Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Менеджмент

Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование стратегии развития предприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1. Значение и роль стратегии управления в организации работы предприятия 7

1.2. Сущность, принципы, этапы разработки и реализации стратегии развития 14

1.3. Особенности оценки стратегии развития предприятия 22

РАЗДЕЛ 2

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПЕРСПЕКТИВА» 39

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 39

2.2. Анализ стратегического управления ООО «Перспектива» 49

2.3. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия 54

ГЛАВА 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «ПЕРСПЕКТИВА» 64

3.1. Исследование тенденций на рынке 64

3.2. Обоснование выбора стратегии развития OOO «Перспектива» 67

3.3. Расчет эффективности разработанных предложений 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Под воздействием событий экономической жизни в современных условиях сформировалась потребность в осуществлении такого управления предприятиями, которое обеспечивало бы их эффективную адаптацию к быстро меняющейся окружающей среде. В силу высокой степени нестабильности среды процесс управления, основанный на предсказании будущего путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций, уступает приоритетному стратегическому управлению, основной функцией которого является стратегическое планирование – определение системы действий и решений, обеспечивающих достижение целей предприятия.

Чрезвычайно быстрые изменения условий функционирования предприятий, связанные с развитием рыночных отношений и усилением влияния внешней среды, определяют важность развития стратегического управления. Этот вид деятельности формирует экономическую политику предприятий, которая обусловлена все большей непредсказуемостью будущих событий и последствий реализованных плановых мероприятий. Эффективность реализации принятых планов предопределяют система мониторинга и анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия, качество инновационных разработок и ресурсное обеспечение программ и проектов, которые являются информационной основой для установления и корректировки стратегических целей, путей и методов их достижения. В большинстве случаев принятие управленческих решений по этим вопросам на предприятиях остается интуитивным и недостаточно обоснованным. Поэтому проблема стратегического развития с учетом специфики функционирования современных предприятий является актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам стратегического управления в деятельности предприятий посвящены работы многих зарубежных ученых: У. Кинга и Д. Клиланда (Стратегическое планирование и хозяйственная политика) [20, c.31], М.Портера (Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов) [31, c.18], Д.Пирса (Стратегический менеджмент) [29, c.24], А. Стрикленда и А. Томпсона (Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа) [38, c.27]. Вместе с тем теоретико-методологические и практические проблемы внедрения стратегического управления на предприятиях остаются недостаточно освещенными. Особенно мало уделено внимания специфике принятия стратегических управленческих решений в отдельных функциональных направлениях деятельности предприятий сельскохозяйственного комплекса, исследованию отраслевых факторов и особенностей функционирования отдельных сфер деятельности в рамках стратегического управления. Большинство научных разработок в этом направлении деятельности не учитывает специфических условий функционирования предприятий.

Отечественные производители на сегодняшний день разрабатывают стратегические планы и реализуют долгосрочные инвестиционные проекты, но им не хватает современного профессионального опыта в решении вопросов по перестройке организационной структуры управления, созданию системы материально-технического, финансового и информационного обеспечения стратегического процесса и т.п. При этом недостаточно разработаны механизмы для проектирования и проведения отдельных этапов стратегического управления и определения их приоритетности, обеспечения конкурентоспособности, выбора организационной структуры управления предприятием и прочее.

Стратегическое управление является чрезвычайно важным для предприятий еще и потому, что заключается в формировании возможных принципиально новых направлений развития предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Поэтому развитие теории и методологии стратегического управления в современных условиях рыночной экономики в России требуют проведения дальнейших исследований. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью разработки системы действий и решений, которые обеспечат формирование стратегии развития предприятий в современных условиях хозяйствования.

Цель исследования – анализ теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по формированию стратегии развития OOO «Перспектива».

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1) рассмотреть значение и роль стратегии управления в организации работы предприятия;

2) раскрыть сущность, принципы, этапы разработки и реализации стратегии развития;

3) определить особенности оценки стратегии развития предприятия;

4) представить организационно-экономическую характеристику предприятия;

5) проанализировать стратегическое управление ООО «ПЕРСПЕКТИВА»;

6) проанализировать стратегические альтернативы и выбор стратегии предприятия;

7) исследовать тенденции на рынке;

8) обосновать выбор стратегии развития;

9) рассчитать эффективность разработанных предложений.

Объектом исследования является система стратегического управления предприятием.

Предмет исследования – методы и способы формирования стратегии развития предприятия.

Методология исследования. Исследование было построено на основе следующих методов: дедуктивный, аналитический, экспертных оценок и системно-логический. В работе также были использованы опытно-экспериментальный, статистический, прогнозный и экономико-математический метод исследования.

