Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование коммуникативных умений подростков во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1 Исследование содержания понятий
«умение», «коммуникативные умения» 8
1.2 Содержание и структура внеурочной
деятельности как условия формирования коммуникативных умений подростков. 19
1.3 Особенности формирования
коммуникативных умений подростков в контексте внеурочной деятельности. 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 48
2.1. Характеристика уровней
сформированности коммуникативных
умений. 48
2.2 Реализация педагогических условий
формирования коммуникативных умений у подростков во внеурочной деятельности. 58
2.3 Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у
подростков во внеурочной деятельности. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ. 93
Введение:
Актуальность исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования говорится, что одной из приоритетных задач современного школьного
образования является воспитание детей, способных не только осознанно,
уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, но и способных
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Для этого
человеку важно не просто уметь формулировать свои мысли, а четко и ясно
выражать их, принимать информацию, обрабатывать и использовать её для своей
дальнейшей деятельности в социуме. Качество обмена информацией определяет то,
насколько результативной будет эта деятельность. Это в свой черед
обеспечивается наличием необходимых коммуникативных умений и коммуникативного
опыта у субъектов взаимоотношений. Поэтому чем раньше начинает осваиваться этот
опыт и формируются эти умения, тем успешнее реализуется взаимодействие.
У подростков общение занимает огромное
место в жизни и представляет для них самостоятельную ценность. Уже в переходный
от младшего школьного к подростковому возрасту период у детей возникает особый
интерес к общению со сверстниками и взрослыми. В старших классах эта тенденция
усиливается. Особую роль в формирование коммуникативных умений у ребенка
выполняет именно школа.
Степень изученности проблемы в научной
литературе. Эта проблема коммуникативных умений подростков стала предметом
серьезного внимания педагогов и психологов. Изучению феномена коммуникативных
умений посвящены труды Ю.Б. Алешиной, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, М.В.
Григорьевой, Л.А. Петровской и других; исследование особенностей
коммуникативных умений подростков проведено в работах Д.Ф. Ахмеровой, Т.А.
Баблюк, Е.А. Блохиной, Г.М. Бушуева, А.Б. Добрович, И.С. Доровского и других;
вопросы моделирования формирования коммуникативных умений подростков затронуты
в работах В.Г. Афанасьева, В.И. Волынкина, В.И. Долговой, А.М. Новикова и
других; рекомендации педагогам и родителям по формированию коммуникативных
умений подростков приведены в работах В.А. Кан-Калик, Л.Р. Калямовой, Н.Д.
Никандрова, Г.А. Цукерман и других.
Формирование коммуникативных умений
происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В процессе
организации внеурочной деятельности создаются условия для развития у школьников
коммуникативных умений. В связи с этим перед педагогом встает профессиональная
задача, которая заключается в формирование коммуникативных умений старших
подростков в процессе организации внеурочной деятельности. Занятия в процессе
внеурочной деятельности как нельзя лучше подходят для формирования
коммуникативных умений, помогают подросткам овладевать средствами коммуникации,
потому что большая часть времени на занятиях уделяется формированию личностных
качеств ребят, их чувств, эмоций. Здесь обогащается их духовный слой,
возвышающийся над материальным. Однако на практике это значение часто
недооценивается и поэтому возникает противоречие между необходимостью
формирования коммуникативных умений у подростков и недостаточным использованием
возможностей внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений у
подростков.
Цель
работы: теоретически
обосновать и экспериментально проверить
эффективность программы кружка,
направленной на формирование коммуникативных умений подростков.
Объект исследования:
процесс коммуникативных умений подростков.
Предмет исследования
– внеурочная деятельность как средство формирования умений общения у подростков.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что уровень сформированности коммуникативных
умений подростков повысится, если при проведении внеурочных занятий
использовать:
1) групповые формы организации
деятельности;
2) следующую совокупность методов: игра;
мозговой штурм; дискуссия; тренинг;
4) создавать дружескую атмосферу.
Задачи исследования:
1. Изучить содержания понятий «умение», «коммуникативные
умения».
