Магистерский диплом (ВКР) на тему Электоральные технологии в избирательных кампаниях (на материалах выборов в президенты Российской Федерации 2018 года и выборов в мэры города Москвы 2013 года)» (тема изменена 10.12.20).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 11
1.1. Современные подходы к определению электоральной технологии 11
1.2. Исторический дискурс изучения и использования электоральных технологий в России 19
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ ВЫБОРОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2018 ГОДА И ВЫБОРОВ В МЭРЫ ГОРОДА МОСКВЫ 2013 ГОДА 39
2.1. Использование электоральных технологий в предвыборной кампании кандидата в мэры города Москвы А. А. Навального на выборах 2013 года 39
2.2. Особенности применения электоральных технологий в структуре предвыборной кампании кандидата в президенты Российской Федерации П. Н. Грудинина на выборах 2018 года 52
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ 61
3.1. Возможности применения инновационных электоральных технологий в избирательном процессе РФ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Введение:
Выборы в современных научных представлениях определяются в качестве высшего непосредственного выражения народной власти, позволяющего легитимизировать неотъемлемое право на осуществление данной власти в государственных и муниципальных масштабах. Потому от степени их свободы зависит, насколько развитым в демократическом плане является то или иное общество. Чтобы выборы могли быть определены в качестве свободных, должно не только отсутствовать вмешательство в процесс волеизъявления граждан, но присутствовать настоящая конкуренция и борьба, представленная действиями субъектов, являющихся претендентами на занятие властных позиций. Именно наличие в данной борьбе за власть конкурентности, а именно честности и справедливости в противостоянии за получение властных полномочий, является гарантией конституционности электоральных процессов.
Российские реалии в процессе исторического развития характеризовались многочисленными избирательными кампаниями. Это привело к неминуемому вхождению электоральных процессов в политическую жизнь социума. Было произведено накопление серьезного опыта, связанного с нормативно-правовым регулированием отношений в ходе избирательного процесса, в частности, речь идет об избирательных кампаниях, проведенных различными политическими деятелями. Впрочем, для отечественного избирательного законодательства характерным явлением является наличие нестабильности, а также склонности к довольно частотному реформированию, являющемуся, к тому же, коренным.
Проводя избирательные кампании, политические деятели, партии и их представители часто сталкиваются с тем, что ту или иную проблему крайне сложно решить, поскольку законодательство в этом плане выглядит откровенно эклектичным, ввиду чего отдельные положения тех или иных нормативно-правовых актов могут противоречить или взаимно исключать друг друга. Это касается, в частности, и принципов, связанных с состязательностью и равноправием между конкурирующими субъектами, последовательность закрепления которого в законодательстве вызывает серьезные сомнения и противоречия. Именно поэтому предстает необходимость в том, чтобы разработать новую научно обоснованную концепцию, способную обеспечить осуществление и функционирование процессов правового регулирования, направленных на отдельные избирательные процедуры. Данная необходимость связана с недостаточной проработанностью, присущей многим теоретическим вопросам, связанным с избирательными кампаниями, а также ряду прикладных проблем, совокупность которых обусловливает актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы анализа избирательных кампаний и определения места и роли в их функционировании электоральных технологий изучались зарубежными авторами – Д. Истоном, Г. Алмондом, Дж. Коулманом, И. Винером, К. Дойчем, а также представителями отечественной науки – М. Г. Анохиным, М. Н. Грачевым, М. С. Вершининым, Л. Н. Тимофеевой и других.
Накопленный в последние годы теоретико-эмпирический опыт в России основан на изучении большого количества избирательных кампаний разных уровней. К подобным работам можно отнести труды Е. Малкина и Е. Сучкова, А. Мирошниченко. Здесь можно увидеть системный подход к исследованию полного спектра технологических аспектов избирательных кампаний.
Для данной работы особенно значимыми оказались исследования, рассматривающие избирательные технологии как одну из форм политического маркетинга. Исследования маркетинговых технологий в политической сфере отражены в работах А.И. Ковлера, Ф.Н. Ильясова.
Различные аспекты электоральных технологий изучались в рамках исследований, посвященных политической рекламе. Ряд работ зарубежных авторов связан с анализом общих законов функционирования рекламы и специфических черт политических роликов. В этом формате выполнены работы таких авторов, как Д. Огилви, А. Дейян, И. Ротцолл, К. Бове, У. Аренс. Из отечественных ученых в разработку данной проблематики наибольший вклад внесли Э.Е. Старобинский, И.Л. Викентьев, Л.Ю. Гермогенова, И.Я. Рожков, Н.В. Старых, В.В. Ученова. Наряду с данным подходом, интерес вызывают работы российских исследователей, которые выделяющих политическую рекламу в качестве самостоятельного объекта: В.Л. Музыкант, Т.Э. Гринберг, Е.В. Егорова-Гантман, С.Ф. Лисовский, С.В. Мошкин.
Не менее важными для обозначенной темы являются труды, посвященные паблик рилейшнз как технологии политического маркетинга. Здесь следует упомянуть монографии зарубежных ученых Э. Бернейза, С. Блэка, Ф. Котлера. В их работах описываются стратегии управления избирательным процессом, механизмы изучения и формирования общественного мнения, методы сегментирования аудитории и способы воздействия на нее. Рассмотрению паблик рилейшнз как направления политического управления посвящены работы Г.В. Пушкаревой, Е.Г. Морозовой, Е.А. Плешаковой, В.С. Комаровского.
Весьма значимыми для нашего исследования являются также работы, в основе которых лежит анализ роли электоральных технологий в формировании политического имиджа. Среди подобных исследований следует выделить труды О.А. Будариной, Г.Е. Гринберга, Е.А. Орловой, A.M. Цуладзе. Ряд современных ученых, занимающихся рассмотрением пропаганды как научного объекта, сосредотачиваются на изучении механизмов манипуляции и внушения на межличностном уровне и на уровне массового воздействия. Значительный интерес в данном направлении представляют работы С.Г. Кара-Мурзы, Г.В. Грачева, И.К. Мельника.
Объектом анализа выступает понятие «электоральная технология». Предметом исследования выступают особенности функционирования электоральных технологий в избирательных кампаниях Павла Грудинина на выборах Президента РФ 2018 года и Алексея Навального на выборах мэра Москвы 2013 года.
Цель исследования: комплексный научный анализ категории «электоральная технология» и рассмотрение особенностей функционирования данного феномена в избирательных кампаниях Павла Грудинина на выборах Президента РФ 2018 года и Алексея Навального на выборах мэра Москвы 2013 года.
В соответствии с целью определяются следующие задачи исследования:
1. Изучить систему общественных отношений, возникающих в ходе проведения кандидатами и избирательными объединениями избирательных кампаний.
2. Исследовать нормативно-правовую основу проведения избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений.
3. Осмыслить понятие избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, определить его сущностные характеристики. Отграничить эту деятельность от иных видов предвыборной активности.
4. Раскрыть статус участников избирательной кампании кандидата, избирательного объединения.
5. Установить процессуальную форму избирательной кампании кандидата, избирательного объединения.
Методологическую основу работы составили диалектический метод познания и иные общенаучные методы: анализ и синтез, системный метод.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что аналитика применения электоральных технологий в избирательном процессе России позволит получить новые данные для определения общих тенденций использования новых форм политико-коммуникативного взаимодействия, связанных с интенсивным развитием средств массовой коммуникации и информационных технологий, и различий применения в избирательных кампаниях политико-коммуникативных технологий, обусловленных менталитетом избирателей, нормами электорального законодательства, характером сложившегося в обществе информационного взаимодействия.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили монографические исследования зарубежных и отечественных ученых в области теории политической коммуникации и менеджмента, политической психологии, избирательного процесса.
Эмпирическая база исследования включает в себя:
монографии и статьи российских и зарубежных авторов, посвященных различным аспектам применения политико-коммуникативных технологий в избирательных кампаниях;
нормативные правовые акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; федеральные законы Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации»; «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О политических партиях» и др.);
статистические данные по электорату России и Франции, касающиеся результатов голосования и явки избирателей на президентских выборах 2018 года и выборах мэра Москвы 2013 года;
результаты социологических опросов населения России в преддверии и после президентских выборов 2018 года и выборов мэра Москвы 2013 года;
материалы ежедневной, еженедельной и ежемесячной прессы России;
эмпирический материал по рекламному и PR-обеспечению рассматриваемых избирательных кампаний.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выдвинутые в ней положения и полученные выводы являют собой определенный вклад и приращение знания в изучении теоретического и прикладного аспектов феномена электоральных технологий; могут быть использованы в научно-исследовательской работе и компаративных исследованиях других стран, направленных на изучение данной проблематики; в учебном процессе могут использоваться при разработке лекций и семинарских занятий по политологии, теории коммуникации, служить основой для разработки спецкурсов в рамках прикладной политологии, а также по политической коммуникации, политической рекламе и связям с общественностью. Полученные результаты рекомендации позволяют усовершенствовать процесс организации избирательных кампаний и применения в них политико-коммуникативных технологий.
Результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сформулировать следующие положения, которые были вынесены на защиту:
1. Изучать процессы, связанные с электоральными технологиями, более целесообразно, когда исследования связаны не только с микро-, но и с макроуровнем, а также сопровождаются использованием соответствующего концептуального инструментария и методических процедур. Использование микроуровневых теорий способствует исследованию электоральных технологий посредством личностного фактора, осуществляя раскрытие характера, присущего информационно-психологическому воздействию на индивида с последующим выявлением эволюции, которая присуща его политическим представлениям, установкам, убеждениям, мнениям и поведения. Использование же макроуровневых концепций способствует исследованию сущностей, присущих электоральным технологиям как системному процессу, с дальнейшим раскрытием его структурно-функциональной составляющей и выявлением направленности процессов, связанных с информационным воздействием и взаимодействием политических субъектов, которые производятся в политических системах и социуме в целом.
2. Максимально полно исследовать закономерности, присущие электоральным технологиям, позволяет использование подхода, основа которого представлена маркетинговыми (политическим PR, политической рекламой, технологиями директ-маркетинга, технологиями, связанными с политическим имиджем и его созданием), а также немаркетинговыми коммуникациями (в частности, политической агитацией и политической пропагандой). Различны эти коммуникации лишь в том, каким образом оказывают воздействие на сознание социума. Данное сочетание, представленное маркетинговыми коммуникациями, в центре которых находится построение диалога с потенциальными избирателями, работа по сбору информации, связанной с их потребностями и предпочтениями, а также коммуникациями немаркетингового характера, которые, напротив, призваны общаться с избирателем в одностороннем порядке, исключая необходимость диалога между адресантом и адресатом сообщений политического характера, способствует выявлению того, насколько эффективным предстает комплекс, представленный инструментами формирования и обработки общественного сознания в электоральный период.
3. По результатам проведенного исследования мы смогли сделать вывод о том, что развитие электоральных стратегий в РФ на протяжении проведенных в стране политических кампаний было эволюционным. Так, проведение выборов в России начиналось с явного заимствования американского подхода к организации политического противостояния, представленного основными маркетинговыми политико-коммуникативными технологиями. Однако далее отечественные политтехнологи, очевидно, углубили свой практический опыт и постепенно стали максимально снижать частотность пользования методиками американской политической кампании. Данный факт свидетельствует, в первую очередь, о том, что РФ сделала ставку на сохранение самобытности в политических традициях и культуре, обусловленную постепенным «охлаждением» отношений с Западом.
4. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о существенном влиянии избирательного законодательства страны на особенности проведения в ней выборов, а также их эффективность. Так, к примеру, для российского избирательного законодательства характерным является присутствие эффективности, связанной с регулированием избирательных кампаний. Однако, несмотря на это, в актуальном российском избирательном законодательстве нельзя не отметить лакуны в виде отсутствия норм, связанных с политической рекламой, прямым маркетингом, агитационными предприятиями. Неясным остается и вопрос, по какому критерию распределяется эфирное время, предоставленное каждому из кандидатов. Совокупность данных недочетов и возможностей двойной трактовки норм законодательства приводит к тому, что кандидаты ставятся в позицию неравенства, представляя свою позицию в СМИ, где доступ, по сути, зависит от количества финансовых вливаний.
5. В ходе исследования нам удалось акцентировать внимание на существенных различиях, присущих избирательным кампаниям А. Навального и П. Грудинина в плане применения электоральных технологий, несмотря на общность, связывавшую их информационно-коммуникационные пространства. Так, оба кандидата активно пользовались политической видеорекламой, в то же время отказавшись стать участниками политических дебатов. И кандидат на пост Президента, и кандидат в градоначальники столицы практически не обращались к использованию плакатов, утвердив, таким образом, периферийность данного вида агитации и его формализацию в условиях, связанных с монополизированным информационным пространством и тем фактом, что результаты выборов были достаточно предсказуемыми (особенно в случае Грудинина). Однако, в то же время, общей тенденцией кампаний обоих кандидатов стало обращение к технологиям, связанным с личным политическим имиджем и его созданием, личными встречами кандидатов с потенциальными избирателями. Данная особенность позволяет отметить персонализацию как одну из ключевых тенденций новейших политических кампаний в РФ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
политической власти, особое место отведено избирательным технологиям. В периоды, сопровождающиеся проведением избирательных кампаний, им характерно наличие определенной специфичности. Разработка и применение избирательных технологий в российских электоральных условиях формируют возможность прогнозирования факторов, связанных с характером и результатами выборов, особенностями поведения потенциальных избирателей. Нельзя не отметить и то, что использование избирательных технологий является важнейшим условием стабильности, стремление к которой характерно для российских институтов политического действия.
Систему современных избирательных технологий можно охарактеризовать как обладающую хорошей разветвленностью и представленной двумя основными группами. Первая из них сформирована конвенциальными (неманипулятивными, «чистыми») технологиями; вторая – неконвенциальными (манипулятивными, «грязными»). Адресатом, относительно которого предпочитают пользоваться «грязными технологиями», являются массы, что связано с преследованием корыстных целей. Использование же «чистых технологий» сопровождается снабжением их смысловой нагрузкой, ввиду чего они характеризуются востребованностью в условиях стабильно развивающегося общества.
В ходе трансформаций общества между постиндустриальным и информационным этапами возникает возможность исследования политических процессов, оперируя технологическими позициями. Для современного этапа развития характерно повсеместное применение технологических возможностей.
Направленность избирательных технологий представлена информационным (агитационно-пропагандистскими мероприятиями и PR-действиями) и административным направлениями. Информационные технологии, в свою очередь, характеризуются маркетинговой и немаркетинговой направленностью. По мере того, каким образом производится воздействие избирательных технологий, возможно выделение среди них жестких и мягких, применение которых, как правило, является одновременным и связанным с одной содержательной технологией.
Проводя избирательную кампанию, ее организаторы пользуются финансовыми, временными, организационными, материально-техническими, людскими, информационными, административными ресурсами. Ввиду этого можно говорить о том, что основные ресурсы, обеспечивающие проведение избирательной кампании, являются разнородными, поэтому их невозможно выразить единым денежным эквивалентом.
Пользуясь геополитически мотивированной классификацией, возможно выделение в российских условиях трех основных разновидностей, связанных с голосованием – левого, либерального и конформистского. Так, к примеру, сельскими жителями регионов России голоса преимущественно отдаются в «копилку» провластных кандидатов и политических сил. Основной массив представителей правого политического вектора сосредоточен в Подмосковье и областных центрах, устойчиво экономически интегрированных со столицей, а также населенных пунктах Севера европейской части нашей страны. Остальные российские регионы характеризуются полным размытием, присущим электоральным предпочтениям населения.
Использование идентификационных механизмов позволяет кандидату осуществить метафорическое отождествление себя в качестве участника целевой группы избирателей, основываясь на национальных, социальных и профессиональных признаках. Так, в частности, совокупность стереотипов, связанных с региональным мифом, обусловливается идентичностным кризисом и провинциальными комплексами, присущими избирателям.
Функционирование стереотипизационных механизмов в пределах массового сознания представителей электората обусловливается восприятием людей в качестве значимой социальной, этнической, профессиональной, религиозной совокупности. Также технологи оперируют негативными, эмоционально окрашенными чертами человека, удобными для эксплуатации в избирательных кампаниях.
По результатам исследования могут быть сформулированы такие выводы:
1. Изучать процессы, связанные с электоральными технологиями, более целесообразно, когда исследования связаны не только с микро-, но и с макроуровнем, а также сопровождаются использованием соответствующего концептуального инструментария и методических процедур. Использование микроуровневых теорий способствует исследованию электоральных технологий посредством личностного фактора, осуществляя раскрытие характера, присущего информационно-психологическому воздействию на индивида с последующим выявлением эволюции, которая присуща его политическим представлениям, установкам, убеждениям, мнениям и поведения. Использование же макроуровневых концепций способствует исследованию сущностей, присущих электоральным технологиям как системному процессу, с дальнейшим раскрытием его структурно-функциональной составляющей и выявлением направленности процессов, связанных с информационным воздействием и взаимодействием политических субъектов, которые производятся в политических системах и социуме в целом.
2. Максимально полно исследовать закономерности, присущие электоральным технологиям, позволяет использование подхода, основа которого представлена маркетинговыми (политическим PR, политической рекламой, технологиями директ-маркетинга, технологиями, связанными с политическим имиджем и его созданием), а также немаркетинговыми коммуникациями (в частности, политической агитацией и политической пропагандой). Различны эти коммуникации лишь в том, каким образом оказывают воздействие на сознание социума. Данное сочетание, представленное маркетинговыми коммуникациями, в центре которых находится построение диалога с потенциальными избирателями, работа по сбору информации, связанной с их потребностями и предпочтениями, а также коммуникациями немаркетингового характера, которые, напротив, призваны общаться с избирателем в одностороннем порядке, исключая необходимость диалога между адресантом и адресатом сообщений политического характера, способствует выявлению того, насколько эффективным предстает комплекс, представленный инструментами формирования и обработки общественного сознания в электоральный период.
3. По результатам проведенного исследования мы смогли сделать вывод о том, что развитие электоральных стратегий в РФ на протяжении проведенных в стране политических кампаний было эволюционным. Так, проведение выборов в России начиналось с явного заимствования американского подхода к организации политического противостояния, представленного основными маркетинговыми политико-коммуникативными технологиями. Однако далее отечественные политтехнологи, очевидно, углубили свой практический опыт и постепенно стали максимально снижать частотность пользования методиками американской политической кампании. Данный факт свидетельствует, в первую очередь, о том, что РФ сделала ставку на сохранение самобытности в политических традициях и культуре, обусловленную постепенным «охлаждением» отношений с Западом.
4. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о существенном влиянии избирательного законодательства страны на особенности проведения в ней выборов, а также их эффективность. Так, к примеру, для российского избирательного законодательства характерным является присутствие эффективности, связанной с регулированием избирательных кампаний. Однако, несмотря на это, в актуальном российском избирательном законодательстве нельзя не отметить лакуны в виде отсутствия норм, связанных с политической рекламой, прямым маркетингом, агитационными предприятиями. Неясным остается и вопрос, по какому критерию распределяется эфирное время, предоставленное каждому из кандидатов. Совокупность данных недочетов и возможностей двойной трактовки норм законодательства приводит к тому, что кандидаты ставятся в позицию неравенства, представляя свою позицию в СМИ, где доступ, по сути, зависит от количества финансовых вливаний.
5. В ходе исследования нам удалось акцентировать внимание на существенных различиях, присущих избирательным кампаниям А. Навального и П. Грудинина в плане применения электоральных технологий, несмотря на общность, связывавшую их информационно-коммуникационные пространства. Так, оба кандидата активно пользовались политической видеорекламой, в то же время отказавшись стать участниками политических дебатов. И кандидат на пост Президента, и кандидат в градоначальники столицы практически не обращались к использованию плакатов, утвердив, таким образом, периферийность данного вида агитации и его формализацию в условиях, связанных с монополизированным информационным пространством и тем фактом, что результаты выборов были достаточно предсказуемыми (особенно в случае Грудинина). Однако, в то же время, общей тенденцией кампаний обоих кандидатов стало обращение к технологиям, связанным с личным политическим имиджем и его созданием, личными встречами кандидатов с потенциальными избирателями. Данная особенность позволяет отметить персонализацию как одну из ключевых тенденций новейших политических кампаний в РФ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Современные подходы к определению электоральной технологии
История наблюдений за избирательными процессами и за тем, как ведет себя электорат, насчитывает множество десятилетий. За это время скопился огромный массив теоретической и практической информации. Беря во внимание специфику нашего исследования и поставленные в работе задачи, считаем, что необходимо выделить следующие направления электорального дискурса в зарубежной политической науке:
а) исследование электорального поведения и факторов, от которого оно зависит;
б) анализ избирательных систем и степень их влияния на электоральный процесс, поведение избирателей, а также зарождение и развитие партийных структур;
в) участие политических партий в избирательной гонке;
г) территориальные отличительные черты электоральных процессов и роль этнополитических факторов в поведении избирателей;
д) влияние социальной трансформации на избирательные практики в переходных обществах.
Выделение данных направлений и их изучение позволило нам составить собственную методологию исследования, которая включает в себя исследование избирательных процессов в Российской Федерации на общенациональном и региональном уровнях .
Во время работы над информацией об электоральных процессах мы выделили 4 подхода, которые объясняют, почему избиратели ведут себя