Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности (на примере работы с учащимися 2 класса)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Состояние проблемы формирования нравственных представлений у детей в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у второклассников 19
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Методики диагностики уровня сформированности нравственных представлений у второклассников 44
2.2. Содержание формирующего этапа эксперимента 58
2.3. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 65
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………….85
Введение:
Актуальность исследования связывается с возросшей потребностью воспитания человека нового типа: гражданина и патриота, который знает и принимает духовные ценности своей страны, уважает и любит свою Родину. Высокая образованность в таком человеке должна сочетаться с высокой нравственностью, а глубокие знания – с замечательными чертами личности и характера. Поэтому проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения актуализируются потребностями теории и практики, родителей и педагогов, общества и государства.
На текущий момент отмечается неблагоприятная обстановка в отношении негативного влияния на нравственные ориентиры детей и молодежи со стороны внешней среды. Популярная культура насаждает безнравственность, высокая информатизация обеспечивает легкий доступ к материалам низкой культурной и духовной ценности. Отсутствие на протяжении длительного времени систематизированной и планомерной государственной программы по нравственному ориентированию подрастающего поколения привело к определенному духовно-нравственному кризису, утрате молодыми людьми надежных примеров нравственного развития. И сегодня как никогда важно обратиться к решению этой проблемы.
В соответствии с обновленным федеральным государственным стандартом, регламентирующим начальное общее образование (ФГОС НОО) [3], личностное развитие учащихся, в т.ч. его духовно-нравственные компоненты, являются приоритетным направлением образовательного процесса. По итогам реализации данного направления должны быть достигнуты следующие цели:
— реализовано признание ценности человеческой индивидуальности;
— сформирована готовность к проявлению сопереживания, доброжелательного отношения и уважения к окружающим;
— закреплено неприятие любых форм насилия, как физического, так и морального.
Образовательный процесс, рассматриваемый изолированно, не способен обеспечить единолично высокий уровень нравственного развития обучающихся. Это связано с тем фактом, что нравственная воспитанность есть результат взаимодействия человека с другими людьми, которое происходит не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Готовность к выражению доброжелательности и уважения ко всем окружающим людям – это фундамент реальной нравственной воспитанности.
Сказанное обусловило потребность поиска наилучших условий для обеспечения образовательного процесса, включающего в себя как учебную, так и воспитательную составляющую, способного стимулировать нравственное развитие детей для жизни в современных цивилизованных условиях. Этот образовательный процесс должен строиться на действующих законах и нормативных актах, регулирующих процесс образования, а также учитывать происходящие в обществе перемены. Результатом такого образовательного процесса станет воспитание подрастающего поколения с высокими нравственными идеалами и сформированными нравственными представлениями, готового принести пользу своей семье и государству, поддержать духовный потенциал своей страны.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования нравственных представлений у второклассников образовательной организации во внеурочной деятельности?
Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс формирования нравственных представлений у второклассников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная реализация педагогических условий эффективного формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование нравственных представлений младших школьников будет эффективным при следующих условиях:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей второклассников, а также их четко выраженных нравственных ориентиров.
2. Опора на технологии, методы и приемы, с помощью которых представления будут трансформированы в обобщённые нравственные представления младших школьников.
3. Разработка комплекса занятий внеурочной деятельности для формирования нравственных представлений младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние проблемы формирования нравственных представлений и уточнить сущность понятия «нравственные представления» младших школьников
2. Определить особенности формирования нравственных представлений у второклассников.
3. Выявить возможности внеурочной деятельности в формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
4. Реализовать педагогические условия эффективного формирования нравственных представлений у второклассников в опытно-экспериментальной работе.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— положения гуманистической философии, психологии (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), признающих приоритетность целостности личности в процессе ее саморазвития;
— концепция нравственного воспитания В.А. Сухомлинского;
— теория нравственного воспитания И.Ф. Харламова;
— идеи Л.С. Выготского в контексте духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
— положения о воспитывающей функции начального образования Е.Н. Землянской;
— исследования формирования нравственной культуры личности Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, В.А. Петровского, Е.С. Шиловой, С.Г. Якобсон и др.;
— идеи, связанные с организацией и методикой проведения занятий во внеурочной деятельности Л.С. Колмогоровой, И.М. Витковской, С.Ф. Сироткиной и др.
Методы исследования:
— анализ психологической, педагогической и методической литературы;
— педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование;
— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 875», 2 «В» и 2 «Г» классы в количестве 28 и 29 человек соответственно.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:
— в уточнении содержания понятия «нравственные представления у детей» и рассмотрении особенностей формирования нравственных представлений у второклассников;
— в определении педагогических условий эффективного формирования нравственных представлений второклассников;
— в выявлении возможностей внеурочной деятельности в формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста;
— в разработке комплекса занятий, нацеленного на успешное формирование нравственных представлений второклассников, с учетом теоретически обоснованных педагогических условий.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования в начальной школе разработанного комплекса внеурочных занятий, направленного на формирование нравственных представлений у второклассников, реализации педагогических условий и методов формирования нравственных представлений, а также состоит в возможности использования материалов исследования:
— учителями начальных классов и педагогами-воспитателями начального звена при реализации деятельности по формированию нравственных представлений учащихся в рамках внеурочной деятельности;
— студентами-педагогами с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью обобщения педагогического опыта, систематизации эмпирических сведений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нравственные представления младших школьников мы понимаем как чувственную форму нравственного знания, которая выражается в образах, фактах, действиях и поступках, содержит в себе критерии должного, верного и истинного отношения к себе, к другим людям и к окружающему миру. Также понятие нравственных представлений младших школьников включает в себя способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
2. Внеурочная деятельность обладает высоким потенциалом для формирования нравственных представлений второклассников в рамках целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников. Возможности внеурочной деятельности в отношении формирования нравственных представлений у младших школьников заключается в обогащении личного опыта учащихся, их знаний о разнообразии человеческой деятельности, благодаря которому формируются собственные необходимые практические умения.
3. Эффективному формированию нравственных представлений второклассников способствует учет их возрастных и индивидуальных особенностей; опора на разнообразные методы и приемы работы, позволяющие трансформировать обобщенные представления в нравственные представления; разработка комплекса занятий внеурочной деятельности для формирования нравственных представления младших школьников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами (теоретической и опытно-экспериментальной), заключением, списком литературы и 2 приложениями. Список литературы представляет собой библиографическое описание 85 источников. Работа проиллюстрирована 14 таблицами, 17 рисунками, приведена на 116 страницах.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально реализовать педагогические условия эффективного формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Для достижения указанной цели были реализованы все необходимые задачи.
По итогам реализации первой задачи исследования было рассмотрено состояние проблемы формирования нравственных представлений и уточнена сущность понятия «нравственные представления» младших школьников.
Установлено, что под нравственными представлениями младших школьников понимается комплекс нравственных познаний, которые проявляются в образах, а также воспринимаемых чувственно нравственных поступках, действиях и фактах.
По итогам реализации второй задачи исследования были определены особенности формирования нравственных представлений у второклассников.
Выявлено, что к особенностям процесса формирования нравственных представлений у второклассников относятся: необходимость целенаправленной работы с семьей обучающихся; потребность в обеспечении мотивов для приобретения соответствующих нравственных представлений обучающихся; учет роли индивидуально-возрастных особенностей обучающихся и их потребности в социальных взаимодействиях; ориентация в процессе воспитания на достижение определенного идеала; интегративность всех программ нравственного развития личности; важность применения в ходе формирования нравственных представлений разнообразных и результативных средств и методов.
По итогам реализации третьей задачи исследования были выявлены возможности внеурочной деятельности в формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Получен вывод о том, что внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом для формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста потому, что носит добровольный характер, поощряет самостоятельность обучающихся, способствует более тесной связи теоретических знаний с жизнью и практикой.
По итогам реализации четвертой задачи исследования были реализованы педагогические условия эффективного формирования нравственных представлений у второклассников в опытно-экспериментальной работе.
Проведение опытно-экспериментальной работы по теме позволило прийти к следующим основным выводам:
— Проведение констатирующего этапа исследования позволило установить, что уровень развития нравственных представлений у второклассников из экспериментальной и контрольной группы находится на схожем, сопоставимом (низком и среднем) уровне.
— Формирующий этап опытно-экспериментальной работы представлял собой реализацию программы внеурочной деятельности «Красота твоей души». При реализации программы были учтены индивидуальные и возрастные особенности второклассников, проведены адаптационные игры для обеспечения комфортной атмосферы сотрудничества, реализованы основные принципы организации внеурочной деятельности.
— Проведение контрольного этапа позволило установить, что участие второклассников из экспериментальной группы в реализации программы внеурочной деятельности позволило им существенно развить уровень своих нравственных представлений. Чего не скажешь об уровне нравственных представлений второклассников из контрольной группы: без дополнительного формирующего воздействия он практически не изменился от констатирующего к контрольному этапу.
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования и подтвердить эффективность следующих условий формирования нравственных представлений младших школьников:
— учет возрастных и индивидуальных особенностей второклассников, а также их четко выраженных нравственных ориентиров;
— опора на технологии, методы и приемы, с помощью которых представления будут трансформированы в обобщённые нравственные представления младших школьников;
— разработка комплекса занятий внеурочной деятельности для формирования нравственных представлений младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Состояние проблемы формирования нравственных представлений у детей в психолого-педагогической литературе
Одним из базовых векторов развития современного отечественного образования является деятельность по выработке нравственных представлений у детей, подростков и юношества. Однако барьером на пути гармоничного нравственного развития подрастающего поколения являются непростые экономические и социальные условия:
— частая смена экономической ситуации, а также недостаток ресурсов приводят к культу финансового благополучия;
— систематические вооруженные конфликты приводят к росту чувства отсутствия безопасности;
— опасность террористических актов формирует подозрительность, отсутствие понимания, а также негативное отношение к представителям других культур и национальностей.
Все это способно вызвать в обществе культурный кризис, а также сокращение показателей нравственной воспитанности и образованности.
В подобных обстоятельствах на повестке дня на передний край выходит социально-педагогический компонент данной проблемы, т.е. потребность в изучении способов увеличения значимости нравственных ценностей, свойственных всему человечеству. Это изучение следует реализовывать в текущем периоде развития педагогической науки и образовательного процесса, которое будет принимать во внимание специфику их развития на каждом конкретном периоде человеческого онтогенеза [10].
Общество, очерчивая круг воспитательно-образовательных задач, всегда во главу угла ставило проблему нравственного воспитания ребенка.
Нравственному воспитанию всегда отводилась значимая роль в процессе общественного и человеческого развития. Российские и иностранные ученые в основной своей массе рассматривают нравственный компонент воспитательного процесса как ведущий. Так К.Д. Ушинский [70] считал, что главной задачей воспитания является нравственное воспитание. Схожей точке зрения придерживался и И.Г. Песталоцци [50], который рассматривал нравственное воспитание, как «море бесконечной силы совершенной любви». В свою очередь, Л.И. Божович [13] отводила нравственному развитию детей центральное место в процессе становления гармонично сформировавшейся личности.
Протекание процесса нравственного воспитания достаточно трудоемкое. В ходе него ребенок адресно знакомится с моральными ценностями, как всего человечества, так и конкретного общества. По мере его протекания дети поэтапно приобщаются к традиционным общественным правилам и нормам взаимоотношений и поведения. Иными словами ребенок присваивает распространенные в обществе формы и способы взаимодействия и выражения своего отношения к окружающему (природе, людям и пр.) и к самому себе.
Итог нравственного воспитания – это возникновение и закрепление в личности конкретной системы нравственных качеств. При этом чем менее укоренились данные качества в личности, те больше будет отступлений от утвердившихся общественных норм морали, что, в свою очередь, будет сопровождаться низкой оценкой уровня нравственности личности со стороны других членов общества.
Необходимо, чтобы воспитание нравственности брало свое начало с развития надлежащих представлений, под которыми мы будем понимать конкретный образ события (явления), либо предмета, который формируется, исходя из опыта прошлого посредством его продуцирования либо в воображении, либо в памяти [76].
Нравственные представления – это компонент моральной и общественной личностной позиции, который становится основой для самоконтроля и нравственного сознания, а также передает многообразие ситуаций моральных решений и морального выбора. Однако данная проблематика по-прежнему остается исследованным недостаточно. Например, не обнаружена система выработки нравственных представлений, взаимосвязь нравственных представлений с ходом человеческого развития, не определены особенности содержания представлений, обусловленные конкретными этапами онтогенеза. Активная научная деятельность в данных направлениях однозначно даст возможность компетентно, упорядоченно и адекватно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения.
Повышенный интерес вызывает определение особенностей нравственных представлений детей младшего школьного возраста. Данный аспект имеет высокое значение, во-первых, потому что этот возраст является сензитивным этапом для развития нравственных представлений. А, во-вторых, для данного возраста характерна лабильность нравственных представлений, что может за собой повлечь ускоренную и существенную их трансформацию в плане содержания и характера. Все это необходимо принимать во внимание, организовывая исследовательскую и воспитательную деятельность с учащимися начальной школы [4].
В круг основных методологически актуальных проблем психолого-педагогической науки входит вопрос особенностей и основ познания человеком окружающей его реальности, а также отражения данного процесса в развитии его личности. Согласно точке зрения Б.Г. Ананьева [6], базовыми функциями психического отражения являются понятийная и образная, при этом уровень представлений воплощается через образную функцию. В рамках теории отражения, под представлениями принимают не видимость восприятий и ощущений, не их притупленную реплику, но суммарный образ явлений и предметов объективной действительности.
С точки зрения психологической науки «представления» – это познание и воспроизведение человеком окружающей его реальности. Как указывал Б.Г. Ананьев [6], спецификой нравственных представлений является объединение наглядности (т.е. образности) и обобщенных нравственных ощущений, смыслов, восприятий и понятий. Иными словами, нравственные представления – это собирательный образ явлений и предметов нравственной реальности. Данные представления отображают и характерные особенности групп, предметов и явлений, и конкретные объекты.
Как иностранная, так и российская научная мысль неоднократно обращалась к изучению «представлений», часть из них нами была сгруппирована в таблице 1. [60]
Таблица 1 – Подходы к изучению понятия «представления»
Нравственные представления – это одна из разновидностей представлений. Как правило, под нравственностью, с точки зрения педагогической науки, понимается одна из форм общественного сознания, система поведенческих норм и принципов, которые распространяются на все отношения человека, как к обществу, так и к другим людям. Процесс личностного нравственного саморазвития и развития протекает в ходе нравственного воспитания – упорядоченного и последовательного воздействия на поведение, эмоции и сознание индивида, целью которого является развитие у него нравственных качеств, которые согласуются с требованиями утвердившейся в обществе морали.
Нравственное воспитание включает в себя:
— выработку у индивида осознанной связи с обществом, зависимости от него;
— формирование потребности координировать свои поступки с общественными интересами;
— приобщение к нормам разумного поведения и нравственности;
— трансформацию нравственных знаний в нравственные убеждения, с последующей выработкой их системы;
— развитие стабильных нравственных качеств и чувств, воспитанности, а также уважительного отношения к окружающим;
— становление нравственных привычек [16].
Результат нашего анализа научных представлений о понятии «нравственные представления» представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Понятия «нравственные представления» с позиции ученых
В своей сути, нравственные преставления – это как итог восприятия нравственных явлений, так и усвоение итогов нравственной деятельности всего человечества. Именно поэтому нравственные представления являются одновременно и образом, и процессом познания, который направлен на познание окружающей реальности.
В своем анализе представлений, как, в общем, так и нравственных в частности, мы принимаем их за одну из форм знаний, при этом мы базируемся на классификации видов знаний, предложенной М.Н. Скаткиным [62], который выделяет:
— научные и житейские, т.е. основные термины и понятия, в отсутствие которых нельзя воспринять ни один документ, ни один из компонентов знаний;
— знания о методах познания и способах деятельности;
— оценочные знания, а также знания о нормах отношения к разнообразным жизненным явлениям, которые сформировались в обществе [62].
На базе приведенной выше классификации можно так же очертить и группы нравственных представлений:
— представления о ценностях, свойственных всему человечеству и о нравственных качествах, присущих конкретной личности;
— представления о нравственных отношениях к окружающей действительности;
— представления о способах межличностного взаимодействия и общения, а также о сотрудничестве [62].
Следующие группы знаний формируют нравственные представления:
— знания о качествах, которые охарактеризуют индивида, как нравственного, а также ценности, свойственные всему человечеству;
— представления о нравственных чувствах;
— представления о способах общения [62].
Различие нравственных представлений проявляется в том, что им отводится различное место в процессе формирования нравственной личности, а также в том, что им необходим разнообразно выстроенный процесс учебной и воспитательной деятельности.
В ходе анализа научных толкований концепции «нравственных представлений» необходимо, в первую очередь, определить трактовку базовых понятий, применяемых в научной литературе (педагогической, психологической и философской) при исследовании данной проблематики.
Проблема «нравственности» на протяжении всего ее существования волновала представителей философии как науки. Так, Аристотель [7] считал индивида нравственным, если он был рассудительным, бесстрашным и справедливым. По мнению Ф. Ницше [46], нравственным человеком является тот, кто следует определенным еще в древности обычаям и законам.
На текущий момент философская наука отождествляет такие понятия как «нравственность» и «мораль». Под последней, в свою очередь, понимаются действующие правила, принципы и нормы человеческого поведения, специфика поведения человека (мотивация его поступков, практические итоги его поступков), а также суждения и эмоции, которые придают нормативную регуляцию взаимоотношениям, как с обществом, в целом, так и с каждым отдельным человеком в нем.