Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Экстремальная психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование психологической готовности к экстремальным нагрузкам у подростков, занимающихся профессиональным спортом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические
аспекты формирования психологической готовности к экстремальным нагрузкам в
профессиональном спорте. 7

1.1. Общая характеристика
психологической готовности спортсмена к экстремальным нагрузкам. 8

1.2. Актуальные проблемы
психологической подготовки детей и подростков к занятию профессиональным
спортом. 17

1.3. Методы и методики формирования
психологической готовности к экстремальным нагрузкам в условиях
профессионального спорта. 27

1.4. Обзор современных исследований
психологической подготовки детей и подростков к экстремальным нагрузкам в
условиях профессиональной спортивной деятельности. 35

Выводы по
первой главе. 41

Глава II. Эмпирическое исследование
формирования психологической готовности к экстремальным нагрузкам в
профессиональном спорте. 43

2.1. Организация и методы
исследования. 43

2.2. Анализ результатов исследования
и их обсуждение. …..46

2.3. Практические рекомендации. 61

Выводы по второй главе. 62

Заключение. 65

Список
литературы.. 69

Приложения………………………………………………………………………79

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема формирования готовности
подрастающего поколения к экстремальным ситуациям, возникающим в процессе
жизнедеятельности его представителей – одна из главных задач государства,
институтов образования, а также субъектов микросоциума детей и подростков, что
находит свое отражение не только в системе научного знания, но и на уровне
федерального, регионального, муниципального нормативного целеполагания. Однако,
как справедливо замечают и современные исследователи, и практикующие педагоги,
в условиях трансформации социально-психологического модуса самой молодежи,
необходимость в новых теоретико-методологических основаниях формулирования [концептуально
соответствующей реалиям] модели знания об особенностях, траекториях,
инструментарии и стратегиях формирования психологической готовности к
экстремальным ситуациям, постоянно возрастает. Особенно это актуально в
контексте сферы профессионального спорта, где без эффективной психологической
подготовки детей и подростков к колоссальным нагрузкам, может негативно
сказаться, с одной стороны, на формировании и развития их личностных
характеристик, а с другой – на дальнейшем опыте поведения в подобных ситуациях.
Следовательно, изучение теоретико-методологических и практико-эмпирических
аспектов формирования психологической готовности детей и подростков к
экстремальным нагрузкам в профессиональном спорте, полученных в результате
этого выводов и предложений, – не только актуально, но и практически значимо.

Степень разработанности темы
исследования.
Проблема психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях,
изучается авторами среди которых: Р.А. Абдурахманов, Ю.А. Александровский, Л.И.
Анциферова, Дж. Аткенсон, Р. Бендлер, Ф.Е. Василюк, Е.Н. Васильева, Л.В.
Винокуров, М. Гриндер и др. Непосредственно вопросами формирования
психологической готовности спортсменов (взрослых и детей различных возрастов),
в т.ч. субъектов профессиональной деятельности, занимались такие исследователи
как: Ю.В. Байковский, А.А. Бобрищев, О.В. Грибкова, А.Ш. Гусейнов, Д.В.
Егоренков, Л.Н. Захарова, В.С. Иванов, Т.П. Королева, В.А. Кузнецова и др.
Однако, как показывает обзор исследований, многие вопросы психологической
подготовки подростков к экстремальным нагрузкам в условиях профессиональной
спортивной деятельности изучены недостаточно, что и определило выбор темы
работы.

Объект исследования: психологическая готовность к
экстремальным нагрузкам в профессиональном спорте.

Предмет исследования: формирование психологической
готовности к экстремальным нагрузкам у подростков, занимающихся
профессиональным спортом

Цель исследования: разработать, апробировать и оценить эффективность программы
формирования психологической готовности к экстремальным нагрузкам у подростков,
занимающихся профессиональным спортом.

Для достижения данной цели необходимо
решение ряда следующих задач:

1. Привести
общую характеристику психологической готовности спортсмена к экстремальным
нагрузкам.

2. Сформировать
актуальные проблемы психологической подготовки детей и подростков к занятию
профессиональным спортом.

