Магистерский диплом (ВКР) на тему Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе анимационно-театрализованного творчества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретико-методологические основы формирования читательской компетенции младших
школьников в процессе анимационно-театрализованного творчества.. 11
1.1. Сущность и
структура понятия «читательская компетенция» младшего школьника. 11
1.2 Специфика
анимационно-театрализованного творчества младших школьников 17
1.3 Программа формирования читательской компетенции младших школьников в
процессе анимационно-театрализованного творчества. 24
Выводы по первой главе. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию читательской компетенции младших школьников в процессе
анимационно-театрализованного творчества.. 33
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
читательской компетенции младших школьников в процессе
анимационно-театрализованного творчества. 33
2.2 Апробация программы по формированию читательской компетенции младших
школьников в процессе анимационно-театрализованного творчества. 52
2.3 Анализ и оценка результатов
опытно-экспериментальной работы.. 66
Выводы по второй главе. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 82
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 87
Введение:
Актуальность формирования
читательской компетенции младших школьников прописана в Федеральном государственном стандарте
начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения
литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого
уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования».
Чтение
всегда было в центре внимания учителей-словесников. Сейчас эта проблема еще
более обострилась. В условиях развития информационных технологий вызвали
угасание интереса учащихся к художественному слову, что негативно сказывается
на их дальнейшей жизни. Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития
интеллекта. Дети, которые читают, способны быстрее схватывать целое, находить
правильное решение в сложной ситуации, имеют больший объем памяти, активное творческое
воображение, обладают литературным вещанием, точнее формулируют мысли, более
самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, формирование
читательских компетенций школьника является актуальной педагогической
проблемой, требующей осмысления, анализа и комплексного подхода к ее решению.
Читательская
компетенция может быть условно определена как способность к мобилизации и
применения комплекса специфических личностных, когнитивных и
эстетико-коммуникативных механизмов с целью организации и реализации эффективного
эстетического взаимодействия с художественным произведением. Соответственно
процесс формирования читательской компетенции должен предусматривать
взаимосвязанное развитие когнитивно-деятельностной и эмоционально-эстетической
сфер читателя.
В
психологии, педагогике, эстетике и методике проблема исследования отдельных
аспектов читательской деятельности считается достаточно изученной. В частности,
в работах отечественных ученых освещается вопрос готовности учащихся к
читательской деятельности и проблема ее развития в различных видах деятельности
(Л. Беляева, В. Кан-Калик, В. Хазан); рассматривается определение уровней
читательского развития, учитывая способность читателя целостно постичь
эстетическую природу художественного произведения (В. Маранцман, Т. Чирковська,
И. Левшина, Т. Полозова); устанавливается зависимость развития коммуникативной
активности читателя от общих закономерностей учебно-познавательной деятельности
и существенных личностных факторов (Т. Пахомова, А. Слижук).
Последовательное
рассмотрение каждого из названных подходов к критериям развитости читательской компетенции
дает возможность более глубокого и целостного понимания закономерностей ее
формирования и способствует разработке методических основ для определения
уровней сформированности читательских компетенций. Возникает вопрос: какими
средствами достигается выскокий уровень сформированности читательской
компетенции?
Для того, чтобы сформировать
читательскую компетенцию младших школьников, необходимо использовать такие формы
работы, как анимационно-театрализованное творчество, которое настраивает детей на активное участие и
решение проблемных вопросов, учит детей размышлять о прочитанном и высказывать свое мнение, понимать
подтекст прочитанного, видеть мнение автора.
Прежде
всего, в процессе анимационно-театрализованной деятельности у ребенка
развивается личное мнение о прочитанном, развиваются эмоции, путем анимации
(оживление и одушевление) и театральной постановки ребенок стремиться воплотить
и пережить прочитанное.
Во-вторых,
анимационно-театрализованное творчество напрямую
связано с игрой, а именно игра является корнем детского творчества.
Заключение:
Научно-теоретические обобщения и наработанный
эмпирический материал, представленные в й работе, дают основания для таких
выводов:
Осуществлен анализ дидактической,
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил
определить содержание понятий «компетенция», «читательская компетенция».
Выявлены теоретические основы формирования читательской
компетенции на основе изучения психолого-педагогической, научно-методической
литературы.
Читательская компетенция как сложное
многокомпонентное личностное образование касается обработки читателем текстов
разных видов, а не только художественных. Она является базовой составляющей
коммуникативной и познавательной компетенции и предусматривает: овладение
учащимися совокупностью знаний, умений, навыков, ценностных отношений, которые
позволяют ребенку в соответствии с его возрастными возможностями самостоятельно
ориентироваться в круге детского чтения,
самостоятельно работать с различными видами письменных текстов — их
читать, понимать находить в них нужную информацию, анализировать,
интерпретировать, оценивать, использовать ее для решения учебно-познавательных
задач, в жизненном опыте, в стандартных и новых ситуациях.
Уточнено понятие «читательская компетенция» как
интегративное качество ученика, что предполагает единство приобретения
коммуникативного опыта через формирование мотивационной основы общения;
овладение компетенциями осуществлять коммуникативную деятельность в процессе
обучения, во внеурочной деятельности, во время работы с текстом во всех ее
видах: слушание, говорение, чтение, письмо, понимание чужой и создание
собственной программы коммуникативного поведения, адекватного целям, ситуации
общения, с учетом адресата и стиля языка; активизацию творческого
продуцирования текстов различных типов, стилей и жанров речи.
В структуре читательской компетенции младших
школьников, на основании представленного определения, выделяются такие ее
основные взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоциональный,
коммуникативный, рефлексивный, которые реализуются в содержательных линиях
учебной программы по литературному чтению для начальных классов.
Анимационно-театрализованное
творчество, как средство развития компетенции — методический приём,
используемый на уроках, повышающий полноту восприятия идейно-художественного
содержания произведения, способствующий эстетическому развитию.
В
процессе использования различных форм анимационно-театрализованного творчества
учащиеся воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя
все или некоторые из следующих выразительных средств: интонацию, мимику, жест,
позу, движение, действие, мизансцену (группировку).
В дальнейшем возникает необходимость разработки
кормплексной программы формирования читательской компетенции младших школьников
в процессе анимационно-театрализованного творчества.
Формирование читательской компетенции младших
школьников, которая является индивидуальным интегрированным образованием,
предусматривает различные виды заданий на перечитывание, понимание,
воспроизводства и изменения текстов, в зависимости от цели обработки, их жанра,
объема, сложности.
В соответствии с
определенными компонентами читательской компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности
были
определены соответствующие критерии. В условиях учета соответствующих критериев
и показателей был выделен высокий, достаточный, средний и низкий уровни
сформированности читательской компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности. Диагностика
эффективности формирования читательской компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности
осуществлялась
в соответствии с выше разработанными критериями, показателями и уровнями их
проявления.
Экспериментально-исследовательская
работа осуществлялась поэтапно, в соответствии с определенными компонентами читательской
компетенции младших школьников в анимационно-театрализованного творчества.
Представлена экспериментально-опытная проверка
эффективности формирования читательской компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности освещает разработки программы формирования коммуникативной компетентности
младших школьников в процессе работы с текстом, обоснование ее эффективности в
условиях экспериментального обучения.
Ведущими подходами являются следующие: личностно
ориентированный, компетентностный, коммуникативно-деятельностный, системный,
интегрированный, текстоцентричный. Основными методами признана работа с
учебником, драматизация, театрализация.
Показатели указанных критериев – побуждение учащихся к
общению, целеустремленность в работе с текстом, коммуникативная
осведомленность, осведомленность относительно осуществления текстовой
деятельности, активная коммуникация, творческое продуцирование текстов различных
типов, жанров, стилей в зависимости от цели и коммуникативной ситуации.
Для проверки эффективности разработанной программы по формированию
читательской
компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности проводилась экспериментальная работа. На первом этапе во время проведения
констатирующего этапа эксперимента были определены уровни сформированности читательской компетенции младших
школьников экспериментальных и контрольных классов.
Диагностический инструментарий позволил определить, что уровень
сформированности показателей не может считаться достаточным.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в
экспериментальных классах была апробирована разработанная программа формирования
читательской
компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности. Учебный процесс в контрольных классах осуществлялся в соответствии с
традиционным подходом. В основе технологии формирования читательской компетенции младших
школьников в анимационно-театрализованной деятельности лежит системный подход, отражающий единство целое-мотивационный,
коммуникативно-когнитивного, практически-деятельностного компонентов процесса
формирования читательской
компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности.
Экспериментально-опытное обучение показало, что уровень
сформированности читательской компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной деятельности
в экспериментальных классах составляет 67 %, в
контрольных – 50 %, то есть уровень в экспериментальных классах выше, чем у
контрольных, на 17 %, что подтверждает эффективность разработанной нами
функционально-структурной модели формирования читательской компетенции младших школьников в анимационно-театрализованной
деятельности и взаимозависимость интереса к чтению,
начитанности учеников с коммуникативной сноровкой и целесообразностью учащихся
начальной школы.
Итак, проведенное экспериментальное исследование
доказывает, что разработанная нами программа формирования читательской компетенции младших
школьников в анимационно-театрализованной деятельности является действенной и эффективной.
Действительно, формирование читательской компетенции
младших школьников посредством анимационно-театрализованного творчества будет
проходить более успешно, если:
1.
будет разработана специальная программа, направленная на формирование
читательской компетенции младших школьников посредством анимационно-театрализованного творчества,
2.
на уроках литературного чтения систематически будут использолваны различные
элементы анимационно-театрализованного творчества.
Ценность разработанной программы заключаертся в том, что она
оказывает положительное влияние на все этапы работы над
художественным произведением и является
важным средством формирования читательской
комптенеции петем использования анимационно-театрализованной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования читательской
компетенции младших школьников в процессе анимационно-театрализованного
творчества 1.1. Сущность и структура понятия «читательская
компетенция» младшего школьника Анализ современной психолого-педагогической
литературы последних десятилетий показывает, что термин «читательская
компетенция» не находит содержательно однозначного определения. Существуют
различные подходы к пониманию этой категории, при этом большинство
исследователей подчеркивают в ее содержании личностное и деятельностное
направление, а также компонентную структуру.
В зарубежных литературных источниках обозначенное
понятие применяется, начиная с конца 70-х годов прошлого века. Сначала
сущность читательской компетенции определялась
в пределах психологической концепции Н.Хомского [39]: как знание системы языка,
в противовес владения ею в реальных ситуациях.
В последующие, (80-90-е) годы, в исследованиях
ученых приоритетным начал выступать деятельностный подход.
Так, согласно деятельностному подходу, в трудах
зарубежных авторов (G. Westhoff, J. Grzesik), читательская компетенция
определяется следующим образом:
1. как способность индивида к осмыслению письменных
текстов разных типов, разных формальных структур, и связывает их с более
широким контекстом — использование для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества [45];
2. как готовность использовать чтения для приобретения
новых знаний с целью дальнейшего обучения [45].
В трудах российских ученых, в рамках деятельностного
подхода, читательская компетенция, трактуется следующим образом:
1. как совокупное интегративное личностное
качество, содержащее как развивающую, так и деятельностную составляющие
(Н.Сметанников, Т.Разуваева, Н.Колганова);
2. как развивающий аспект характеризуется развитием
мыслительных операций и механизмов чтения, развитием личностных качеств
школьников, их эмоционально-чувственной сферы;
3. как деятельностную составляющую, которая
формируется в образовательном процессе в соответствии с задачами, основывается
на межпредметных знаниях и осуществляется с помощью многих умений и стратегий
чтения — целеполагание, поиска и анализа информации, понимания и интерпретации
текста, оценки и формирования суждений о тексте и др. [6]
В дидактических и психологических исследованиях
читательская компетенция рассматривается как базовая составляющая
познавательной и коммуникативной компетенций:
1. читательская компетентность — особая форма
личностного образования, отражает систему ключевых компетенций, полученных
ребенком в процессе изучения курса «литературное чтение». Основу читательской
компетенции, по мнению, например, Н.Колгановой, составляют три основных компетенции:
познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная[9];
2. интегрированное личностно-деятельностное
образование, является результатом взаимодействия знаний, умений, ценностных
отношений, приобретаемое в процессе реализации содержания литературного чтения
[9];
3. комплекс личностных и интеллектуальных качеств
читателя, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с текстом,
адекватно понимать произведение, вступая в диалог с автором, оценивая
прочитанное, выражая свое отношение к нему. Она включает три блока —
когнитивную, операциональную и коммуникативную компетенции[10, 95].
В программных материалах, в частности в российской
национальной программе поддержки и развития чтения обозначенное понятие
трактуется как «совокупность знаний и навыков, которые позволяют индивиду
подбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной
(письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [4]
В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках обозначенной
программы отмечается, что понятие читательской компетенции тесно связано с
понятием функциональной грамотности. При этом речь идет не о технике чтения, а
о способности индивида читать с целью получения новых знаний, которые помогают
в практической жизни и в дальнейшем обучении [5, 29].
Структура читательской компетенции, так же различна
в различных научных исследолваниях:
1. личностный, когнитивный, деятельностный
компоненты [7,8];
2. синтез когнитивного и коммуникативного
компонентов [11].
Согласно модели общей компетенции особитости в
смысле читательской компетентности выделяются следующие компоненты: личностный,
когнитивный и деятельностный [12,8].
На основе анализа различных трактовок сущности понятия «читательская
компетенция», ее компонентной структуры можно сделать вывод, что несмотря на их
разнообразие, в них выделяются общие факторы. Большинство отечественных и
зарубежных ученых сущность понятия рассматривают как сложное многокомпонентное
образование с позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
владение индивидом совокупность знаний, умений, навыков, ценностных отношений,
которые позволяют читателю эффективно взаимодействовать с текстом, полноценно
осознавать литературные произведения, их интерпретировать, оценивать,
осуществлять поиск в тексте нужной информации, проводить диалоговое
взаимодействие с текстом.