Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 5
1.1. Коммуникативные умения в структуре деятельности обучения и общения детей 5
1.2. Изучение проблемы коммуникативных умений детей в психолого-педагогических исследованиях 17
1.3. Модель формирования коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр 33
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 47
2.1. Этапы, методы и методики исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 58
Выводы по второй главе 64
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 65
3.1. Система формирования коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр 65
3.2. Проверка эффективности проведенной работы 84
Выводы по третьей главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Введение:
Актуальность темы исследования. Актуальной проблемой современной психологии и педагогики являются коммуникативные умения, которые являются универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе общения в игровой деятельности ребенок познает природный, предметный и социальный мир, который его окружает, в его целостности и разнообразии; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой образ «Я»; усваивает и создает культурные ценности, выступает при этом активным субъектом взаимодействия.
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста является одной из главных проблем в развитии детей. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями ФГОС ДО и ФГОС НОО, направленными на модернизацию дошкольного и школьного образования, обновление содержания, совершенствование форм, методов и технологий обучения и воспитания детей, развития культуры речи и речевого общения.
Ученые рассматривают общение как непосредственный межличностный контакт, во время которого происходит обмен индивидуально-личностным содержанием, обусловленный потребностью человека в общении и коммуникации. Актуальная задача современной системы образования заключается в обеспечении связи между обучением детей и развитием их коммуникативных умений. В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной общение рассматривается как специфическая коммуникативная деятельность детей 5-9 лет, которая имеет свою структуру, возрастные особенности развития, свои формы и средства. Для своевременного и полноценного развития речевого общения необходимо обогащать содержание потребности ребенка в общении.
Проблема формирования коммуникативных умений детей интересовала таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Л.Н. Галигузова, Р.Э. Кодермятов, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев и многие другие.
С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выявить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки, и, в конечном счете, образа «Я».
Проблема общения и взаимодействия между людьми не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает при изучении проблемы межличностных отношений в ходе профессиональной деятельности. Положительные отношения между коллегами, благоприятный социально-психологический климат – одно из условий высокопроизводительной профессиональной деятельности, что было показано еще в ходе известного Хауторнского эксперимента. Вместе с тем, проблема социально-психологического климата не теряет своей актуальности и сейчас.
Изменения, которые происходят в обществе на современном этапе его развития, порождают новые требования к системе образования и воспитания подрастающего поколения. Определяя условия развития личности каждого ребенка, надо стремиться найти способы улучшения его положения в коллективе, выявляя причины, от которых оно зависит. Необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребенка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников. Это уменьшит количество детей с асоциальным поведением и поможет детям чувствовать положительные эмоции в коллективе, иметь высокий статус среди сверстников. Всем вышеизложенным и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования – разработать систему формирования коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр.
Объект исследования – коммуникативное развитие детей 5-9 лет.
Предмет исследования – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование компьютерных игр способствует формированию коммуникативных умений детей 5-9 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть коммуникативные умения в структуре деятельности обучения и общения детей.
2. Охарактеризовать изучение проблемы коммуникативных умений детей в психолого-педагогических исследованиях.
3. Описать модель формирования коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр.
4. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений детей.
5. Разработать и апробировать систему формирования коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр.
Новизна исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно коммуникативного развития детей и обосновано использование компьютерных игр в процессе формирования коммуникативных умений детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанной системе формирования коммуникативных умений детей с помощью компьютерных игр и возможности ее применения в работе с детьми 5-9 лет по формированию у них коммуникативных умений.
Структура работы представлена введение, тремя главами, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы.
Заключение:
Современное состояние образования, как дошкольного, так и школьного, характеризуется тенденцией к гуманизации. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, то есть ребенок рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, формирования его ценностей, мировоззрения, коммуникативных навыков и умений.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Если дети в возрасте 5-9 лет не почувствуют радость познания, не приобретут умения учиться, не научатся дружить, не обретут уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками данных сензетивных периодов) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Коммуникативное развитие – это неотъемлемая часть общего развития ребенка в возрасте 5-9 лет, которое подразумевает умения устанавливать контакт, умения непосредственного общения, взаимопомощи, поддержки и пр.
Под коммуникативными умениями понимаются способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативные умения формируются в процессе общения и взаимодействия между людьми. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению.
Факторами коммуникативного развития являются учет педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, использование игровых технологий, правильная организация воспитательного процесса.
У детей 5-9 лет коммуникативное развитие происходит очень интенсивно, поскольку в этом возрасте отмечается личностное становление ребенка, что превращает его в полноценного представителя человеческого рода.
Игры могут стимулировать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, что стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
Проведенное исследование уровня коммуникативных навыков детей 5-6 и 7-9 лет показало, что коммуникативные умения сформированы у них на среднем уровне. Посредством использования различных компьютерных игр уровень коммуникативных умений день был повышен, что свидетельствует об эффективности данного средства.
Итак, использование компьютерных игр позволяет педагогам формировать у детей 5-9 лет коммуникативные умения, что было подтверждено экспериментально в процессе проведенного исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
1.1. Коммуникативные умения в структуре деятельности обучения и общения детей
Рассматривая коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать определение понятию коммуникации. Коммуникация (от лат. Communicatio – единство, передача, соединение, сообщение, связанного с глаголом лат. Communico – делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами [Почепцов 1999].
В психологической теории деятельности общения рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной сферы.
Общение – это специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В большинстве зарубежных исследований понятия «общение» и «отношение», как правило, не расстаются. В отечественной психолого-педагогической науке эти сроки не являются синонимами.
В процессе исследований детской психологии была разработана теория общения детей раннего и дошкольного возраста (Д. Эльконин, А. Запорожец, М. Лисина). Согласно этой теории, общения освещается как специфический вид детской деятельности. Процессы общения рассматриваются как активные действия, по которым ребенок стремится передать другим людям и получить от них определенную информацию, установить с тем, кто его окружает