Теоретические исследования проводились на базе изучения и анализа научных, литературных источников и периодических изданий отечественных и зарубежных авторов относительно выбранной тематики. Более полные исследования были проведены на базе OOO «Перспектива». Для анализа были использованы данные бухгалтерской и статистической отчетности, годовые отчеты предприятия.

Научная новизна исследования: усовершенствовано определение «стратегия развития предприятия», под которым предложено понимать долгосрочный генеральный план управления, направленный на выбор целей и направлений деятельности, модели действий по размещению, распределению и координации ресурсов предприятия для обеспечения его развития.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что внедрение положений, изложенных в работе, способствует повышению эффективности функционирования OOO «Перспектива» в результате использования методов стратегического развития.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Стратегия – это средство, с помощью которого фирма добивается требуемых результатов. В отсутствие стратегии очень велика вероятность потерпеть неудачу в достижении поставленных целей. Поэтому управление результативностью необходимо осуществлять в соответствии со стратегией. Как минимум, действия сотрудников не должны противоречить стратегии. Намного лучше, если система управления результативностью будет способствовать пониманию сотрудниками стратегии и приводить повседневную деятельность в соответствии со стратегией. Более того, необходимо добиваться, чтобы не только действия отдельных сотрудников были направлены на реализацию стратегии, но и согласованности действий между собой на всех уровнях организации.

Под стратегией развития предприятия предложено понимать долгосрочный генеральный план управления, направленный на выбор целей и направлений деятельности, модели действий по размещению, распределению и координации ресурсов предприятия для обеспечения его развития.

Стратегия развития является связующим звеном между целями предприятия и существующими проблемами, а ее формирование призвано формализовать процедуру достижения целей, привлечь все необходимые ресурсы с учетом требований внутренней и внешней среды.

Среди стратегий развития выделяют:

— стратегии концентрированного роста, основанные на изменении продукта или рынка услуг. В этом случае предприятие должно улучшить продукт или перейти к разработке нового, найти возможности для укрепления своего положения на рынке или найти нишу на новом рынке;

— интегрированное развитие, предусматривающее расширение деятельности за счет дополнения услуг (продуктов) новыми видами;

— стратегии диверсификации деятельности. Они применятся в том случае, если предприятия не могут развиваться на действующем со своим продуктом;

— стратегии перегруппировки сил с целью повышения эффективности.

Анализ проблем стратегического управления свидетельствует, что менеджеры пытаются повысить конкурентоспособность предприятия путем снижения издержек и, соответственно, роста учетной прибыли предприятия. Однако эти показатели вряд ли могут быть использованы для оценки стратегической эффективности хозяйствования, ведь не учитывают риск и требования инвесторов относительно прибыльности их вложений.

В этой связи в современных системах управления результативным показателем эффективности работы команды менеджеров выступает рост объема капитала, инвестированного собственниками. В этих условий формирования стратегических решений должно направляться на создание потребительских ценностей путем выработки новой, более привлекательной продукции, удовлетворяющей существующие и потенциальные потребности покупателей и способствует росту стоимости бизнеса. Поэтому отечественным предприятиям необходимо больше внимания уделять проблемам повышения результативности хозяйствования на основе использования новейших систем управления.

Для реализации своих долгосрочных целей предприятие может применить определенную совокупность методов стратегического управления, взаимодействуют между собой. Перечисленные методы управления, ориентированные на результат, основанные на различных теориях и практиках управления, является их своеобразным синтезом и интеграцией.

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» — агрофирма, основным видом деятельности которой является выращивание сельскохозяйственной продукции (зерно, зернобобовые, пшеница, кукуруза, подсолнечник, свекла, картофель, овощи). Кроме основной деятельности, ООО «Перспектива», работает еще по 29 направлениям.

Среднесписочная численность персонала организации на 2021 год составила 160 человек.

В активах организации доля текущих активов составляет 63.94%, а внеоборотных средств 36.06%. Наибольший удельный вес в структуре совокупных активов OOO «Перспектива» приходится на оборотные активы, что способствует ускорению оборачиваемости средств предприятия, т.е. предприятие использует умеренную политику управления активами.

За анализируемый период общая стоимость имущества увеличилась на 42490 тыс.руб. Это произошло за счет увеличения как внеоборотных (на 71.42%), так и оборотных (на 17.93%) активов предприятия. Увеличение валюты баланса, учитывая, что переоценки основных фондов не происходило, свидетельствует о расширении хозяйствующего оборота OOO «Перспектива».

