Магистерский диплом (ВКР) Иностранные языки Методика преподавателя иностранных языков

Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование культурных компетенций учащихся на материале англоязычных романов Дж.к. Роулинг Гарри Поттер

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА 1. Предпосылки формирования культурной компетенции учащихся 8

1.1 Основные направления развития личности учащихся 8

1.2 Проблемы языковой подготовки учащихся 15

1.3 Культурная компетентность личности учащихся 21

1.4 Способы формирования культурных компетенций в процессе обучения иностранному языку на основе аутентичных англоязычных романов 23

Выводы по 1 главе 26

ГЛАВА 2. Структурный и компонентный анализ культурной компетенции 28

2.1 Структурный анализ культурной компетенции 28

2.2 Компонентный анализ культурной компетенции 37

Выводы по 2 главе 43

ГЛАВА 3. Роль чтения в процессе формирования культурных компетенций учащихся 45

3.1 Методика приобщения учащихся к ценностям иноязычной культуры через чтение аутентичных литературных произведений 45

3.2 Использование серии романов Джоанн Роулинг Гарри Поттере для формирования общей культуры учащихся в процессе обучения английскому языку 55

Выводы по 3 главе 70

Заключение 72

Список использованной литературы 75


  

Введение:

 

Язык и культура – это два неотделимых аспекта человеческой жизни. Поэтому в процесс обучения иностранному языку стало необходимостью включение культурных компонентов. В последнее время межкультурная компетенция является одним из ключевых терминов. Что в свою очередь способствовало созданию нового понимания в области изучения и преподавания иностранных языков.

В современном глобализированном мире культурная компетенция приобретает очень большое значение. Если еще лет 10 назад встречи с иностранными деловыми партнерами или коллегами, общение с друзьями из-за границы были исключением, то сегодня эта практика встречается все чаще и чаще. Глобализация означает не только изменение потоков капитала и товаров, но и изменение пространства и времени. Современный мир стал значительно «теснее» со времен великих открытий Христофора Колумба, это значит, что человек сталкивается с чужим или с чуждыми ему культурами не только в другой стране, но и дома, в быту. В связи с возрастающим политико-экономическим, культурным и техническим прогрессом межкультурная компетенция и связанные с ней проблемы взаимопонимания между представителями разных культур приобретают все большее значение в повседневной жизни. Язык, культура и общение являются очень важными ключевыми аспектами для исследований в области преподавания иностранных языков. Этот аспект находится в центре внимания данной работы.

Во времена глобализации и расширения культурного обмена освоение межкультурной компетенции является важной задачей современного обучения иностранному языку в соответствии с действующими образовательными стандартами. Вот почему приобретение межкультурной компетенции имеет высокий приоритет в современном образовательном пространстве. Язык представляет культуру, общение происходит посредством языка. Изучение иностранного языка означает контакт с чужим миром, знакомство с другими правилами и традициями, а также понимание других ценностей и менталитетов. Межкультурное обучение все более и более становится частью повседневной жизни.

Несмотря на то, что в современном мире возобладало признание важности развития межкультурной компетенции, ее реализация остается постоянной проблемой. Структурный и содержательный контексты языкового образования традиционно формируются самыми разнообразными учебниками. Проблема учебника иностранного языка (ИЯ) вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей на протяжении многих десятилетий. Современные методисты едины во мнении, что использование аутентичных материалов на занятиях по иностранному языку является важнейшим компонентом как на пути решения задач по развитию личности учащихся, так и в аспекте формирования их культурной компетенции.

Актуальность темы исследования обусловлена наличием на социально-педагогическом уровне противоречия: между наличием социокультурного потенциала, реализация которого в образовании способствует развитию языковой личности, обладающей общекультурными и профессиональными компетенциями, пониманием значение языка как посредника и успешное овладение средствами английского языка, и недостаточная реализация этого потенциала в средней общеобразовательной школе. Российские ученые подтверждают актуальность разработки теоретико-методических и практических проблем развития языковой личности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе и подчеркивают необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, что обусловлено увеличением положительных и отрицательных изменений в языке, широко используемом в социальном общении.

Такое положение дел делает актуальным вопрос поиска путей формирования культурных компетенций учащихся. В рамках поиска путей формирования культурных компетенций остановимся на анализе потенциала такого ресурса как использование аутентичных англоязычных произведений, а именно на романах Дж. К. Роулинг Гарри Поттер.

Цикл романов о Гарри Поттере можно считать поистине культовым. На нем выросло не одно поколение современных детей и взрослых, с упоением ожидающих сову у своего окна. Эта история – не просто красивая детская сказка, растущая вместе с нами. Это – вместилище культуры и традиций Англии, родной страны госпожи Роулинг.

Объектом нашего исследования является контент культурной компетенции.

Предметом – особенности формирования культурной компетенции на уроках английского языка в школе с опорой на аутентичные произведения.

Цель работы – проанализировать методические возможности аутентичной литературы в аспекте формирования культурной компетенции.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— осветить основные направления развития личности учащихся;

— определить проблемы языковой подготовки учащихся;

— уточнить понятие культурной компетентности личности учащихся;

— описать способы формирования культурных компетенций в процессе обучения иностранному языку;

— провести структурный анализ культурной компетенции;

— провести компонентный анализ культурной компетенции;

— описать методику приобщения учащихся к ценностям иноязычной культуры через чтение аутентичных литературных произведений;

— описать возможности использования серии романов Джоанн Роулинг о Гарри Поттере для формирования общей культуры учащихся в процессе обучения английскому языку.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы (сбор научной базы), интерпретация (формулирование основных понятий работы), обобщение опыта и массовой практики (создание теоретической базы), системный анализ (изучение методического опыта), сравнительно-сопоставительный метод (критический анализ подходов), метод сплошной выборки (отбор примеров).

Теоретико-методологической основой исследования стали научные работы как отечественных, так и зарубежных исследователей: И. Л. Бим (2005), И. Бэнкс (2008), И. В. Ганжара (2005), Е. В. Казанцева (2019), Г. В. Колшанский (2005), А. Я. Линк (2009), Т. Т. Локацениа (2009), В. А. Маслова (2004), И. А. Муратова (2021), Т. П. Оглуздина (2011), И. А. Орехова (2004), Е. И. Пассов (2010), С. В. Серебрякова (2009), Н. Хомский (1972), А. Г. Штарина (2008), А. Н. Щукин (2011), М. Byram (2019), R. I. Damian (2018), J. R. Firth (1964), K. Harding (2005), H. Hoff (2014) и др [Бим, 2005; Бэнкс, 2008; Ганжара, 2005; Казанцева, 2019; Колшанский, 2005; Линк, 2009; Локаценниа, 2009; Маслова, 2004; Муратова, 2021; Оглуздина, 2011; Орехова, 2004; Пассов, 2010; Серебрякова, 2009; Хомский, 1972; Штарина, 2008; Щукин, 2011; Byram, 2019; Damian, 2018; Firth, 1964; Harding, 2005; Ноff, 2014].

Материалом исследования послужили следующие романы Джоанн Роулинг о Гарри Поттере: Harry Potter and the Philosopher`s Stone (2009), Harry Potter and the Chamber of Secrets (2011), Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (2014). Общий объем проанализированных страниц – 615.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях по английскому языку, в учебных курсах высших учебных заведений по лингвострановедению, английской идиоматике, межкультурной коммуникации.

Теоретическая значимость состоит в том, что работа уточняет методические представления о формировании культурной компетенции учащихся при помози аутентичной художественной литературы.

Новизна исследования состоит в том, что в работе на материале аутентичных романов Джоанн Роулинг о Гарри Поттере предлагается комплекс упражнений, направленный на формирование культурной компетенции у учащихся средней школы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования, актуальность которого определялась тем, что в современном глобализированном мире культурная компетенция приобретает очень большое значение, была реализована цель по анализу методических возможностей аутентичной литературы в аспекте формирования культурной компетенции. В соответствии с поставленными задачами были получены следующие результаты:

В ходе изучения предпосылок формирования культурной компетенции учащихся было установлено, что к основным направлениям развития личности у учащихся относятся социальное и культурное воспитание, которое реализуется в командной или групповой работе и школьных проектах. Были выделены факторы, которые определяют необходимость развития личности учащихся: формирование личностных качеств повышает уверенность учащихся; улучшение навыков общения; преимущество в конкурентной борьбе.

К проблемам языковой подготовки учащихся был отнесены такие факторы, которые демонстрируют противоречие между современным социальным запросом, который формируется в условиях глобализированного и мобильного общества и современными подходами к формированию коммуникативной и межкультурной компетенции. При осуществлении межкультурной коммуникации социокультурный компонент приобретает особо важное значение, а система современного школьного образования уделяет недостаточно внимания развитию культурной компетенции учащихся.

Систематизация подходов к определению культурной компетентности личности учащихся показало, что методисты понимают её как способность учащихся интерпретировать чужие ценности и устои, разрушать существующие предрассудки и клише, содействовать пониманию себя и других или реального взаимопонимания между культурами.

Изучение научной литературы позволило установить, что к способам формирования культурных компетенций в процессе обучения иностранному языку относятся: работа в парах и малых группах; использование аутентичных материалов; индивидуальная работа.

Структурный анализ культурной компетенции позволил установить, что среди исследователей нет единства мнений в выделении модели, однако, в общем и целом, к ней относятся следующие аспекты: аффективная сфера (внимание, принятие, саморефлексия, рефлексия чужого поведения, эмпатия, гибкость, открытость, толерантность, чувствительность, готовность к обучению, принятие), когнитивная сфера (знание реалий страны изучаемого языка, языковые знания, знание культуры страны изучаемого языка, онимание ценностей чужой культуры), конативная сфера (управление стрессом, коммуникативная компетенция, социализация).

Компонентный анализ культурной компетенции показал, что выделяются следующие компоненты, которые составляют основу высокого уровня межкультурной компетентности: способность анализировать, интерпретировать и взаимодействовать с кем-то; гибкость ума; культурное самосознание и способность к самооценке; адаптивность – адаптация к новой культурной среде; терпимость; глубокое знание и понимание культуры; воздержание от суждений; способность слушать и наблюдать; уважение к другим культурам; культурное сочувствие.

Описание методики приобщения учащихся к ценностям иноязычной культуры через чтение аутентичных литературных произведений позволило установить, что работа с художественными текстами, сейчас определяется, как одна из приоритетных в обучении чтению на иностранном языке. Благодаря чтению художественной литературы развиваются навыки устной речи, словарный запас значительно пополняется и что не мало важно, учащиеся знакомятся не только с литературой, но и культурой страны изучаемого языка. Лингвострановедческие тексты на сегодня особенно популярны в обучении иностранным языкам. Они способствуют расширению горизонтов знаний учащихся, пробуждают интерес к предмету. Учащиеся узнают о культуре, географии, образовании и других реалиях изучаемого языка. Такого рода тексты характеризуются отсутствием сложной информации и наличием небольшого количества серьезной информации, требующей научного подхода для ее понимания.

Были описаны возможности использования серии романов Джоанн Роулинг о Гарри Поттере для формирования общей культуры учащихся в процессе обучения английскому языку. На основе романов Джоанн Роулинг о Гарри Поттере: Harry Potter and the Philosopher`s Stone (2009), Harry Potter and the Chamber of Secrets (2011), Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (2014) (общий объем проанализированных страниц – 615) были разработаны упражнения, направленные на формирование культурной компетенции учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях по английскому языку, в учебных курсах высших учебных заведений по лингвострановедению, английской идиоматике, межкультурной коммуникации.

Перспективы развития данного исследования видятся в дальнейшем изучении методического потенциала других (аудио и видео) аутентичных материалов в аспекте формирования культурной компетенции.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Предпосылки формирования культурной компетенции учащихся

1.1 Основные направления развития личности учащихся

В настоящее время все чаще поднимается вопрос об эффективности школьного образования, что связано со стремительными изменениями современного общества. В виду того, что система образования во все времена должна соответствовать актуальным тенденциям, возникает потребность системного осмысления школьных ориентиров в плане развития личности учащихся. Однако для того, чтобы иметь возможность оценить эффективность и роль школы в развитии личности, представляется целесообразным определить, какие цели и задачи возлагаются на школу в современном обществе.

Для этого нужно понимать, какие функции и задачи выполняет школа или должна выполнять. Такие исследователи, как И.Л. Бим [Бим, 2005, 63 с.], И.В. Ганжара [Ганжара, 2005, 18 с.], А.Г. Штарина [Штарина, 2008, 85 с.] едины во мнении, что социальной задачей школьного образования является влияние на развитие подрастающего поколения, чтобы обеспечить дальнейшее существование общества и культурную эволюцию человека. Провозглашенная цель состоит не только в достижении краткосрочных результатов и изменений в поведении, но и в создании долгосрочных навыков, знаний и поведенческих установок у каждого отдельного учащегося, которые сохранятся после прохождения школьного курса. Отсюда становится ясным, что институт школы должен оказывать значительное влияние на развитие личности после школьных лет.

Поэтому для дальнейшей работы следует четко понимать, что скрывается за общим термином «личность». Существует множество точек зрения на понятие личности, в рамках данного исследования рассмотрим подходы с точки зрения психологии и педагогики.

В психологии личность – это характерный образец мышления, чувств и действий человека [Бим, 2005, 25 с.]. Под личностью понимается совокупность всех характеристик (предрасположенностей) человека, которыми он отличается от других людей. В частности, этот термин относится к поведению человека, являющемуся результатом одного индивидуума, т. е. уникальной комбинации характеристик.

Согласно нынешнему состоянию знаний о структурах мозга, не существует контролирующего органа, т.е. центра, в котором «зафиксирована» личность или эго, но соответствующие функции распределены по всему мозгу. Более сотни сложных взаимосвязанных областей мозга постоянно работают параллельно, при этом реализуется до 60% теоретически возможных связей между некоторыми областями мозга, а это означает невероятное количество перекрестных связей. Поэтому в таких сложных процессах, как восприятие, нельзя обнаружить четких центров, потому что, когда человек видит, например, кошку, в мозгу нет центра, в котором она четко определялась бы, а возникает из разных, часто пространственно-разнесенных области, которые обрабатывают отдельные впечатления, образец нейронной активности, который затем можно интерпретировать как кошку. Поэтому возникает проблема исследования мозга что при параллельной обработке нескольких впечатлений аналитическое разделение становится крайне проблематичным, поскольку технически практически невозможно отфильтровать, какие процессы относятся к определенному восприятию. Это так называемая «проблема связывания», потому что как можно достаточно безопасно разделять несколько восприятий в переключаемых состояниях мозга.

В этой связи можно отметить гипотезу Дональда Олдинга Хебба о проблеме привязанности в неврологии – как мозг «узнает», что те или иные представляемые свойства принадлежат одному и тому же объекту, т. е. как сводятся воедино форма, цвет, запах и т. д., которые обрабатываются в разных областях мозга? Согласно последним данным ответ на этот вопрос кроется в изучении связывания групп нейронов, который достигается тем, что они просто активны в одно и то же время. Другими словами, их модели возбуждения должны быть синхронными. Таким образом, человеческий мозг не является чистой машиной, реагирующей на стимулы, а действует как децентрализованная, самоорганизующаяся система, которая разворачивается во времени, при этом мозг очень точно организован во времени. Таким образом, личность, мышление и другие когнитивные процессы реализуются только в мимолетных состояниях между нейронами в любой момент времени.

Для классического психоанализа личность состоит из бессознательного, предсознательного и сознательного слоев, Ид, Эго и Супер-Эго. В ней действуют сильные врожденные силы, именуемые либидо или инстинктами жизни и смерти. Развитие личности проходит определенные фазы –оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная фазы. С другой стороны, в классической теории обучения личность состоит из моделей поведения или тенденций реакции. Они были усвоены в ходе развития благодаря процессам подкрепления и имитации.

Такие исследователи, как Е.В. Казанцева [Казанцева, 2019, 18 с.], Н. Хомский [Хомский, 1972, 81 с.] отмечают, что едва ли какая-либо характеристика остается полностью неизменной у всех людей на протяжении всей их жизни. Люди постоянно получают новый опыт, подвержены меняющимся влияниям, и, следовательно, индивидуальные характеристики человека могут меняться. Если раньше под влиянием психоанализа предполагалось, что развитие личности более или менее завершается после первых трех лет жизни, то теперь научное сообщество не сомневается в том, что основные изменения личности все же происходят во взрослом и старческом возрасте. Таким образом, развитие личности человека никогда не бывает полным, а представляет собой непрерывный процесс, который длится до конца жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы