Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении истории России в 11 классе по теме «Начальный период Великой Отечественной войны»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Психолого-методические рекомендации
педагогической и.
методической литературы по методике
формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности. 5
1.1 Требования к
учебно-познавательной деятельности современных.
обучающихся. 5
1.2 Выявление мотивации к
учебно-познавательной деятельности.
обучающихся 11-х классов. 18
1.3 Современные методы и средства
формирования мотиваций в курсе.
истории. 31
2 Методика разработки и проведения
урока в 11 классе по теме.
«Начальный период Великой
Отечественной войны». 45
2.1 Современные требования и подходы
к изучению истории Великой.
Отечественной войны в старшей школе. 45
2.2 Историко-познавательные основы
изучения Великой Отечественной.
войны.. 63
2.3 Разработка урока по теме
«Начальный период Великой Отечественной.
войны». 70
Заключение. 90
Список литературы. 94
Приложения. 102
Введение:
Актуальность.
Значимость избранной темы возрастает в контексте «Историко-культурного
стандарта», обосновывающего подходы к преподаванию истории, обращающего внимание на «трудные вопросы истории», среди которых — тематика Великой
Отечественной войны.
Отсутствие интереса к обучению, получению
знаний сильно осложняет учебно-воспитательный
процесс. Именно поэтому стоит задача сформировать
и развить у подростков положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Возрастающий интерес к различным аспектам
истории Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. доказывает огромную важность и значимость использования исторического опыта, пережитого народом, а историческая память о ней, её уроки
могут помочь осмыслить многие современные
политические и социально-культурные проблемы России и мира.
Степень
изученности темы. Несмотря на разнообразие методической и
психолого-педагогической литературы,
вопросы формирования учебно-познавательной
деятельности в процессе изучения курса истории разработаны частично в трудах таких исследователей
как: Б.Г. Ананьев, В.В. Дрозина, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, А.Р. Лурия, Г.И. Щукина, Б.Д. Эльконин и др.
Несмотря на огромное количество публикаций и
проведенных исследований, до сих пор
остается много «белых пятен» при рассмотрении
этого уходящего в прошлое сложного исторического периода.
Объект – учебно-познавательная
деятельность старших подростков (11 классы).
Предмет – формирование мотивации
учебно-познавательной деятельности старших подростков.
Цель – разработка методических
рекомендаций для формирования мотивации
обучающихся к учебно-познавательной деятельности при изучении темы «Начальный
период Великой Отечественной войны».
Задачи:
— определить требования к
учебно-познавательной деятельности обучающихся;
— охарактеризовать способы выявления
мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся;
— выявить методы и средства формирования
мотиваций в курсе истории;
— провести обзор современных требований и
подходов к изучению истории Великой Отечественной войны в старшей школе;
— провести обзор освещение знания о
Великой Отечественной войне в советской литературе 1941-1955 годов;
— разработать урок по теме «Начальный
период Великой Отечественнойвойны»
Методология и методы исследования:
—
теоретический
анализ философских, психологических, педагогических трудов и методических изданий, а также педагогического опыта по проблеме исследования;
—
интерпретационные методы исследования (анализ,
сравнение, обобщение теоретических
исследований, практического опыта, эмпирического
материала, синтез эмпирического материала);
—
педагогический эксперимент (опытное обучение и проверка эффективности предложенной методики).
Новизна и практическая значимость:
— выявление факторов, способствующих
формированию мотивации достижения и
успешности учебной работы;
— разработка методических
рекомендаций для формирования мотивации
обучающихся к учебно-познавательной деятельности при изучении темы «Начальный
период Великой Отечественной войны» в 11 классе.
Заключение:
В результате решения задач исследования
была достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Учебно-познавательная деятельность — вид человеческой деятельности, процесс
познания, который специально
программируется и управляем
педагогом, где обучающиеся выступают в качестве субъекта специально
организованной деятельности, результатом которой выступает знание,
мета-познавательные умения и навыки, а также личностные характеристики. Компонентами
учебно-познавательной деятельности определены: мотивационный, ориентационный,
содержательно-операционный, ценностно-волевой, оценочный.
