Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование нравственных представлений у старших дошкольников в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………. 11 1.1 Особенности формирования нравственных представлений у
старших дошкольников………………………………………………… 11 1.2 Потенциал игровой деятельности для
формирования
нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников….. 20 1.3 Педагогическая модель формирования нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников в игровой деятельности……. 25 ВЫВОДЫ ПО
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 29 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 32 2.1
Исследование уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у
старших дошкольников………………….. 32 2.2
Апробация модели формирования нравственных ценностных ориентаций у старших
дошкольников в игровой деятельности……. 39 2.3 Анализ
результатов исследования………………………………… 49 ВЫВОДЫ ПО
ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………..……………… 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 53 СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 57
Введение:
Авторский текст – 69,65%
Актуальность темы исследования. Тема нравственного воспитания, формирования нравственных ценностных
ориентаций у дошкольников всегда была и
остается актуальной. В соответствии с ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное
развитие дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности [57].
Современная
социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и
моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое
неравенство и др., не способствуют формированию у детей нравственных ценностных
ориентаций и качеств личности. Педагоги
и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают
нравственные нормы и модели поведения, они эгоистичны и капризны, негативно
реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности
со сверстниками, у детей не сформированы игровые умения, они не могут
продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Проблема
нравственного развития ребенка широко отражена, как отечественных (А.А.
Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А.
Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и
зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А.
Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
По
мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям и является периодом становления базиса личностной
культуры, усвоения ребенком норм морали и нравственных ценностей, субъективного
отношения к ним, образцов нравственного поведения. В этой связи является
необходимой специальная педагогическая работа по приобщению дошкольников к
моральным нормам и нравственным ценностям, посредством разъяснения их
ценностного смысла, усвоения знаний о нормах и правилах поведения в обществе, следования
им в самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной и др.).
Понятие
«нравственные ценностные ориентации» является интегрированным, оно включает не
только знания ребенка о нравственных нормах и ценностях, но и принятие их для
себя как личной значимости моральных категорий, выступающих основой
направленности собственного поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.А.
Козлова, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.).
Нравственные
ценностные ориентации должны стать для ребенка системой убеждений, которыми он
руководствовался бы в различных жизненных ситуациях, в отношениях со
сверстниками и взрослыми, в своем поведении и деятельности.
Игре
как ведущему виду деятельности в старшем дошкольном возрасте принадлежит
приоритет в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций и
нравственных качеств личности (Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С. А. Козлова,
Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.). Игровая деятельность обеспечивает интерес
детей и эмоциональную вовлеченность в игровые действия, тем самым предоставляют
педагогам возможность создать условия для практического применения детьми
сформированных на теоретическом уровне знаний и представлений в новых условиях
(игровых ситуациях).
Анализ
проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников позволил выявить
следующие противоречия:
— между ориентиром современного дошкольного образования на усвоение
дошкольниками моральных норм и нравственных ценностей и недостаточным научным
знанием о механизме их формирования у детей в игровой деятельности;
—
между признанным в научных исследованиях высоким потенциалом игровой
деятельности для социально-коммуникативного развития дошкольников и неразработанностью
модели формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в
игровой деятельности.
Необходимость
разрешения выявленных противоречий посредством
разработки и эмпирической проверки модели формирования нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников в
игровой деятельности составляют проблему
исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать модель формирования
нравственных ценностных ориентаций у
старших дошкольников в игровой деятельности.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностных
ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в
дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том,
что формированию нравственных ценностных ориентаций у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности будет способствовать педагогическая
модель, включающая:
— базовые компоненты
нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников (когнитивный,
эмоционально-мотивационный, деятельностный, рефлексивный);
—
этапы образовательной работы, направленные на формирование структурных
компонентов нравственных ценностных ориентаций у детей;
—
систему игр, сюжеты которых ориентированы на усвоение старшими
дошкольниками моральных норм и
нравственных ценностей;
—
педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников
нравственных ценностных ориентаций, предполагающие: сотрудничество с семьями воспитанников,
направленное на привлечение родителей к образовательному процессу по
формированию нравственных ценностных ориентаций и нравственных качеств личности
у детей;
обогащение
предметно-пространственной среды
дидактическими играми нравственного содержания, игровым материалом, стимулирующим воображение дошкольников
для создания игровых сюжетов, моделирующих социальные отношения и ситуации в
окружающем мире.
В
соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1.
Провести анализ научных источников по проблеме нравственного воспитания
дошкольников и определить структурно-содержательные характеристики понятия «нравственные
ценностные ориентации старших дошкольников».
2.
Раскрыть потенциал игровой деятельности для формирования нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников.
3.
Разработать педагогическую модель формирования нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников в игровой деятельности и проверить ее
эффективность в ходе педагогического эксперимента.
4.
Сформировать диагностический инструментарий и провести оценку уровня
сформированности нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на
констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическая основа
исследования:
— общенаучные принципы
системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного
образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
—
аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г.
Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган,
В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция
структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н.
Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных
периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
— культурно-историческая теория, теория игры как ведущей
деятельности в дошкольном возрасте (Н.П. Аникеева, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконин);
— научные представления о механизме
нравственного воспитания дошкольников (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M.
Виноградова, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, B.C.
Мухина, Л.Ф. Островская, Г.А. Урунтаева, С.Г. Якобсон и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников по проблеме формирования
нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в игровой
деятельности, моделирование;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование,
педагогический эксперимент;
— математические и статистические методы обработки
экспериментальных данных.
Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний посредством конкретизации
понятия «нравственные ценностные ориентации старших дошкольников»; расширении
научных представлений о способах формирования нравственных ценностных
ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Практическая значимость результатов
исследования
заключается в том, что его материалы
могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных
образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Положения, выносимые на защиту:
Нравственные
ценностные ориентации старших дошкольников представляют собой интегральное
личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного,
эмоционально-мотвационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:
— когнитивный
компонент включает знания ребенка о содержании базовых этических понятий,
нравственных ценностях и нормах поведения, понимание их общественно-значимого
смысла, представление о нравственных качествах личности, их сущности, осознание
необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нравственными
нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими
людьми;
— эмоционально-мотивационный
компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении
ребенком нравственных ценностей, проявляется в эмпатии, радостном
предвосхищении результатов своих поступков, если таковые соответствуют
усвоенным нравственным нормам и ценностям, желании ребенка овладеть нравственными
качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— деятельностный компонент проявляется в
способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными
нравственными ценностями и моральными нормами;
— рефлексивный компонент
представляет собой осознание и присвоение нравственных правил и норм как
собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется
в способности ребенка адекватно оценивать свои нравственные качества, собственные
действия и поступки, сопоставляя их с нравственными нормами как эталонами
регуляции поведения.
Формированию нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников в
игровой деятельности будет способствовать педагогическая модель, включающая
четыре этапа образовательной работы, каждый из которых акцентирует внимание
педагога на формировании определенного структурного компонента нравственных ценностных
ориентаций, и условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных
ценностных ориентаций у старших дошкольников в игровой деятельности:
—
первый этап ориентирован на формирование у детей когнитивного компонента, включает ознакомление с содержанием и
нравственным смыслом моральных норм, с сущностью нравственных качеств личности,
проявляющихся в отношениях человека к окружающим, в его действиях и поступках;
— второй этап образовательной работы направлен на
формирование эмоционально-мотивационного компонента, предполагает создание педагогом условий для сознательного,
эмоционально переживаемого усвоения ребенком нравственных ценностей в игровой
деятельности с целью возникновения у ребенка желания овладеть нравственными
качествами, проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— на третьем этапе образовательной работы формируется деятельностный
компонент как способность ребенка регулировать свое поведение в соответствии с
усвоенными нравственными ценностями и моральными нормами;
— четвертый этап образовательной работы ориентирован на
формирование рефлексивного компонента, способности
ребенка адекватно оценивать свои нравственные качества, собственные действия и поступки,
сопоставляя их с нравственными нормами как эталонами регуляции поведения;
—
педагогическими условиями формирования у старших дошкольников нравственных
ценностных ориентаций являются: сотрудничество с семьями воспитанников,
направленное на привлечение родителей к образовательному процессу по
формированию нравственных ценностных ориентаций и нравственных качеств личности
у детей; обогащение предметно-пространственной среды дидактическими играми нравственного содержания и игровым материалом, стимулирующим
воображение дошкольников для создания игровых сюжетов.
Опытно-экспериментальная
база исследования.
Экспериментальной базой исследования явился МАДОУ «Д/с № 21 «Гномик» Московская
область, Ленинский район, село Молоково. В ходе исследования участвовали
воспитанники старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа (ЭГ) — 25
чел., контрольная группа (КГ) — 25 чел. в возрасте 5-6 лет.
Публикации
автора:
1. Вольнягина Д.Э.
(название статьи)// название журнала, или сборника конференции. — Год. —
№. — С.
2.
Структура выпускной квалификационной работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем выпускной квалификационной работы
включает …страниц текста компьютерного набора, ….. наименований источников в
списке литературы, … таблицами, … рисунками, … приложениями.
Заключение:
Проблема формирования нравственных ценностных
ориентаций у дошкольников была и остается актуальной на протяжении многих лет,
поскольку связана с постоянно меняющейся социокультурной средой.
Теоретический
анализ научных источников показал, позволил нам определить понятие «нравственные
ценностные ориентации старших дошкольников» как интегральное личностное
образование, структуру которого образует единство когнитивного,
эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов: — когнитивный компонент включает знания
ребенка о содержании базовых этических понятий, нравственных ценностях и нормах
поведения, понимание их общественно-значимого смысла, представление о
нравственных качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать
свое поведение в соответствии с нравственными нормами и руководствоваться ими в
процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
— эмоционально-мотивационный
компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении
ребенком нравственных ценностей, проявляется в эмпатии, радостном
предвосхищении результатов своих поступков, если таковые соответствуют
усвоенным нравственным нормам и ценностям, желании ребенка овладеть
нравственными качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими
людьми;
— деятельностный компонент проявляется в
способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными
нравственными ценностями и моральными нормами;
— рефлексивный
компонент представляет собой осознание и присвоение нравственных правил и
норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную
деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать свои
нравственные качества, собственные действия и поступки, сопоставляя их с
нравственными нормами как эталонами регуляции поведения.
Мы считаем, что формированию нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников в
игровой деятельности будет способствовать педагогическая модель, включающая
четыре этапа образовательной работы, каждый из которых акцентирует внимание
педагога на формировании определенного структурного компонента нравственных ценностных
ориентаций, и условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных
ценностных ориентаций:
—
первый этап ориентирован на формирование у детей когнитивного компонента, включает ознакомление с содержанием и
нравственным смыслом моральных норм, с сущностью нравственных качеств личности,
проявляющихся в отношениях человека к окружающим, в его действиях и поступках;
— второй этап образовательной работы направлен на
формирование эмоционально-мотивационного компонента, предполагает создание педагогом условий для сознательного,
эмоционально переживаемого усвоения ребенком нравственных ценностей в игровой
деятельности с целью возникновения у ребенка желания овладеть нравственными
качествами, проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— на третьем этапе образовательной работы формируется деятельностный
компонент как способность ребенка регулировать свое поведение в соответствии с
усвоенными нравственными ценностями и моральными нормами;
— четвертый этап образовательной работы ориентирован на
формирование рефлексивного компонента, способности
ребенка адекватно оценивать свои нравственные качества, собственные действия и поступки,
сопоставляя их с нравственными нормами как эталонами регуляции поведения;
—
педагогическими условиями формирования у старших дошкольников нравственных
ценностных ориентаций являются: сотрудничество с семьями воспитанников,
направленное на привлечение родителей к образовательному процессу по
формированию нравственных ценностных ориентаций и нравственных качеств личности
у детей; обогащение предметно-пространственной среды дидактическими играми
нравственного содержания и игровым материалом, стимулирующим воображение
дошкольников для создания игровых сюжетов.
С
целью апробации педагогической модели формирования у старших дошкольников
нравственных ценностных ориентаций в игровой деятельности был организован педагогический
эксперимент.
В
соответствии со структурой педагогической модели, на основе данных
констатирующей диагностики уровня сформированности нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников и результатов анкетирования родителей
была разработана и реализована на
формирующем этапе эксперимента программа дополнительного образования детей
«Дружба».
Реализация
программы, структуру которой образуют два блока, ориентированных как на детей,
так и на родителей, позволили решить основные задачи экспериментальной работы:
— формирование у
детей представлений о нравственных ценностях, их общественно-значимом смысле, а
сущности нравственных качеств человека;
— расширение
кругозора детей, обогащение словарного запаса новыми понятиями, введение их в
активную речь;
— формирование у
детей нравственного сознания, побуждающего руководствоваться в своих действиях
и взаимоотношениях с другими людьми моральными нормами;
— организация
сотрудничества с родителями воспитанников с целью реализации единых подходов к
нравственному воспитанию детей в дошкольной образовательной организации и
семье;
— обогащение РППС в
группе дидактическими играми, мягкими игрушками для развития нравственных
чувств, атрибутами для театрализованных игр, стимулирующими воображение детей
для создания игровых сюжетов, моделирующих различные социальные ситуации.
Анализ результатов
контрольной диагностики выявил более выраженную положительную динамику в уровне
сформированности нравственных ценностных
ориентаций у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной
группы. Применение коэффициента Манна-Уитни показало, что различия в
показателях детей в экспериментальной и контрольной группах являются
статистически значимыми.
Полученные
результаты свидетельствуют об эффективности разработанной педагогической модели
и программы формирования нравственных целевых ориентаций в игровой деятельности
у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования доказана,
получили подтверждение положения, выносимые на защиту, в ходе проведения
исследования все поставленные задачи
решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторский текст — 80, 37%
1.1 Особенности формирования
нравственных ценностных ориентаций у детей в старшем дошкольном возрасте Формирование нравственных ценностных
ориентаций у дошкольников входит в
перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования
«Социально-коммуникативное развитие», важной задачей образовательной работы с
дошкольниками являются «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности (традиционные ценности)» [55].
Ценностные
ориентации как аксиологический термин и предмет исследования появился в
исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И.
Равкин, В.П. Тугаринов и др.).
Ценностные ориентации рассматриваются как совокупность убеждений индивида,
определяющая направленность его поведения.
Отечественные
и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П.
Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд,
Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у
ребенка системы ценностных ориентаций,
формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
По
мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завершается формирование
ценностно-смысловой сферы ребенка [63]. Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А.
Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования нравственных идеалов уже в
детском возрасте, и чем раньше начнется нравственное воспитание, тем