2. Проанализировать содержание и структура
внеурочной деятельности как условия формирования коммуникативных умений
подростков.
3. Раскрыть особенности формирования
коммуникативных умений подростков в контексте внеурочной деятельности.
4. Изучить уровни сформированности
коммуникативных умений.
5. Реализовать педагогических условий
формирования коммуникативных умений у подростков во внеурочной деятельности.
6. Проанализировать результатов
опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у
подростков во внеурочной деятельности.
В ходе исследования были использованы
следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы и определение содержания основных проблем исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент, опросные метод, тестирование.
Методологической и теоретической основой
исследования являются теория деятельности (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.); теория коммуникации (Г.М.
Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Е.В. Каратаева, В.А. Лабунская, А.А.
Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шишкин и др.); общедидактические положения о
формировании умений и умений (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий,
В.А. Сластенин); концепция личностно-ориентированного образования (А.В.
Запорожец, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); концепция
педагогического взаимодействии (В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик,
Л.И. Уманский и др.); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.А.
Леонтьев, М.Р. Львов); теория развивающего обучения и технология игровой
деятельности (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин).
Экспериментальная база исследования:
______. В исследовании приняли участие 18 подростков в возрасте 12-13 лет. В
классе обучается 10 мальчиков и 8 девочек.
Практическая значимость исследования
обусловливается возможностью использовать разработанную программу внеурочной
деятельности для формирования коммуникативных умений у подростков в
практической деятельности учителей и психологов.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Психологическое исследование по проблеме
формирования коммуникативных умений подростков позволило нам сделать следующие
выводы.
Коммуникативные умения включают в себя
умение работать в группе, в коллективе, владение умениями взаимодействия с
людьми, способность к речевому общению и социализации личности. Под понятием «Коммуникативные
умения» мы понимаем: умение слушать собеседника, обосновывать и высказывать
собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выделять в
речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру и умение
группового взаимодействия.
Сформировать коммуникативные умения –
означает научить школьника формулировать вопросы и четко излагать ответы на
них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы,
комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку,
аргументировать свое мнение в группе, а также уметь выражать собеседнику
эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других
участников коммуникативного общения.
Наиболее оптимальным периодом для
активного обучения социальному поведению, искусству общения детей друг с
другом, усвоение речевых умений является младший школьный возраст. Этот возраст
благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу чуткости общения. В
этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Насколько
легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать
контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и
место в жизни.
Подростки, испытывающие трудности в
общении нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поскольку
приобретение умений социального взаимодействия с группой сверстников, умение
заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном
этапе. Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое
главное, приобретение человека в ходе эволюции. Общение — это процесс
установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и
понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Одним из средств формирования коммуникативных
умений у подростков является кружковая деятельность. Внеурочные занятия
помогают детям реализовать себя и более объективно подходить к оценке своих
способностей. Внеурочная деятельность помогает подростку осуществить
потребность в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой
деятельности, повышает его самооценку и его статус в глазах сверстников,
педагогов и родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует
укреплению самодисциплины, развивается самоорганизация и самоконтроль,
появляются умения содержательного проведения досуга. Массовое участие детей в
досуговых программах способствует сплочению коллектива, формирования коммуникативных
умений у подростков.
Для определения уровня формирования коммуникативных
умений у подростков был составлен диагностический комплекс, выявлены критерии,
определены и описаны показатели формирования коммуникативных умений.
В ходе исследования мы выявили, что в
развитии коммуникативных умений у подростков можно выделить три уровня: низкий,
средний, высокий. В дальнейшем можно говорить о особенностях детей данного
возраста
В результате констатирующего этапа было
выявлено, что большинство учащихся (50%) имеют средний уровень формирования коммуникативных
умений, т.е. большинство учащихся способны строить монологические высказывания,
но они могут быть достаточно краткими, испытывают затруднения при
формулировании собственной позиции. 39% учащихся имеют низкий уровень
формирования коммуникативных умений. Подростки затрудняются организовать
коммуникацию с партнером: высказать свое мнение, задать вопрос собеседнику. Не
пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем,
конфликтует или игнорируют собеседника. Не умеют слушать своего партнёра по
общению. Если им не нравится, что человек говорит, перестают слушать его. И
всего 11% учащихся имеют высокий уровень формирования коммуникативных умений.