Основными
требованиями к учебно-познавательной деятельности обучающихся определены: наличие субъекта и объекта познания; выстраивание деятельности согласно принципов социально-практической обусловленности
познания (единство практики и познания), отображения единства чувственного и абстрактно-логического
уровней познания; принципа активности обучающихся; моделирование данной деятельности
педагогами не как узконаправленного процесса получения знаний, а как
пространства, предоставляющего возможности для личностного становления,
формирования ценностных ориентаций, личностных смыслов; создание познавательно-развивающей
среды, стимулирующую инициативу и активность самого школьника; использование
инновационных форм и методов работы с обучающимися; предоставление возможности
стать реальными субъектами познавательной деятельности; ориентация на: становление
личностных характеристик обучающегося (среди которых, например, в 10-11 классе:
креативность
и критическое мышление, активность и целенаправленность в познании мира;
владение основами научных методов познания окружающего мира; способность
осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность и др.);
метапредметные
результаты, включающую освоение обучающимися межпредметных понятий и
универсальных учебных действий, среди которых познавательные; предметные
результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета.
Мотивация —
динамичный феномен, который формируется и трансформируется в процессе
деятельности индивида на основе его потребностей, интересов, мотивов, целей,
идеалов и др.; результат деятельности педагога; субъективное побуждение
индивида к проявлению активности в том или ином виде деятельности, в частности
учебно-познавательной.
Способами выявления мотивации к учебно-познавательной
деятельности обучающихся 11-х классов определены: индивидуальная беседа с
обучающимся, предполагающая наличие вопросов о мотивах, смысле, целях учения
для данного ученика; наблюдение за поведением школьников во время урока и вне
его с последующей фиксацией результатов в бланках наблюдения; анализ
показателей школьной успеваемости, посещаемости школьников; анкетирование по
ряду показателей (цели учащегося; его стремления; интересы, увлечения; ведущие
мотивы для достижения учебной успешности и саморазвития и др.).
Для формирования мотивации на уроках
истории применяется значительный арсенал методов и средств, среди которых:
метод проблемных задач; метод проектов; игровой метод; метод визуализации; интерактивные
методы; интерактивные дидактические и наглядные пособия; ИКТ; музыка,
головоломки, загадки и др.
Определены факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации
школьников при изучении истории, относятся следующие: усвоение необходимых теоретических понятий; создание противоречий между
известным и неизвестным; привлечение индивида к установлению причин явления;
использование системы поощрений; показ значимости знаний; создание перспективы;
положение ученика в системе межличностных отношений; организация коллективной
деятельности; увлеченное преподавание предмета; использование
активных методов, разнообразных средств и заданий.
Основными подходами к изучению истории
Великой Отечественной войны в курсе истории для старших классов определены:
плюрализм, заключающийся в представлении
различных, порой прямо противоположных взглядов на события Великой
Отечественной войны, трактовку отдельных её эпизодов и сюжетов, оценку основных
этапов; историко-психологическое направление в изучении войны; изучение
менталитета народов России в войне.
Методической основой преподавания истории
на ступени среднего (полного) общего образования является
системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов посредством организации активной познавательной
деятельности обучающихся. Изучение истории в старшей школе осуществляется на
основе ФГОС среднего общего образования
в соответствии с Примерной рабочей программой к учебнику Н.В. Загладина,
Ю.А. Петрова «История. Конец XIX — начало XXI века. Базовый и углублённый
уровни» 10-11 классы. На изучение раздела, посвященного ВОВ отведено 6 часов,
включая обобщающее повторение. В качестве рекомендуемой организационной формы
представлен комбинированный урок.
В результате обзора освещения знания о
Великой Отечественной войне в советской литературе 1941-1955 годов установлено,
что историческая литература, опубликованная в годы войны в основном носила или
оперативный, или публицистический характер, и в то же время обобщала
значительный фактический материал, касалась злободневных проблем. В первое
послевоенное десятилетие сделаны первые шаги по созданию обобщающих трудов о
войне в целом.
Первичная
диагностика уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении
истории показала, что у большинства старшеклассников она находится на среднем
уровне (53,3%), 30% имеют низкий уровень к изучению предмета, высокий
зафиксирован у 16,6% учащихся.
В
результате изучения уровня мотивации старшеклассников к учебно-познавательной
деятельности на уроке истории после разработанного урока, включающего комплекс
разработанных дидактических игр (Д.И. «Причина-следствие», Д.И. «Выпутайся»,
Д.И. «Найди свое», Д.И. «Организация отпора фашистскому агрессору») повысился.
Доля старшеклассников на высоком до 30% было 16,6% и среднем уровне до 70% было
53,3% мотивации увеличилась на 16,7%, на низком уменьшилась на 30%. Полученные результаты указывают на эффективность экспериментального
фактора – игры в направлении
формирования мотивации к учебно-познавательной
деятельности при истории, в частности по теме «Начальный период Великой
Отечественной войны».
По
результатам проведенного исследования разработаны методические рекомендации для
формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при
изучении темы «Начальный период Великой Отечественной войны»:
1.
Рекомендуется проводить диагностику уровня
мотивации к учебно-познавательной деятельности. В качестве основных диагностических
методов следует применять: беседу, наблюдение.
2. При
проведении урока истории рекомендуется
применять следующие методы и средства: метод проблемных задач,
метод проектов, игровой метод, в частности дидактическую игру; метод
визуализации; интерактивные методы; решение логических задач, состязания, конкурсы, афоризмы, документы, событие,
имеющее широкий общественный резонанс, использование нескольких понятий или
терминов, неоконченное предложение, загадки, поговорки, интерактивные
дидактические и наглядные пособия,
ИКТ и др.
3. Рекомендуется
выстраивать деятельность по формированию мотивации на уроках
истории на основе следующих принципов: гуманизации и
демократизации; субъектности;
диалогизации учебного процесса; индивидуализации и дифференциации обучения; интереса;
сотрудничества; активности и самостоятельности; включения в
познавательно-исследовательскую деятельность; опоры на позитив.
Фрагмент текста работы:
1 Психолого-методические рекомендации
педагогической и
методической литературы по методике
формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.1 Требования к учебно-познавательной
деятельности современных
обучающихся Рассмотрим требования к
учебно-познавательной деятельности современных обучающихся, однако прежде
остановимся на терминах «познание», «учение», «деятельность», «познавательная
деятельность», «учебно-познавательная деятельность».
Так, в Философской энциклопедии понятие «познание» трактуется
как категория, которая описывает процесс получения любых знаний путем:
повторения планов деятельности и общения, которые определены как идеальные;
создания знаково-символических систем, которые опосредуют взаимодействие
человека с миром и другими людьми[1].
В Новейшем философском словаре, познание рассматривается как активная деятельность
людей, направленная на приобретение и развитие знаний; творческая
деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире[2].
Синонимами слова «познание» в Словаре синонимов определены
следующие слова: изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение[3].
Далее рассмотрим дефиницию «деятельность».
В
справочных изданиях деятельность определяется как один из важнейших атрибутов бытия человека, который связан с
целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека; целенаправленная
активность; активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в
ходе которого человек познает и преобразует мир; специфически человеческий
способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в
котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления
мира – как ее объекты[4].
В результате научного поиска установлено, что в
литературе познавательная деятельность
выступает одним из ее видов (наряду с такими видами деятельности как:
технологическая деятельность, материально-производственная деятельность,
экономическая деятельность, экологическая деятельность, социально-политическая
деятельность, деятельность общения, духовная деятельность)[5].
Рассмотрим более подробно сущность последней. Так, в Тематическом словаре по
философии познавательная деятельность –
это специфическая деятельность человека, которая направлена на открытие законов
природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных
способов действия с предметами и явлениями;
деятельность, ориентированная на производство новых знаний[6].
В
Психологическом словаре познавательная деятельность представлена в качестве
сознательной деятельности субъекта, которая направлена на приобретение
информации относительно объектов и явлений реальной
действительности, а также конкретных знаний[7].
В
Словаре профессионального образования приведен термин учебно-познавательная
деятельность, под которым понимается освоение знаний и способов их применения в
целях познания и лучшего понимания реалий окружающей действительности[8]. [1]
Познание. Философская энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://science_philosophy.academic.ru [2]
Познание. Новейший философский словарь. [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy [3]
Синонимы к слову «познание». Словарь синонимов [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.ph [4] Деятельность. Толковый словарь
«Евразийская мудрость от а до Я» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://terme.ru/termin/dejatelnost.html [5] Деятельность.
Философия:
словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://terme.ru/termin/dejatelnost.html [6]Познание как деятельность.
Философия науки и техники: тематический словарь. [Электронный
ресурс].- Режим доступа:
http://science_philosophy.academic [7]
Познавательная деятельность. Психологический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://vocabulary.ru/termin/poznavatelnaja-dejatelnost.html [8]
Учебно-познавательная деятельность. Словарь
профессионального образования [Электронный ресурс].- Режим
доступа:
http://professional_education.academic.ru/265