Поскольку имущество предприятия увеличилось, то можно говорить о повышении платежеспособности.

Проведенный финансовый анализ показал, что агрофирма не испытывает зависимость от заемных средств, свободно может маневрировать собственным капиталом, без риска выплаты лишних процентов и пени за неуплату, либо неполную выплату кредиторской задолженности вовремя, за анализированный период агрофирма финансово устойчива.

Организационная структура OOO «Перспектива» представляет собой линейно-функциональный тип организационной структуры управления предприятием. Персонал OOO «Перспектива» хорошо обучен и имеет высокий уровень. Сотрудники имеют представление о том, какое конкретно поведение и, какие же способности требуются для осуществления работы, они имеют нужные навыки для результативного выполнения работы. Однако, некоторым из сотрудников нужно уделить внимание повышению своей компетенции.

Основной миссией OOO «Перспектива» является удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах и развитие рыночных отношений для получения соответствующей прибыли.

К сильным позициям предприятия принадлежит: обеспеченность собственным транспортом, грамотное руководство, наличие оборотных средств, хорошая репутация на рынке. Этими преимуществами следует руководствоваться менеджерам предприятия, чтобы укрепить свои позиции и занять большую долю на рынке. Руководству следует обратить внимание на уровень квалификации и мотивации персонала и принять вместе с тем соответствующие меры.

SWOT — анализ OOO «Перспектива» предоставил возможность определить стратегию дальнейшей деятельности — расширение ассортимента продукции.

Поскольку корпоративной выбрана стратегия роста предприятия, то оптимальной стратегией бизнеса для OOO «Перспектива», как показал анализ, является стратегия диверсификации продукции.

OOO «Перспектива» является аграрным предприятием, которое не единственное в районе со своим асортиментом продукции и чтобы не потерять свои позиции в конкурентной борьбе на рынке, а так же увеличить свою долю, агрофирме необходимо контролировать не только качество товара, выпускаемого на рынок, ценовую политику, эффективную работу дистрибьюторской сети, работу маркетинговo отдела, необходимо выпустить на рынок новый продукт. Это привлечет новых клиентов.

Цель – предоставление овощных снеков, которые являются высококачественным продуктом питания, обладающим высокими диетическими и вкусовыми свойствами.

Овощные снеки прекрасно подходят для перекуса в дороге или на работе, тем, кто соблюдает диету и ведет здоровый образ жизни. При этом закуски из овощей еще и полезны представленные расчеты подтверждают целесообразность реализации стратегии диверсификации производства для OOO «Перспектива». Чистая прибыль от предложенного мероприятия 25 501 086 руб. Это позволит повысить эффективность деятельности агрофирмы за счет производства новой продукции с высоким качеством, а это будет содействовать завоеванию новых сегментов рынка и привлечению новых потребителей.


 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Значение и роль стратегии управления в организации работы предприятия

Между стратегией и управлением результативностью имеется двусторонняя связь. Стратегия составляет основу, ядро управления результативностью. Главных целей своей деятельности фирма добивается, придерживаясь некоторой продуманной стратегии.

Стратегия – это средство, с помощью которого фирма добивается требуемых результатов. В отсутствие стратегии очень велика вероятность потерпеть неудачу в достижении поставленных целей [1, c.28]. Поэтому управление результативностью необходимо осуществлять в соответствии со стратегией. Как минимум, действия сотрудников не должны противоречить стратегии. Намного лучше, если система управления результативностью будет способствовать пониманию сотрудниками стратегии и приводить повседневную деятельность в соответствии со стратегией. Более того, необходимо добиваться, чтобы не только действия отдельных сотрудников были направлены на реализацию стратегии, но и согласованности действий между собой на всех уровнях организации.

Несмотря на обилие литературы по стратегическому менеджменту, в том числе в применении к отдельным областям деятельности, консенсус в определении понятия «стратегия» отсутствует. Это, действительно, сложное понятие, которое предполагает наличие определенного контекста и может включать множество аспектов. В литературе чаще говорится о том, чем стратегия не является, нежели о том, чем она является.

Стратегическая деятельность отличается не горизонтом планирования, а характером последствий. Стратегические решения могут приниматься мгновенно. Стратегическим может быть, например, решение о продаже части бизнеса, ликвидации непрофильных активов. Стратегическим может быть решение о поглощении другой компании, даже если ее в скором времени планируется перепродать. Таковыми являются, например, большинство сделок по финансируемому выкупу (Leveraged Buy-Out – LBO) с дальнейшей реализацией части бизнеса с целью снижения избыточной долговой нагрузки [5, c.26].

