» – сотворение, создание. В
русском языке слово «креатив» появилось как калька с английского языка, причем
в ряде случаев авторы обращают внимание на смысловые нюансы в понятиях
«креативный» и «творческий». В Большом словаре иностранных слов «креативный»
истолковывается как «созидательный, творческий, отличающийся поиском и
созданием нового».
«И.Л. Викентьев рассматривает понятие «креативность»
как производство творческих идей. Кембриджский словарь трактует определение
креативный как производство или использование оригинальных и необычных идей. В
английском Академическом словаре Мериам-Вебстер определение понятия
«creativity» означает «возможности создавать и придумывать новые вещи: идеи,
сценарии, истории и т.д.». [6]