Ребенок умеет: строить монологическое высказывание, формулировать собственное
мнение, аргументировать свою позицию.
Полученные результаты легли в основу
формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие коммуникативных
умений у подростка. Основная часть кружкой программы состояла из четырех
взаимосвязанных уровней: эмоционально-личностный (осознание и нивелирования
негативных переживаний, развитие рефлексии, как части самопознания внутренних
психических актов и состояний (в том числе тревожности и страхов) формирование
способности интерпретировать эмоциональные состояния других и умение адекватно
выражать свое отношение; формирование устойчивой положительной самооценки;
выработки адекватного уровня притязаний, гармонизация личности);
индивидуально-типологический (коррекция нарушений личностного формирования;
осознание причин акцентуаций характера и появления негативных индивидуальных
черт; оптимизация психического здоровья; формирование коммуникативных умений);
социально-психологический (повышение уровня социальной адаптации; формирование умений
социального взаимодействия; снятие деструктивных защитных механизмов; развитие умений
контроля поведения); рефлексивно-поведенческий (развитие умений конструктивного
реагирования на различные ситуации; стрессоустойчивость, самоконтроль; обучение
конструктивным формам поведения в напряженных жизненных условиях; способность
объективно воспринимать и анализировать ситуации; развитие рефлексивных умений).
В разработанной программе представлены кружковые занятия с использованием
дидактических игр, направленные на развитие умений сотрудничества, умение
слушать, умения строить диалог с собеседником, строить монологические ответы и
умению аргументировать свою позицию.
Анализ результатов формирующего
эксперимента показал, что число детей с высоким уровнем формирования коммуникативных
умений возросло с 11% до 39%, уменьшилось количество школьников со средним
уровнем с 50% до 45 %, число среди детей с низким уровнем формирования коммуникативных
умений уменьшилось с 39% до 11%. Подростки с легкостью могут строить
монологические высказывания, формулировать и аргументировать свою позицию, а
также умеют хорошо слушать своего собеседника. Следовательно, программа,
разработанная на основе комплекса кружковых занятий является эффективной в
развитии коммуникативных умений подростка.
Составленная нами программа может быть
полезна учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной
проблемой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Исследование
содержания понятий «умение», «коммуникативные умения»
В настоящее время в педагогических и
других науках параллельно с понятием «общение» применяется понятие
«коммуникация». В работах А.А. Леонтьева [50], М.И. Лисиной [52], Е.В. Руденского [72] «коммуникация» рассматривается как
синоним «общения».
Еще в XIX в. Понятие «коммуникация» было
связано лишь с инженерно-строительным смыслом, а в начале XX в. этот термин
приобрел социальное значение. К началу 1960-х гг. в зарубежной философии
появилось около сотни определений «коммуникации» и к настоящему времени,
безусловно, их насчитывается в десятки раз больше. Рассмотрим несколько
определения этого термина:
Ч.Х. Кули рассматривал коммуникацию «как
механизм, с помощью которого делается возможным существование и развитие
межличностных отношений, состоящий из мыслительных символов, средств их
передачи и сохранении во времени» [44, с.58].
Т. Шибутани прежде всего понимал
«коммуникацию» как «обмен, который обеспечивает взаимопомощь, делая возможной
координацию действий более сложной» [91, с. 126].
П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд
характеризовали коммуникацию как «акт отправления информации от мозга одного
человека к мозгу другого человека» [75, с. 18].
А.Б. Зверинцев определял коммуникацию как
«процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания» [32, с. 8].
Из приведенных выше определений можно
свидетельствовать о многогранности и многоаспектности понятия «коммуникация»,
обобщая, можно выделить следующие основные значения:
— универсальное, здесь коммуникация
трактуется как связь любых объектов материального и духовного мира;