Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование функциональной грамотности на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения формирования функциональной грамотности на уроках математики 9
1.1 Содержание понятия «функциональная грамотность» в научной литературе 9
1.2 Анализ учебно-методической литературы по математике 15
1.3 Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста 22
1.4 Пути и средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики 28
ГЛАВА 2. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики 34
2.1 Описание методов и приемов формирования функциональной грамотности 34
2.2 Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики 42
2.3 Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности 52
ГЛАВА 3. Исследование уровня функциональной математической грамотности у обучающихся 5 классов 59
3.1 Организация и ход исследования 59
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 71
3.3 Результаты диагностики функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся 5 класса 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕ-НИЕ………………………………………………………………………………………94
Введение:
Актуальность темы исследования. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, совре-менное общество нуждается во всеобщей математической грамотности граждан, а потому обеспечение отсутствия пробелов в базовых математи-ческих знаниях для каждого обучающегося – это важнейшая задача всех ступеней образования [1].
Основная школа является важнейшим этапом образования обучаю-щихся, поскольку закладывает научный фундамент для всего последующе-го педагогического процесса. В контексте достижения функциональной грамотности на уроках математики Федеральный государственный обра-зовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ори-ентирован на обучение учащихся использованию математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов и процессов, а также на приобретение ими опыта применения математических знаний для реше-ния учебно-познавательных и учебно-практических задач [2].
Функциональная грамотность на уроках математики – понятие ши-рокое и трактуется в виде различных качеств:
— в виде понимания необходимости математических знаний для уче-ния и повседневной жизни;
— в виде потребности и умения применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую инфор-мацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стои-мость (протяженность, массу и пр.);
— в виде способности различать математические объекты, устанавли-вать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифициро-вать;
— в виде совокупности умений: действовать по инструкции (алгорит-му), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упо-рядочиванием, формулировать суждения с использованием математиче-ских терминов, знаков.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что функциональная гра-мотность на уроках математики выступает в виде способности индивидуу-ма реализовывать математические рассуждение и формулировать, приме-нять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообраз-ных контекстах реального мира. Для учащихся среднего звена наиболее актуальными контекстами реального мира выступают окружающий мир, общественная жизнь, личная жизнь, образование. Поэтому для диагности-ки функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся подросткового возраста целесообразно использовать задания, связанные с контекстом возможных реальных жизненных ситуаций, решение которых возможно при применении математических знаний. Иначе говоря, решение таких заданий должно сформировать у обучающегося ответ на вопрос, за-чем изучать математику, как математические знания могут помочь в ре-альной жизни.
Функциональная грамотность – это широкое научное понятие, воз-никшее в 1978 году в отчетах Генеральной конференции ЮНЕСКО. Тео-ретической основой изучения функциональной грамотности в отечествен-ной науке выступили труды Н.Ф. Виноградовой, А.А. Леонтьева, Л.М. Перминовой. Математическую грамотность как компонент функцио-нальной грамотности, ее содержание и структуру изучали в своих трудах Е.Е. Алексеева, И.И. Валеев, Н.М. Евтыхова, Т.А. Иванова, Е.Ю. Лукичева, А.К. Маманова, Е.А. Менебаева, А.Д. Нахман, О.К. Под-липский, Л.О. Рослова, ОА. Рыдзе, И.Н. Семенова, Г.А. Симоновская и пр.
Отправной точкой для современного обсуждения проблемы стали результаты мониторинговых исследований TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PISA (Programme for International Student Assessment), в которых оценивается соответственно качество школьного математическо-го образования и функциональная грамотность учащихся в области мате-матики. Были получены результаты, согласно которым, российские школьники основной школы на фоне достаточного уровня предметной подготовки по математике, испытывают трудности в ситуации применения этих знаний в быту, в реальной жизни. Поэтому актуализировалась по-требность поиска направлений и методик, средств и методов повышения прикладных математических знаний в среде учащихся.
Несмотря на высокую научную проработанность проблемы форми-рования функциональной грамотности на уроках математики и выражен-ную потребность современного общества в математически грамотных гражданах, методическая оснащенность процесса формирования функцио-нальной грамотности на уроках математики основной школы по-прежнему носит недостаточный характер, что обусловило актуальность выбранной темы исследования в рамках написания выпускной квалификационной ра-боты.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реали-зовать на практике программу формирования функциональной грамотно-сти на уроках математики в 5 классе.
Задачи исследования:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику уча-щихся подросткового возраста.
2. Охарактеризовать содержание понятия «функциональная гра-мотность» в научной литературе.
3. Проанализировать пути и средства формирования функцио-нальной грамотности на уроках математики учащихся средней школы.
4. Выполнить исследование уровня функциональной математиче-ской грамотности у учащихся 5 классов и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать и реализовать на практике комплекс заданий по формированию функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе.
6. Сформулировать рекомендации по формированию функцио-нальной грамотности пятиклассников.
Объект исследования: функциональная грамотность учащихся и процесс ее формирования.
Предмет исследования: формирование функциональной грамотно-сти на уроках математики в 5 классе.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование функ-циональной грамотности на уроках математики в 5 классе будет результа-тивно, если:
1. материал, предлагаемый в заданиях для изучения математического содержания, обладает актуальностью для учащихся;
2. обеспечивается активизация психических процессов: памяти, вни-мания, мышления;
3. подбор заданий основан на таких показателях сформированности математической грамотности как: умение интерпретировать математиче-ское решение и переносить его на реальную жизненную ситуацию; умение увидеть математику в тексте; умение на основании диаграммы придумать жизненную ситуацию; умение построить математическую модель задачи; умение найти выход из жизненной ситуации через решение математиче-ской задачи.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследова-ния;
— обобщение педагогического и методического опыта;
— анализ продуктов деятельности;
— тестирование;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Потребность формирования функциональной грамотности на уро-ках математики обусловлена наличием определенных трудностей у уча-щихся в процессе применения математических знаний в быту.
2. Результатом формирования функциональной грамотности на уро-ках математики в 5 классе является развитие способности учащегося к ма-тематическим рассуждениям, обеспечивающим решение житейских про-блем в самых разных ситуациях, возникающих в реальном мире.
3. Основными показателями сформированности математической гра-мотности у пятиклассников выступают: умение интерпретировать матема-тическое решение и переносить его на реальную жизненную ситуацию; умение увидеть математику в тексте; умение на основании диаграммы при-думать жизненную ситуацию; умение построить математическую модель задачи; умение найти выход из жизненной ситуации через решение мате-матической задачи.
Научная новизна исследования представлена разработкой и апро-бацией комплекса заданий для формирования функциональной грамотно-сти на уроках математики в 5 классе. Эта программа может быть рекомен-дована к внедрению в педагогический процесс основной общеобразова-тельной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в системати-зации и обобщении научно-методических позиций относительно психоло-го-педагогической характеристики учащихся подросткового возраста; в выявлении научного содержания понятия «функциональная грамотность»; в уточнении путей и средств формирования функциональной грамотности на уроках математики учащихся средней школы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:
— педагогами математики с целью оптимизации процесса формирова-ния функциональной грамотности обучающихся на уроках;
— студентами, будущими учителями математики, с целью самоподго-товки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и методических сведений.
Структура и краткое содержание работы. Представляемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и _ прило-жений. В Главе 1 рассматриваются теоретические основы изучения фор-мирования функциональной грамотности на уроках математики. В пара-графе 1.1 обобщены научные позиции относительно содержания понятия «функциональная грамотность». В параграфе 1.2 выполнен анализ учеб-но-методической литературы по математике. В параграфе 1.3 анализиру-ются психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста. В параграфе 1.4 сделан обзор исследований путей и средств формирования функциональной грамотности на уроках математики уча-щихся средней школы.
В Главе 2 приведены методы и приемы формирования функциональ-ной грамотности на уроках математики. В параграфе 2.1 описаны методы и приемы формирования функциональной грамотности. В параграфе 2.2 приведены задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В параграфе 2.3 представлены методические рекомен-дации по формированию функциональной грамотности.
Глава 3 посвящена исследованию уровня функциональной математи-ческой грамотности у обучающихся 5 классов. В частности, параграф 3.1 представляет собой описание организации и хода исследования. Параграф 3.2 посвящен анализу результатов опытно-экспериментальной работы. Параграф 3.3 содержит анализ результатов диагностики функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся 5 класса.
Заключение:
Функциональная математическая грамотность является человеческой способностью к использованию постоянно приобретаемых в течение всей жизни знаний, умений и навыков для решения широкого диапазона жиз-ненных задач в окружающей обстановке, различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношениях. Функциональная мате-матическая грамотность учащихся предполагает понимание необходимо-сти математических знаний для учения и повседневной жизни и готовность применять математику в повседневных (житейских) ситуациях для решения проблемных в разнообразных контекстах реального мира. Для развития функциональной математической грамотности школьников необходимо использовать задания, связанные с контекстом возможных реальных жиз-ненных ситуаций, решение которых возможно при применении математи-ческих знаний. Такая деятельность сформирует ответ на вопрос, зачем изучать математику, как математические знания могут помочь в реальной жизни.
По итогам выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике программу формирования функ-циональной грамотности на уроках математики в 5 классе.
Достижению указанной цели способствовало решение следующего перечня задач:
— была представлена психолого-педагогическая характеристика уча-щихся подросткового возраста;
— было охарактеризовано содержание понятия «функциональная грамотность» в научной литературе;
— были проанализированы пути и средства формирования функцио-нальной грамотности на уроках математики учащихся средней школы;
— было выполнено исследование уровня функциональной математи-ческой грамотности у учащихся 5 классов и проанализированы получен-ные результаты;
— была разработан и реализован на практике комплекс заданий по формированию функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе;
— были сформулированы рекомендации по формированию функцио-нальной грамотности пятиклассников.
На констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что уро-вень функциональной математической грамотности в экспериментальной и контрольной группе носит сходный характер. А именно, высокий уровень функциональной математической грамотности продемонстрировали около 12% выборки. Средний уровень функциональной математической грамот-ности смогли показать порядка 52% выборки. Низким уровнем функцио-нальной математической грамотности обладают примерно 36%.
На формирующем этапе исследования нами был составлен и апроби-рован с учащимися комплекс заданий и игровых технологий для форми-рования у пятиклассников функциональной математической грамотности. Основным целевым ориентиром комплекса стало оказание помощи уча-щимся 5 классов в овладении системой математических умений, необходи-мых для применения в практической деятельности, и обучение проведению расчетно-экспериментальных работ при составлении сметы расходов се-мейного бюджета. Также предполагались задания на развитие умения ин-терпретировать математическое решение и переносить его на реальную жизненную ситуацию.
На контрольном этапе эксперимента, мы установили, что пятикласс-ники из экспериментальной группы смогли продемонстрировать рост па-раметров функциональной грамотности в отличие от своих сверстников из контрольной группы, не показавших подобных изменений. Так, среди пя-тиклассников из экспериментальной группы, принявших участие в диагно-стике, высокий уровень функциональной математической грамотности продемонстрировали 6 человек (24% выборки). Средний уровень функци-ональной математической грамотности смогли показать 16 пятиклассиков (64% выборки). Низким уровнем функциональной математической гра-мотности обладают 3 учащихся (12%).
Полученные результаты доказывают гипотезу исследования о том, что предполагается, что формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе будет результативно, если:
1. материал, предлагаемый в заданиях для изучения математического содержания, обладает актуальностью для учащихся;
2. обеспечивается активизация психических процессов: памяти, вни-мания, мышления;
3. подбор заданий основан на таких показателях сформированности математической грамотности как: умение интерпретировать математиче-ское решение и переносить его на реальную жизненную ситуацию; умение увидеть математику в тексте; умение на основании диаграммы придумать жизненную ситуацию; умение построить математическую модель задачи; умение найти выход из жизненной ситуации через решение математиче-ской задачи.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения
формирования функциональной грамотности
на уроках математики
1.1 Содержание понятия «функциональная грамотность» в научной литературе
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первона-чально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте [4]. Иными слова-ми, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т.е. способность иметь дело с печатным словом (в более современ-ном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами). Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность чи-тать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к технике, написать исковое заявление в суд и т.д.), т.е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Примитивное представление о грамотности как некотором мини-мальном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать и т.д.), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недостаточным для решения современных социальных проблем.
В.А. Ермоленко описывает следующие 4 этапа развития понятия о функциональной грамотности [18].
1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.) – функциональная гра-мотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности, следствием чего является функциональный метод обучения грамотности, строящегося с учетом функционального знания, главным образом, эконо-мического характера; концепция и стратегия функциональной грамотности понимаются как обеспечение связи процессов овладения чтением и пись-мом, а также повышением производительности труда и улучшением усло-вий жизни работника и его семьи.