Магистерский диплом (ВКР) на тему Геополитика мировой транспортной системы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ГЕОПОЛИТИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ.. 8
1.1 Сущность и качество геополитических составляющих мировой транспортной системы.. 8
1.2 Мультимодальность как мегатренд мировой транспортной системы.. 14
1.3 Политическое
проектирование геополитической
реальности мировых транспортных коммуникаций. 16
2. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ГЕОПОЛИТИКИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 22
2.1 Глобальный уровень транспорта. 22
2.2 Геополитический региональный уровень транспорта. 25
2.3 Геополитический национальный уровень транспорта. 31
3. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ОБЛИКЕ
МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ.. 36
3.1 Сухопутный транспорт. 36
3.2 Морской транспорт. 53
3.3 Воздушный транспорт. 56
3.4 Трубопроводный транспорт. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Введение:
Актуальность
работы. За последние десятилетия транспортный сектор
существенно изменил жизни миллионов людей по всему миру, повышая мобильность и
способствуя экономическому развитию. Однако развитие транспорта также
значительно повлияло на окружающую среду, несмотря на технологические
достижения и специальные меры, продвигающие экологически безопасные виды
транспорта. В настоящее время транспорт является одним из основных источников
загрязнения воздуха после производства энергии и промышленного производства.
Фактически, транспорт – одна из немногих отраслей, где выбросы постоянно
растут.
С 1990 по 2015 год общее
количество выбросов углекислого газа от транспортных средств фактически
увеличились на 68%, и стратегии устойчивого развития рассматривают этот сектор
как приоритетное направление. Европейская транспортная система добилась
огромного успеха, объединив людей по всему континенту и сократив для них время
в пути. Поскольку люди становятся все более мобильными, увеличился углеродный
след от их деятельности. «Европейский зеленый курс» (European Green Deal)
направлен на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 90% к 2050
году. Переход к более экологичному транспорту означает, что потребители должны
ставить на первое место снижение негативного воздействия на окружающую среду, а
им в свою очередь будут предоставляться более доступные и чистые альтернативы.
Ключевая цель – значительно
увеличить использование экологически чистых автомобилей и альтернативных видов
топлива. К 2025 году потребуется около 1 млн общественных заправочных станций
для 13 млн автомобилей с нулевым и низким уровнем выбросов. ЕС поддерживает и
финансирует создание пунктов подзарядки и заправки топливом, особенно на
магистралях и в малонаселенных районах.
Достижение амбициозных
климатических целей также требует перехода к более устойчивым видам транспорта,
таким как железнодорожный и внутренний водный транспорт. Чтобы это произошло,
емкость пассажиропотока этих типов транспорта должна быть увеличена, а также
налажена система их управления.
Мультимодальные перевозки
– сочетание различных видов транспорта на протяжении всего маршрута – также
могут увеличить использование экологически безопасных видов транспорта, но
нуждаются в значительном стимулировании.
В Европе действует
Директива о комбинированных перевозках ЕС (Combined Transport Directive), она
разработана для поддержки мультимодальных грузовых операций с участием
железнодорожного и водного транспорта, в том числе морских перевозок на
короткие расстояния.
Решающее значение имеет
повышение эффективности всей транспортной системы. Например, цифровые
технологии, обеспечивающие автоматизированную мобильность, и интеллектуальные
системы управления дорожным движением помогут повысить эффективность и сделать
транспорт более чистым. Умные приложения и решения «мобильность как услуга»
также будут играть важную роль. В авиации инициатива «Единое европейское небо»
(Single European Sky) призвана способствовать значительному снижению
авиационных выбросов при нулевых затратах для потребителей и компаний за счет
сокращения времени полета.
Отрицательное воздействие
транспорта на окружающую среду и здоровье человека обычно не отражается на
потребительских ценах. Чтобы исправить это, Европейская комиссия разработала
Систему торговли квотами на выбросы ЕС. Эти усилия координируются с действиями
на глобальном уровне, в частности, Международной организацией гражданской
авиации и Международной морской организацией.
Заключение:
Проведенное исследование
дало возможность сформулировать следующие выводы.
Интеллектуальные
транспортные системы – один из ключевых элементов в цифровом комплексе «Умного
города». Их применение позволяет более эффективно управлять траффиком,
обеспечить лучшую мобильность для горожан, большую доступность общественного
транспорта. Также к преимуществам относится возможность эффективного связывания
между собой различных транспортных систем – от метро до средств
микромобильности и обеспечение для пассажиров открытого доступа к информации о движении
транспорта в режиме реального времени. Мировой рынок интеллектуальных
транспортных систем быстро растет. Ожидается, согласно анализу Grand View
Recearch, что его объем к 2024 году составит $40 млрд.
Осуществляется на
основании данных дорожных камер, идентификаторов транспортных средств
(оборудование геопозиционирования, которым оснащается общественный транспорт и
коммерческие автомобили). Также значительную роль играет анализ
позиционирования мобильных средств связи. Сбор информации осуществляется в
реальном масштабе времени, что позволяет эффективно использовать ее для
регулирования траффика.
Опирается, прежде всего,
на широкополосные сети мобильной связи 4 поколения. Широкое внедрение 5G и
последнего поколения WiFi – технологий позволит значительно нарастить
возможности по передаче собранной информации о дорожном траффике основан на
использовании современных алгоритмов анализа «больших данных» позволяющих
обрабатывать значительные объемы разнородной информации – от данных
геопозиционирования до видео. Также широкое применение находят технологии
динамического распознавания изображений, основанные на возможностях
искусственного интеллекта
Оперативные данные о
движении транспортных средств, оптимальные варианты пересадок, бронирование
средств микромобильности – все это может осуществляться посредством
веб-порталов, терминалов, установленных непосредственно на остановках
общественного транспорта, либо через мобильные приложения.
Важную, стратегическую
роль играет анализ данных траффика с целью оптимизации всей городской
транспортной инфраструктуры: оптимизации схем движения, сокращения времени
ожиданий, повышения эффективности государственных расходов на общественный
транспорт.
Практический опыт
внедрения интеллектуальных транспортных систем уже есть во многих городах мира.
В Барселоне, на основе использования такой системы была построена система
маршрутов автобусов в виде прямоугольной сетки, оптимизировано размещение
остановок для лучшего взаимодействия с метро. Также, на основе данных
интеллектуальной транспортной системы координируется работа единой системы
велопроката, а также работа городских парковок для частного автотранспорта.
Сингапурский проект Smart
Nation включает в себя как прорывные технологии, основанные на использовании
автономных транспортных средств, так и более распространенные решения —
возможность бесконтактной оплаты проезда на любом виде транспорта, вызов
автобусов «по требованию», ведение глубокой аналитики и управление движением
городского транспорта в режиме реального времени.
Важное преимущество
интеллектуальных транспортных систем – возможность организации не конкурентных,
а кооперативных отношений между различными элементами транспортной системы,
когда общественный транспорт, такси и каршеринг, средства микромобильности
поддерживают и дополняют друг друга для обеспечения максимального комфорта
горожан
Использование дронов в
качестве меры физического дистанцирования, несомненно, сохранится в течение
некоторого времени для выполнения определенных задач без участия человека.
Положительный опыт с обеспечением доставки и других услуг, которые могут
предоставить дроны, вероятно, приведет к существенному изменению в отношении к
таким транспортным средствам и в результате получит более широкое применение
после пандемии COVID-19.
Меры по обеспечению
безопасной дистанции между гражданами ускорили разработку и внедрение
технологических решений, помогающих избежать использования транспорта.
Удаленная работа, видео-конференц-связь и другие методы удаленного
взаимодействия рассматриваются как потенциальные решения для снижения траффика
на транспорте. Рост электронной коммерции как ответ на ограничения в розничной
торговле и дистанцирование также может сохраниться и после пандемии. Многие
люди могут продолжить ограничивать свои поездки, используя технологические
решения. Общественный транспорт оказывается особенно уязвимым в условиях новых
тенденций в обществе и технологий. Растущая мобильность технологий и
бизнес-моделей угрожает спросу на общественный транспорт за счет переключения
пользователей на поездки в такси, использование мобильных приложений и решений
для микромобильности. В постпандемической ситуации возможно, что часть
населения будет избегать общественного транспорта из-за высокого риска
заражения и выберет индивидуальные формы мобильности. Такое поведение может
вернуть спрос на частные автомобили, велосипеды (обычные или электрические),
микромобильность.
Необходимость
стимулирования инноваций в сфере мобильных приложений и услуг будет
увеличиваться за счет постпандемической неопределенности. Есть риск снижения
как частных, так и государственных инвестиций в транспортные инновации в связи
с ограниченностью средств или со смещением приоритетов в сторону
здравоохранения. Роль государства и органов государственной власти, тип и
продолжительность мероприятий, влияющих на транспортные операции, будут иметь
решающее значение для будущего развития транспорта и мобильности.
Фрагмент текста работы:
1. ГЕОПОЛИТИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
1.1 Сущность и качество геополитических составляющих мировой транспортной системы Формирование новых
транспортных коридоров стало устойчивым трендом развития международных
отношений и новой платформой формирования и развития интеграционных процессов.