3. Выявить
методы и методики формирования психологической готовности к экстремальным
нагрузкам в условиях профессионального спорта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач
исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:

Психологическая готовность спортсмена
к экстремальным нагрузкам −
системно-интегральное психологическое образование, представляющее собой
совокупность личностных свойств и качеств спортсмена (характера, темперамента, волевой направленности, спектра
способностей, в том числе к физической активности, знаний, умений, навыков,
опыта, ориентиров на определенное поведение), а также наличие осознанной
готовности к выполнению действий, необходимых для достижения успеха в спортивной
деятельности в условиях экстремальных
нагрузок.

Проблемами психологической подготовки
подростков к занятию профессиональным спортом являются: контроль подготовительного процесса со
стороны тренера (педагога); формирование оптимального уровня их рефлексивной
готовности; формирование мотивационно-целевой подготовленности для запуска и
поддержания в состоянии активности рефлексивной подготовленности; наличие психологических
(психофизиологических) барьеров юных спортсменов, которые препятствуют
эффективному формированию психологической подготовленности (готовности) на
этапе начальной спортивной специализации.

Методы формирования психологической
готовности в спортивной деятельности классифицируются: по цели (мобилизующие,
корректирующие, релаксирующие); по содержанию (психолого-педагогического
спектра, психологические и физиологические); по характеру применения (саморегуляция,
гетерорегуляция). Практически все инструменты психологической подготовки в той
или иной степени базируются на вербальном воздействии тренера или психолога.

В результате обзора современных
исследований, посвященных вопросам психологической подготовке детей и
подростков к экстремальным нагрузкам в условиях профессиональной спортивной
деятельности, установлено, что целостного исследования обозначенной проблемы не
проводилось.

По результатам первичной
диагностики установлено:


в контрольной (8,29) и экспериментальной (8,57) 
группах подростков в структуре спортивной мотивации преобладает
направленность «на достижение успеха» над мотивацией «на избегание неудачи».


в результате изучение структуры профессиональных предпочтений и типа личности
установлено,
что среди подростков обеих групп доминируют такие типы личности как:  реалистичный (ЭГ 6,7 и КГ 8,6), предприимчивый (ЭГ 8,6 и КГ 7,5),
социальный (ЭГ 6,3 и  КГ 6,6).


по шкале «глобальное самоотношение» самоотношение подростков находится на
среднем уровне (ЭГ 50 и КГ 51,3),


самоотношение, которое
дифференцировано по шкалам «самоуважение» — 64 (ЭГ) и 62 (КГ), «аутсимпатия» —
56 (ЭГ) и 54,7 (КГ), «самоинтерес» — 31,7(ЭГ) и 33,1(КГ), «ожидания отношения к
себе» — 39,5 (ЭГ) и 36,2 (КГ) находится низком уровне (47,8 и 46,5);

— самоотношение, которое
дифференцировано на основании измерения
выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я»
респондента: «самоуверенность» — 51 (ЭГ) и 52,2 (КГ),
«отношение других» — 34,2(ЭГ) и
35,3(КГ), «самопринятие» — 46(ЭГ) и 47,2(КГ), «саморуководство,
самопоследовательность» — 55,1(ЭГ) и 54,2(КГ), «самообвинение» — 63,8 (ЭГ) и 64
(КГ), «самоинтерес» — 48,5(ЭГ) и 50,4(КГ), «самопонимание» — 57,1 (ЭГ)
и 58,6 (КГ), по уровню конкретных действий (готовности к ним) в отношении
к своему «Я», находится на среднем уровне (50,8 и 51,7);

— самообладание у подростков в двух группах имеет среднее
значения (6,14 и 5),

—  «настойчивость» также  соответствуют среднему уровню (8,5 и 8,1),

 — общий индекс ВСК соответствует

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.Теоретико-методологические аспекты формирования психологической
готовности к экстремальным нагрузкам в профессиональном спорте 1.1. Общая характеристика психологической
готовности спортсмена к экстремальным нагрузкам Проблема психологической готовности к деятельности – одна из наиболее
актуальных, как в российской, так и зарубежной науке. Данный феномен начал
постепенно интегрироваться в материю научного знания с 70-х гг. XIX в., однако, вплоть до 40-х гг. XX в. исследовательским потенциалом
практически не отличался. С позиции З.С. Левчука, в этот период, исследователи,
преимущественно, уделяли внимание вопросам готовности к деятельности с позиции
рефлексии и установок, позднее – аспектам нейрофизиологической саморегуляции
поведения и места психологической готовности [38]. Важным событием для научного мира
стала аргументация взаимосвязи психологической готовности личности с различными
психологическими и психофизиологическими процессами. К примеру, немецкий
ученый, бихевиорист Э. Торндайк сформулировал так называемые законы научения,
одним из которых был определен закон
готовности. С позиции исследователя, готовность – это совокупность
постепенно накопленных стимульно-реактивных связей в мозге, первично случайных,
а затем «запоминающихся» как успешные (в результате регулярных тренировок),
которые позволяют подготовиться нервной системе к определенной форме активности
до ее непосредственного осуществления. На интеллектуальном уровне данный закон
отражает наличие адаптивной и познавательных функций научения [59]. Стоит отметить, что вопрос рефлексии в рамках спортивной
психологии занимает одно из первых мест, так как, выражаясь словами А.С.
Шарова, она является «не только центральным феноменом внутренней активности
человека, но, прежде всего, базовым механизмом регуляции взаимодействий
человека в мире» [71].
Так, например, А.Л. Рудаков эмпирически доказал, что т.н. саногенная рефлексия [48]
является фактором повышения
стрессоустойчивости и ориентирована на достижение эмоционального благополучия,
что способствует, во-первых, изменению общей направленности личности
(доминирующе-аффинирующий профиль изменяется в сторону усиления потребности в
достижениях), во-вторых, изменению локуса субъективного контроля личности от
экстернального к интернальному, в-третьих, развитию адаптационный реакций
тренировки и активации, в-четвертых, снижению объема защитной рефлексии по
поводу переживания отрицательных эмоций (обиды, стыда, вины, страха неудачи),
в-пятых, снижению уровня психической напряженности: ослабевает степень
корреляции структурных компонентов личности и ее адаптационных реакций, в т.ч.
стресса [48].

Тенденция
к изучению различных аспектов готовности к деятельности продолжился и в 50-60-х
гг. XX
в. Стоит отметить, что в это десятилетие география научных изысканий в
значительной степени расширилась – сперва в США, затем Европа (П. Делон и Е.
Трончер во Франции, Э. Голен, Э. Фишер, В. Хартман и Э. Херцог в Германии, И.Д.
Браун, Г. Доу, Дж. Габриель, Р. Гудсен в Великобритании). Позднее вопросы
психологической готовности человека в целом, и профессиональной, в частности,
стали объектом исследований в Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, России.
Однако, новатором своего времени был признан грузинский ученый Д.Н. Узнадзе,
который еще в 20-х гг. поставил задачу по созданию совершенно новой, конкретной
психологии, отличавшейся от субъективной эмпирической психологии и бихевиоризма.
Для этого, ученому было необходимо найти некий целостно-личностный фактор,
который лежал бы в основе любого проявления человеческой психики и поведения. В
результате многолетних поисков, Д.Н. Узнадзе сформулировал общепсихологическую теорию установки,
которая объясняла неосознанные механизмы информационной оценки окружающей
действительности в процессе восприятия [43].
Функции установки, как готовности к действию (деятельности), обусловлены
определением устойчивого, последовательного, целенаправленного характера
деятельности, возможностью инертизировать деятельности и, при этом, затруднять
приспособление субъекта к новым ситуациям, а также принятием решения и
произвольного контроля протекания деятельности в обычных, ранее имевших место ситуациях
[13].
В спортивной психологии установочный
процесс является одним из составляющих системы психологической
подготовки к экстремальным нагрузкам, в т.ч. в рамках соревновательной
деятельности. Его приоритетной задачей, как пишет В.Р. Малкин, является
формирование обобщающей установки (управляющей установки), обеспечивающей в
дальнейшем реализацию сформированных мотивационных и эмоциональных установок.
Психофизиологическим базисом создания и реализации данной установки является
состояние полного мышечного расслабления и максимального сосредоточения,
психологическим фоном – триада: сосредоточен, спокоен, уверен в себе. Процесс
формирования и закрепления управляющей установки происходит в процессе
овладения и реализации основ психической саморегуляции при работе на начальных
уровнях психорегуляции [39].
Фактически, установка, как отмечают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, является
собой проявление мобилизации всех психофизиологических

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы