Магистерский диплом (ВКР) на тему Формы организации взаимодействия преподавателя и студентов в виртуальной образовательной среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В
ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. 8
1.1 Понятие
образовательной среды и виртуальной образовательной среды.. 8
1.2 Специфика
Интернет-обучения и особенности интерактивных форм обучения 13
1.3 Педагогические
условия эффективного интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в
процессе Интернет-обучения. 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ
ГЛАВЕ. 27
ГЛАВА 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В
ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. 30
2.1 Анализ
современных способов организации дистанционного обучения. 30
2.2 Рекомендации по
созданию виртуальной образовательной среды дистанционного обучения. 58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 72
Введение:
Актуальность темы исследования. Процесс информатизации общества
является объективной закономерностью и выступает в качестве одного из условий
успешного решения задач социально-экономического развития страны. Согласно
Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 декабря 2018
года, образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в
процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков
и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В
документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на
основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Введение
таких стандартов образования требует от школы и вуза формирования обучающей
среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать
информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном
пространстве.
Одним из
путей решения проблемы является использование возможностей дистанционных
образовательных и Интернет-технологий в практике работы учителя.
Исследованиями
по данной теме занимались многие зарубежные и отечественные специалисты: А. А.
Андреев, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев, С. Л. Тимкин, А. А. Федосеев, Д. А.
Богданова, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, П. И. Пидкасистый, Е. С. Полат, А.
В. Хуторской, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, В. И. Вовна, И. А. Морев, И. Б.
Львов, А. Г. Фалалеев, Б. Е. Стариченко, Л. А. Сардак, А. В. Слепухин и д.р.
Цифровизация
оказала большое влияние на технологии обучения. Цифровые инструменты давно используют
практически во всех образовательных направлениях – от дошкольного до
дополнительного профессионального обучения. Интернет-технологии не только
облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной
деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по- новому
организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой
обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной
деятельности.
Интернет-обучение
перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и
наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой
получения высшего образования. Достоинства применения данной формы обучения
очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить
доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям
населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой
деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда;
максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза.
Организованное
взаимодействие участников образовательного процесса с использованием Интернет-технологий
– основной и существенный фактор получения знаний. Важно понимать необходимость
создания уникального образовательного контента, который станет основой при
реализации дистанционной формы обучения, разработку методического оснащения
дистанционного обучения и особую подготовку педагогов.
В законе «Об
образовании в Российской Федерации» дается толкование таких понятий, как
«электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». Концепция
содержит первое официальное определение понятия «дистанционное образование»,
характеризует основные его принципы. Законодательное закрепление возможности
применения дистанционного обучения способствует накоплению теоретического и
практического опыта реализации систем дистанционного обучения в высших учебных
заведениях.
Вопросы
дистанционного обучения освещены в исследованиях А.А. Андреева, Н.Ю. Воловой,
Ж.Н. Зайцевой, С.Л. Лобачева, А.С. Минзова, Е.С. Полат, В.В. Попова, Ю.Б.
Рубина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, А.В. Хуторского и
др.
Опыт многих
международных университетов свидетельствует о том, что наилучшим способом добиться
соответствия традиционного образовательного процесса современным потребностям является
создание виртуальной среды обучения. При этом на сегодняшний день существует
уже достаточно большое количество как коммерческих, так и некоммерческих
программных продуктов, позволяющих реализовывать задачи создания виртуальных
средств обучения. Интернет-обучение дает качественно новый результат, если оно
опирается на интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей. Анализ
теоретических источников дает основания для утверждения о том, что в науке
сформулирован круг идей, основных положений к этой проблеме, но исследований
направленных на организацию этого взаимодействия сегодня не достаточно, мало
изучены методы и средства интерактивного взаимодействия в Интернет-обучении.
Проблема
интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом, его природа,
сущность, функциональные и организационные особенности становится предметом
исследования в области философии, психологии, педагогики (В.В. Архипова, Ю.К. Бабанский,
С.Л. Братченко, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Шаталов, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин
и др.). Одной из задач для решения этой проблемы является поиск новых форм получения
образования, среди которых можно выделить Интернет-обучение как новый способ реализации
образовательного процесса, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения
знаний, к образованию, основанному на конструктивной совместной деятельности всех
участников учебного процесса (А.А. Андреев, М.Н. Скаткин, В.И. Солдаткин, Г.М.
Троян и др.).
В процессе
анализа психолого-педагогической литературы выявлены противоречия между:
— социальным заказом общества на массовое получение высшего
образования в условиях дистанционного обучения и Интернет-обучения и недостаточной индивидуализацией процесса
обучения;
— необходимостью активного взаимодействия между участниками
образовательного процесса в рамках дистанционного и Интернет-обучения и
недостаточно четкая организация данного взаимодействия;
— потребностью в педагогическом сопровождении
самообразования в дистанционном обучении и недостаточной разработкой его
технологии;
— наличием средств, способствующих интенсификации
взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе дистанционного
обучения, и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного
педагогического взаимодействия.
Выявленные
противоречия и необходимость их разрешения определили проблему данного исследования: каким образом обеспечить эффективное
взаимодействие в условиях Интернет-обучения?
Объект исследования – виртуальная образовательная среда.
Предмет исследования – формы организации взаимодействия
преподавателя и студентов в виртуальной образовательной среде.
Цель исследования – теоретически обосновать основы
организации взаимодействия преподавателя и студентов в виртуальной
образовательной среде и разработать рекомендации по созданию виртуальной
образовательной среды дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие образовательной среды и
виртуальной образовательной среды.
2. Изучить специфику Интернет-обучения и особенности
интерактивных форм обучения.
3. Рассмотреть педагогические условия эффективного
интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе
Интернет-обучения.
4. Проанализировать современные способы
организации дистанционного
обучения.
5. Разработать рекомендации по созданию виртуальной
образовательной среды дистанционного обучения.
Методы исследования: анализ научного осмысления сущности
и содержания дистанционной поддержки обучения; изучение литературы по данной
теме; написание выводов и предложений в ходе исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ
современных способов организации дистанционного обучения и разработанные рекомендации по
созданию виртуальной образовательной среды дистанционного обучения могут быть
использованы педагогами вузов при организации Интернет-обучения студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе
выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Исследователи
определяют «образовательную среду» как совокупность социальных, культурных, а
также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате
взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее
мировосприятия. В свою очередь в организационно-коммуникативном аспекте «виртуальная
образовательная среда» представляет собой сложную самонастраивающуюся и
самосовершенствующуюся коммуникативную систему, обеспечивающую прямую и
обратную связь между преподавателем, обучающимся и другими членами учебной
организации. с технологической точки зрения
виртуальная образовательная среда − информационное пространство взаимодействия
участников образовательного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации,
включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществить
управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.
2. Интернет-обучение
– это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия
участников образовательного процесса, который осуществляется средствами
информационных и телекоммуникационных технологий. По мнению автора
Интернет-обучение также, как и любая другая форма обучения предусматривает все
компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и
средства обучения. Представляется, что именно интеграция очных и онлайн-форм
обучения с внедрением в них интерактивных методов и технологий является
наиболее перспективной моделью обучения в современном мире.
3. В ходе
проведенного анализа различных исследований были выявлены педагогические
условия эффективного интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в
процессе Интернет-обучения:
Технические
условия:
— виртуальная платформа, целесообразная с точки зрения
решения определенных педагогических задач;
— доступ в Интернет и его стабильная работа;
— наличие современных компьютеров, камер, наушников и
других технических средств, необходимых для проведения занятия;
— продуманная и эффективная схема взаимодействия участников
учебного процесса.
Методические условия:
— методическое обеспечение, то есть наличие текстовых и
аудио-визуальных учебных материалов в совместимых форматах;
— удобная и объективная система тестирования и контроля;
— квалифицированные преподаватели, умеющие применять
различные интерактивные методы и технологии дистанционной формы обучения,
владеющие не только своей предметной областью, но и информационными
технологиями.
Психологические условия:
— мотивация педагога для разработки качественных учебных
материалов;
— индивидуально-психологические особенности обучающихся,
т.е. самодисциплина, сознательность и самостоятельность;
— доброжелательная атмосфера виртуальных контактов.
4. Дистанционная
поддержка преподаваемых дисциплин имеет широкое распространение в отечественной
системе образования, особенно в современных условиях. Дистанционное образование
– это целенаправленный, организованный, систематически осуществляемый процесс
самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством
удаленных педагогов. В данной работе сделан акцент на платформе для
дистанционного образования Google Classroom.
Кроме того еще одной часто используемой на сегодня системой
дистанционного обучения и выделяемой среди остальных аналогичных является
система Moodle.
5. Google
Classroom обладает всеми преимуществами превращения в популярную международную
платформу для онлайн-обучения. Кроме того, благодаря присущей гибкости и
простому в использовании интерфейсу Moodle можно использовать для
удовлетворения широкого спектра потребностей.
Из всего
вышесказанного следует, что внедрение в систему общего образования технологий
дистанционного обучения при условии его качественной
организационно-методического обеспечения является эффективным инструментом
углубления знаний обучающихся по конкретным дисциплинам.
Таким
образом, дистанционное обучение открывает студентам доступ к нетрадиционным
источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает
совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных
профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать
принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и
математического моделирования явлений и процессов.
Полагаем, что
проведенное исследование не могло решить всех задач, стоящих в области дистанционного
обучения студентов, что в свою очередь, открывает путь к новым научным поискам.
К числу перспективных проблем можно отнести дальнейшее изучение и обобщение международного
опыта по обеспечению качества дистанционного обучения; исследование
закономерностей, принципов, механизмов и условий индивидуализации
дистанционного обучения; совершенствование структуры и содержания электронных
мультидисциплинарных учебно-методических комплексов, разработку педагогической
системы и технологии дистанционного обучения.
Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие образовательной среды и виртуальной
образовательной среды
В последние
годы термин «образовательная среда» начинает встречаться столь же часто, как и
«обучение», «развитие», «воспитание», «инновации в образовании» и т.п. Однако
это не означает, что понятие «образовательная среда» появилось только в
последние десятилетия. Проблема образовательной среды и ее влияния на качество
и эффективность образования занимает одно из центральных мест в современной
педагогической науке и практике.
Современные
представления об образовательной среде начали формироваться в конце 1990-х –
начале 2000-х годов. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для
понятий типа «школьная среда», «семейная среда» и т.п., представляющих собой
ряд локальных образовательных сред. Кроме того, необходимо учитывать сложную
структуру процесса образования, включающего в себя процессы обучения,
воспитания и развития.
Проведя
теоретический анализ исследований, посвящённых вопросам функционирования
образовательных сред, Л.В. Астахова и Н.С. Запускалова пришли к выводу о том,
что «в современной педагогической науке превалирует функциональный подход к
трактовке понятия «образовательная среда», акцентирующий внимание на
функциональной возможности последней создавать оптимальные условия для
всестороннего развития личности» [3, c. 63].
При этом под
образовательной средой, как правило, понимается системное функционирование
конкретной образовательной организации, в которой совместными усилиями
администрации, педагогического коллектива и самих учащихся создаются социальные
условия, оптимальные для разностороннего развития личности учащихся и
педагогов, как главных субъектов образовательной деятельности. Будучи
сторонником функционального подхода в педагогической теории и
личностно-ориентированного подхода в педагогической практике, А.В. Хуторской
понятие «образовательная среда» предлагает рассматривать «как характеристику
внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности»
[43, c. 123].
По мнению
В.В. Рубцова, «образовательная среда – это целостная качественная характеристика
внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые
школа ставит и реально решает в своей деятельности, проявляется в выборе
средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оцениваются по
тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого
она позволяет достичь. Образовательная среда должна быть максимально насыщена,
так как данная среда способствует развитию обучающихся» [29, с. 34].
Автор
наиболее полного и всестороннего представления «среды» В.А. Ясвин, анализируя
ряд «образовательных сред» прошлого, рассматриваемых в педагогической
деятельности Я.А. Коменского, Я. Корчака, Д. Локка, А.С. Макаренко, И.Г.
Песталоцци, Ж.–Ж. Руссо.