В литературе имеется множество попыток дать определения понятиям «бизнес стратегия» и «стратегический менеджмент». В определениях обычно говорится об анализе факторов внешней среды, об использовании ресурсов, о создании конкурентных преимуществ, о долгосрочных планах развития компании, о максимизации благосостояния собственников, о вовлеченности в процесс разработки стратегии высшего руководства фирмы. Однако ни одно из этих определений не дает четкого понимания того, что же такое стратегия. Более того, определения противоречат друг другу [13, c. 4].

Стратегический менеджмент пересекается с другими областями знаний (общий менеджмент, финансы, маркетинг, экономическая теория, теория организации и др.), отчего авторы работ по стратегическому менеджменту часто отвлекаются на посторонние вопросы, не имеющие прямого отношения к стратегии. Поэтому в описании вопросов стратегического управления часто примешиваются посторонние «вкрапления» из смежных областей знаний. В этом нет ничего плохого, поскольку понятие стратегии является междисциплинарным. Но понятие стратегического управления из-за этого становится размытым.

На практике в рамках стратегического управления нередко занимаются вещами, которые стратегии имеют довольно отдаленное отношение. Возможно, это связано с тем, что стратегический менеджмент как научная дисциплина появился в результате переименования в 70-х годах дисциплины, которая была известна под названием «деловая политика» (business policy) [24, c.36].

На практике стратегический менеджмент сформировался в результате постепенного совершенствования экономического планирования и под влиянием академических работ. Эти пережитки прошлого ведут к неверному пониманию содержания понятия «стратегия», а неверное понимание ведет к неправильным действиям.

С точки зрения автора данной работы концепция стратегии универсальна и применима к различным областям человеческой деятельности. Разумеется, применительно к бизнесу разработка и выполнение стратегии будут несколько отличаться по содержанию от стратегии в военном деле или в шахматах, но это никак не затрагивает самой сути понятия «стратегия», которую большинство людей улавливают на интуитивном уровне [21, c.29].

Очень важно выдерживать универсальный подход к определению понятия стратегии, которое по своей сути является междисциплинарным. А для этого разумно обратиться к истокам. Как известно, понятие стратегия изначально употреблялось применительно к военному делу.

Термин стратегия появился в Древней Греции вскоре после разложения родового строя и организации постоянной армии. После окончательного низвержения власти эвпатридов в 509 году до н.э. территория Аттики была разделена на 10 фил (племен, общин), каждая из которых выбирала филарха, который командовал всадниками филы, таксиарха, который командовал пехотой, и стратега, который командовал всей боевой силой территории филы. Таким образом, всей армией и флотом Афин командовала коллегия из 10 стратегов, которые командовали войсками поочередно [19, c. 68].

Стратеги определяли место и время вступления в бой, занимались расстановкой сил, снабжением армии, определяли общий характер боевых действий (уклонение от боевого соприкосновения, оборона, наступление, контрнаступление), определяли театр военных действий, выбирали направление главного удара, определяли взаимодействия между родами войск (флотом, всадниками, пехотинцами), крупными боевыми единицами, привлекали союзников и стремились внести разлад в ряды противника, в его отношения с союзниками, определяли источники финансирования военных действий (например, за счет разграбления богатых территорий противника, получения контроля над торговыми путями) и пополнения армии, занимались организацией, вооружением и боевой подготовкой армии, вносили изменения в боевой строй в целях повышения его боевой мощи, быстроты и маневренности [30, c.48].

Наиболее отчетливо стратегия проявила себя в ходе греко-персидских войн. Вскоре науку побеждать врагов ввели в качестве одного из предметов в системе обучения греческой аристократии.

Однако, несмотря на давнюю традицию обучения стратегии и множество трактатов о науке ведения войны, появившихся еще в древности, исчерпывающего определения стратегии нет до сих пор. Это настолько емкий термин, что ему невозможно дать исчерпывающее словесное определение. С таким же успехом, можно пытаться дать определения понятию человек.

В качестве стратегических целей военные историки отмечают следующие: прервать коммуникации и тем самым прекратить снабжение и пополнение вражеской армии, сковать маневр вражеских войск, нарушить боевые порядки, создать плацдарм для контрнаступления, закрепить успехи, опустошить территорию противника и его союзников и т.п.

Ксенофонт (1935), сам бывший одним из стратегов греческого войска и умело руководивший отступлением 10 тыс. греков-наемников из Малой Азии в 401 году до н.э., уподоблял стратегов архитекторам, составлявшим чертеж дома, а тактиков – строителям, укладывающим кирпичи, бревна и черепицу [19, c.70].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы