Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование критического отношения к речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕЧИ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.
Критическое отношение к речи в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. 11

1.2.
Формирование критического отношения к речи в младшем школьном возрасте как
психолого-педагогическая проблема. 20

1.3.
Особенности критического отношения к речи у детей с задержкой психического
развития. 33

Выводы по
главе 1. 42

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.
Диагностика критического отношения к речи у детей задержкой психического
развития. 44

2.2.
Психолого-педагогические условия развития критического отношения к речи у детей
задержкой психического развития. 61

2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 86

ПРИЛОЖЕНИЯ   93

  

Введение:

 

В
условиях преобразования современной образовательной системы России усиленное
внимание уделяется разработке инновационно интегративных педагогических
технологий по речевому развитию детей с психофизическими особенностями, значительную
часть среди которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Концептуально-содержательные
основы обучения детей с ЗПР определены в Государственном стандарте специального
образования, где одной из основных образовательных компетенций обозначена речевая
компетентность. Формирование речевой компетентности у детей младшего школьного
возраста с ЗПР предполагает, прежде всего, развитие умений и навыков
аналитического исследования речи во всех ее проявлениях и выделение
положительных и отрицательных ее аспектов. Поскольку через культурную и
грамотную речь трансформируется логика мышления ребенка, определяется
успешность его когнитивного и эмоционального развития (Е. А. Бабушкина,
Л. С. Выготский, В. П. Глухов, Г. Н. Кобякова,  Р. И. Лалаева,
А. А. Леонтьев, Р. М. Львов, Т. Г. Попова,
Т. Н. Ушакова, Л. В. Щерба и др.).

В
настоящее время в различных областях как отечественной, так и зарубежной
системы специального образования вопросу изучения речевого развития детей с
различными отклонениями в психофизиологическом развитии посвящены исследования
ведущих ученых в области сенсорных нарушениях (А. Г. Арушанова, Т. С. Зыкова,
К. Г. Коровин, Р. Е. Левина и др.), при нарушениях
опорно-двигательного аппарата (Л. А. Данилова,
Э. А. Данилавичюте, С. М. Лосева,
Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько и др.), при нарушениях
поведения и общения (О. С. Аршатская, Н. В. Базыма,
В. Е. Каган, М. К. Шеремет и др.). Достаточно огромное
внимание исследователей уделяется речевому развитию детей при задержке
психического развития – Н. Ю. Борякова, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев,
Г. Г. Голубева, Т. А. Датешидзе, З. И. Калмыкова,
Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, А. М. Шахнарович и
др.

В
контексте проблемы психокоррекционной педагогики исследователи
А. К. Аксенова, Л. Б. Баряева, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов,
Т. Г. Никуленко, А. В. Пилипенко и др. отмечают, что
речевое развитие учащихся специальных заведений общего образования – коррекционных
школ, школы санаторного типа, коррекционные классы для детей с задержкой
психического развития предусматривает всестороннее развитие речи: обогащение и
активизацию словаря (как активного, так и пассивного), совершенствование
грамматического строя, развитие морфологической и синтаксической составляющих
и, как результат – формирование коммуникативных умений и навыков в различных
формах связной речи: как устной, так и письменной.

Современный
этап научных исследований речевого развития детей с задержкой психического
развития различной формы в отечественной и зарубежной теории и практике
логопедагогики, психокоррекционной педагогики характеризуется доминированием
психолого-педагогического направления, в котором преобладают поиски технологий
коррекции и развития речи. Кроме того, представленные в научных источниках
результаты исследований о речевой деятельности, направления
коррекционно-развивающей работы касаются, в основном, детей с ЗПР дошкольного
возраста.

Как
показал анализ научных исследований, в теоретических первоисточниках
особенности формирования критического отношения к речи у детей с задержкой
психического развития практически не рассматриваются. Кроме того, недостаточно
исследований и речевого развития у более старших по возрасту детей с ЗПР и,
соответственно, направления, методы, приемы и средства формирования и/или
коррекции критического отношения к речи, сегодня остаются практически
изученными. В частности это касается детей младшего школьного возраста: период
от 6-7 до 10-11 лет, поскольку в этом возрасте именно эта категория учащихся
имеет определенный потенциал развития, как познавательной, так и речевой
деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, изучение научно-теоретических подходов к критическому отношению к речи
в исследованиях отечественных и зарубежных ученых дал возможность выявить, что
от полноценного и всестороннего овладения речевой функцией зависит, насколько
глубоко человек овладеет высшими уровнями сознания и произвольности
коммуникативного поведения. Анализ теоретических подходов к проблеме
исследования позволил определить, что «отношение к речи» следует рассматривать
как формирование содержательных доминирующих чувств личности. Данные чувства
выражаются мировоззренческими установками, направленностью индивида на
использование культурной, грамотной речи, которая проявляется как важнейшая
характеристика его личности. Анализ научных источников дал возможность
определить «критическое отношение к речи» — это процесс аналитического
исследования личностью речи во всех ее проявлениях и выделение положительных и
отрицательных аспектов путем осознания выявленных сторон и способность индивида
на основе полученных выводов их классифицировать с целью дальнейшего
использования позитивных элементов в общении с другими людьми, в диалоге с
самим собой.

В
процессе исследования было выявлено, что формирование критического отношения к
речи осуществляется в процессе развития личности с раннего возраста путем
развития способностей у детей размышлять, анализировать и сопоставлять
происходящие процессы в речевых формах общения, в литературно-художественном
языке. Постепенно обогащая свой речевой опыт,
ребенок формирует свою речь, выбирая те или иные языковые предпочтения на
основе психологических мотиваций к жизнедеятельности и опорой на ценности
социокультурной группы, в которой проживает. В начальной школе дети начинают
более широко пользоваться названиями предметов, которые их окружают, расширяют
знания об их особенностях и свойствах, пользуются различными определениями, что
значительно углубляет их речевое общение, которое приводит к изменению
конституции детской речи. На формирование собственной речи младших школьников
значимое влияние оказывает и новая форма коммуникации – художественное общение
с произведениями литературы и обучение умениям их интерпретации. Анализ
методических пособий для, УМК по русскому языку и программы факультативного
курса «Риторика», позволил выявить, что речь ребенка в младшем школьном
возрасте в основном формируется на основе письменной речи с опорой на систему
языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Успехи
в овладении учащимся чтением и письмом определяют навыки построения ими
собственных речевых высказываний, особенностями выражения мыслей и восприятия
речи других людей, что формирует навыки критического отношения к речи.

Анализ
литературы показал, что сегодня в полной мере не определены уровни, критерии критического
отношения к речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Кроме того,
недостаточный уровень учебно-методического обеспечения процесса формирования критического
отношения к речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития. Круг психолого-педагогических проблем, которые сегодня осложняют
образовательный процесс, неблагоприятно влияют на уровень развития речи детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития. Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы позволил выделить группы возникновения
нарушений речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития. Было выявлено, что когнитивный подход при исследовании речевой
деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития является приоритетным, поскольку позволяет одновременно определять
потенциальные возможности формирования критического отношения к речи в связи с
когнитивными процессами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Одной
из наиболее важной, уникальной и необходимой человеческой способностью является
речь. Богатая и правильная речь дает возможность человеку легко высказывать
свои мысли, получать информацию и использовать ее, чтобы полноценно выстраивать
свои взаимоотношения с окружающим миром. Именно этим и объясняется тот огромный
интерес современных ученых в области психологии и педагогики к формированию
речевых умений и навыков с раннего детства. Особая роль речевому развитию
ребенка уделяется в инклюзивном образовании. Ведь именно речь служит основным
средством общения, играя важную роль в жизни каждого человека. Владея
коммуникативными умениями и навыками, человек может передавать свои мысли
другим людям, выражать чувства, переживания и желания, делиться знаниями и
опытом. И, что особенно важно, владея хорошо сформированной речью, человек может
оценивать речь других людей, выделяя необходимую для себя информацию или самому
высказывать мысли грамотно и результативно. В этом заключается коммуникативная
функция речи, которая лежит в основе всего вербального развития личности. От полноценного
и всестороннего овладения речевой функцией зависит, насколько глубоко человек
овладеет высшими уровнями сознания и произвольности коммуникативного поведения,
насколько его речь будет экологически чистой, культурной, отражая
коммуникативную, воспитательную и интеллектуальную стороны личности.

Раскрывая
специфику общекультурной проблемы современного русского языка, Ю. В. Яковлева
указывает на необходимость формирования у современных людей образцового владения
русской литературной речью, которое предполагает критическое отношение
говорящего к отбору средств речевого общения [71]. Автором подчеркивается склонность
российского общества к использованию окказионализмов, новейших заимствований, которые
не всегда представляются однозначными, что является мощным стимулом
использования в разговорной и письменной речи различного рода лексических
трансферов.

Массовое
использование «неграмотной» речи не только в просторечье, но и в средствах
массовой информации, официальных источниках необоснованно засоряет непонятными
иностранными, жаргонными и другими ненормативными выражениями литературную
русскую речь. Как утверждает К. А. Абдраимов, подобный язык калечит
неустойчивую психику современных школьников [3]. Автором подчеркивается,
что при обучении и формировании у школьников чистоты родной речи, главная
задача, которая стоит перед учителем, – учить грамотной разговорной и
письменной речи без нарушения ее чистоты, обучать умениям критически оценивать
чистоту речи и не использовать средства, которые несвойственны литературному
языку. Для этого учитель должен объяснять, что такие элементы в современной
речи существуют, но их использование в разговорной или письменной речи снижает
чистоту языка. В процессе обучения родному языку и сохранению его чистоты,
внимание учащихся необходимо обращать на уместное использование диалекта,
жаргона, варварских и вульгарных выражений, слов-паразитов и других чуждых
литературному чистому языку элементов, что обеспечивается критическим
отношением к речи.

Рассматривая
понятие «критическое отношение к речи», прежде всего, необходимо более
конкретизировать его сущность, как психолого-педагогического феномена. С этой
целью проанализируем различные научные подходы к таким понятиям как «речь»,
«отношение к речи», «критическое отношение к речи».

Исследуя
психические особенности речевого развития личности, Л. С. Выготский обращал
внимание на культурную и экологическую сторону феноменальности человеческой
речи, предлагая теоретические основы влияния речи на развитие, формирование и
обучение ребенка [13]. Одним из основных положений психологии
Л. С. Выготского является то, что понимание социальных отношений
индивида является центральным для понимания пути его развития этого индивида.
По утверждению психолога, центральным моментом проблемы взаимосвязи мышления и
речи «является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные
вопросы, связанные с этой проблемой, являются как бы вторичными и логически
подчиненными этому первому и основному» [13, с. 26]. Ученый подчеркивает,
что культура народа изменяет частное, социальное поведение индивида. То есть
человеческие взаимодействия можно понять, только взглянув на культуру, в
которую они встроены.

Научные
подходы Л. С. Выготского включают в себя межличностную психологию,
которая включает в себя обучение и развитие речи отдельно взятых индивидов у
других членов общества путем участия в социальных взаимоотношениях. Все, что
выражено в ребенке, можно сначала обнаружить в его окружении: любая функция в
культурном развитии ребенка проявляется дважды или на двух планах. Сначала она
проявляется на социальном плане, а затем в психологическом. Существует тесная
взаимосвязь между социальным и психологическим планами развития речи ребенка,
поскольку социальный план всегда может влиять на интрапсихологический. Таким
образом, Л. С. Выготский подчеркивает роль формирования речи ребенка
в процессе обучения в школе, особенно это касается зоны его ближайшего
развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы