Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование эффективных копинг-стратегий как фактор коррекции поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
исследования применения копинг-стратегий как фактор коррекции поведения
подростков. 7
1.1.
Копинг-стратегии: понятие и значение. 7
1.2.
Психологические особенности копинг-стратегий как фактор коррекции поведения. 17
1.3. Психологическая характеристика детей
подросткового возраста. 25
Выводы по первой главе. 31
Глава 2. Эмпирическое изучение
копинг-стратегий поведения как фактор коррекции поведения подростков. 33
2.1
Организация, методы и методики. 33
2.2
Анализ и интерпретация полученных результатов. 40
Выводы
по второй главе. 58
Глава 3. Психологические особенности
формирования эффективных копинг-стратегий как фактора коррекции поведения
подростков. 60
3.1
Психологические особенности коррекции поведения подростков. 60
3.2
Рекомендации по формированию эффекивных копинг – стратегий коррекции поведения
подростков. 75
Выводы
по третей главе. 77
Заключение. 80
Список использованных источников. 86
Приложение. 92
Введение:
Актуальность
темы исследования. Умение овладевать сложными жизненными ситуациями особенно актуально для
современных подростков как социально-возрастной группы, находящейся в условиях
кризиса ситуации и кризиса развития, что порой влечет за собой различные формы
отклонений в поведении. Такая уязвимость личности в этот период служит
основанием для необходимости исследования детерминант ее адаптивного
копинг-поведения как существенной составляющей социального поведения. Так как
именно в этом возрасте возникает проблема выбора адаптивных стратегий
копинг-поведения подростками, стремящимися к самоутверждению, самореализации,
самоактуализации.
Поэтому среди насущных проблем возникает необходимость
формирования у современных подростков адаптивных копинг-стратегий и помощи в
овладении данным поведением.
Анализ научных работ, посвященных копинг-поведению
личности, показал, что общетеоретические и прикладные подходы (R. Lazarus, S.
Folkman, E. Heim, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык и др.), в
которых раскрыты вопросы личностного развития, направлены на применение
активных социально-психологических методов обучения с целью оказания подросткам
психологической помощи.
Однако, проблема определения социально-психологических
детерминант адаптивных копинг-стретегий подростков и целенаправленного их
формирования как фактора коррекции поведения подростков в условиях социальных
изменений, остается недостаточно изученной.
На основании вышесказанного можно обозначить следующие
противоречия:
— между необходимостью целенаправленного формирования
копинг-стратегий современных подростков и отсутвием теоретических аспектов
изучения этой проблемы,
— между практической необходимостью формирования
адаптивных копинг-стратегий современных подростков как фактора коррекции
поведения, и отсутствием специально разработанных программ и практик их
применения в условиях образовательного учреждения.
Таким образом, проблема
исследования заключается в следующем: каковы особенности формирования
адаптивных копинг-стратегий современных подростков как фактора коррекции
поведения?
Исходя из актуальности указанной проблемы, ее
недостаточной разработки в современной психологии, а также весомости в решении
практических задач образования, была определена тема исследования: «Формирование эффективных копинг – стратегий как
фактор коррекции поведения подростков».
Цель
исследования:
обосновать особенности формирования копинг-стратегий поведения подростков и
провести оценку их эффективности.
Объект
исследования: копинг-стратегии поведения современных подростков.
Предмет
исследования: психологические детерминанты формирования эффективных копинг-стратегий
как фактора коррекции поведения подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты
следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ
современных подходов к проблеме изучения копинг-стратегий поведения современных
подростков и раскрыть концептуальные основы исследования.
2. Раскрыть особенности копинг-стратегий поведения и
определить их основные формы.
3. Изучить копинг-стратегии поведения как фактор
коррекции поведения подростков.
4. Разработать рекомендации по формированию эффективных
копинг-стратегий как фактора коррекции поведения подростков.
Гипотеза
исследования: предложенные рекомендации по формированию эффективных копинг-стратегий поведения
подростков, будут способствовать коррекции поведения подростков.
Методологической
базой исследования выступили:
— научные труды по возрастной психологии таких авторов
как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.;
— теории
копинга и копинг-стратегий, представленные в работах Л.И. Анциферовой, О. Р.