На географию новых транспортных коридоров оказывают влияние не только факторы
климатического, экономического характера, но и факторы геополитические,
значение которых в условиях смены архитектуры международных регуляторов
приобретает решающий характер. Мировая транспортная система становится
эффективным инструментом в геополитике, логистика этих коридоров приобретает
решающее значение в позиционировании стран в мировой политике и становится
решающим фактором в «Большой игре». Результатом формирования новых мировых
транспортных коридоров становится радикальное переформатирование мирового рынка
и экономических эффектов его участников.
Ежегодно в мире на
автомагистрали, порты, трубопроводы и т. д. тратится почти в два раза больше (3
трлн долл.), чем на оборону (1,75 трлн долл.) [Ханна, 2019: 36]. В целом
транспортный рынок, по данным Всемирного банка, составляет 4,2 трлн долл. (6,8%
глобального ВВП) [Владимиров, 2016: 15].
Мировая транспортная
система агрегирует всю совокупность глобальных транспортных коммуникаций и
характеризуется качеством, не сводимым к простому сложению национальных
транспортных систем, но продуцирует эффект «связанности». По словам П. Ханны,
автора этого термина: «Глобальное шествие связанности стартовало. Уже создали
гораздо больше линий, объединяющих, а не разделяющих людей. Нынешняя
инфраструктурная матрица включает примерно 64 млн км автомагистралей, 2 млн км
трубопроводов, 1,2 млн км железных дорог и 750 тыс. км подводных интернет-кабелей,
соединяющих множество крупных экономических густонаселённых центров. При этом
протяжённость международных границ составляет всего 250 тыс. км. По некоторым
оценкам, в ближайшие сорок лет человечество построит больше объектов
инфраструктуры, чем за предыдущие четыре тысячелетия. Таким образом, мозаика
государств уступает место сети инфраструктурных объектов. Мир становится всё
больше похожим на интернет» [Владимиров, 2016: 15].
«Связанность», несмотря
на смысл, предполагающий кооперацию как альтернативу фрагментации в
геополитическом пространстве, может быть механизмом с разнонаправленным или
даже взаимоисключающим действием.
Значение и статус
транспортных коммуникаций меняются в процессе развития планетарной цивилизации.
Причём факторами подвижности мировой транспортной системы могут быть:
1) изменения,
происходящие вследствие смены мировых центров экономической и политической
силы;
2) изменения
технологического прогресса, который сопровождается освоением новых ресурсов и
способов их производственного использования;
3) естественные условия.
Мировая транспортная
система меняет облик по мере технологического и ресурсного развития глобальной
экономики. Так, рост потребления природного газа к 2040 г. на 45 % обусловил
расширяющееся потребление СПГ. Уже в 2017 г. в мире было продано 293 млн т
сжиженного газа (10% всего потребляемого природного газа). А так как основными
потребителями СПГ (55%) являются Япония, Китай, Южная Корея, рост его
использования сопровождается изменением в соотношении трубопроводного и
морского газового транзита.
Многие исследователи
отмечают, что с изменением климата и расширением пространства, свободного ото
льда, российский Северный морской путь естественно приобретает статус
глобального транспортного направления.
Такая иерархичность, а
также вариативность направлений транспортного сообщения являются естественными
основаниями геополитической конкуренции за контроль над транспортными потоками,
приобретающими в условиях «связанности» мира значение особого ресурса развития.
Безусловно, центральное
место в обретении преимуществ агрегирования глобального транзитного потенциала
национальными средствами сообщения занимает минимизация расходов на продвижение
грузо- и пассажиропотока в рамках суверенных территорий, достигаемое за счёт
совершенствования инфраструктуры и технического перевооружения транспортных
средств, инновационного обновления отрасли.
Важным конкурентным
преимуществом в соперничестве за обладание транзитным ресурсом являются
естественно-географические условия. Страна, располагающая таким преимуществом,
имеет значительно более благоприятные «стартовые» позиции в процессе интеграции
в глобальную транспортную систему.
Однако естественные
условия и техническая оснащённость транспортных коммуникаций, хоть и играют
важную роль в институционализации в мировой транспортной системе, но не всегда
имеют первостепенное значение в этом процессе.
Не меньшее значение в
обретении места транспортного направления в иерархии глобальной системы
транспорта имеет геополитика (или направленная деятельность суверенных
государств и международных межправительственных организаций с целью
использования естественных преимуществ, создающих преференции для реализации
национальных интересов или их баланса).