Исаевой, Б. Д. Карвасарского, Т.Л.Крюковой, А.В. Поденко, А.А. Резниковой,
Н.В.Родиной, Н.А.Сироты, Т.А. Ткачук, В.М. Ялтонского, S. Folkman, S. Hobfoll,
R. Lazarus и др.
База
исследования: ГБОУ г. Москвы «Школа №1367», в исследовании принимали участие подростки
в возрасте 16-18 лет.
Научная
новизна исследования заключается в том, что:
– выявлены особенности копинг-стратегий поведения современных
подростков,
— представлены рекомендации, направленные на
формирование эффективных копинг-стратегий как фактора коррекции поведения
подростков.
Теоретическая
значимость:
– выделены и систематизированы личностные факторы
формирования копинг-стратегий современных подростков, а именно: черты личности
(эмоциональная устойчивость, смелость, самостоятельность, самодисциплина,
интеллектуальность, коммуникативная компетентность, авторитарность) и механизмы
психологической защиты (рационализация и замещение);
— обосновано формирование эффективных стилей
копинг-стратегий поведения (решение проблемы, поиск социальной поддержки,
избегание и др.).
Практическая значимость
исследования заключается: в возможности применения эффективных копинг-стратегии поведения
как фактора коррекции поведения подростков. Материал исследования может
использоваться преподавателями при подготовке к лекционным и практическим
занятиям. Студенты вуза могут применить данный материал в своих исследованиях,
в подготовке и написании рефератов и курсовых работ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выбор
эффективных копинг-стратегий поведения, преодоления трудных жизненных ситуаций
человека определяется возрастными и личностными особенностями.
2. Современная ситуация
развития общества требует от подростков высоких способностей к копинг-стратегиям
поведения, недостаточное развитие которых увеличивает патогенность жизненных
событий и кризисов этого возрастного периода. Умение осваивать сложные ситуации
являются одними из базовых в процессе социализации личности, в том числе во
время ее пребывания в учебном заведении.
3. Разработанные рекомендации направлены на
активизацию эффективных копинг- стратегий поведения, а их эффективность подтверждена
на личностном уровне: ростом контроля над копингом, уменьшением количества неэффективных
копинг-стратегий поведения и появлением новых видов эффективных копинг-стратегий
поведения.
Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
– теоретические: теоретико-методологический анализ,
синтез, сравнение, обобщение современных научных и эмпирических исследований по
проблеме копинг-поведения подростков, их классификация и систематизация;
– эмпирические: беседа, наблюдение, тестирование;
– методы математической обработки данных с их
последующей качественной интерпретацией и содержательным обобщением.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение:
Итак, по
результатам проведенного теоретического анализа научной литературы было
выявлено, что копиг-поведение в научных трудах трактуется как индивидуальный
способ взаимодействия личности со сложной, кризисной, стрессовой ситуацией на
снижение влияния стресса. Характерными особенностями копинг-поведения считают
активность действий, направленных на прекращение стресса, планирование своих
действий, оценка ситуации, поиск социальной поддержки. Копинг – стили и копинг
– стратегии в научных исследованиях рассматриваются как отдельные элементы
сознательного социального поведения, с помощью которых личность преодолевает
жизненные трудности. На выбор стилей и стратегий копинг-поведения влияют:
адаптационный потенциал личности, профессиональные, гендерные и возрастные
факторы.
По
результатам научной литературы обосновано, что девиантное поведение тесно
связано с социальными нормами как объективно необходимыми правилами общего
человеческого бытия. Было определено, что подростковый возраст входит в группу риска относительно
проявлений девиантного поведения, что вполне естественно, учитывая изменяющиеся
условия социальной среды, гипер — и гипоопику в семье и педагогическую
запущенность.
Так же было выявлено, что
многие исследователи склоняются к тому, что девиантное поведение подростка
связано с выбором копинг-поведения. Каждый ребенок пубертатного возраста,
исходя из личностного отношения к жизненным трудностям, выбирает ту
копинг-стратегию поведения, которая наиболее приемлема ему в данной ситуации.
В психологической литературе
вокруг данного возраста существует обширная терминология, которая имеет целый
синонимический ряд: «критический возраст», «критический период», «переломный
возраст», «переходный возраст». Психологи педагоги склоняются к мнению, что
лишь последний термин адекватно определяет суть тех явлений, которые протекают
в этот период. «Переходный возраст» характеризуется качественными изменениями,
возникающими в психике ребенка на стыке двух возрастов и определяется
изменением новообразований.
Было выявлено, что
психологически это период сложного формирования новой личностной и социальной
идентичности, для которого характерны максимальные диспропорции в уровне и
темпах развития. Подросток получает новые домашние и школьные обязанности.
Происходит завершение ориентации ребенка на «женскую» и «мужскую» деятельность.
Подростковый возраст похож на мост между детством и зрелостью
Экспериментально доказано,
что подростки имеющие нарушение в поведении, выюирают деструктивные
копинг-стратегии поведения, основными психологическими механизмами которого
являются изоляция, аддикция, что определяется слабостью познавательной
деятельности, несформированностью способности к осознанию и дифференциации
жизненных ситуаций и выбора адекватных форм реагирования на них.
Соответственно было
установлено, что основными механизмами реализации копинг-стратегии поведения
являются изоляция и аддикция.
Копинг-поведение подростков
с нарушениями поведения распределяется: по критерию содержания и оценки
жизненной ситуации – конструктивная, деструктивная и смешанная; по критерию
проявления поведения в жизненной ситуации – гиперболизированная и реактивная.
Выявлен ряд существенных различий, присущих именно подросткам с нарушениями
поведениями. Речь идет о: гиперболизации ситуаций, которые являются сложными
для осознания подростков; отсутствие инициатив по установлению мотивов
понимание ситуаций; доминантность реактивных поведенческих реакций как ответ на
ситуацию.
Психологическими
особенностями копинг-поведения установлено: осознание сложных жизненных
ситуаций (недоразумения с родителями, споры с одноклассниками, споры с
друзьями, споры с молодым человеком, недоразумения с учителями, потеря одного
из родителей, проблемы в обучении); стратегии разрешения сложных жизненных
ситуаций (стратегия решения проблем, стратегия поиска поддержки, стратегия
избегания); когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинги; копинг-ресурсы
(физическая агрессия, вербальная агрессия, агрессия уклонения и чувство вины).
Диагностика когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сфер подростков с нарушениями поведения и
полученные результаты дали основания утверждать, что показатели
сформированности личностных сфер выступают в качестве внутренних ресурсов к
реализации поведения этих подростков. Это указывает на тот факт, что
копинг-ресурсы подростков дифференцируются на когнитивные, эмоциональные и
поведенческие ресурсы. Убедительно доказано, что наименее сформированными
являются когнитивные копинг-ресурсы. Эмоциональные копинг-ресурсы являются
наиболее сложными, поскольку носят характер реактивности в отношении к сложной
жизненной ситуации. Наиболее сформированными являются поведенческие
копинг-ресурсы, поскольку процесс образования предполагает формирование
поведения подростков в противовес формированию когнитивных копингов (что в
образовании активно формируются благодаря программному содержанию обучения).
Выявлено, что
копинг-поведение подростков с нарушениями поведения обуславливается
показателями характера агрессивности как личностного свойства и подкрепляется
рядом ее типичных форм, таких как: чувство вины, обида, подозрительность,
физическая агрессия. В свою очередь, уклончивая или косвенная агрессия,
вербальная и негативизм
Важно
отметить, что при рассмотрении сложных жизненных ситуаций подростка нужно
проанализировать их с позиции внутреннего мира личности. Одним из таких
способов является обеспечение интеграции подростков во все сферы социального
взаимодействия, что создаст основания для эффективной фасилитации развития его
овладевающего поведения.
Основу
предложенных рекомендаций составили результаты констатирующего исследования.
Определены
психологические особенности конструктивной, смешанной и деструктивной форм
копинг-поведения и разработан алгоритм по разработке рекомендаций психологов
относительно ее использования в подростковом возрасте: выявление сложной
жизненной ситуации, установление типовой стратегии ее преодоления; установление
показателей личностных сфер и выявления наиболее несформированных; установления
доминантного личностного свойства (тревожность указывает на конструктивную
форму опановуючої поведения, агрессивность – на деструктивную); выявление
состояния волевого контроля над собственным поведением; получение знаний
подростком о действенной и поступковой модели собственного поведения.
На констатирующем
этапе было проведено исследование среди 70 подростков, имеющих отклоняющее
поведение. Были определены психологические особенности конструктивной,
смешанной и деструктивной форм копинг-поведения и разработан алгоритм по
разработке рекомендаций психологов относительно ее использования в подростковом
возрасте: выявление сложной жизненной ситуации, установление типовой стратегии
ее преодоления; установление показателей личностных сфер и выявления наиболее
несформированных; установления доминантного личностного свойства (тревожность
указывает на конструктивную форму опановуючої поведения, агрессивность – на
деструктивную); выявление состояния волевого контроля над собственным
поведением; получение знаний подростком о действенной и поступковой модели собственного
поведения.
Для
практического подтверждения теоретически обоснованных положений, касающихся
копинг-стратегий лиц ранней взрослости, стоило провести экспериментальное
исследование указанных характеристик. С этой целью был определен категориальный
аппарат, обоснована целесообразность выбора методик, описаны выборку и саму
процедуру исследования. Таким образом, на основе всех результатов исследования,
была выявлена необходимость разработки и внедрения, для лиц ранней взрослости,
которым свойственны не продуктивные копинг-стратегии в трудных жизненных
ситуациях, коррекционно-развивающей программы, в нашем случае —
психологического тренинга для формирования и коррекции продуктивных
копинг-стратегий, коммуникативных навыков и позиции в межличностном общении.
Во время
проведения занятий тренинга участникам предлагается выполнение упражнений и
техник, во время которых они должны познакомиться с различными сторонами себя,
научиться толерантно относиться к окружающим, осознавать особенности своего
поведения в конфликте или сложных ситуациях, сформировать продуктивные
копинг-стратегии, определять положение для самосовершенствования.
Проведение
указанного тренинга будет эффективным при условии направленности участников к
работе над собой, к исследованию и изучению новой информации, приобретения
новых умений и навыков. Качественно реализована программа сможет обеспечить
позитивные личностные изменения лиц ранней взрослости на совершенствование
себя, своего поведения в сложных жизненных ситуациях и заинтересованности в
совершенствовании личностных характеристик.
Разработанная
тренинговая программа развития продуктивных копинг-стратегий при апробации
отдельных тренинговых занятий в онлайн-формате показала свою эффективность, а
именно: развитие гибкости, возможность принимать эффективные и рациональные
решения, анализировать стрессовую ситуацию и рассматривать ее с целью
конструктивного решения; развитие продуктивных копинг-стратегий и оптимизацию
эмоционального состояния личности через приобретение навыков эмоциональной
саморегуляции, рост самопонимания и саморазвития, снижение самообвинения или
обвинения других.
Программа
реализовывалась среди 35 подростков, которую условно назвали 2 группа.
По окончании
реализации программы, было выявлено, что:
— подростки
продемонстрировали стратегию поиска социальной поддержки, 7% подростков
существования стратегии решения проблемы,
— были
выявлены продуктивные копинга стратегии в поведении, эмоцицональной сфере,
высокий уровень производительности,
— у подростков показатели агрессивности
снизились, по сравнению с подросками, которые не принимали участие в
коррекционной программе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы исследования применения копинг-стратегий как фактор
коррекции поведения подростков 1.1. Копинг-стратегии:
понятие и значение В психологической литературе понятие «копинг» чаще
всего используется для описания характерных способов поведения человека в
различных жизненных и профессиональных ситуациях, связанных с переживанием и
преодолением стресса. Конечной целью копинга и одновременно критерием его
эффективности является снижение стрессогенного влияния ситуации на личность и
возвращение ее к нормальному уровню функционирования [2].
Копинг-поведение, которое часто рассматривается как
синоним к понятию «копинг», реализуется с помощью копинг-стратегий, выбор
которых зависит от влияния различных факторов: возрастных, половых,
профессиональных, личностных, ситуативных. Сегодня наиболее подробно
исследованы и проанализированы личностные и ситуативные детерминанты
копинг-поведения.
Первые научные труды по изучению феномена
копинг-поведения начали появляться в зарубежной психологии лишь со второй
половины ХХ века. Впервые термин «копинг» использовал в 1962 году Л. Мюрфи. Он
исследовал способы преодоления детьми требований, выдвинутых кризисами
развития. К ним прикладывались активные усилия личности, направленные на
овладение трудной ситуацией или проблемой. Термин coping при этом понимается, как
стремление индивида решить определенную проблему [10].
Спустя четыре года, в 1966 году Р. Лазарус в своей
книге «Stress, appraisal and coping» обратился к копингу с целью описания
осознанных стратегий преодоления человеком стрессовых ситуаций [48]. Он определил
копинг-поведение как сумму когнитивных и поведенческих усилий, которые
прилагает личность для ослабления влияния стресса [48].